Аннотация. В статье рассматривается важность развития эмоционального интеллекта, как в повседневной жизни, так и для успешной игры в шахматы. А также влияние шахмат на развитие эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психоэмоциональное состояние, шахматная игра.

Богатое интеллектуальное и эмоциональное содержание шахматной сферы объясняется прежде всего конфликтным контекстом игры, в которой противостоят друг другу не просто белые и чёрные фигуры, не только знания и интеллект, но и характеры и чувства. Успех в данном противостоянии зависит не только от знаний шахматной теории и турнирного опыта игроков, огромное значение имеет психоэмоциональное состояние сторон в данный момент и их подготовка в области управления своими чувствами и умении распознавать эмоции соперника.

В арсенале опытных шахматистов существуют поведенческие приёмы, которые внушают сопернику неуверенность в себе. Например, ход делается быстро решительно, как будто игрок действует по наигранной схеме и ему уже ясно что будет дальше, хотя это, может быть, совсем не так. Более того, после своего хода, шахматист может встать со своего места и начать прохаживаться по залу, как бы наблюдая за ходом соседних партий и совершенно не интересуясь вашим ответным ходом. На молодых, неопытных спортсменов подобные «хитрости» могут произвести деморализующее впечатление. Заставить волноваться и допускать ошибки. Такое управление противником иногда называют рефлексивным. При этом передаётся определённая информация, с целью повлиять на психическое, эмоциональное состояние противника, воздействовать на его работоспособность [1, с.77].

Используя различные тактические приёмы, оппонент может навязывать вам свою волю, вынудить вас поступить так, а не иначе, заставить смотреть на ситуацию его глазами, сделать определённый ход, где каждый шаг ведёт вас к поражению; и наоборот, у вас есть шанс подчинить волю и мысль противника. Оказавшись в подобной ситуации в роли «ведомого», очень важно не допустить нервозности в принятии решений, сохранять самообладание и постараться найти нужный вариант хода, который поможет изменить игру в вашу пользу.

Помимо противостояния с соперником, шахматист сталкивается во время игры с преодолением и сдерживанием собственных чувств, иногда абсолютно противоположных. Два эмоциональных полюса, с одной стороны радость от правильно выбранного решения и точной реализации замысла, с другой – огорчение от совершённых ошибок и упущенных возможностей, дают мощный импульс для глубоких и продолжительных переживаний, которые могут повлиять не только на успех в конкретной партии или на результат выступления в турнире, но и отразиться на состоянии здоровья.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным насколько важно для шахматиста обладать эмоционально-психологическими качествами и навыками, позволяющими использовать компоненты, включённые в понятие «эмоциональный интеллект».
К 1997 г. Джон Мэйер и Питер Сэловей предложили свою, доработанную модель эмоционального интеллекта, которая содержит четыре элемента эмоционального интеллекта, рассмотрим отдельно каждый из них.

  1. Эмпатия или восприятие чужих эмоций за счет жестов, мимики, голоса, поведения, внешнего вида, походки и так далее. Эмпатия предполагает способность распознавать чувства и состояние людей, что очень важно для успеха, как в карьере, так и в повседневной жизни. Шахматисту развитая эмпатия помогает понять эмоциональный настрой соперника, иногда и разгадать его намерения на шахматной доске. К тому же, чем лучше вы разбираетесь в признаках тех или иных эмоциональных состояний у других людей, тем лучше контролируете своё поведение, чтобы не выдавать своих эмоций.
  2. Мотивация, то есть эмоциональность, как стимул мышления, необходимого для достижения поставленной цели. Мотивация является необходимым качеством для любого человека и для шахматиста в частности, оно позволяет найти в себе силы для продолжения борьбы в самых сложных ситуациях. Для этого нужно уметь выстраивать позитивное отношение к задаче и ставить перед собой чёткие и понятные цели. Также важно сделать выводы из допущенных ошибок и не думать о них, для того чтобы исправить положение.
  3. Самосознание, как понимание впечатлений, определение причин их появления, рассмотрение связи мысли и эмоций, сложные чувства. Это способность подразумевает распознавание собственных эмоций. Развитие самосознания требует поиска ключей к нашим истинным чувствам. Если мы можем оценить свои эмоции, дать им определение, то у нас появиться возможность управлять ими и адекватно оценивать собственные возможности.
  4. Саморегулирование, т.е. управление переживаниями, их пробуждение, направление, укрощение, построение логических цепочек. Как бы ни были сильны переживаемые нами эмоции, мы можем сократить либо продлить время их действия, для этого бывает нужно проанализировать ситуацию, посмотреть на произошедшее с позитивной точки зрения, при этом оставаться честным с самим собой, отвлечь себя от переживаний физическими упражнениями [2].

Таким образом, человек способен адаптироваться в современном мире не только за счет полученных знаний, но и с помощью собственной чувственно-эмоциональной составляющей. И, конечно эти способности не только применимы к шахматной игре, но и помогают добиться высоких спортивных результатов в области шахмат.

В заключение стоит отметить, что для большинства любителей, смысл игры в шахматы, это главным образом, состязание с самим собой, что в жизни имеет гораздо большее значение, чем противостояние с соперником.

Components of emotional intelligence in a chess game

Boykov V.V.,
мaster of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rudakova Dora Timofeevna
Associate Professor of the Institute of Digital Technologies of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The paper examines the importance of developing emotional intelligence, both in everyday life and for successful chess play. As well as the impact of chess on the development of emotional intelligence.
Keywords: emotional intelligence, psychoemotional state, chess game


  1. Бронштейн Д. И., Смолян Г.Л. Прекрасный и яростный мир – М.: «Знание», 1977. 112 с.
  2. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: «КСП+», 2003. 272 с.
  1. Bronstein D. I., Smallyan G.L. The Beautiful and Fierce World - M.: «Knowledge», 1977. 112 pages.
  2. Orme G. Emotional Thinking as a Tool for Success. - M.: «KSP», 2003. 272 pages.