Аннотация. В статье рассматривается роль внеурочной деятельности; ее цель, сформированная потребностями современных младших школьников, а также разнообразные формы внеклассных музыкальных занятий. Особое внимание уделяется методам развития творческих способностей детей.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, авторские программы, развитие творческих способностей, интегрированный подход в обучении.
В связи с постоянным прогрессом в обществе, в современной педагогике многие образовательные и воспитательные методики прошлых лет теряют свою эффективность. Особенно остро видна эта тенденция при работе с детскими образовательными методиками. Школьные программы модернизируются, меняют свой вид, становясь более актуальными для современного поколения школьников. Все это делается вынужденно, так как большинство программ не утоляют познавательную жажду быстро развивающихся современных детей.
Поэтому все более значимыми и популярными становятся методики интегрированного обучения, которые рекомендуют развивать музыкальные способности одновременно с предметными знаниями. Сегодня у школьников есть уникальная возможность развивать свои музыкальные дары не только на уроке музыки в школе, но и на внеклассных занятиях или же в школьных кружках. Особенно интересна интеграция музыки с изучением иностранных языков. Мелодичность, так похожая на интонацию голоса, запоминается фразой намного эффективнее скучного зазубривания. Таким образом, встает вопрос, как организовать внеклассную работу для эффективного обучения школьников.
Внеурочная работа действует неразрывно с основным образовательным процессом обучения в начальной школе, и является неотделимой его частью. Первое логически продолжает работу второго, и их союз дает хорошие результаты. Стоит отметить восприимчивость младших школьников к социальному знанию, которое ново для них, и учесть эту особенность при организации занятий, чтобы школьная реальность была понята, и ребенок влился в коллектив одноклассников.
Чтобы оценить, насколько эффективны внеклассные занятия, предлагаем обратить внимание на следующее:
- Каким образом учитель оказывает помощь при выполнении заданий?
- Какова активность детей на занятиях?
- Непрямым показателем является общее улучшение успеваемости по школьным дисциплинам, в том числе и по музыке.
Приступая к организации внеурочной деятельности, важно держать в памяти истину о том, что школа после основных занятий полноправно превращается в место творчества, самореализации уникального внутреннего мира ребенка, где он раскрывает свое «Я», где производится поиск интересов и увлечений. Учащийся, имея выбор, следует своей воле и обнаруживает себя как полноценная личность. Главное, чтобы занятия были для него интересны, и он чувствовал себя в школе комфортно. Придерживаясь такого подхода к занятиям можно полноценно превратить внеурочную деятельность в пространство, где младший школьник будет благоприятно усваивать образовательные и воспитательные задачи.
Далее рассмотрим специфику проведения музыкальной деятельности на внеклассных занятиях в современных российских школах. Перед нами стоят следующие задачи при реализации музыкального воспитания:
- обучение углубленным теоретическими знаниям и развитие практических навыков у учащихся, которые проявляют музыкальные способности;
- повышение интереса к предмету «Музыка» у учащихся;
- организация досуга и свободное время.
Формы музыкальных внеурочных занятий имеют широкие возможности для реализации: это могут быть музыкальные гостиные, различные игры-путешествия, творческие вечера. Дети такого возраста очень любят конкурсы, викторины с призами. Активно участвуют в концертах, школьных праздниках и мероприятиях, посвященных дню города.
Участвуя в различных мероприятиях, учащийся развивает не только свои познавательные и музыкальные способности и интересы, но и, заодно, расширяет свой музыкальный кругозор и творческие способности, имеющиеся у каждого.
Музыкальные занятия интересны и привлекательны для учащихся именно творческой атмосферой. Различные методы развития творческих способностей детей подробно описаны Л.В. Школяр и Е.Д. Критской [8]. Вот некоторые из них:
- Метод размышления о музыке очень эффективен, так как не оставляет личное переживание ребенка не затронутым, следовательно, формируется творчески-индивидуальный опыт, который несет с собой и усвоение духовных ценностей.
- Метод «забегая вперед и возвращения к пройденному» помогает ребенку ориентироваться в темах с легкостью и переживает ситуацию успеха, если видит знакомый материал.
- Метод переживания композиционного опыта нацелен на то, чтобы учащийся не боялся «языка музыки» и смело умел «говорить» на нем.
- Метод эмоциональной драматургии выявляет истинные эмоции школьника от прослушанного музыкального материала и оставляет неизгладимое впечатление.
- Метод создания художественного контекста может развить музыкальную культуру учащихся, когда «выходя» за пределы музыки ребенок, с помощью педагога, фантазирует и создает богатую художественную среду.
В возрасте младших школьников наиболее эффективна игровая форма деятельности. Такая эмоционально яркая среда дает ученику прекрасные переживания, ребята хотят становиться умнее и сообразительней. Совокупность классной и внеурочной деятельности, грамотно организованная учителем, заметно улучшает образовательный процесс и делает его более интенсивным. Особенно важно давать возможность ребенку проявить свои творческие способности и найти самореализацию среди сверстников. Эту тему постоянно поднимают в своих трудах Ю.Б. Алиев, Ш.А. Амонашвили [1], Д.К. Кирнарская [2], Е.Д. Критская, Л.В. Школяр [8], и др.
Итак, школьный процесс плюс внеурочная деятельность, при условии непрерывности и интеграции, а также гуманного подхода к школьникам, смогут воспитать духовно богатую личность и решить одну и важнейших задач современной педагогики.
Features of functioning of extracurricular musical activity in modern pedagogy
Kalyakina A.D.,
undergraduate of the Moscow State University, Moscow
Research supervisor:
Knyazeva (Tsurkis) Galina Lviv,
Associate Professor of Music Art of the Institute of Culture and Arts of the Institute of Culture and Arts of the Moscow State University, Candidate of Pedagogical Sciences
Annotation. The article considers the role of extracurricular activities; the purpose formed by the needs of modern primary school students, as well as various forms of extracurricular music activities. Special attention is paid to methods of development of creative abilities of children
Keywords: extracurricular activities, author's programs, development of creative abilities, integrated approach to learning.
- Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
- Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты–XXI век, 2004. 496 с.
- Камнева, И.Ю. Комплексные музыкальные занятия как средство социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями / И.Ю. Камнева, Г.Л. Князева // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции в рамках Фестиваля науки. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 149-154.
- Князева, Г.Л. Взаимодействие искусств и полихудожественный подход в образовании: истоки и современность / Г.Л. Князева, А.Б. Печерская // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк, 2019. С. 27-30.
- Князева, Г.Л. Методы развития способности к творческой интерпретации музыкальных произведений в классе фортепиано / Г.Л. Князева // Перспективы развития педагогики музыкального образования в контексте интеграции культурных традиций: сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2015. С. 108-111.
- Князева, Г.Л. Творческое развитие в младшем хоре ДМШ: теория и практика / Г.Л. Князева, И.А. Чарнецкая // ХХI Международные научные чтения (памяти В.А. Стеклова): Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: ЕФИР, 2018. С. 26-30.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Об образовании в Российской Федерации, (дата обращения 04.01.2020).
- Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр, Е.Д. Критская. М.: Академия, 2001. С. 100-164.
- Amonashvili, S.A. Hello, children! Grant for the teacher. The 2nd prod. M.: Education, 1988. 208 pages.
- Kirnarskaya, D.K. Psychology of Special Abilities. Musical abilities. M.: Talents-XXI century, 2004. 496 pages.
- Kamneva, I.Y. Comprehensive musical classes as a means of social adaptation of children with special educational needs/I.Y. Kamneva, G.L. Knyazeva // Innovations and traditions in the field of culture, art and education: Materials of scientific and practical conference within the framework of the Festival of Science. M.: Pero Publishing House, 2017. Page 149-154.
- Knyazeva, G.L. Interaction of Arts and Multi-Cultural Approach in Education: Origins and Modernity/G.L. Knyazeva, A.B. Pomersky // Topical Problems of Artistic, Aesthetic and Moral Education and Education of Children: Traditions and Innovation: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. - Lipezk, 2019. Page 27-30
- Knyazeva, G.L. Methods of Developing the Ability for Creative Interpretation of Musical Works in Piano Class/G.L. Knyazev // Prospects for the Development of Pedagogy of Musical Education in the Context of Integration of Cultural Traditions: Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference. M.: MGPU, 2015. Page 108-111.
- Knyazeva, G.L. Creative Development in the Junior Choir of DMSH: Theory and Practice/G.L. Knyazeva, I.A. Charnetskaya // XXI International Scientific Readings (Memory of V.A. Steklov): Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference. M.: EFIR, 2018. Page 26-30.
- The federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ, About education in the Russian Federation, (date of the address 04.01.2020).
- School, L. V. Music education at school/L.V. School, E.D. Cretskaya. M.: Academy, 2001. Page 100-164.