Аннотация. Данная статья посвящена обзору научных дефиниций понятия «качество образования», сложившихся в отечественной научной и педагогической литературе за последние десятилетия. Сейчас, когда в школах многих регионов уже разработаны системы оценки качества образования, полезно сравнить свои представления о самом понятии «качество образования», подходы к определению и их специфики с тем, как их определяет автор статьи.

Ключевые слова: качество образования, образование, качество, образовательный, процесс, понятие, уровень, потребитель.

Термин «качество образования» уже давно стал общеупотребимым и очень часто используемым в законодательных актах, на основании которых выполняется регламентирование образовательной деятельности. Данное понятие давно стала предметом для широких дискуссий среди педагогической общественности. При этом, несмотря на обширные дискуссии и исследования, связанные с данным понятием, в настоящее время не существует единого, общепринятого определения качества образования.

Определение понятия «качество» можно найти в словаре русского языка: 1) существенный признак, свойство, отличающее один предмет или лицо от другого; 2) степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть». Говоря простыми словами, качество является одновременно и разнообразием, и функциональностью [2].

Тот же источник приводит такое определение, как качество продукции, которым называют совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определённые потребности народного хозяйства или населения. Улучшение качества продукции – важное условие повышения эффективности общественного производства. В данном случае наблюдается прямая взаимосвязь с потребностью, для удовлетворения которой и создаётся качество. На основании данного описания термина «качество продукции» можно выделить следующие наиболее существенные признаки обеспечения качества для любой продукции либо услуги, в том числе и образовательной:

  • наличие у продукции определённых свойств;
  • присвоение данным свойствам некоторой ценности с точки зрения потребителя.

Важно учитывать тот факт, что в разрезе экономических систем понятие «качество» является довольно простым и понятным. А вот в случае использования его в аспекте сферы образования появляется много вопросов, например, что рассматривать в роли услуги, кто является её потребителем и чьи потребности удовлетворяются. Наиболее простым вариантом ответа на данные вопросы являются следующий: образовательная организация является производителем образовательных услуг, а к числу потребителей данных услуг относятся общество и его институты, обучающиеся и их родители. А так как обучающиеся принимают самое непосредственное и активное участие в образовательных процессах, то помимо роли потребителя, им так же можно придать роль производителя качества образования. А за счёт заинтересованности в квалифицированных кадрах, к роли потребителей относятся и работодатели, и государство. Причём последнее участвует в определении образовательной политики, выполняет операции по финансированию образовательной деятельности, её регулированию посредством лицензирования, аттестации и аккредитации. На уровне государства осуществляется формирование образовательных стандартов [6].

Очень часто, говоря о понятии «качество образования», отмечают невозможность дать определение этому термину. Однако существует мнение, согласно которому данное определение сужают до понятия «качество подготовки», говоря об уровне полученных обучающимся знаний, их полноты и глубины. Так же качество образования может быть описано, как системность, либо как умение обучающегося выстроить необходимые отношения касаемо познаваемых объектов.

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации понятие «качество образования» описывается следующим образом: это определённый уровень знаний и умений, умственного и физического развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Наиболее важным аспектом является факт связи качества образования с планируемыми результатами, что позволяет за счёт изменения уровня данных целей корректировать образовательной организации под себя требуемый уровень качества образования [7].

Для качества образования классифицируют три основных группы, на основании которых оно может быть охарактеризовано:

  • показатели, отображающие степень вложений в образование (показатели качества ресурсного обеспечения);
  • показатели, имеющие непосредственно отношение к образовательному процессу (показатели качества образовательного процесса);
  • показатели, демонстрирующие результаты обучения (показатели качества подготовки, ценностной ориентации, востребованности и трудоустройства выпускников).

Качество образования может быть определено в виде совокупности показателей, на основании которых может быть выполнено определение различных аспектов образовательной деятельности, таких как содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база образовательного процесса, кадровый состав и т.д. Наиболее важным в данном случае является тот факт, что само качество образования прямо характеризуется в виде совокупности показателей, и имеет прямую взаимосвязь с удовлетворением потребностей, запросов и ожиданий [11].

При этом имеет место отношение потребителей к понятию «качество образования» с точки зрения собственных представлений касаемо ценности образования и собственных требований к данному показателю. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда аспирант стремится поступить в ВУЗ с высокой репутацией, что должно в дальнейшем упростить ему трудоустройство, а другой студент будет осуществлять выбор ВУЗа на основании уровня профессиональной подготовки и доступности информационных ресурсов. При этом с образовательной организации требуют гарантированного выполнения существующих образовательных стандартов с наличием фиксированного уровня затрат.

В составе системы образования можно выделить различные категории потребителей, каждая из которых может быть представлена собственными потребностями для образовательного процесса. Основным потребителем образования является государство и общество в целом. Именно ими осуществляется формирование основного объёма требований, предъявляемых в виде качественных и количественных характеристик для системы образования и образовательного процесса. Сегодня особо актуализируется вопрос влияния процесса образования на уровень социально-экономического развития и обеспечения уровня безопасности государства. Данный факт имеет прямое отношение к системе образования, её структуре, цели, содержанию, методам, средствам и организационным формам. Одной из наиболее характерных особенностей данной категории потребителей является ясное выражение имеющихся потребностей в виде различных документов, а также наличие у них возможности осуществлять контроль за степенью удовлетворения данных потребностей посредством различных процедур [9].

Другим потребителем образования являются различные социальные институты. Они имеют потребность в высококвалифицированных и компетентных специалистах.

Для любой из перечисленных групп потребителей образования важен тот факт, что они предъявляют вполне определённые требования к системе образования, образовательному процессу и конечным результатам. Участвуя в процессе формирования качества образования, каждая из групп потребителей преподносит собственные варианты определения качества образования, в связи с чем полноценное его понятие возможно только при полной оценке совокупности всех существующих требований.

Существует довольно оригинальное и своеобразное описание качества образования И.В. Бестужева-Лады, который выделял в определении понятия «качества образования» пару основополагающих аспектов:

  • субъективное качество соответствует личной удовлетворённости;
  • объективное качество соответствует социально-экономической эффективности.

На основании данных высказываний следует привести определение данных понятий. Так, под субъективным качеством понимают общепринятое мнение относительно качества чего-либо. А субъективным качеством является мнение людей об уровне качества, которое демонстрирует степень их удовлетворения полученными результатами.

Помимо этого, могут быть применены к образованию ещё и такие признаки качества, как относительность качества, уровень качества и мера качества.

Абсолютным качеством называют классификацию объектов на основании их соответствия имеющимся нормативным требованиям. Относительным качеством является классификация объектов на основании их степени превосходства. Предполагаемым качеством называют ожидаемое качество ещё не существующего объекта, например, реализуемого в текущий момент времени образовательного процесса, конечные результаты которого ещё не известны. Реальным качеством называют качество объекта, проявляемое и оцениваемое на момент использования данного объекта по назначению. Уровнем качества называется количественная оценка, демонстрирующая способность данного объекта удовлетворять потребности. Мерой качества называют степень соответствия принадлежащих объекту свойств некоторым предельным показателям [3].

Также существует определение понятия «качество образования», предложенное исследователями из Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Ими было предложено рассмотрение качества образования в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле качество образования представляет собой:

  • сбалансированное соответствие образования (результата, процесса, системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам);
  • системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования, (как результата, как процесса, как системы).

А в узком смысле под качеством образования понимают всю совокупность знаний, а также уровень компетентности выпускника.

На основании рассмотренных факторов, определяющих качество образования, следует его представить в виде иерархии следующих составляющих:

  • качество системы образования;
  • качество образовательных процессов;
  • качество результатов образования.

Также следует рассмотреть особенность качества образования, для которого существует возможность рассмотрения его свойств и структуры. Качество образования всегда является средством, позволяющим оценить соответствие образовательной системы, существующих в её составе процессов, а также достигнутых результатов требованиям государства, общества и отдельной личности [1].

Quality of education: the definition and specifics of the approaches

Kobzev I.M.,
undergraduate of 2 coursе of the Moscow City University, Moscow

Annotation. This article is devoted to the review of scientific definitions of the concept «quality of education» that have developed in the Russian scientific and pedagogical literature over the past decades. Now, when schools in many regions have already developed systems for evaluating the quality of education, it is useful to compare your ideas about the concept of «quality of education», approaches to the definition and their specifics with how they are defined by the author of the article.
Keywords: quality of education, education, quality, educational, process, concept, level, consumer.


  1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для среднего профессионального образования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 352 с.
  2. Горшков М.К. Непрерывное образование в современном контексте: монография / М.К. Горшков, Г.А. Ключарев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 200 с.
  3. Кулаченко М.П. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: вожатская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2019. 327 с.
  4. Курочкина А.Ю. Управление качеством услуг: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 172 с.
  5. Леонова Е.В. Психологическое обеспечение непрерывного образования: монография. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 275 с.
  6. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании: монография. М.: Издательство Юрайт, 2019. 255 с.
  7. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей: учебное пособие / А.В. Золотарева [и др.]; под научной редакцией А.В. Золотаревой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 239 с.
  8. Савинков В.И. Социальная оценка качества и востребованность образования: учебное пособие / В.И. Савинков, П.А. Бакланов под редакцией Г.В. Осипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 295 с.
  9. Сергеев А.Г. Управление качеством образования. Документирование систем менеджмента качества: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 158 с.
  10. Управление качеством. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.А. Горбашко [и др.]; под редакцией Е.А. Горбашко. 2-е изд., испр. М.: Издательство Юрайт, 2019. 323 с.
  11. Шереги Ф.Э. Кадры управления образованием. Социологический анализ: учебное пособие / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев; под редакцией Г. В. Осипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 229 с.
  1. Gorbashko E.A. Quality management: textbook for secondary vocational education. The 3rd prod., reslave. And additional M.: Yurite Publishing House, 2019. 352 pages.
  2. Gorshkov M.K. Continuous education in modern context: monograph / M.K. Gorshkov, G.A. Klucharev. The 2nd prod., reslave. And additional M.: Yurite Publishing House, 2019. 200 pages.
  3. Kamenko M.P. Training of teacher of additional education in the chosen field of activity: leadership activity: educational manual for secondary vocational education. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 327 pages.
  4. Kurochkin A.Y. Quality management of services: textbook and workshop for secondary vocational education. 2nd ed., published and supplemented by M.: Yurait Publishing House, 2019. 172 pages.
  5. Leonova E.V. Psychological support of continuous education: monograph. The 2nd prod. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 275 pages.
  6. Maslak A.A. Theory and practice of measuring latent variables in education: monograph. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 255 pages.
  7. Methodology of continuous professional development of personnel in the sphere of additional education of children: educational manual / A.V. Zolotarev [, etc.]; Under the scientific edition of A.V. Zolotareva. 2nd ed., published and supplemented by M.: Yurait Publishing House, 2019. 239 pages.
  8. Savinkov V.I. Social Assessment of Quality and Demand for Education: Tutorial / V.I. Savinkov, P.A. Baklanov edited by G.V. Ipipov. The 2nd prod., reslave. And additional M.: Yurite Publishing House, 2019. 295 pages.
  9. Sergeev A.G. Quality Management of Education. Documentation of quality management systems: a training manual for universities. 2nd ed., used and supplemented by M.: Yurait Publishing House, 2020. 158 pages.
  10. Quality management. Workshop: Training Manual for Secondary Vocational Education / E.A. Gorbachev [et al]; Edited by E.A. Gorbachev. 2nd ed., published by M.: Yurait Publishing House, 2019. 323 pages.
  11. Sheregi F.E. Education Management Personnel. Sociological analysis: tutorial / F.E. Sheregi, A.L. Arefiev; Edited by G. V. Osipov. The 2nd prod., reslave. And additional M.: Yurite Publishing House, 2019. 229 pages.