Аннотация. В статье представлены результаты исследования круга чтения современного младшего подростка. Предложены некоторые пути преодоления проблем формирования круга чтения школьника. В частности, кратко освещен разработанный автором статьи элективный курс, направленный на расширение круга чтения школьников.

Ключевые слова: круг чтения, младший подросток, преподавание литературы в школе, проблема детского чтения, читательские интересы.

«Что читают современные дети? И читают ли они вообще?» – этими вопросами всё более часто задаются учителя, родители, методисты. Без преувеличения проблема детского чтения в настоящее время становится одной из ведущих педагогических проблем. Это связано с тем, что именно чтение во многом способствует формированию полноценной в интеллектуальном и эмоциональном плане личности, а значит, воспитание настоящего читателя – приоритетная задача учителя-словесника. При этом педагог должен понимать, что детское чтение не может, а главное – не должно ограничиваться школьной программой по литературе, поэтому помощь в расширении круга чтения школьников – также одна из ключевых задач учителя.

Изучением круга чтения современных подростков занимается большое количество исследователей. Посредством обращения к опыту исследований В.А. Белова, В.В. Громовой, Е.Б. Брякотиной, Е.А. Полевой и Н.М. Свириной [1; 2; 3] представляется возможным определить в общих чертах круг чтения современного школьника-подростка. Предпочитаемые жанры – фэнтези, детективы, приключения, психологические романы о подростках. Для младших подростков характерны увлеченность массовой литературой и отсутствие интереса к классике, а также предпочтение зарубежной литературы отечественной. Основными факторами, влияющими на выбор книг для чтения, являются экранизация, советы друзей, а также реклама.

Из конкретных писателей и произведений, входящих в круг чтения школьников 6-7 классов, в статье Е.Б. Брякотиной и Е.А. Полевой названы следующие: проза о подростках Дж. Грина («Виноваты звезды», «Бумажные города», «В поиске Аляски»), «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг, приключенческая классика детской литературы в лице Ж. Верна («Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней», «Двадцать тысяч лье под водой»), «Хорошо быть тихоней» С. Чбоски, «50 дней до моего самоубийства» С. Крамер, а также произведения Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери, А.К. Дойла и Дж. Толкина [2, с. 129-130].

Для более точного определения круга чтения младших подростков нам представилось важным обратиться и к другим источникам, в частности к различным форумам и блогам, где сами школьники, а также их родители, обсуждают читательские интересы. На основе анализа форума на «сайте питерских родителей» littleone.com (тема: «Всё о хороших детских книгах») можно заключить, что взрослых очень интересует детская литература и круг чтения своих детей. Несмотря на то, что родители часто хотят, чтобы дети читали книги из их детства («Как я любила эти книги в детстве!»), они все-таки следят и за новинками детской литературы, обращают внимание на пристрастия самих детей («Всё о Муми-троллях» читает с огромным удовольствием, я даже не ожидала»), хотя не всегда остаются довольны их выбором («Не могу назвать «Гарри Поттера» шедевром детской литературы»). Таким образом, установление читательского диалога родителей и детей оказывается важным условием преодоления проблем детского чтения.

По результатам анализа подростковых форумов (chatic.net; podrostoks.0pk.ru) и сообщества «Книги для подростков» в социальной сети (vk.com) был сделан ряд выводов, позволяющих расширить представления о круге чтения современных школьников.

Во-первых, вопреки сложившемуся стереотипу об отсутствии у школьников интереса к чтению, большинство подростков любят читать и обсуждать книги друг с другом, они понимают важность книг и стремятся расширять свой круг чтения («Если не будем читать, то откуда нам брать знания, необходимые для жизни?»).

Во-вторых, в подростковом возрасте детей начинают особенно волновать темы интимно-личностного общения со сверстниками, отношения со взрослыми, вопросы о смысле жизни и о смерти. Ответы на эти вопросы они хотят найти в литературе, именно поэтому им очень интересны психологические романы, поднимающие все эти темы (например, романы Дж. Грина). С другой стороны, окруженные проблемами в реальной жизни, подростки часто находятся в поисках места, куда можно «спрятаться» от реальности. Этим объясняется огромная популярность жанра фэнтези: погружаясь в прекрасные (или даже ужасные) сказочные, выдуманные миры, дети на время забывают о реальной жизни с ее проблемами и трудностями.

В целом круг чтения современных подростков в некоторой степени совпадает с читательскими пристрастиями детства их родителей. Объясняется это тем, что многие книги дети читают именно по рекомендациям родителей, основываясь на их читательском опыте. Такие произведения чаще всего относятся к жанрам приключений и детективов (например, Ж. Верн, А.К. Дойл).

На основании полученных данных о круге чтения современного младшего подростка была создана методическая разработка элективного курса. Обозначим некоторые существенные характеристики курса в целом. Во-первых, он предназначен для учащихся 6-7 классов. Во-вторых, курс направлен на преодоление проблем формирования, а также на расширение круга чтения школьников. В-третьих, курс рассчитан в большей степени на самостоятельную работу учащихся (чтение произведений, проведение различных форм их обсуждения), учитель выступает в роли тьютора (организатора). Наконец, данный курс направлен также на расширение культурного пространства (обращение к фильмам, музыке, театру и др.).

Учитывая специфику курса, определим основные критерии, которым должна соответствовать книга, для включения ее в разрабатываемый курс:

  1. Книга соответствует возрасту (12–13 лет).
  2. Книга соответствует читательским интересам (книга должна быть увлекательной и интересной для ребенка).
  3. Книга способствует формированию личности читателя, нравственному воспитанию, затрагивает вопросы высоких моральных ценностей.
  4. Книга поднимает актуальные для подросткового возраста темы и проблемы.
  5. Книга нашла отклик в мировой или отечественной культуре.

Опираясь на данные критерии, были выбраны 7 книг для изучения на элективном курсе: Харпер Ли «Убить пересмешника»; Владимир Железников «Чучело»; Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»; Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»; Дина Сабитова «Три твоих имени»; Джон Грин «Виноваты звезды»; Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Все перечисленные произведения, кроме повести Дины Сабитовой, были экранизированы, и фильмы, как и книги, пользуются большим успехом у подростков. Книги, входящие в список, довольно разнообразны по тематике и поднимаемым проблемам, но, безусловно, каждая из них найдет отклик в сердце младшего подростка.

В ходе исследования была доказана важность и необходимость работы с кругом чтения современного школьника. Было также установлено, что многие учителя и родители не имеют представления, о том, как нужно правильно работать с кругом детского чтения. Большинство взрослых делают попытку навязывания каких-либо книг, которые они считают полезными для своего ребенка, не учитывая при этом интересов самих детей. Наиболее правильный вариант работы с кругом детского чтения – отталкиваться от читательских интересов самих школьников, то есть сначала нужно выявить их читательские пристрастия, а затем, основываясь на полученной информации, подбирать для чтения ребенка похожие книги, которые точно будут ему интересны. При этом важно понимать, что большинство книг, которые читают дети, действительно способствует их полноценному развитию. Отрицать художественную и нравственную ценность «Гарри Поттера», а тем более запрещать ребенку его читать – абсолютно неправильно.

Более того, родителям и учителям следует самим читать ту литературу, которую читают их дети, и пытаться взглянуть на нее детским взглядом. Многие дети мечтают о возможности обсудить свою любимую книгу со взрослыми, будь то «Виноваты звезды» или «Голодные игры». Именно совместное обсуждение и анализ прочитанной ребенком книги будет способствовать преодолению проблем формирования его круга чтения.

Modern teenagers’ reading interests: problems of formation

Zagorodnyaya Yu.V.,
bachelor of 4 course of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg

Research supervisor:
Antoshintseva Mariya Aleksandrovna,
Associate Professor of the Department of educational technologies in philology of the philological faculty of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article presents the results of the survey of modern teenagers’ reading interests. The author offers some ways of solving problems of the formation of pupils’ reading interests. The article, in particular, contains brief information about an elective course, aimed at expanding the reading interests of teenagers, created by the author of the article.
Keywords: reading interests, teaching literature in school, teenagers, problem of children’s reading.


  1. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. 2014. № . С. 31-37 (дата обращения: 14.04.2019).
  2. Свирина Н.М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. 2017. № 3. С. 64-72 (дата обращения: 14.04.2019).
  3. Свирина Н.М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. 2017. № 3. С. 64-72 (дата обращения: 14.04.2019).
  1. Belov V.A., Gromova V.V. Modern reading preferences of teenagers and students // Bibliosphere. 2014. № 1. Page: 31–37 (date of the address: 14.04.2019).
  2. Bryakotina E.V., Poleva E.A. Survey of teen’s reading as a pedagogical problem // Ped.Rev. 2016. № 2. Page: 129–134 (date of the address: 14.04.2019).
  3. Svirina N.M. Teenager’s reading: results of research and comparative analysis // Philological class. 2017. № 3. Page: 64–72 (date of the address: 14.04.2019).