Научный руководитель: Антошинцева Мария Александровна, доцент кафедры образовательных технологий в филологии филологического факультета ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 373

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению лингвистических игр как средству изучения морфологии. Лингвистическая игра является особой системой, созданной с педагогическими целями и предполагающей педагогические результаты. Современные авторы и исследователи говорят о том, что лингвистические игры являются важным компонентом обучения детей, формирующим самостоятельность, предприимчивость, находчивость и социальные свойства личности, необходимые в современном мире. Классификация лингвистических игр позволяет различать игры в зависимости от их сути и содержания.

Ключевые слова: игра, методика преподавания русского языка, методика изучения частей речи, лингвистическая игра, морфология.

Многочисленные исследования лингвистических игр позволяют утверждать, что лингвистические игры представляют собой особую систему, являющуюся важным компонентом обучения детей. Об этом пишут современные методисты и филологи, такие как С.К. Абдраманова, М.Д. Ваджибов, Е.В. Душина, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева, Т.А. Михеева, И.О. Шипилова и др.

Лингвистическая игра – часть учебного процесса. Она способна незаметно вовлечь ребенка в учебный процесс, вывести умения ученика на уровень мыслящей, творческой личности, дать основные лингвистические понятия и содействовать их пониманию и запоминанию. Ученые по-разному определяют понятие лингвистической игры. Н.Д. Голев в своей статье «Языковая игра как лингводидактический принцип» трактует языковую игру как собственно языковой феномен, т. е. особое состояние языка, в котором актуализируются его асимметрические особенности [3, с. 27]. Ее применение в дидактических целях вызвано тем условием, что в таком состоянии принципы устройства и функционирования языка, невидимые при повседневном употреблении языка, как бы открываются ученику. И.А. Белова в своей статье «Языковая игра как средство развития речи и творческих способностей учащегося на уроках русского языка» рассматривает лингвистическую игру, прежде всего, как средство развитие речи учащегося, его творческих способностей и языкового чутья [1, с. 7]. Лингвистические игры можно успешно включать в уроки по русскому языку для пятых и шестых классов, т. к. они могут мотивировать современных учеников на дальнейшую деятельность в изучении темы, расширяют границы изученного материала, позволяют в игровой форме осваивать сложный материал и выполнять трудные задания. В статье Е.А. Жестковой и А.С. Клычёвой «Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников» отмечается, что лингвистическая игра развивает языковое чутье, умение логически мыслить, слушать и слышать, содействует раскрепощению в обращении с понятиями, создает легкость и радость от общения [7, с. 12].

Для рассмотрения был взят раздел морфологии, так как он может оказаться одним из трудных и неинтересных для изучения в пятом и шестом классах. В ходе исследования были рассмотрены методические пособия по русскому языку за 5-6 классы. Была составлена таблица с лингвистическими играми. В нее включены не только задания из методических пособий для пятого и шестого классов, таких как поурочные разработки М.А. Бондаренко, методическое пособие для 6 класса А.Ю. Купаловой к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь», методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». Также были взяты игры из игротеки Татьяны Александровны Барчан.

Для анализа лингвистических игр в аспекте морфологии среди частей речи было выбрано имя существительное. Данная часть речи изучается в 5-6 классах. Для данной темы была создана большая и разнообразная игротека. Существительному отводится большое количество часов, поэтому в методических пособиях данной теме, как одной из самых важных, уделяется большое внимание. Лингвистические игры в области морфологии по теме «Имя существительное» являются удобным материалом для исследования. Тема «Имя существительное» не является новой для учащихся. Для этапа актуализации знаний учеников используются лингвистические игры, направленные на повторение уже знакомых подразделов.

Лингвистические игры имеют разные варианты классификации. Д.Д. Жажева и С.А. Жажева в своей статье «Формирование лингвистической компетенции на основе использования лингвистической игры» выделяют два подхода к классификации игр, используемых на уроке русского языка. Первый подход опирается на задачи, решаемые во время уроков. В статье говорится о том, что подобное разделение является достаточно формальным, потому что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач [4, с. 10]. Лингвистические игры могут определяться как по своей сути и содержанию, так и по этапам игры. На уроке могут реализовываться командные и соревновательные игры.

В качестве командной игры часто используется «эстафета», представленная в поурочных разработках Т.А. Бондаренко [2]. Ученики делятся на команды и на скорость выполняют задание. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задачу. Для данной игры также подходят разные грамматические категории. Она позволяет реализовывать как предметные (например, знакомит ученика с одной из морфологических категорий), так и метапредметные цели (умение работать в команде). Индивидуальные игры предполагают самостоятельное выполнение задания.

В качестве примера соревновательной игры можно привести игру под названием «поединок знатоков», представленную в методическом пособии под редакцией А.Ю. Купаловой [6]. Для проведения данного мероприятия требуются два ученика. Каждому даются карточки, на которых написаны слова в единственном и во множественном числе. Один из учеников меняет множественное число на единственное число. Второй ученик выполняет противоположную задачу. Схема данной игры подходит не только для грамматической категории числа. В методических рекомендациях предлагается использовать поисковые игры, направленные на определение умения выделять существительное среди других частей речи. Учитель также может определить способность ученика видеть особые грамматические признаки существительного, отличающего его от других частей речи.

Игры на синонимию и на родовидовые понятия, игры на установление синонимических и омонимических связей слов и на знание фразеологизмов представлены в игротеке Татьяны Барчан [5]. Материал для игры – разноцветные карточки. Каждый цвет обозначает свою категорию. Например, красный – омонимы, синий – ребусы и т. д. Каждый вид заданий в данной игре – это отдельная тема. Используя карточки с фразеологизмами и омонимами можно создать викторину, т. е. данную игру можно использовать для разного рода деятельности.

Данная игра хорошо подойдет для урока развития речи в контексте изучения темы «Имя существительное». К данному виду игр относится еще одна игра из игротеки Татьяны Барчан. Игра под названием «Какого рода пони». Из названия лингвистической игры видно, что оно связано с родовой грамматической категорией существительного. Игра – домино. В данной игре представлены исконно русские слова и лексемы иностранного происхождения, слова общего рода. В основном в игре даны слова, род которых сложно определить, из-за чего необходимо выучить, к какому роду они относятся. Данная игра помогает разобраться с категорией рода, запомнить род слов, у которых данная категория не определяется по окончанию, усвоить понятие «слова общего рода». Игра тренирует память, усидчивость и внимательность ребенка.

Лингвистические игры выполняют важные функции. Введение новой темы и повторение старой происходит за счет использования игровой формы, что способствует легкому запоминанию информации и развитию умения применять ее практически. М.Ю. Яркова и И.Н. Краснюк в своей статье «Роль игры как одного из приёмов интерактивных технологий при формировании социолингвистической компетенции в процессе обучения иностранному (русскому) языку» пишет: «Игра дает возможность преподавать в неформальной обстановке и минимальном стрессе для обучающихся оценить их знания» [8, с. 21]. Таким образом, лингвистические игры помогут создать благоприятные условия для обучения современным школьникам. Они могут как актуализировать знания учеников, так и развивать новые навыки в игровой форме, облегчая тем самым обучение современным детям.

Linguistic games in Russian lessons in aspect of morphology

Kobzeva D.V.,
bachelor of 4 course of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg

Research supervisor:
Antoshintseva Mariya Aleksandrovna,
Associate Professor of the Department of educational technologies in philology of the philological faculty of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article is devoted to the consideration of linguistic games as a means of studying morphology. Linguistic game is a special system created with pedagogical goals and assuming pedagogical results. Modern authors and researchers say that linguistic games are an important component of children's education, forming the independence, enterprise and social qualities of a person that are necessary in the modern world. The classification of linguistic games makes it possible to distinguish between games depending on their essence and content.
Keywords: game, methods of teaching the Russian language, methods of studying parts of speech, linguistic game, morphology.