Научный руководитель: Рудакова Дора Тимофеевна, доцент кафедры информатизации образования института цифрового образования ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 371.233.4

Аннотация. В статье подчеркивается значимость использования социокультурного пространства города в достижении образовательных целей, а именно развитию межпредметных компетенций младших школьников, а также проведено короткое описание важных социокультурных объектов, распложенных в районе Академический города Москвы.

Ключевые слова: социокультурное пространство города, метапредметные компетенции, начальная школа, район Академический

Образовательный процесс в бурно развивающемся мегаполисе активно использует социокультурное пространство города. Ведь в нем хранятся памятники истории, живописи, литературы, а также демонстрируются последние достижения человека в научных достижениях и других направлениях, которые обогащают культуру современного человека. Таким образом, город выступает в качестве объединяющего элемента между школой и культурой, социумом и формированием ключевых, метапредметных компетенций учащихся.

В случае, когда речь идет о младших школьниках, ключевые компетенции включают в себя сформированные умения, такие как социокультурные, информационные, культуроведческие, учебно-познавательные и другие. Такие компетенции нуждаются в постоянном расширении и поддержании границ, которые влияют на личность учеников. Использование школой социокультурного окружения хотя бы своего района, а лучше всего пространства города позволит выполнить эту задачу.

Именно поэтому, школа должна быть интегрирована в социокультурную среду своего района и города, быть единым целым, а не закрытым островком знаний. Современные педагоги, будут извлекать пользу из городского социокультурного пространства города и использовать ее для развития, обучения и воспитания личности современного школьника. Тем более что, на дворе уже XXI век и появились возможности для свободного развития человека, сформировались отличительные изменения в образовательном процессе, в целях образования и его содержании. Появился упор на творческую инициативу, конкурентоспособность, самостоятельность учащихся и их мобильность.

На уровне начальной школы, наиболее эффективно происходит создание социокультурного опыта ученика, проявление и тренировка его мотивации. Ведь в данном возрасте проявляется природное любопытство, стремление подражать, узнавать новое. Именно поэтому важно, развивать личность, воспитывать ее так, чтобы прививать интерес к воспроизведению и восприятию культурного наследия, с помощью социокультурного микрорайона города.

Мне, как педагогу начальных классов, часто необходимо выбирать культурно-образовательные возможности вне рамок школьного пространства для развития ключевых компетенций своих учеников. Очень удобно, когда культурно-просветительные мероприятия организуешь в том же районе, где и расположена школа, а именно район Академический города Москвы. Город Москва – исторический центр России, в нем как в столице самая высокая концентрация разных культурно просветительных организаций и мероприятий. В Москве много музеев, выставочных центров, галерей искусств, театров и других культурных центров. Ежедневно в нашем мегаполисе проводят разнообразные выставки, экскурсии, мастер классы, познавательные и игровые занятия для детей разного возраста. Именно поэтому одновременно легко и сложно определиться с выбором подходящего культурного мероприятия для учеников, которые развивали бы конкретные метапредметные умения.

Итак, во время своей работы в школе, расположенной в районе Академический, был проведен поиск и анализ социокультурных объектов, находящихся в шаговой доступности, которые проводят разнообразные культурные мероприятия, направленные на развитие ключевых компетенций учеников. В данной статье предъявляются результаты поисков и выбора, а также кратко описываются каждый из найденных вариантов. Было выделено три основных социокультурных объекта, которые составляют основу социокультурного пространства района Академический (см. рисунок 1).

Карта социокультурных объектов района Академический

Рис. 1. Карта социокультурных объектов района Академический

Первой значимой остановкой будет Дарвиновский музей, посвященный теории эволюции. Основал музей доктор биологических наук Александр Котс в 1907 году. Музей содержит в себе множество скульптур, архивных документов и ботанических коллекций. Для посетителей доступны экскурсии, мастер-классы, конференции. На площади в 200 кв.м. сконцентрирована вся Вселенная – от мельчайших, невидимых глазу микроорганизмов до объектов планетарного масштаба. С помощью новейших технологий мы можем не только увидеть, но и услышать, потрогать, уловить запах окружающего мира и узнать много нового о себе и своем организме. Здесь у нас есть уникальная возможность увидеть мир с высоты птичьего полёта или глазами маленькой мышки, помериться силой со слоном, услышать сердцебиение колибри и удары собственного сердца, побывать в любой точке мира с помощью одного лишь движения руки, покормить прожорливых роботов и прогуляться по стеклянному полу. Дети в данном центре принимают роль юных исследователей и сами отвечают на актуальные, забавные и интересные вопросы об окружающем мире.

Рассмотрим второй, но не по значимости, а по счету, важный социокультурный объект – Музей Героев Советского Союза и России, который был создан в 2007 году по инициативе Регионального общественного Фонда поддержки Героев Советского Союза и Российской Федерации имени генерала Е.Н. Кочешкова. Основу коллекции музея составляют мемориальные комплексы, связанные с именами Героев Советского Союза, Героев России и Героев социалистического труда, начиная с 1934 года, когда было учреждено звание Героя Советского Союза, до настоящего времени. Часть музейной экспозиции посвящена Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, из которой вышло целое поколение героев-победителей. Ликвидация локальных конфликтов на территории бывшего СССР в 1990-е годы или военные события на Северном Кавказе, лишь недавно ставшие нашей историей, неразрывно связаны с боевыми биографиями героев - наших современников. Среди экспонатов – боевые награды, ценные подарки, военные реликвии, документы и фотографии из семейных архивов.

Закрывает статью, интерактивный научно-развлекательный центр для детей «Эврика-Парк» – это место, где между развлечениями и знаниями можно поставить знак тождества. Научно-развлекательный центр Эврика-Парк популяризирует науку, способствует стимулированию интереса к учебной деятельности учеников к исследованиям в развлекательной и увлекательной форме. Это главная задача почти всех интерактивных программ для детей в данном научно-развлекательном центре. Существует «Эврика-Парк» с 2012 года. Благодаря тому, что в центре не одна, а несколько комнат, появляется возможность проводить разные мастер-классы одновременно.

Каждый из вышеизложенных вариантов социокультурных объектов в пространстве города Москвы я и мои коллеги используем в достижении поставленных целей, а именно формированию интереса к активной познавательной деятельности и развитию метапредметных компетенций наших учеников.

Use of sociocultural space of Academic City of Moscow in formation of key competence of younger schoolchildren.

Vtyurina E.S.,
undergraduate 2 courses of of the Moscow City University, Moscow, GBOU Moscow «School № 45 named after L.I. Milgram»

Research supervisor:
Rudakova Dora Timofeevna
Associate Professor of informatization of formation of the Institute of Digital Technologies of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article emphasizes the importance of using the sociocultural space of the city in the achievement of educational goals, namely the development of interprandial competences of younger schoolchildren, as well as a short description of important sociocultural objects laid out in the area of the Academic City of Moscow.
Keywords: sociocultural space of the city, metapredmetal competences, primary school, district Academic