Код уникальной десятичной классификации: 373.1

Аннотация. В статье рассматривается проблема учета контекстных данных в системе оценки качества образования. Поднимается вопрос значимости неочевидных факторов, которые нельзя игнорировать, оценивая результаты образовательного процесса. Приводятся примеры учета контекстных данных в международных исследованиях.

Ключевые слова: контекстные данные, система оценки качества образования, социальный контекст, социальный состав обучающихся, международные программы исследования качества образования.

Сложившийся за долгие годы подход к оценке образовательной деятельности образовательных организаций в современных реалиях показывает себя весьма малоэффективным. Несмотря на доступность и «легкость» использования контекстных данных на практике проблема неэффективности оценки качества образования остается открытой. Ярким примером является именно российское образование, хотя и в зарубежных государствах имеется ряд существенных проблем в определении связи между учебными результатами обучающихся и не зависящими от образовательной организации факторами, влияющими на условия ее деятельности.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5] было предложено обеспечить «формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности». Во исполнении данного пункта Указа Президента был произведен отбор критериев, направленных на оценку эффективности системы образования. В центр были поставлены рейтинги, определяющие главным критерием эффективности образования – результаты Единого государственного экзамена. Система оценки качества образования выявляла успешные образовательные организации, как и прежде, не основываясь на анализе социальной ситуации образовательной организации.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 г. «Об осуществлении мониторинга системы образования» [3], декларировалась важность «непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений». Целью данного Постановления также является повышение эффективности и объективности процедуры оценки качества образования. В мониторинг включены данные об уровне доступности образования, кадровом, материально-техническом и информационном обеспечении, создании безопасных условий в образовательной организации. Сведения, предоставляемые образовательными организациями в рамках мониторинга, исключают сбор информации о контекстных характеристиках обучающихся.

Контекстные данные стоит определять, как обстоятельства образовательного процесса, не имеющие внутреннего отношения к нему, но оказывающие на него значительное влияние [4]. То есть, это некие внешние факторы, без учета которых сложно оценить эффективность деятельности образовательной организации в полной мере. Но, несмотря на значимость контекстных данных, зачастую их учет не имеет системного подхода. Сбор контекстных данных ведется выборочно, фрагментировано, отдельными специалистами, в частности социальным педагогом или педагогом-психологом. Собранные данные не сопоставляются с образовательными результатами и не включаются во внутреннею систему оценки качества образования. И лишь при разборе конкретной ситуации отдельного обучающегося, учителя или иные педагогические работники могут провести параллель, например, между контекстом ученика и его успеваемостью.

Контекстные данные сложны тем, что нужно отслеживать влияние одних и тех же факторов не один раз, для того чтобы понять, в какой степени функционирование образовательной организации зависит именно от них.

Сейчас уже есть два больших направления работы с контекстными данными:

  • факторы, на которые можно влиять, чтобы повысить результат;
  • факторы, на которые нельзя влиять, но необходимо знать о их существовании и учитывать для объективной оценки.

Со временем контекстные данные займут более выдающуюся позицию и будут иметь весомую роль при оценке качества образования, при условии их планомерного и систематического внедрения в систему оценки качества образования. Контекстные данные должны стать своего рода инструментарием и ключом к справедливой оценке качества образования. На текущий момент существует ряд препятствий в достижении этой цели, но все они преодолимы при условии слаженной работы и прилагаемых усилий со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Из положительной динамики в российской системе образовании стоит отметить единую систему оценки качества образования (далее – ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний обучающихся на разных ступенях обучения в образовательных организациях, достаточно быстро выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и территорий. Ее основными плюсами являются возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализ и учет влияния различных факторов на результаты работы образовательных организаций. Кроме этого, она позволяет учебным заведениям вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

ЕСОКО дает возможность понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня в сравнении с другими странами, что немаловажно так как начиная с 1995 года Россия принимает участие в ряде таких программ, таких как PISA (Programme for International Student Assessment) – международной программе по оценке образовательных достижений пятнадцатилетних учащихся в области математической и естественнонаучной грамотности, а также грамотности чтения; PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международном исследовании качества чтения и осмысления текста для учеников четвертых классов; TIMSS образования (Trends in Mathematics and Science Study) – международном мониторинговом исследовании качества математической и естественнонаучной сферы для учащихся четвертых, восьмых и одиннадцатых классов; ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) –- международном исследовании качества граждановедческого образования четырнадцатилетних учащихся; TALIS (Teaching and Learning International Survey) – международном сравнительном исследовании педагогического корпуса; PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) – международном исследовании компетенций взрослого населения; ICILS (International Computer and Information Literacy) – международном исследовании компьютерной и информационной грамотности.

Подытоживая ситуацию с контекстными данными и их влиянием на качество оценки российского образования можно сказать, что существует положительная динамика в их использовании, однако она проявляется не во всех сферах образовательного процесса равномерно. Можно предположить, что эффективность использования контекстных данных будет расти только при условии модернизации и усовершенствовании методик в ближайшем будущем.

В зарубежных странах практика учета контекстных данных является уже вполне устоявшейся. В Англии система оценки качества образования включает в себя контекстные данные о поле и возрасте ребенка, этносе и социально-экономическом составе контингента образовательной организации, помимо этого учитывается возможность мобильности между учебными заведениями, что также может повлечь определенные искажения при оценке. В США не существует единой системы учета контекстных данных, но в разных учебных заведениях применяются собственные программы оценки качества образования, схожие по своей идеологии. В Австралии существует исследование NAPLAN, учитывающее социально-профессиональный статус и уровень образования родителей, долю учащихся из семей, представляющих этнические меньшинства, долю учащихся с неродным английским, территориальную удаленность школы [1]. В Чили существует национальная оценка SIMCE, учитывающая контекстные данные. Выделяются пять социально-экономических групп на основе кластерного анализа таких характеристик контингента (образования родителей, уровень достатка семьи, уровень социальной уязвимости школ (индекс бедности, определяющий финансирование питания в учебных заведениях). Далее проходят сопоставления результатов в группах. Кластеризация осуществляется как статистическими методами, так и произвольным способом [2].

Проблема использования контекстных данных при оценке качества образования в нашей стране и в ряде других государств стоит крайне остро. Работа по решению проблемы ведется на всех уровнях, но этого недостаточно. Необходимо гораздо больше усилий для грамотной реализации всех задуманных программ, а также ресурсов, не только материального характера, но и кадрового. Преодоление данного препятствия является ключевым фактором, повышающим эффективность качества образования, включающим материально-технические ресурсы и кадровый потенциал образовательной организации. Наряду с этим, важным аспектом, влияющим на эффективность образовательного процесса, является так называемый контекст семьи и ученика. Данный контекст включает в себя данные о составе семьи, социально-экономическое положение семьи, язык внутрисемейного общения, образование и трудовая деятельность родителей, вовлеченность родителей в образовательный процесс, психологические особенности ребенка, его интересы, увлечения, хобби и прочее.

Российский и зарубежный опыт показывает, как сильно система образования нуждается в переосмыслении своих методик и внедрении модернизированного инструментария оценки качества образования с задействованием контекстных данных. В ближайшем будущем контекстные данные должны занять более значимые позиции, что поспособствует повышению эффективности используемых ресурсов и прилагаемых усилий образовательных организаций. Следует ожидать, мониторинговые рейтинги станут более лояльными и индивидуализированными.

The problem of accounting for contextual data in the education quality assessment system

Korepanova O.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the problem of accounting for contextual data in the system of assessing the quality of education. The question is raised of the importance of non-obvious factors that cannot be ignored when evaluating the results of the educational process. Examples of accounting for contextual data in international studies are given.
Keywords: contextual data, system for assessing the quality of education, social context, social composition of students, international programs for studying the quality of education.