Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования и развития взаимоотношений и коммуникативных навыков дошкольников, одной из значимых проблем на данном этапе. Умение детей слушать, понимать и уважать других, адекватно и вежливо реагировать на комментарии и запросы взрослых, умение играть и общаться со сверстниками являются неотделимыми элементами полноценного личностного развития дошкольника, его психического здоровья. Дети, которые не знают, как организовать общение со сверстниками, чувствуют себя уязвимыми. Это может привести к эмоциональной изоляции, снижению самооценки, беспокойства или, наоборот, агрессивного поведения, а также к серьезным трудностям в дальнейшем обучении и реализации потенциала ребенка. В материалах статьи подчеркивается, что именно в этом возрасте закладываются основные качества личности, начинается формирование нравственно-этических привычек и поведенческих норм. По этой причине уже в возрасте 3-4 лет важно развивать у ребенка коммуникативные навыки, научить его управлять своими эмоциями, развивать способность сопереживать и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, чтобы научиться быть активным соучастником командной работы.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, старший дошкольный возраст, проблемы формирования коммуникативных навыков, рекомендации, особенности общения дошкольников.

Коммуникационные и речевые навыки изучались многими отечественными и зарубежными учеными. К ним могут быть отнесены В.М. Соковкин, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Ю.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. Проблемой развития коммуникативных навыков занимались многие ученые: Дж. Брунер, Н.А. Асадулаева, Л.С. Выготский, С.В. Григорьев, В.М. Григорьев, К. Монтенегро, М.А. Норбашева, С.Л. Новоселова, Н.Н. Палагина С.А. Шмаков, А.Н. Фролова, А.П. Юсупова, Д.Б. Эльконин и др.

Проблемы развития коммуникации особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст считается отечественными педагогами и психологами как сензитивный [10].

Описывая состояние изучаемых проблем применительно к дошкольному возрасту, следует отметить, что многие аспекты формирования коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе остаются недостаточно разработанными. Содержание коммуникативных умений, критериев и показателей, определяющих уровень дошкольников, недостаточно раскрыто, последовательность включения в процесс их образования дошкольников, формы организации деятельности дошкольников вне классов не определены. Имеющиеся исследования позволяют определить противоречие между общепризнанными значимыми факторами коммуникативной активности и воспитанием личности ребенка, как субъекта коммуникативной деятельности, а также недостаточной разработанностью педагогической технологии и методам обучения с учетом психологических данных в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования [2].

Как мы заметили, некоторые из современных детей не хотят вступать в контакт, они не могут четко понимать свои мысли о других, у этих детей плохо развит речевой аппарат [1]. Формировать речевые способности – значит обеспечить дошкольника необходимыми условиями для правильного построения и реализации высказывания [9]. Коммуникативный навык – это умение общаться с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и выражать свое мнение.

Известный психолог М.И. Лисина отметила, что с раннего до конца дошкольного возраста общение между детьми претерпевает значительные изменения во всех категориях: меняются содержание, потребности, мотивы и способы общения. От двух до семи лет возникают два перелома; первый - примерно в четыре года, второй - около шести лет [7]. На современном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе [6]. Таким образом, рассмотренные нами особенности общения дошкольников раскрывают специфику коммуникативных навыков детей, формирующихся на протяжении всего дошкольного возраста [11].

Формирование и развитие у дошкольников культуры общения требует использования разнообразных методов и приемов. В дошкольном периоде важное, можно сказать, самое главное, место в жизни принадлежит игре, которая является преобладающим видом самостоятельной детской активности. Отечественные психологи и педагоги рассматривают игру как деятельность, которая очень важна для ориентации на человеческие отношения, начальным навыкам сотрудничества (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Л.А. Венгер, и др.).

Игра в ФГОС рассматривается как форма социализации детей. Игра – не развлечение, а метод стимулирования деятельности дошкольника, метод вовлечения ребенка в творческую деятельность. В ходе игры ребенок вступает в такие отношения, к которым при других условиях он все еще «не вырос», например, подчинение и требовательность, взаимный контроль и помощь. Наличие таких отношений превращает игровую группу в «игровую команду» (А.П. Усова). Тем не менее полные развивающие функции игры реализуются в том случае, если с возрастом ребенка она становится все более сложной [12].

Игра – неоднородное явление [4]. Во время игры ребенок сам является режиссером, фантазирует о развитии сюжета событий и финале игры, придумывает содержание игры, отбирает ее участников. Именно ребенок сам устанавливает правила такой игры, играет роль персонажей (в основном, игрушки и различные предметы выступают в качестве таковых). В процессе таких игр ребенок проявляет свое воображение, осваивает способы действий с объектами, изучает последовательность игровых действий, изображает некоторые события, которые он знает из личного опыта, сцены из жизни (кормление кукол, купание, укладывание спать и так далее.) [8]. Режиссерские игры достаточно просты для детей. Этот тип игры побуждает ребенка вступать в диалог со сверстником, поощряет обучение детей свободному открытому общению, способствует формированию самостоятельности в принятии решений, помогает осмысленному и точному выражению своих мыслей и внимания к другому человеку.

Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, может попробовать себя в разных ролях и повседневных ситуациях, что очень важно для его коммуникативного и социального развития. С младшими и старшими дошкольниками можно организовать постановку простых, хорошо известных им ситуаций из жизни детского сада, сказок, всевозможных бытовых ситуаций.

Обучение коммуникативным навыкам является критически важным образовательным компонентом для многих дошкольников. Чтобы полностью понять проблемы с обучаемостью, необходимо учитывать социальные сферы жизни ребенка. Неспособность дошкольника к обучению не ограничивается стенами детского сада; оно проникает во все сферы жизни дошкольников. Для некоторых дошкольников с нарушениями обучения социальная сфера представляет проблемы из-за недостатков слуховой обработки, памяти, внимания, зрительного, пространственного, моторного и экспрессивного языка.

Некоторыми из долгосрочных последствий, вызванных отсутствием коммуникативных навыков, могут быть: проблемы с управлением в группе, негативное влияние на академические области, правонарушения, отказ от сверстников, эмоциональные трудности, отсутствие согласия со стороны сверстников, проблемы с межличностными отношениями, а также низкий социальный статус и уважение. Некоторых из этих проблем можно избежать, если учебная программа по коммуникативным навыкам включена в повседневную деятельность всех дошкольников. В то же время дошкольники с ограниченными возможностями обучения могут быть направлены на систематическое обучение навыкам общения [5]. Браун и Хедингер определили пять проблемных областей, демонстрируемых дошкольниками с нарушениями обучения в социальном контексте:

  1. Проблемы со слуховой обработкой, которые затрудняют обработку устных сообщений. Эти дошкольники легко отвлекаются, имеют проблемы с различением выражаемого сообщения и фоновым шумом, проблемы с темпом разговора и отслеживанием разговора.
  2. Память, долгосрочная и краткосрочная. Изучение препятствий, которые влияют на кратковременную и долгосрочную память, влияют на дошкольников несколькими способами: трудности с запоминанием последовательности инструкций или событий, после разговоров, вспоминая личную информацию сверстников и вспоминая прошлые разговоры.
  3. Внимание. Эти люди занимаются практически всем, что представлено в их среде. Они воспринимаются как не обращающие внимания, переходят от темы к теме, имеют плохие навыки слежения за разговором и могут быть перегружены слуховыми и визуальными стимулами.
  4. Визуальные, пространственные или двигательные нарушения. У дошкольников с такими нарушениями могут возникнуть проблемы со счетом денег, использованием письменных принадлежностей, чтением меню или общественных знаков, соблюдением личного пространства и распознаванием невербальных сигналов в основном разговоре.
  5. Выразительный язык, влияет на письменные и устные способности дошкольников. Этим дошкольникам трудно передавать мысли в устной и письменной форме, произносить полные предложения и выражать понимание мыслей сверстников. Области, признанные Брауном и Хедингером, являются примером того, как учебные способности и социальные навыки отражаются вместе.

Теперь, когда потребность в обучении коммуникативным навыкам установлена, будут представлены некоторые из лучших практик в обучении коммуникативным навыкам. Использование нескольких подходов для обучения коммуникативным навыкам является наиболее эффективным методом. Эффективные методы обучения и преподавания коммуникативных навыков включают стратегии самовыражения и самоконтроля,просоциальные навыки, группы поддержки коммуникативных навыков и виртуальную реальность. Эти методы будут изучены как эффективные подходы к обучению коммуникативным навыкам и помогут дошкольникам реагировать на социальные ситуации.

Социальные навыки могут преподаваться с помощью различных методов. Две из стратегий коммуникативных навыков, используют мнемонику, стратегию FAST и стратегию SLAM. Стратегия F (заморозить и подумать) A (альтернативы) S (решение) T (попробовать) помогает учащимся решать межличностные проблемы. У дошкольников есть шанс остановиться и подойти к проблеме рационально, а не импульсивно. Стратегия S (стоп) L (взгляд) A (спросить) M (make делать) помогает дошкольникам получать устные сообщения от сверстников. Дошкольников учат просить уточнить выражение, а затем ответить соответствующим образом. Практика и применение этих мнемотехник дают дошкольнику возможность адекватно реагировать в социальной ситуации и избавлять себя от возможных затруднений.

Коммерческие программы были разработаны для учителей, чтобы обучать дошкольников приобретению, поддержанию и обобщению прокоммуникативных навыков. Одна из программ под названием Skillstreaming, которая широко использовалась в школах, была разработана Эллен Макгиннис и Арнольдом Голдштейном. Эта программа обучения поведению состоит из четырех компонентов:

  1. моделирование,
  2. ролевая игра,
  3. обратная связь с производительностью и
  4. трансферное обучение, которое эффективно обучает прокоммуникативным навыкам.

Важно, чтобы дошкольники понимали поведение концентрации. Использование моделирования дает дошкольнику возможность увидеть, услышать и испытать определенное поведение. После того, как поведение было смоделировано, дошкольники будут руководствоваться ролевой игрой указанного поведения. Использование ролевой игры – это техника, которая помогает ученикам играть активную роль и усваивать навыки обучения. Использование обратной связи по успеваемости дает дошкольнику конкретное подкрепление и предложения по улучшению навыков.

Наконец, организовано трансферное обучение, чтобы помочь дошкольнику обобщить социальные навыки в разных ситуациях. Чтобы помочь дошкольнику передать навык, его нужно преподавать в максимально возможном количестве естественных условий. План Skillstreaming включает в себя инструменты для оценки и записи успеваемости дошкольников в области коммуникативных навыков. Комплексный подход может помочь дошкольникам стать эффективными коммуникаторами со способностью распознавать невербальные социальные сигналы.

Терапевтический подход также эффективен в обучении коммуникативным навыкам. Ряд исследований показывает, что дошкольники с нарушениями обучения испытывают социальные и эмоциональные трудности в результате своих нарушений. Использование подхода группы поддержки может помочь дошкольнику распознавать и справляться со стрессовыми ситуациями, в то же время изучая, как их неспособность к обучению влияет на их социальные способности [3].

Таким образом, нами было рассмотрено несколько эффективных стратегий обучения коммуникативным навыкам. Эффективное обучение коммуникативным навыкам окажет большое влияние на неподобающее поведение в группе и управление школой. Важно признать развитие ребенка с нарушениями обучения. Обучение коммуникативным навыкам может помочь в выявлении негативных последствий, связанных с дефицитом коммуникативных навыков и трудностями в обучении. Поэтому обучение коммуникативным навыкам должно стать важной частью программы для дошкольников, в том числе для детей с ограниченными возможностями.

Problems of communication skills formation in preschool children

Buylina E.E.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rudakova Dora Timofeevna
Associate Professor of informatization of formation of the Institute of Digital Technologies of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article discusses the problem of formation and development of relationships and communication skills of pre-school children, one of the significant problems at this stage. The ability of children to listen, understand and respect others, to respond adequately and politely to comments and requests of adults, the ability to play and communicate with peers are inseparable elements of the full personal development of pre-school children, their mental health. Children who do not know how to organize communication with peers feel vulnerable. This can lead to emotional isolation, reduced self-esteem, anxiety or, conversely, aggressive behaviour, as well as serious difficulties in further learning and realizing the child 's potential. The materials of the article emphasize that it is at this age that the basic qualities of the individual are laid down, and the formation of moral and ethical habits and behavioural norms begins. For this reason, already at the age of 3-4 it is important to develop communication skills in the child, to teach him to manage his emotions, to develop the ability to empathize and cooperate with adults and peers to learn to be an active accomplice in team work.
Keywords: communication skills, senior pre-school age, problems of formation of communication skills, recommendations, peculiarities of pre-school communication.


  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика. Синтез, 2012. 272 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие. Изд. «Союз», 2017. 110 с.
  3. Домрачева А. В. Игровой тренинг как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 2(15). С. 248-250.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 432 с.
  5. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.П. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. М. «МозаикаСинтез», 2013. 264 с.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка Москва: Институт практической психологии. Воронеж: Издательcтво НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие / М.И. Лисина. М.: «Педагогика», 2017. 160 с.
  8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 4-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. 96 с.
  9. Мухина В.С. Под ред. Венгера Л.А. Детская психология: Учеб. для студентов пед. интов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2019. 272 с.
  10. Сензитивный период / Психология личности // Психология и психиатрия: сайт практикующих психологов. (дата обращения: 03.04.2019).
  11. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 160 с.
  12. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 2016. 96 с.
  1. Arushanov A.G. Speech and speech communication of children. M.: Mosaic. Synthesis, 2012. 272 pages.
  2. Vengotsky L.C. Children's psychology questions: study manual. Prod. «Union», 2017. 110 pages.
  3. Domracheva A. V. Game training as a means of development of communication skills of children of older pre-school age//Student science and XXI century. 2017. № 2(15). Page 248-250.
  4. Kozlova S.A. Pre-school pedagogy: a teaching manual for students. professional. Education/S.A. Kozlova, T.A. Kulikova. - 15th ed., re-work. And Additional Moscow: Publishing Center «Academy», 2015. 432 pages.
  5. Kravtsov E.E., Kravtsov G.P. Psychology and Pedagogy of Preschool Education: A Tutorial. M Mozaikasintez, 2013. 264 pages.
  6. Lisina M.I. Communication, Personality and Psyche of a Child Moscow: Institute of Practical Psychology. Voronezh: Publishing NGO «MODEK», 1997. 384 pages.
  7. Lisina M.I. Problems of ontogenesis of communication: study manual/M.I. Lisina. M.: «Pedagogics», 2017. 160 pages.
  8. Mikhail N.J., Korotkova N.A. Organization of the story game in kindergarten: Manual for the teacher. 4th ed., published by M.: Publishing house «GNOM and D», 2010. 96 pages.
  9. Mukhina V.S. Under ed. Wenger L.A. Children 's psychology: Study. For students ped. int. The 8th prod., reslave. And additional M.: Enlightenment, 2019. 272 pages.
  10. Sensitive period / Psychology of the personality//Psychology and psychiatry: the website of the practicing psychologists. (date of appeal: 03.04.2019).
  11. Smirnova E.O. Peculiarities of communication with pre-school children: study manual for studio environments. пед. studies. institutions. M.: Publishing Center «Academy» 2018. 160 pages.
  12. Usova A. P. The role of the game in the upbringing of children. Under ed. A. V. Zaporozhets. M.: Education, 2016. 96 pages.