Научный руководитель: Князева Галина Львовна, доцент кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 372.878

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития вокальных навыков у учащихся начальных классов.

Ключевые слова: вокальные навыки, голосовой аппарат, музыка, пение, певческий голос, формирование певческих навыков.

Специалисты много внимания уделяют вопросам развития голосового аппарата в возрастном аспекте. Эта деятельность помогает глубже познать пути формирования голоса детей и их певческих навыков. Пение – один из основных видов музыкальной деятельности, наиболее доступное детям, которое позволяет осуществлять их музыкально-эстетическое воспитание на основе формирования певческого голоса.

Певческая деятельность зависит от того, как с первого дня обучения пению формируются положительные навыки, которые следует развивать не как механическое усвоение движений, а воспитывать сознательное использование певческого голоса. Скорость развития певческих навыков зависит от сложности, возрастных и индивидуальных характеристик певца. Исполнительские навыки приобретаются комплексно, а развиваются на основе музыкально-слуховых представлениях. Любая способность взаимосвязана друг с другом – музыкальный слух с памятью и чувством ритма, эмоциональное чувство с ладовым, тембровый с гармоническим и так далее. Певческие навыки также формируются во взаимодействии с другими способностями на слуховой основе.

Сложность вокальной работы с детьми младшего возраста состоит в том, что они не осознают связей между отдельными действиями, не могут охватить задачи в целом, не умеют самостоятельно применять приобретенные знания для решения новой задачи. Воспитание правильных певческих навыков направлено прежде всего на формирование слаженной и уравновешенной системы нервных процессов, которые должны обеспечить полноценное звучание голоса и тем самым создать условия для развития эстетических чувств и воспитание художественного вкуса. Не существует большой разницы между детским и взрослым вокальным воспитанием. Поэтому, говоря о детском пении, нельзя избежать общих правил вокальной методики, учитывая при этом специфику, обусловленную психофизиологическими особенностями детского возраста. Детский голосовой аппарат существенно отличается от взрослого человека. Он быстро развивается. Любая перенагрузка может ему навредить. Совершенствование детского голосового аппарата должно следовать параллельно с ростом всего организма. Поскольку активность роста и развития каждого ребенка разная, то и подход ко всем детям должно быть индивидуальным. Музыка, как искусство эмоциональное, влияет на чувства человека, стимулирует деятельность мысли и сознания, поэтому формирование певческих навыков является неотъемлемой составляющей музыкального развития, тесно связано с совершенствованием психических способностей: внимания, воображения, мышления и памяти [4].

Пение является основным средством привлечения детей к музыкальному искусству, с помощью которого они получают практический опыт, но не следует им злоупотреблять. Интересы учителя могут переутомить ребенка и повредить развитию голоса, и даже отбить охоту к дальнейшим занятиям. Чтобы избежать нежелательных последствий, урок надо регламентировать так, чтобы активное пение продолжалось примерно треть урока, а нагрузка чередовалась с отдыхом [2, с. 153]. Для выработки и совершенствования вокальных навыков важен показ, который стимулирует интерес ученика голосом и пением учителя и является хорошим примером для подражания. Только ученик не должен копировать учителя, как хорошо бы он не звучал его голос, это может привести к разрушению певческой индивидуальности. Педагогу необходимо постоянно искать и использовать различные формы и приемы вокальной работы [5]. Правильное вокальное звуковоспроизведение определяется координацией основных частей певческого аппарата. Все они работают слаженно, так как их работа регулируется слухом. Звук подается импульсами на голосовые связки, которые в соответствии сокращаются. Развитие слуха не происходит отдельно от вокальной моторики, а находится под ее непосредственным влиянием.

Итак, воспитание и развитие певческих навыков, вокальной моторики является делом всех музыкальных способностей и возможностей ребенка во время занятий пением. Основой правильного метода развития вокальной техники является содержание единства художественного и технического развития, при учете предварительной певческой подготовленности и опыта ученика.

В вокальной практике используются два метода работы над развитием вокальных навыков. Первый заключается в преобладающем использовании художественного материала (песни, романсы, арии) с конкретной обработкой отдельных элементов произведения, таким образом улучшаются приемы звуковоспроизведения, звуковедения и других вокальных навыков. Второй заключается в прямом воздействии на развитие голосового аппарата специальной системы упражнений, приемов, регулирующих мускульные движения дыхательной системы, гортани, положение языка, небной занавески, и так далее. В первом случае в основном работает эмоционально-умственная, во втором – рационально-умственная сфера [3]. Каждый метод имеет свои преимущества, но вокальная педагогика рекомендует сочетать оба на всех этапах обучения.

Voice skills development as a basis for students music education

Gadzaman A.A.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Knyazeva Galina Lvovna,
Associate Professor of the Department of Music Art of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article discusses the peculiarities of vocal skills development in primary grades.
Keywords: vocal skills, voice unit, music, singing, singing voice, formation of singing skills