Аннотация. В данной статье рассматривается сценическое волнение как психолого-педагогическая проблема, наиболее частые причины его возникновения, а также возможные способы преодоления.

Ключевые слова: волнение, младший подростковый возраст, психология, музыкальная педагогика, школа искусств, учебный процесс, личностный подход, психологическая установка исполнителя.

Сценическое волнение – это серьезная психолого-педагогическая проблема, с которой нередко сталкиваются учащиеся и преподаватели школ искусств.

Существует множество причин возникновения пагубных форм сценического волнения. Как правило, эти причины социального типа. Ребенка с детства приучают к жизни в социуме, внушают, что умение контактировать с другими людьми, вести себя подобающе и оправдывать ожидания – это чуть ли не самое главное в жизни. К тому же не стоит забывать, что человек – это социальный биологический вид, именно поэтому умение уживаться в социуме заложено в нас генетически, как и страх изоляции, страх быть непринятым другими людьми, т.к. для наших предков жизнь за пределами общины была попросту невозможна. Инстинкты живы в людях и по сей день. А потребность социализации только возрастает, что объясняется тем, что социальные связи и законы с каждым новым витком развития цивилизации только усложняются.

Для младшего подростка социализация – это одна из важнейших задач. Мало того, как правило, дети в возрасте от 10 до 12 лет ни на секунду не забывают, что «на них смотрят». Именно поэтому сценическое выступление становится настоящим стрессом. Это одновременно и неотъемлемая часть учебного процесса, и способ заявить о себе, и соревнование со сверстниками. Именно поэтому помимо уровня и качества подготовки на способность саморегуляции на сцене могут влиять еще многие факторы.

Среди наиболее часто распространенных причин возникновения сценического волнения у детей можно выделить следующие:

Страх за репутацию. Это волнение обусловлено либо острой необходимостью заявить о себе, либо родительской установкой, заставляющей ребенка бороться за внимание.

Страх получить наказание от взрослого за плохое выступление. Несомненно, за неподобающее поведение или плохую успеваемость ребенок должен быть в той или иной мере наказан. Однако не стоит забывать о том, что сценическое выступление и без того является стрессовой ситуацией и усугублять ситуацию не стоит. Не нужно слишком жестоко наказывать ребенка за неудачные выступления, в ситуации экзамена и волнения ему скорее нужна поддержка. Если же родитель считает, что «срывы» на сцене происходят от недоученности и некачественных занятий, что бывает достаточно часто, то наказывать надо непосредственно за лень и плохую подготовку. Но никак не после выступления.

Страх получить нежелательную оценку. С этим переживанием справиться непросто. Ведь оценка – неотъемлемая часть зачетов и экзаменов. Возможно, снять нервозность поможет внушение того, что оценка – это не главное, гораздо важнее сам процесс выступления, приобретение навыков, чувство внутреннего удовлетворения, которое можно получить от того, что произведение исполнено, экзамен все-таки сдан, очередной этап обучения пройден.

Запугивание в детстве. Запугивание – это серьезная проблема в воспитании, справиться с последствиями которой не так-то просто. Например, Э. Берн утверждает, что справиться с неправильными родительскими директивами и пагубным родительским программированием удается не всем взрослым [1]. Зачастую именно с этой проблемой люди обращаются к психотерапевтам. К сожалению, ни преподаватель, ни ребенок – это препятствие преодолеть не смогут, именно поэтому воспитание должно быть гуманным с раннего возраста и ни в коем случае не должно базироваться на чувстве страха.

Воспитание методами угнетения личности ребенка. Угнетение и запугивание – это «педагогика моментального действия». Такая система, как правило, существует в семьях, в которых на воспитание детей уделяется недостаточно времени. Вместо того чтобы долго объяснять ребенку те или иные правила, а потом ждать осознания, гораздо проще установить иерархию в семье, на которой ребенок находится на самой низшей позиции, вследствие чего обязан беспрекословно выполнять указания родителей. Несомненно, метод воспитания действенный на первых порах, однако впоследствии дающий неприятные результаты.

Давление со стороны сверстников. Оно может проявляться по-разному. Это и конкуренция, атмосфера вечного соревнования в учебном заведении, и просто ежедневные мелкие конфликты между учениками. К сожалению, даже если конфликты действительно несерьезные, ощущение тревоги может накапливаться, что повлияет не только на выступление, но и на психологический комфорт в целом. Необходимо научить ребенка не обращать внимания на мелкие неприятности и всегда помнить о главных задачах, невзирая на окружающих. Эти навыки пригодятся не только для саморегуляции на сцене, но и в повседневной жизни, какую бы сферу деятельности ребенок ни выбрал в дальнейшем.

Травля в учебном заведении. Эту проблему ученик не может решить сам и советы «не обращать внимание» не помогут. Разрешением ситуации могут заняться родители и преподаватели, зачастую с привлечением администрации учебного заведения.

Среди причин того или иного сценического самочувствия, основанных на личностных аспектах, можно выделить:

Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, нужда в такой деятельности. Очевидно, что прежде чем идти на сцену, необходимо осознать необходимость этого выступления. В сценическом выступлении важен эмоциональный настрой, навыки самомотивации [2]. Ключевым моментом является именно нужда в исполнительской деятельности. Музыка должна стать инструментом самовыражения и способом заявить о себе, тогда исполнительская деятельность приобретет смысл. А выступление на сцене перестанет быть вынужденной и нежелательной ситуацией. К сожалению, не все дети испытывают потребность в исполнительской деятельности и самовыражении через музыку. Именно эти черты и отличают будущего профессионального музыканта от обычного ученика музыкальной школы.

Степень готовности к выступлению, продуктивность занятий. С.М. Майкапар считал, что волнение может возникать при неграмотно, непродуктивно проводимых домашних занятиях, которые могут вызывать ощущение неуверенности и тревоги [4].

Наличие исполнительского и творческого опыта. В практико-ориентированной деятельности опыт – ключевой способ познания. Для того, чтобы исполнить произведение от начала и до конца, на сцене, наизусть и в присутствии большого количества людей, недостаточно просто получить рекомендации как это сделать, нужно пробовать снова и снова. Именно поэтому наличие исполнительского опыта является столь важным.

Особенности протекания психических процессов, темперамент. То или иное самочувствие на сцене может зависеть от характера, темперамента, быстроты реакции и способности приспосабливаться к новым условиям деятельности. Эти черты врожденные, как правило, изменить их невозможно, однако можно регулировать усилием воли.

Природная застенчивость. Застенчивость является как следствием воспитания, так и врожденной характеристикой. Если это врожденная черта, бороться с ней крайне трудно. Застенчивым детям приходится делать большое волевое усилие, чтобы выступить на публике. Для них это настоящее испытание и борьба с собой. Если же застенчивость является результатом слишком строгого воспитания и подавления ребенка, побороть ее от этого не легче, но проще найти первопричины ее проявления, а значит и способы избавления. Ребенок, которого жестоко подавляли в детстве, как правило, достаточно восприимчив к настроению и отношению к нему значимых взрослых, а значит, отреагирует на поддержку в нужный момент.

Накануне полугодового экзамена по фортепиано был проведен опрос-беседа с учениками ДМШ имени Г.В. Свиридова, целью которого было выявление наиболее частых причин возникновения пагубного волнения на сцене среди учеников-пианистов. Для объективности оценки, детям не предлагались заранее сформулированные вопросы, напротив, они сами формулировали причины своих страхов.

В таблице 1 показано, какие причины страха перед выступлением сами дети называют основными.

Таблица 1. Результаты опроса подростков

Причины возникновения неконтролируемого сценического волнения, с которым ученики не в состоянии справиться самостоятельно (формулировки продиктованы детьми) Амира5 класс, 12 лет Софья5 класс, 12 лет Клим3 класс 10 лет Ульяна3 класс 11 лет Левон3 класс 10 лет Адель3 класс 10 лет Светлана4 класс11 лет
«Мне и так сложно играть, а на сцене совсем не контролирую свои руки»        
«Я боюсь подвести учительницу»        
«Мама расстроится, а если поставят «3», еще и накажет»          
«Я постоянно ошибаюсь, поэтому и боюсь»      
«Я не люблю, когда все смотрят, я всегда стесняюсь»            
«Когда я выхожу на сцену, я боюсь комиссию, я же знаю, что они меня оценивают»
«Я никогда не играл особенно хорошо. Я боюсь, потому что меня будут сравнивать с другими»        

В данной таблице представлены результаты опроса учащихся с 3 по 5 класс, проведенного 21.12.2019 г. Дети самостоятельно формулировали, почему они боятся идти на сцену. Точка означает то, что ребенок сам считает, что боится идти на сцену по указанной причине.

Выявив причины проявления сценического волнения, можно предложить методы сценической саморегуляции, а также некоторые советы по работе в предконцертный период:

  • ребенок должен обучаться в комфортной психологической атмосфере;
  • недопустимо воспитание и обучение ребенка с использованием методов подавления личности;
  • подбор репертуара, методов обучения должен осуществляться с учетом личностных качеств учащегося;
  • учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств должны регулярно принимать участие в различных мероприятиях и накапливать опыт концертной деятельности, необходимый для дальнейшего профессионального развития;
  • оценивание концертных выступлений учащихся должно быть справедливым, ученик должен своевременно получать обратную связь от преподавателя;
  • одной из задач в ходе учебного процесса является выработка психологической установки на музыкально-исполнительскую деятельность [7];
  • учащимся нужно научиться сосредотачиваться непосредственно на музыке во время выступления, наиболее желательным является состояние полного погружения в музыку и получение морального удовлетворения от творчества.

Таким образом, можно утверждать, что все причины волнения в разной степени влияют на самочувствие ребенка на сцене. Необходимо выяснить наиболее распространенные причины, а также наиболее сильно влияющие на учеников. Кроме того, обстоятельства, влияющие на психологическое самочувствие каждого человека, сугубо индивидуальны и невозможно выявить белее или менее общие закономерности. При работе над проблемой сценического волнения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Causes of stage excitement and methods to overcome among middle school students in schools of arts

Talmina G. V.,
student of the Moscow City University, Moscow
Vasilyeva A.V.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Knyazeva (Tsurkis) Galina Lvovna,
Associate Professor of the Department of Music Art of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article reveals the stage excitement as a psychological-pedagogical problem, the most common causes of occurrence, and the ways to overcome.
Keywords. stage excitement, psychology, musical pedagogy, school of art, early adolescence, educational process, personal approach, psychological attitude of the performer.


  1. Бeрн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Гранд: Фаир-пресс, 2001. 472 с.
  2. Князева Г.Л. Методы развития способности к творческой интерпретации музыкальных произведений в классе фортепиано. // Перспективы развития педагогики музыкального образования в контексте интеграции культурных традиций: сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2015. С. 108-111.
  3. Князева Г.Л. Совершенствование навыков координации в процессе занятий фортепиано. // Музыкальная культура и образование: теория, история, практика: сборник материалов научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2016. С. 92-96.
  4. Майкапар С.М. Как работать на рояле. Беседа с детьми. Л.: Гос. муз. изд-во, 1963. 32 с.
  5. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально – исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 2008. 212 с.
  6. Цуркис Г.Л. О возможности применения методов театральной педагогики в фортепианном обучении. // Педагогика искусства. 2012. № 1. С. 174-180.
  7. Цуркис Г.Л. О некоторых психологических особенностях музыкально-исполнительской деятельности. // Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: Материалы научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2011. С. 257-263.
  1. Bern E. People, who play games. М.: Grand Fair press, 2001. 472 pages.
  2. Knyaseva G.L. Methods of developing the ability to creatively interpret musical works in the piano class. // Prospects for the development of pedagogy of music education in the context of the integration of cultural traditions: a collection of materials of an international scientific and practical conference. M.: MGPU, 2015. Page 108-111.
  3. Knyaseva G.L. Improving coordination skills during the piano lessons. // Musical culture and education: theory, history, practice: collection of materials of a scientific and practical conference. M .: MGPU, 2016. Page 92-96.
  4. Maykapar C.M. How to work on piano. Conversation with children. L.: State Mus. Press, 1963. 32 pages.
  5. Tsagarelly U.A. Psychology of musical activity. SPb.: Composer, 2008. 212 pages.
  6. Tsurkis G.L. About ability of application methods of theatrical pedagogic in piano lessons. // Art pedagogic. М.: 2012. № 1. Page 174-180.
  7. Tsurkis G.L. About some psychological features of musical activity. // Music culture and art on modern stage of development: collection of materials of the international scientific and practical conference. М.: МCPU, 2011. Page 257-263.