Аннотация. В статье поднимается проблема целостного и правильного понимания термина «качество образования». Раскрыто значение такого процесса как оценка качества образования. Представлены рекомендации по выстраиванию критерий. Также предложены сами критерии для эффективной оценки качества образования в школе. Рассмотрен систематический мониторинг для выстраивания более объективной оценки.

Ключевые слова: образование, качество, оценка, критерии, мониторинг

Какие возникают ассоциации при употреблении термина «качество образования»? Например, для педагогов оно вероятно соотносится с качественным учебным планом, условиями образовательного процесса, а также с наличием необходимой материально-технической базы. У обучающихся качественное образование подразумевает под собой приобретение актуальных знаний и умений для реализации себя в современном обществе. Для родителей же качество образования, прежде всего, связано с успешной сдачей выпускных экзаменов их ребенка и дальнейшее поступление в ВУЗ. Для общества – это востребованность полученных знаний и применение их в профессиональной деятельности. Из вышесказанного следует, что понимание данного термина крайне противоречиво и не совсем четко определено.

Под качеством образования, прежде всего, следует понимать совокупность таких показателей как:

  • уровень учебных и внеучебных достижений обучающихся;
  • мотивация к учебе;
  • качество содержания и реализации образовательных программ;
  • психологический климат образовательного процесса и т.д.

В широком смысле анализ качества образования в образовательной организации показывает нам уровень соотношения образовательных результатов образовательным стандартам, а также степень соответствия личностным и социальным ожиданиям.

На самом деле, в данное понятие входит много элементов и направлений. Например, для того чтобы мы смогли оценить эффективность и продуктивность образовательного процесса в образовательной организации, нам сперва следует проанализировать какой состав приходит учиться в эту школу, какие там созданы условия для обучения, каков уровень квалификации педагогического состава, оценить материально-техническую базу и так далее.

Критерии оценки качества образования необходимо соотносить прежде всего с задачами и целями функционирования образовательной организации. Только лишь во взаимосвязи критериев возможно объективно оценить эффективность и результативность образовательной деятельности школы.

Для эффективной оценки качества образования следует выделить такие критерии как:

  1. продуктивность и успешность образовательного процесса;
  2. сформированность универсальных учебных действий и общеучебных навыков;
  3. сформированность положительной мотивации у обучающихся;
  4. сформированность ценностного самоопределения учащихся;
  5. сформированность профессиональной ориентации школьников;
  6. сформированность умений приспосабливаться и взаимодействовать в коллективе;
  7. сформированность умения адаптироваться в современном быстро меняющемся мире.

Для показателей, указывающих на образовательные результаты организации можно использовать критерии под номером 3,4,5. Также их можно рассматривать как фактор, который влияет на достижение высоких образовательных достижений школы.

Для успешной оценки качества образования в школе необходимо выполнять следующие условия:

  • оценка качества образования не сводится только к тестированию уровня образовательных результатов у обучающихся (хотя это остается на сегодняшний день одним из важных показателей качества обучения в образовательной организации);
  • оценка качества образования проводится в совокупности всех направлений образовательного процесса (и только лишь на основании данных, полученных путем проверки и анализа всех сфер учебной деятельности, давать объективное заключение).

Систематический и комплексный мониторинг помогает более объективно рассмотреть и оценить уровень качества образования в школе, в случае если найдены и определены стандарты, имеются измеряемые величины, происходит сбор и анализ данных, определены критерии, которые служат индикатором, по которым можно судить об уровне достижения образовательных результатов.

Из всего вышенаписанного следует, что оценка качества образования подразумевает под собой не только контроль уровня знаний обучающихся и соотношение этого уровня с государственными образовательными стандартами, но также предполагает и контроль всех направлений в образовательном процессе, квалификации педагогов и их деятельности. В связи с этим, для эффективного выстраивания внутренней оценки качества образования в школе прежде всего необходимо проводить аналитическое оценивание работы каждого отдельного учителя.

Education quality assessment at school

Chitanava K.E.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article raises the problem of a holistic and correct understanding of the term «quality of education». The significance of such a process as assessment of the quality of education is disclosed. Recommendations on the construction of the criterion are presented. The criteria themselves are also proposed for an effective assessment of the quality of education at school. Systematic monitoring is proposed to build a more objective assessment of the quality of education.
Keywords: Education, quality, assessment, criteria, monitoring


  1. Панасюк В.П., Ковальчук О.В. О политике качества общего образования // Стандарты и качество. 2014. С. 76-79.
  2. Пасынок Ю.Ю. Новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) URL: http://festival.1september.ru/articles/652381/ (дата обращения: 01.02.2020)..
  3. Татарченкова С.С. Проблема качества образования и их решение в образовательном учреждении. 2012. С. 60-68.
  1. Panasyuk V.P., Kovalchuk O.V. On the Policy of Quality of General Education//Standards and Quality. 2014. Page 76-79.
  2. Pasynok Yu. Yu. The new system of assessment of quality of education focused on modern results of education (the innovative project) of URL: http://festival.1september.ru/articles/652381/ (date of the address: 01.02.2020).
  3. Tatarchenkova S.S. The problem of the quality of education and their solution in the educational institution. 2012. Page 60-68.