Научный руководитель: Бочарова Наталья Анатольевна, доцент кафедры образовательных технологий в филологии филологического факультета ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 37

Аннотация. В данной статье рассматривается образовательный проект «Театр начинается с книги». Он включает в себя углубленное изучение художественной литературы и последующую визуализацию текстов представителями различного возраста. Статья посвящена решению проблемы популяризации чтения и необходимости возвращения книги в «личное пространство» школьника. Автором проанализированы итоги апробации данной проектной деятельности в рамках группы школьников Санкт-Петербургской частной гимназии «Альма-Матер».

Ключевые слова: книга, театр, проектные технологии, популяризация чтения, семейное чтение, индивидуальное чтение, интерпретация, визуализация текста.

Проект «Театр начинается с книги» – это образовательная деятельность, которая включает в себя углубленное изучение художественной литературы и последующую визуализацию текстов учениками и родителями выбранной школы. Взрослые и дети, принимающие в нем участие, могут не только внимательно прочесть произведение, разобраться в его образной системе и композиции, но и познакомиться с миром театра, который продемонстрирует им роль филологии в культурной жизни общества. Участники проекта должны разобрать выбранный текст, выделить в нем понравившийся фрагмент, после чего сделать миниатюрную театральную сцену, на которой «будет идти» спектакль, поставленный по подобранной части произведения.

Проект актуален для современного образования тем, что направлен на решение проблем популяризации чтения и необходимости возвращения книги в «личное пространство» школьника.

Планируется сделать школьную выставку проектов каждого класса и показать ее не только родителям, но и приглашенным представителям школ детского творчества, которые могут использовать идею для организации городской летней выставки (пример: фестиваль в рамках «Летних книжных аллей» на Невском проспекте). Это позволит привлечь людей в игровой и творческой форме к прочтению того или иного произведения литературы. Возможно, у многих посетителей выставки появится желание принять в этом участие, что побудит общественность прочесть предложенные тексты. Это приводит к популяризации как индивидуального, так и семейного чтения. Возраст участников не ограничен.

Проект также может помочь современному учителю заинтересовать школьников на уроке и сплотить класс во время общей деятельности.

Представляя свой проект, ученики начинают подсознательно опираться на литературоведческие термины, что позволяет также закрепить языковую базу, необходимую при изучении литературы в школе, это можно отнести к реализации важных предметных результатов, которые соответствуют требованиям ФГОС. Личностные и метапредметные результаты также видны в процессе деятельности учащихся и после ее завершения.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе (этап подготовки проекта);
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей (все этапы проекта);
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (все этапы проекта);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (этап подготовки проекта к презентации);
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (все этапы проекта);
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы (все этапы проектной деятельности);
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (преимущественно этап строительства сцены);
  • смысловое чтение (этап подготовки к реализации);
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (этап реализации проекта);
  • умение аргументировать и отстаивать свое мнение (этап презентации и дискуссии);
  • умение осознанно использовать речевые средства (этап презентации);
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; (этап презентации и подготовки);
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (этап презентации).

Личностные результаты (реализуются на всех этапах проектной деятельности):

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной и других видов деятельности.

Проект «Театр начинается с книги» также направлен на достижение социального эффекта в сфере гармонизации семейных отношений через совместную деятельность и повышение личностной культуры путем привлечения к чтению. Эта работа поможет всем участникам сплотиться для общей цели – создания интересной миниатюры. На общегородском уровне проект не только наладит коммуникацию классов внутри школы, но и поспособствует общению между школами общего и дополнительного образования.

Этот вид деятельности позволяет также раскрыть важность интерпретации для понимания литературного произведения и увидеть возможность вовлечения филологии в общекультурную жизнь современного общества. Так, введение понятия «театральная интерпретация» способно убедить участников в том, что любое литературное произведение может существовать между филологией и культурой. Оно изучается в школе и университете с филологической точки зрения, подробно разбирается и усваивается учащимися, а его культурные интерпретации позволяют создать определенные представления общества о том, как живет литературный процесс и какими разными способами люди могут переложить один и тот же текст. Это же помогает нам сформировать свое виденье произведения.

Зачастую учителя водят детей в театр намеренно, чтобы прививать ученикам любовь к искусству. Общая проблема подобного метода воздействия заключается в том, что не каждый ребенок способен сразу воспринимать театральное действо без специальной подготовки.

Многие идут на представления неохотно и присутствуют на них по просьбе родителей. Если же школа подразумевает добровольные походы в театры, взрослые могут отправить своего ребенка на постановку принудительно, надеясь так привить любовь к классике, искусству и, отчасти, литературе.

Современный мир диктует новые правила образовательному пространству, поэтому стоит начать с иного способа подачи подобной информации (сложной, представляющей собой синтез искусств). Ребенок должен постепенно изучать театральный мир, чтобы разобрать через него компоненты литературных произведений. Надо дать ему шанс заинтересоваться театром самостоятельно. Для этого был разработан проект «Театр начинается с книги». Мы предлагаем начинать изучение этого культурного пласта с игровой формы. Ученик будто становится частью театрального процесса, поднимается над ним, рассматривает его в разных плоскостях, что развивает у него интерес к тому, как изучаемые механизмы функционируют в реальной жизни. Планируется также знакомить участников проекта с важными компонентами театра: устройством сцены, историей театрального костюма, гримом и т. п. Это способствует расширению кругозора детей и их родителей, т. к. подразумевается участие старшего поколения.

Учителю, реализующему подобный проект, необходимо владеть знаниями в области:

  • театроведения (советуем воспользоваться книгой для начинающих: Рикарду Энрикеш, Андре Летрия: Театр. Театральный словарь с историями и заданиями. – М.: Самокат, 2018. 75 с.);
  • филологии (знание художественных текстов, литературоведческая база);
  • методики (советуем воспользоваться следующими работами: [1; 2; 3].

Для педагога эта деятельность является возможностью визуализировать представления современных подростков о классическом тексте. В свою очередь, дети могут внимательно прочесть произведение, чтобы выбрать тот момент, который им захочется создать, и вникнуть в образную систему, выстроив для себя каждый из элементов по степени важности. Последнее наблюдается при рассмотрении первого и второго планов сцены. Предлагаемый проект служит для того, чтобы по-новому преподнести ученикам программный материал с помощью проектной технологии.

Планируется дать каждому классу задание:

  1. выбрать текст, который они изучили на уроках литературы перед стартом проекта;
  2. составить театральную миниатюру любого эпизода текста, привлекая знания об образах и окружающем героев мире (делается из любых материалов);
  3. при составлении распределить в классе роли по функциям: делает героев миниатюры, окружающий мир (декорации), составляет макет сцены, выступает в роли дизайнера, создает героям костюмы и т. д.

Результат работы класса – небольшая театральная сцена, на которой идет спектакль (предполагаемый план проектной деятельности – в Таблице 1). .

Таблица 1. Предлагаемый план проектной деятельности

Этап реализации проектаСодержание деятельностиНеобходимые ресурсыСрокиИсполнители
1. Подбор текста 1.Учитель и ученики подбирают текст для его интерпретации, выбирают фрагмент произведения Цветные бумага и картон, карандаши, клей, ручки, линейки, небольшие отрезы ткани (если понадобятся), палочки для суши деревянные (если нужны будут для подпорок сцены) Весь проект будет выполнен за месяц (ориентировочно) Например, 26 учеников 6 класса
2. Распределение ролей 2. Учитель записывает фамилии учеников в графы (в соответствии с их предпочтениями): декораторы, создатели героев, строители сцены, дизайнеры сцены, костюмеры и т. п.      
3. Составление театральной миниатюры 3. Каждая группа выполняет свою задачу, после чего всё (герои, декорации, костюмы, сцена и т. д.) совмещается в одну общую миниатюру      
4. Итог работы класса 4. Организация выставки, сбор проектной папки и ее презентация      

Идея данного проекта была экспериментально проверена и частично апробирована в рамках одной группы школьников Санкт-Петербургской частной гимназии «Альма-Матер» (Рис. 1.).

Во время проведения анализа результатов были сделаны следующие наблюдения:

  • В классическом тексте современный подросток замечает все детали, однако большее значение придает системе героев, что видно на представленном фото (см. рисунок 1).
  • Для сегодняшних школьников важен этап визуализации текста. С его помощью им легче разобраться с композицией произведения.
  • В процессе создания принимали участие все, так как каждому ученику хотелось показать, как он увидел изучаемое произведение, и внести свой вклад в создание миниатюры. Дети воспринимали всё происходящее, как игру, при этом они получали необходимые знания.

Работа 6 класса Санкт-Петербургской частной гимназии «Альма-Матер» (на материале сказа Н.С. Лескова «Левша»)

Рис. 1. Работа 6 класса Санкт-Петербургской частной гимназии «Альма-Матер» (на материале сказа Н.С. Лескова «Левша»)

Стоит отметить, что такая работа помогает развивать мелкую моторику и зрение учащихся. Это благоприятно сказывается на всем образовательном процессе. Данная деятельность – важная составляющая общего детского развития. Благодаря увеличению ловкости пальцев ребенка происходит правильное формирование речевого аппарата, дети быстрее начинают грамотно говорить и легче усваивают информацию. Это связано с литературой и русским языком, т. к. одна из основных задач учителя-филолога – развить способность ученика правильно излагать свои мысли. Этот же навык пригодится ему в процессе представления работы после ее завершения, когда потребуется показать готовый продукт и рассказать о нем.

Таким образом, реализация проекта:

  • способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • развивает у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Можно выделить следующие теоретические основания для реализации проектного обучения:

  • образовательный процесс строится в логике учебного предмета и деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • развитие творческого потенциала учащихся.

Для осуществления подобного вида проектной технологии требуются человеческие, интеллектуальные, коммуникационные и финансовые ресурсы. Проект не требует больших затрат от школы и учащихся. Всё, что потребуется приобрести (централизовано или индивидуально), – цветной картон, клей, бумагу, ножницы и карандаш. Способ закупки материала должен исходить из возможностей учебного заведения, поэтому общая смета будет составлена после ее согласования с руководителями площадок реализации. Планируется также составить папку с фото (под которыми будут пояснительные надписи), которые будут показывать каждый шаг проектной деятельности и работу группы. В состав проектной папки войдут: паспорт проекта, планы выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточные отчеты группы, вся собранная информация по теме проекта (в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета), результаты исследований и анализа, записи всех идей (гипотез) и решений, краткое описание проблем, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к презентации, черновики. Образовательный продукт, полученный в результате деятельности, – выставка с презентациями.

 Theatre begins with a book

Polomordvinova A.A.,
master of 1 course of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg

Research supervisor:
Bocharova Natalja Anatoljevna,
Associate Professor of the Department of educational technologies in philology of the philological faculty of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article discusses the educational project «Theatre begins with a book». It includes in-depth study of fiction and subsequent visualization of texts by representatives of different ages. The article is devoted to solving the problem of popularization of reading and the need to return the book to the «personal space» of the schoolchild. The author analyzed the results of testing of this project activity within the framework of the group of schoolchildren of St. Petersburg private gymnasium «Alma-Mater».
Keywords: book, theatre, design technologies, reading popularization, family reading, individual reading, interpretation, text visualization.