Аннотация. В данной статье рассматриваются живописные техники красками на водной основе (акварель, гуашь), их роль в овладении искусством акварели и гуаши в развитии творческих способностей обучающихся. Автор рассматривает исторический аспект и практический опыт освоения акварельных техник, техники работы гуашью, способствующих формированию художественного видения, творческой активности.

Ключевые слова: акварельная живопись, художественное творчество, изобразительное искусство, художник-педагог, образование.

Художественно-педагогическая практика накопила разнообразный, интересный опыт в области живописной подготовки художников, где важное место занимает проблема создания целостного живописного изображения. «Художественная культура общества – это совокупность художественных ценностей, опыта создания, хранения, распространения и потребления их» [1, с. 43]. А для осуществления этих задач надо научить детей обретать новые знания и применять их на практике, воспитывая самостоятельность, творческую активность, умение реализовать свои способности. Развивая личность ребенка гармонично, последовательно, начиная с освоения графических и живописных техник, например, таких, как акварель и гуашь.

Одним из важных компонентов решения поставленных задач является изучение художественных дисциплин, в частности, изобразительного искусства. Так как изобразительное искусство – это не только умение изображать предметы, но и эстетическое развитие личности, овладение знаниями о культурно-историческом развитии различных видов и техник в изобразительном искусстве [5].

Очень часто можно услышать, как люди, обсуждая увиденное удачное цветное нарисованное изображение, хвалят его колорит, психологизм, тонкое чувство стиля автором. При всем этом они называют увиденное – живописью и, в большинстве случаев, не совершат ошибки, но риск есть всегда.

Обычно предполагается, что любое изображение на бумаге, холсте, стене и так далее, содержащее цвет, относится к живописи. Другой вопрос, к какому именно типу этого вида искусства, а типов этих множество: от станковой до декоративной и монументальной. Но в мире искусства все далеко не так просто. Например, такая техника как акварель, с помощью которой создаются великолепные живописные произведения, мировое сообщество искусствоведов и художников относит к графическим техникам, обусловливая это тем, что на протяжении долгого времени акварель считалась вспомогательной, «рабочей» техникой, «помощницей» других видов искусств, таких как станковая живопись, скульптура, архитектура, садово-парковое искусство, театр, и др. Кроме того, акварелью, как материалом необходимым к использованию для создания большей наглядности материала, пользовались во многих разделах таких наук, как медицина, механика, астрономия, астрология, алхимия, картография, этнография, антропология и др.

Но действительно ли акварель – графика? Ведь стоит посмотреть на работы таких именитых современных нам акварелистов, как Лорин МакКракен, Екатерина Зюзина, Пабло Рубен Лопез Санз, Всеволод Романков. При этом и мысли не возникает о том, что перед нами результат работы в графической технике. Наоборот, глядя на работы этих художников, мы видим перед собой очень живую, чувственную живопись.

Но, все-таки, чаще акварель относят именно к графике. И она не одинока в ряду недооцененных художественных материалов. Второй, наиболее значимой ее соседкой, можно назвать технику гуаши, которая сейчас широко используется в образовательных учреждениях, как промежуточная техника на пути к масляной живописи и техника для создания произведений декоративно-прикладного характера. Некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя её «детской» или «плакатной» техникой. Гуашь, так же, как и акварель, часто относят к графической технике, но часто эта точка зрения оспаривается приверженцами гуаши, именно как живописного материала. Чтобы составить собственное мнение, полезно будет обратиться к истории.

Гуашь известна в живописи еще со времен средневековья. Первоначально она использовалась для оформления книг, однако уже в XII веке художники эпохи Возрождения применяли гуашь для создания черновых набросков, эскизов и картонов для будущих картин и фесок. В середине XIX века во многих странах мира огромную популярность приобрели портретные миниатюры, выполненные гуашью. Тогда же гуашью начали часто пользоваться в соединении с акварелью. Впервые комбинацию двух техник, работая акварелью с добавлением белил, применил художник-маньерист XVI века Паоло Пино. Однако, на самом деле, гуашь, конечно, является самостоятельной техникой, хотя и довольно редкой среди профессиональных художников. Позднее этот вид краски стал широко использоваться в плакатной живописи. Расцвет техники гуаши пришелся на конец XIX – начало XX вв. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя в своих целях её пластические качества. Таким образом, гуашь широко использовалась как декоративная техника, которая позволяла быстро и с большой долей выразительности, работать с огромными форматами, необходимыми для театральных декораций и образцов плакатного искусства. То есть, на протяжении всей истории этой техники она была ввостребована только плакатистами и декораторами. В настоящее время очень многие профессиональные художники обращаются к гуаши как к живописной технике, используя необычные приемы работы с ней. Это такие как растушевка красочного слоя, обильное разбавление пигмента водой, пастозное послойное рисование и другие новаторские приемы, тем более, что техника предоставляет большие возможности для изобретения новых методов работы с ней благодаря своей пластичности и простоте. При этом сохраняется «верность эмоционально чувственному полю творческой свободы и авторскому, субъективному сюжетному строю» [6, с. 346].

К сожалению, гуашь так же, как и акварель, недолговечна, и рисунки, выполненные в этой технике, очень быстро теряют свою яркость. Кроме того, со временем гуашь, нанесенная толстым слоем, рассыхается и осыпается. Но, несмотря на такие особенности, гуашь постепенно становится все более популярной техникой. Хотя, работы, выполненные гуашью, традиционно относятся искусствоведами к графике, в последние годы появилась тенденция делить работы, выполненные акварелью или гуашью, на графические и живописные.

Остается только надеется, что в будущем обе эти техники приобретут официальный статус полноправных живописных материалов и будут цениться наравне со станковой масляной живописью.

Mastering of technical techniques in painting as a necessary condition for creative development of personality (on the example of watercolor and guache)

Averyanov V.S.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Burovkina Lyudmila Aleksandrovna,
Head of the Department of Painting and Composition, Professor of the Institute of Culture and Arts of The Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Annotation. This article considers picturesque techniques with water-based paints (watercolour, gouache), their role in mastering the art of watercolour and guache in the development of creative abilities of students. The author considers the historical aspect and practical experience of the development of watercolor techniques, guache techniques, contributing to the formation of artistic vision, creative activity.
Keywords: watercolor painting, artistic creativity, fine art, teacher-teacher, education.


  1. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: дис. … док. пед. наук. М., 2010. 368 с.
  2. Буровкина Л.А. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы / Л.А. Буровкина, Т.В. Шматко // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сб. статей / отв. Ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – Вып. 13. С. 192-196.
  3. Валикжанина С.В. Формирование знаний по основам цветоведения у учащихся детской школы искусств / С.В. Валикжанина, М.В. Ноздрачева // Проблемы современного педагогического образования. 2018, № 61-1.С. 24-27.
  4. Ганова Т.В. Проблемы стилизации, художественной трансформации и интерпретации в процессе профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства / Т.В. Ганова, А.В. Игнатьева, К.В. Мамонтов, О.Н. Шемягина // Научное мнение. СПб., № 7-8, 2017. С. 104-113.
  5. Дубровин В.М. Традиции и современность. Региональный компонент в системе дополнительного образования / В.М. Дубровин, Л.А. Буровкина, Л.С. Хозяшева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования: сб. науч. трудов / отв. ред. и сост.: М.А. Семёнова. – М.: МГПУ, 2018. С. 44-65.
  6. Прищепа А.А. Детское творчество как основа формирования художественной самобытности России / А.А. Прищепа, Л.А. Буровкина, О.Н. Майдибор // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 342-360.
  1. Burovkin L.A. Theoretical and methodological conditions of artistic education of students in institutions of additional education: dis.... doctor of pedagogical sciences. M, 2010. 368 pages.
  2. Burovkin L.A. The problem of art education in the conditions of the multicultural educational space of the city of Moscow / L.A. Burovkin, T.V. Shmatko // Modern trends in the development of fine, decorative and applied art and design: st. articles / отв. Edition. M.S. Sokolova, M.V. Sokolov. Novosibirsk: Izd-v NGPU, 2015. - Vip. 13. Page 192-196.
  3. Valikzhanina S.V. Formation of knowledge on the basics of color science in students of children's school of arts / S.V. Valikzhanina, M.V. Nosdracheva // Problems of modern pedagogical education. 2018, No. 61-1. Page. 24-27.
  4. Ganova T.V. Problems of stylization, artistic transformation and interpretation in the process of professional training of artists of decorative and applied art/T.V. Ganova, A.V. Ignatiev, K.V. Mamontov, O.N. Shemyagin // Scientific opinion. SPb., № 7-8, 2017. Page 104-113.
  5. Dubrovin V.M. Traditions and modernity. Regional component in the system of additional education / V.M. Dubrovin, L.A. Burovkin, L.Kozhovsheva // Regional component in solving problems of modern art education: science works / Ed.: M.A. Semyonova. M.: MGPU, 2018. Page 44-65.
  6. Prishchepa A.A. Children's creativity as the basis of formation of artistic identity of Russia / A.A. Prishchepa, L.A. Burovkin, O.N. Maidibor // Prospects of science and education. 2019. № 2 (38). Page 342-360.