Аннотация. В данной статье рассмотрены новые способы преподавания и предъявления учебного материала для учащихся в школе. Раскрыта сущность и структура образовательной интерактивной платформы МЭШ, которая реализует успешный современный образовательный процесс. Выявлены и обоснованы положительные стороны данной системы на примере описания интерактивного урока.

Ключевые слова: «Московская электронная школа», интерактивная платформа, информационная среда, сценарий урока.

«Московская электронная школа» (далее – МЭШ) – это облачная интернет-платформа, содержащая различные образовательные материалы – пособия, учебники, задачники, электронные хрестоматии, а также медиаресурсы – образовательные ролики, видео-объяснения учителей, предметные лаборатории и многое другое. Важное место в представленной библиотеке занимают сценарии уроков, которые любой учитель может использовать для проведения урока по той или иной теме. Эта система также предоставляет учителю возможность создавать свои сценарии и делиться опытом с коллегами.

Рассмотрим особенности применения МЭШ на примере нашей работы в ГБОУ г. Москвы «Школа № 1557 имени Петра Леонидовича Капицы» (далее – Комплекс).

Задачи реализации МЭШ:

  • установление связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса, в том числе установление связи между интерактивным оборудованием, персональными устройствами пользователей, подключенных к Интернету, и учебными материалами платформы МЭШ;
  • реализация инновационных педагогических технологий, использование в образовательном процессе приемов и методов обучения, способствующих более качественной подачи учебной информации;
  • увеличение, применяемых в образовательном процессе форм и способов учебной деятельности за счет активного использования электронных образовательных материалов;
  • персонализация образовательного процесса;
  • повышение методических и IT-компетенций педагогических работников Комплекса;
  • оснащение классов интерактивными панелями, каждого учителя – персональным ноутбуком, обеспечение каждого здания школы высокоскоростным WiFi;
  • создание равных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями;
  • достижение обучающимися надежных образовательных результатов;
  • обмен накопленным опытом в рамках педагогического сообщества учителей как внутри Комплекса, так и в городе Москве.

Сроки реализации проекта:

  • 2016–2017 гг. – подготовительный период;
  • 2018–2019 гг.- основной период;
  • 2020 г. – перспективный период.

Реализация программы МЭШ – это огромная возможность для учителей в использовании электронных ресурсов, создание новой информационной среды через разработку уроков. Это полезный и более наглядный материал с различными аудио- и видеоматериалами, интерактивными заданиями, тестовыми заданиями, красочными картинками и фотографиями, ссылками на интересные образовательные ресурсы.

МЭШ – это комплекс конструкторов, позволяющих создавать сценарии уроков путем привязывания других образовательных материалов к собственным рабочим программам.

Проведение интерактивного урока намного повышает эффективность обучения, заинтересованность учащихся в учебном процессе.
Огромным преимуществом МЭШ является, во-первых, тот факт, что авторами сценариев уроков являются практикующие учителя, понимающие потребности учащихся.

Во-вторых, можно воспользоваться материалами библиотеки в любое время для проведения урока. Это огромная возможность обмена опытом для учителей. Образовательный контент отображается в устройствах:

  • интерактивная панель или проекционный экран;
  • планшетные компьютеры учащихся;
  • собственный компьютер (планшет) для управления проведением урока.

Во время проведения интерактивного урока необходимо использовать заранее созданные сценарии уроков.
Проект «Московская электронная школа» направлен на эффективное использование информационных технологий в школе для улучшения качества образования учеников.

«Московская электронная школа» – это большой городской (Московский) проект. Начал он осуществляться с шести школ Москвы, в которые было поставлено самое современное интерактивное и сетевое оборудование. Проект сопровождался созданием целой системы электронных сервисов, являющихся частью единой информационной системы – электронный журнал и дневник.

Сегодня это уже не просто проект – его можно назвать мегапроектом. И не только потому, что в разработку электронных сценариев уроков включились тысячи учителей г. Москвы, но и потому, что он сейчас положен в основу федерального проекта «Всероссийская электронная школа».

Цель проекта «Московская электронная школа» – максимально эффективное использование ИКТ и сервисов для улучшения качества образования.

Участие в проекте создает новые возможности для московских школьников:

  • учеба как интересная игра на занятиях (видео, тесты динамические сцены, лаборатории);
  • индивидуальные интерактивные задания;
  • при переходе из Школы в Школу ребенок остается в одном и том же, едином для него образовательном пространстве;
  • экономия времени учителя при подготовке к урокам благодаря свободному доступу к качественному, достоверному электронному контенту;
  • эффективное распределение времени на уроке;
  • работа с учетом особенностей каждого ученика благодаря доступу к готовым индивидуализированным заданиям.

Освоение всех возможностей МЭШ невозможно без обучения, и такая возможность предоставлена Департаментом образования г. Москвы и Департаментом Информационных технологий г. Москвы, которые организовали очно-дистанционное обучение.

Актуальным на сегодня является вопрос о дальнейшей мотивации учителей и преподавателей к использованию ресурсов МЭШ в образовательном процессе. Так, например, была запущена также городская Олимпиада для учителей информатики «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка»: результаты участия позволят победителям стать экспертами в области МЭШ.

Внутри Комплекса проводится мониторинг проекта по следующим критериям:

  • самый активный учитель в использовании сценариев МЭШ;
  • использование ресурсов ЭЖД;
  • рейтинг вклада;
  • активность школы в использовании МЭШ.

Создание современной цифровой образовательной среды для коллектива Комплекса должно стать одной из главных задач, потому что приоритетным направлением развития всей экономки страны на сегодня является переход на третью технологическую платформу и связанную с ней цифровую трансформацию.

Среди учебных дисциплин общеобразовательного цикла «Литература» занимает особое место, будучи творческим и очень объемным учебным предметом.

В общеобразовательных организациях Российской Федерации используются различные подходы и педагогические технологии для преподавания литературы.

Существующие практики преподавания литературы нуждаются в систематизации и описании для дальнейшего использования в педагогической деятельности, научных исследованиях, обосновании определенных управленческих решений и т.д.

Основная трудность в систематизации существующих практик преподавания литературы заключается в том, чтобы выделить наиболее общие тенденции и типичные педагогические технологии, реализуемые в образовательных организациях.

Наш вклад в реализацию проекта «Московская электронная школа» заключается в создании сценариев уроков по русскому языку и литературе для 8-10 классов, помощь в создании ЭУПов моим коллегам. На данный момент мы разрабатываем урок литературы, посвященный изучению произведения Сергея Донатовича Довлатова «Чемодан». Самый интересный момент, на наш взгляд, в создании сценариев уроков – это добавление этапов, содержащих опросы (в форме дискуссий) и тест для опроса учеников при закреплении полученных знаний или проверки усвоенных знаний.

Для разработки учебных материалов в рамках проекта МЭШ нами были использованы собственные наработки, которые показали уже эффективность их использования на практике. Поэтому каждый урок по-своему уникален, а главное понятен, доступен и интересен. Быстрая смена и разнообразие этапов сценария урока вызывает интерес к выполнению заданий и обеспечивает качественную передачу информации ученикам.

Из всех средств обучения в Московской электронной школе прежде всего учитываются индивидуальные потребности и интересы учащихся, возможны различные способы предъявления учебного материала, обеспечение индивидуальных форм тренировки, создание широкого диапазона стимулов для вовлечения учащихся в литературный мир.

Интерактивные технологии – не только необходимая, но и обязательная составляющая современного процесса обучения в школе.

Project «Moscow electronic school» as an innovative means of professional teaching of literature

Vasilenko V.A.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kalashnikov Sergey Borisovich,
Associate Professor of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article discusses new ways of teaching and presenting educational material for students at school. The essence and structure of the educational interactive platform MESh, which implements a successful modern educational process, is revealed. The positive aspects of this system have been identified and justified, using the example of an interactive lesson description.
Keywords: Moscow electronic school, interactive platform, information environment, lesson scenario.


  1. Бариева А.А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа, 2015. С. 228-230.
  2. Образовательный портал «Московская электронная школа» URL: https://www.mos.ru/city/projects/mesh (дата обращения: 23.02.2020).
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М., 2002. 272 с.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М., 2010. 140 с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., 1998. 256 с.
  1. Barieva A.A. Introduction of modern information technologies in the educational process // Actual problems of modern pedagogy: materials of the VI Intern. scientific conf. (Ufa, March 2015). Ufa, 2015. Page: 228-230.
  2. Educational portal «Moscow Electronic School» URL: https://www.mos.ru/city/projects/mesh (date of the address: 23.02.2020).
  3. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. New pedagogical and information technologies in the education system: a textbook for students of pedagogical universities and advanced training systems for teachers. M., 2002. 272 pages.
  4. Robert I.V. Modern information technologies in education: didactic problems; prospects of use. M., 2010. 140 pages.
  5. Selevko G.K. Modern educational technology: textbook. M., 1998. 256 pages.