Код уникальной десятичной классификации: 371.84

Аннотация. В статье рассматривается возможность взаимодействия педагогического вуза и школы, которую можно осуществить, привлекая к этому образовательный туризм, одним из примеров которого является организация центра изучения географии для школьников.

Ключевые слова: образовательный туризм, профориентация, сотрудничество, внеурочные занятия, геоинформационные системы.

В последнее время Россия претерпевает большие изменения в структуре обучения и воспитания, вызванные существенными реформами системы образования. Основываясь на преемственности процесса образования в школах и вузах, складывались некие стереотипы, которые на протяжении последних лет начинают меняться.

Как известно, учеба в высших и средних специальных учреждениях невозможна без подготовки обучающегося в основной и средней школе. В данном контексте, педагогический вуз и школа взаимодействуют по таким основополагающим направлениям, как профориентация и приобретение навыков научно-исследовательской работы. Образовательный туризм на данном этапе призван связать эти две ступени образования, позволив ученикам, заинтересованным, большей частью в продолжении образования по географии, беспрепятственно перешагнуть на новую ступень образования. Учитывая, что основная задача вуза – привлечение абитуриентов, способных в будущем развить свои профессиональные навыки в выбранной области знаний, школа позволяет обучающемуся достичь успеха в жизни и дальнейшем образовании. Достигнуть же связи между данными задачами можно используя фактор образовательного туризма, представленный в педагогическом вузе.

В рамках построения модели взаимодействия школы и педагогического вуза образовательный туризм рассматривается как организация туристско-образовательной деятельности, позволяющей достигнуть тех целей и задач, которые будут определены учебными программами [1]. Она направлена на формирование у учеников необходимых навыков, развитие их личностно-значимых качеств в процессе освоения учебных дисциплин в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Туризм здесь выступает и как увлекательный процесс предметного обучения, и как метод формирования междисциплинарных представлений об окружающем мире, и как действенное средство воспитания, включающего в том числе развитие географической картины мира и географической культуры [2].

Рассматривая использование модели образовательного туризма, нужно сделать опору на то, что в основном она представляется в виде внеурочной деятельности по географии, которая в отличие от урока, проходящего в классической форме, за счет нескольких педагогических факторов, позволяет достичь поставленных образовательных целей. Во время стандартного урока может возникнуть проблема из-за недостатка времени для знакомства с новым материалом. Также в процессе внеурочного обучения происходит непосредственное эмоциональное многостороннее восприятие информации по географии. Внеурочные занятия с использованием модели образовательного туризма позволяют, в отличие от традиционного урока по одной из тем, сочетать информацию, представляющую разнообразный набор фактов и явлений географии – происхождение географических названий, разнообразие по континентам Земли растительного и животного мира, религии и их распространение, факторы расселения человечества и прочие интересующие учеников явления.

На базе педагогического вуза ученикам школ, заинтересовавшихся географией, представляется возможность получить различные навыки работы с картами, картографическими и метеорологическими измерительными приборами, приборами для определения физико-химического состояния окружающей поверхности, воздуха, воды и почвы. К примеру, ученики в рамках образовательного туризма в сопровождении преподавателя и студентов-географов могут провести наблюдения с использованием необходимых приборов, или же, применяя компас и топографическую карту местности на базе прилегающей к институту территории, пройти заранее намеченный маршрут.

В практике школы, как замечено, что работа с приборами занимает довольно мало места в программе подготовки школьников на уроках географии. В целом, оснащенность школ столичного региона не всегда предполагает нахождение у учителей-географов различных топографических карт, картографических и метеорологических приборов, а также больших коллекций минералов, которые, как правило, имеются в педагогическом вузе. Внеурочные занятия с использованием элементов образовательного туризма позволяют школьникам ближе познакомиться с основами, возможно, будущей профессии, расширив их кругозор, и способствуют получению новых знаний по некоторым курсам географии, представленным в школьной программе, а результаты исследований, которые были получены при выполнении заданий позволят в будущем ученикам использовать их при подготовке и выполнении проектно-исследовательских работ.

Внеурочная деятельность с использованием образовательного туризма имеет неплохие перспективы ввиду развития мотивации к изучению географии, исследовательских умений, а также творческих и познавательных способностей. Создаваемая атмосфера сотрудничества призвана побудить к научно-исследовательской деятельности учеников, где будут применяться различные формы – кроме работы с измерительными инструментами и приборами, проводятся различные наблюдения и опыты, организуются географические игры. Большей частью, помимо преподавателей, это возможно сделать, привлекая к внеурочной деятельности по образовательному туризму студентов-географов, для которых данные мероприятия позволяют приобретать навыки преподавания географии, освоение методики взаимодействия с учениками школы, что является важной частью для создания необходимых компетенций студентов и закладывающих первые шаги для их педагогической деятельности, что, безусловно, важно для выпускников педагогического вуза.

Одной из основ модели взаимодействия школы и педагогического вуза по географии может служить центр изучения географии для школьников [3]. В этом центре ученики школ могут иметь возможность получить консультации по интересующим их вопросам ЕГЭ, восполнить пробелы в школьной программе, взаимодействовать с различными геоинформационными системами, которые позволят более детально разобрать материал, а в рамках образовательного туризма посетить мастер-классы преподавателей и студентов, пройти краеведческие экскурсии. Необходимо отметить, что такой центр изучения географии для школьников будет иметь важное значение в профориентационной работе педагогического вуза. Привлечение учеников в педагогический вуз имеет еще и ознакомительный характер, позволяя школьникам познакомиться с материально-ресурсной базой учебного заведения, навыками работы, с которыми их смогут в рамках образовательного туризма обучить студенты и преподаватели.

Еще одним мотивом для развития взаимосвязи школы и педагогического вуза является выстраивание партнерских отношений между учебными заведениями. Студенты вуза смогут получить возможность при согласии директора школы и учителя географии проходить педагогическую практику в школе, а ученики, в свое время, получат возможность работать с университетским фондом, выделенным в пользование центра изучения географии. Расширение сети школ-партнеров должно повлиять на увеличение показателей по приему абитуриентов на географические профили подготовки. Прохождение же консультаций по ЕГЭ в рамках центра изучения географии и занятие с другим научным фондом вуза, а также краеведческие экскурсии в рамках образовательного туризма, должны способствовать повышению баллов по географии при сдаче экзамена. Увеличение вступительных баллов по географии будет способствовать повышению проходного балла по программе географической направленности, реализуемой педагогическим вузом, что скажется на привлечении в вуз абитуриентов-высокобалльников.

Model of interaction between a school and a pedagogical University with the participation of educational tourism

Kabanov A.M.,
Graduate student of of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the possibility of interaction between a pedagogical University and a school, which can be implemented by attracting educational tourism, one example of which is the organization of a center for studying geography for schoolchildren.
Keywords: educational tourism, career guidance, collaboration and extracurricular activities, geographic information systems.