Научный руководитель: Калашников Сергей Борисович, доцент кафедры русской литературы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Эта статья посвящена особенностям преподавания русского языка и литературы в рамках Международного бакалавриата (IB). Статья раскрывает историю организации, ее структуру, а также отдельные элементы, которые выделяют ее среди других современных образовательных систем.

Ключевые слова: Международный бакалавриат (IB), русский язык, литература, современное образование, навык, концепт, контекст.

В 1968 г. Международная школа Женевы создает Организацию Международного бакалавриата с целью предоставить учащимся любой страны возможность обучаться в любом престижном университете мира. К несчастью, многие выпускники школ вынуждены ограничиться университетами своей страны в связи с тем, что плохо знают иностранные языки, а также потому, что сдают исключительно внутренний государственный экзамен. Организация Международного бакалавриата искореняет эту проблему, так как диплом, который студент получает на выходе из образовательного учреждения, позволяет ему по определенным результатам, достигнутым им по окончании обучения, поступить в любой вуз мира. Рассмотрим эту систему подробнее.

Организация быстро развивается и распространяется по всему миру. Изначально в проекте принимали участие 12 школ, на данный момент по этой программе обучаются студенты 4000 школ по всему миру.

Программы Международного бакалавриата ставят целью развивать любознательное, стремящееся к знаниям и небезразличное молодое поколение, которое сможет создать лучший мир с помощью понимания и уважения межкультурных различий. Поэтому в программе также учитывается важный аспект так называемого служения обществу, который проявляется в организации студентами самоуправления и в проведении различных акций, которые развивают их креативные стороны, а также позволяют проявить свои умения и навыки на благо общества.

Создатели программы уделяли внимание ее универсальности с международной точки зрения. Большое внимание уделяется языкам, так как основной задачей студента является в будущем иметь возможность поступить в любой вуз мира. Дисциплины, как правило, преподают на английском языке. Также все проекты студенты защищают на иностранном языке.

Второй задачей Организации Международного бакалавриата является развитие у студента критического мышления. На уроках преподаватель, в отличие от традиционной школы, уходит на второй план. Он становится наставником, который лишь направляет студента в верное русло.

Также очень интересна пространственная система в рамках обучения в системе IB. Студенты в классах рассаживаются лицом друг другу, то есть с постановкой парт можно проводить интересные эксперименты. Соединять их по две, три или вообще выставить, как на круглом столе. Главная задача заключается в том, что студенты должны работать вместе, обсуждать проблемы и находить решения.

Педагог же наблюдает за процессом и направляет их. Конечно же, подразумевается свободное пространство, а также яркие цвета, которые создают благоприятную атмосферу.

Дисциплины распределяются на шесть групп. Из каждой группы студент выбирает дисциплины сам. Так, например:

  1. группа иностранных языков предлагает дальнейшее изучение английского или возможность изучать новый язык, в том числе и мертвые языки;
  2. группа «Родной язык и литература» предлагает углубленное изучение литературы или литературы и языка;
  3. в группе «Личность и общество» предполагается изучение различных дисциплин, в том числе и тех, которые в дальнейшем студент будет более углубленно постигать в университете, например, философию, экономику, психологию;
  4. в группе «Экспериментальные науки» предполагается изучение физики, биологии, химии;
  5. группа математики предполагает ее изучение на разных уровнях, необходимых для студента;
  6. в группа «Искусство» входят такие предметы, как драма, музыка, танец; следует отметить, что эти дисциплины в обязательном порядке должны присутствовать в рамках системы IB, т. к. они предполагают развитие креативного мышления у студента.

Изучение предметов предлагается на двух уровнях: высшем и стандартном. Студенты должны выбрать минимум три предмета, которые будут изучаться на высшем уровне. Соответственно эти предметы должны быть связаны с их будущей специальностью.

Персональный проект в рамках системы Международного бакалавриата – это подведение итогов обучения в рамках программы MYP (Middle Years Programme). Проект подразумевает исследование, которое ученик проводит в рамках какой-то проблемы. Иными словами, студент ставит перед собой проблему, а затем создает какой-либо продукт, который мог бы, по его мнению, решить эту проблему. Исследование проводится студентом на протяжении нескольких месяцев, при этом все его действия по созданию продукта он описывает в процессуальном журнале. Соответственно учащийся имеет право выбрать любую дисциплину, к которой будет привязано его исследование, а вместе с этим и преподавателя, который станет его наставником.

Создатели программы основывались на том, что язык является фундаментом для овладения всеми предметными группами программы IB. Именно поэтому ему отводится важная позиция в рамках программы. Язык – это средство коммуникации, которое позволяет создать контакт между преподавателем и студентами, развивать критическое мышление, а также межкультурное понимание, формирование которого так важно для создателей программы IB. Язык является неотъемлемой частью в исследовании и поддержании личностного развития и культурной идентификации.
Исследование – это основной принцип изучения языка в IB. Его целью является самостоятельное изучение поставленных проблем и умение находить пути их решения во взаимодействии с другими студентами и преподавателем.

Предметная группа «Язык и литература» предполагает овладению шестью навыками:

  1. чтение;
  2. говорение;
  3. аудирование;
  4. письмо;
  5. наблюдение;
  6. представление.

Группа предметов «Язык и литература» в рамках системы Международного бакалавриата предполагает, что учащийся овладеет следующими навыками:

  • использовать язык как средство для размышления, креативности, рефлексии, познания, самовыражения, анализа и социального взаимодействия;
  • развивать навыки аудирования, говорения, чтения, письма, наблюдения и представления в различных контекстах;
  • развивать критический, креативный и личностный подходы к обучению и анализу литературных и нелитературных текстов;
  • изучать тексты, относящиеся к различным историческим периодам и к разным культурам;
  • исследовать и анализировать аспекты культуры личности, ведущих и других культур посредством литературных и нелитературных текстов;
  • исследовать язык посредством разнообразных способов и средств;
  • развивать интерес к чтению на протяжении жизни;
  • применять лингвистические и литературные концепты и навыки в различных аутентичных контекстах.

В системе IB также выделяются так называемые концепты. В предметной группе «Язык и литература» выделяются следующие концепты:

  • коммуникации – посредством исследования текстов мы обмениваемся точками зрения, анализируем и обсуждаем;
  • связи – исследование языка и связи между текстом, автором и аудиторией;
  • креативность – данный концепт проявляется в нескольких аспектах системы IB, например, в создании продукта или в принятии нового решения какой-либо проблемы в рамках изучения языка и литературы;
  • точка зрения – понимание данного концепта является важнейшим для развития у учащихся способности осознавать и отвечать чрезмерно упрощенным и небеспристрастным интерпретациям; поиск и рассмотрение различных мнений и точек зрения является важной частью развития сложных и обоснованных интерпретаций.

В системе IB также существуют т. н. глобальные контексты. Глобальные контексты необходимы для того, чтобы направить обучение в русло независимого и совместного исследования человечества и защиты нашей планеты. Используя мир в качестве широчайшего контекста для обучения, программа MYP по языку и литературе способна развить целенаправленное исследование. В рамках системы IB созданы следующие глобальные контексты:

  • мы и наши взаимоотношения;
  • личное и культурное самовыражение;
  • глобализация и устойчивое развитие;
  • ориентация в пространстве и времени;
  • научно-технический прогресс;
  • справедливость и развитие.

Одним из этих глобальных контекстов открывается каждый новый модуль изучения. Задача педагога направить студентов и помочь им определить глобальный контекст, в рамках которого пройдет обучения в конкретном модуле.

После определения студентами глобального контекста и концептов, которые будут его сопровождать, формулируется цель исследования в рамках данного модуля. Этот аспект обучения является абсолютно необходимым для студента, т. к. позволяет ему осознать релевантность проведения исследования.

В языке и литературе также важны и другие ключевые концепты, а именно: личность, культура, форма, время, место и пространство.

Следующий важный аспект предметной группы «Язык и литература» – это вопросы исследования. Они задают исследованию определенный курс. В рамках каждого модуля студенты и преподаватель ставят перед собой фактические, концептуальные и спорные вопросы, а затем находят на них ответ через обсуждение или создание каких-либо проектных работ:

  1. фактические вопросы, как правило, начинаются с вопросительных местоимений кто, что, как, зачем, какие и т.д. и направлены на анализ запоминания студентами определенных фактов прочитанного;
  2. концептуальные вопросы обеспечивают анализ больших идей;
  3. спорные вопросы приводят к оцениванию разных точек зрения, теорий.

В рамках предметной группы «Язык и литература» существует четыре критерия оценивания: анализ, организация, сдача текста, использование языка. За каждый из этих критериев учащийся может получить максимум 8 баллов. Каждый из этих критериев проверяются преподавателем минимум два раза в год, таким образом отслеживается прогресс студента.

В конце пятого года обучения студенты должны уметь:
по критерию А (анализ)

  • определять структуру, тип текста, а также его связи с другими текстами;
  • выявлять позицию автора и комментировать ее;
  • выявлять идею произведения;
  • находить сходства и различия между особенностями жанров и текстов;

по критерию В (организация)

  • применять различные организационные структуры в создании текста;
  • устанавливать идеи и мнения логически;

по критерию C (сдача текста)

  • придерживаться одного стиля при создании текста;
  • осознавать воздействие текста на аудиторию;
  • демонстрировать внимательность и вовлеченность в проблему, которая поднимается или решается при создании конкретного текста;

по критерию D (использование языка)

  • использовать соответствующий разнообразный словарь, структуры предложений и формы выражений;
  • писать и читать в стиле, соответствующем контексту и намерению;
  • использовать правильную грамматику, синтаксис и пунктуацию;
  • говорить по буквам (язык алфавита), писать (характерный язык) и произносить правильно.

Таким образом, курс по языку и литературе должен:

  • вовлекать студента в изучение многих аспектов языка и литературы сообщества и его культуры;
  • развивать язык учащихся, в особенности аудирование, говорение, чтение, письмо и критические навыки грамотности;
  • обеспечивать лингвистические и академические задачи для учащихся, чтобы учащиеся получили наилучший образовательный опыт и развили лингвистические навыки, полностью реализовав свой потенциал;
  • предлагать изучение большого количества различных видов литературных и нелитературных текстов, стилей письма и техник.

Анализ литературных и нелитературных текстов подразумевает комментарии о значимости любых возможных контекстов, аудиторий, целей и использования лингвистических и литературных приемов.

Teacher of Russian language and literature in the International Baccalaureate

Fedorova A.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kalashnikov Sergey Borisovich,
Associate Professor of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article is about features of teaching the Russian language and literature in the International Baccalaureate. The article reveals the history of the organization, its structure, as well as individual elements that distinguish it from other modern educational systems.
Keywords: International Baccalaureate, Russian language, literature, modern education, skill, concept, context.