Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения интегративной технологии на уроках истории путем привлечения фольклора Гражданской войны. На примере темы «Гражданская война в России» предлагается материал практических заданий с использованием песенного фольклора, нацеленных на достижение образовательной и воспитательной целей образования.

Ключевые слова: интегративная технология, фольклор Гражданской войны, современный ученик, клиповое мышление, проблемы образования.

Современная школа столкнулась с такой проблемой, как клиповое мышление у школьников. Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80 % клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление – это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х гг. ХХ в. [4]

У школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к тезисному изложению.

А. Моль в работе «Социодинамика культуры» говорит о том, что с развитием средств массовой информации, с расширением числа источников информации значимость целостного образования понизилась [2]. Сведения об окружающем мире потеряли системность и приобрели фрагментарность (см. рисунок 1).

 из книги А. Моля

Рис. 1 из книги А. Моля

И получается, что сегодня, с одной стороны, современный школьник одновременно просматривает Ютуб-канал, переписывается с друзьями и при этом делает уроки, а с другой – этому поколению предлагается параграф, объем которого составляет 10-15 страниц. Это много, дети в конце изучения параграфа не помнят, о чем шла речь в его начале. А по окончании обучения, следуя логике Федерального государственного образовательного стандарта, ученик должен уметь применять полученные знания в жизни.

Работая в школе чуть более года, мы на практике убедились, что одним из инструментов решения данной проблемы является интегративная технология. На уроках истории мы обращаемся к художественной литературе и фольклору на основе метода «зацепляющего начала»: вместе с детьми мы выводим из отрывков художественных текстов проблемный вопрос урока, иллюстрируем художественным материалом в целом тему урока.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний, почерпнутых из нескольких областей.

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органичную связь с жизнью.

Общество развивается и меняется с неумолимой быстротой. Понятие междисциплинарности, которое, по яркому сравнению французского философа и социолога Э. Морена, заключается в том, что различные дисциплины садятся за общий стол, подобно тому, как различные нации собираются в ООН исключительно для того, чтобы заявить о своих собственных национальных правах и своем суверенитете по отношению к посягательствам соседа, переходит в трансдисциплинарность, которая означает единство знания за пределами конкретных дисциплин. А это уже позволяет интегративной технологии быть одним из методов достижения цели российского образования, поставленной президентом, а именно вхождения России в десятку лучших мировых систем общего образования. То есть данная технология позволяет сформировать у ученика систему взаимосвязанных знаний, которые он будет применять в жизни.

Например, фольклор Гражданской войны (а именно песенное творчество) помогает нам на уроках истории при изучении темы «Гражданская война в России».

Мы знаем, что победителями в Гражданской войне стали красные. В связи с этим мы предлагаем детям ознакомиться с фольклором народных масс и просим на этом материале охарактеризовать отношение народа к победителям. Так, мы ставим проблемный вопрос урока: «Почему победу одержали красные, не имея поддержки в народе?».


Рассматриваем частушки [3]:
Как при батюшке-царе
Всем жилося сытенько,
А теперь – читай декрет
И ходи «на Митеньку».

Эх ты, комиссар,
Кожаная куртка!
Налетишь на базар –
Хуже злого турка.

Прежде взятками жила
Вся полиция,
А теперь есть закон,
Реквизиция.

И кадеты, и эсдеки,
И эсеры – на столбе,
Спекулянты наши в «нэпе»,

Ка-ве-деки – в эркапе (офография источника сохранена. Ка-ве-деки – «куда ветер дует»; эркапе – Российская коммунистическая партия. – У. С.).

Жили были царь, царица –
Были хлебец и пшеница,
А теперь и овес
Реквизирует Совнархоз.

Жито – зарыто,
Овес – не дорос,
А пшеницу – за границу.

Вся власть – советам,
Земля – кадетам,
Деньги – большевикам,
А кнут – мужикам.

Нет ни сена, нет ни хлеба,
Нет ни белые муки,
До чего довоевались?
Коммунисты-дураки!

Слышь, вдали чинят дебоши
И стреляет пушка.
Реквизирует мне калоши
Комиссарик-душка.

Коммунист, коммунист,
Как тебе не стыдно:
Залез в печку головой –
Думаешь, не видно?

Здесь мы замечаем противопоставление «прежде/теперь», причем, на наш взгляд, частушки эти лишены политической направленности, это не любовь к царю, не ностальгия – царь лишь хронологическая дата, до прихода красных. Обращаем внимание на исторические, политические и социально-экономические реалии в частушках. Так, часто упоминается реквизиция (принудительное изъятие государством имущества у собственника), которая происходила во время продразверстки (политика обеспечения заготовок продовольствия за счет обложения крестьян налогом в виде зерновых) и НЭПа; Совнархоз (советы народного хозяйства – государственные органы власти на местах); «каведеками» в народе пренебрежительно называли непостоянных в своих мнениях, ненадежных людей.

В фольклоре нередко отражались многочисленные перемещения полков и дивизий по необъятному российскому пространству, и этим материалом мы иллюстрируем изучение хода войны, соглашаемся с известными точками зрения на различные процессы Гражданской войны или критикуем их, при этом дети работают с картой и с источником (фольклорными текстами).

Через вал Перекопский шагая,
На Крым добровольцы бегут,
О скорой разлуке с Россией
Унылую песню поют:
Эх вы цепи, мои цепи…

В Киеве случилась с нами беда,
Гвардия ушилась с позиций,
Как всегда
Тыл наш – обнажился, придется уходить…
Киев, бедный Киев, тебя нам не забыть!

Волга, Волга водяниста,
Бей по роже коммуниста.

С началом Гражданской войны на территорию бывшей Российской империи вступили войска сразу 14 иностранных государств. Все они преследовали разные корыстные цели, и это тоже было искрометно отмечено народной частушкой:

Наши с нашими воюют,
Чехи сахаром торгуют.

Удирай, удирай,
Подбирай подвязки:
Дружеская Франция –
Бабушкины сказки!

Возвращаясь к проблемному вопросу урока о причинах победы красных, нужно говорить исключительно с исторической точки зрения, но и здесь мы можем привлечь фольклор как голос народа из прошлого, бережно зафиксированный зачастую неизвестными собирателями фольклора и публикаторами и благодаря им «услышанный» нами в XXI в. Мы обращаемся, например, к песенке, которую исполняли донские казаки, от которых она распространилась по другим добровольческим частям:

Улица, улица,
А Деникин журится,
Что московская че-ка
Расстреляла Колчака.
Стол был угощением,
Все закуски разные,
А для развлечения –
Вина буржуазные.

Дроздовцы очень интересно пародировали сами себя через «тифлисскую» песенку. Дроздовцами называли одну из воинских частей Добровольческой армии (впоследствии Вооруженных сил Юга России и Русской Армии), получивших именное шефство одного из основоположников Белого движения на Юге России – генерал-майора М.Г. Дроздовского. «Тифлисская» песенка известна с времен Первой мировой войны.

Улица, улица,
Широкая улица,
Если курица пройдет,
Так дроздовец заберет.

А какой образ своих командующих создавали красные?

Удирают генералы
К морю, что есть духу –
То товарищ Ворошилов
Вдарил им по уху.
Ворошилов и Буденный –
Командармы славные,
Потому и сколотили
Армии ударные.

Красные восхваляли и прославляли своих генералов. У них был сильный боевой дух, единение, а белые генералы часто забывали о спасении России, о том, почему за ними пошли люди, и мнили себя каждый главным.

Фольклор исторической тематики не всегда следует конкретной «правде факта». В этом вариативном по своей природе коллективном творчестве исторические события и имена могут переставляться, накладываться одно на другое, а то и выпадать и, напротив, домысливаться. Однако фольклор отражает более важные вещи – дух истории, основные тенденции эпохи, в нем сохранен через толщу времен взгляд рядовых участников и свидетелей событий на свою современность и современников.

Таким образом, с помощью фольклора Гражданской войны на уроках истории мы достигаем и образовательной, и воспитательной целей, вовлекая учеников в активный процесс изучения темы и ярко, образно, исторически объемно воссоздавая изучаемую эпоху.

Civil war folklore in history lessons on the base of the integrative technology

Safonova U.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rajkova Irina Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article considers the possibilities of integrative technology in the history lessons by involving the folklore of the Civil war. On the example of the theme «Civil war in Russia» the material of practical tasks with the use of song folklore aimed at achieving the educational and educational goals of education is offered.
Keywords: integrative technology, civil war folklore, modern student, clip thinking, education issues.


  1. Врангель П.Н. Записки. М., 2009. 185 с. (дата обращения: 10.07.2019).
  2. Моль А. Социодинамика культуры. М., 2008. 416 с.
  3. Недзельский Е. Народная поэзия в годы революции // Воля России. 1924. № 5. С. 11–29.
  4. Ястребов Л.И. Записки репетитора. Трудности мышления школьников. Культура, мышление и культура мышления. М., 2001. 267 с. (дата обращения: 15.09.2019).
  1. Wrangel P.N. Notes. M., 2009. 185 pages (date of the address:10.07.2019).
  2. Moth A. Sociodynamics of culture. M., 2008. 416 pages.
  3. Nedzelsky E. Folk poetry during the revolution // The Will of Russia. 1924. № 5. Page:11-29.
  4. Yastrebov L.I. Notes of the tutor. Difficulties in thinking students. Culture, thinking and culture of thinking. M., 2001. 267 pages (date of the address:15.09.2019).