Аннотация. Статья посвящена способам и функциям концептуализации в СМИ. На материале двух новостных заметок показано, как воздействуют на читателя разные способы концептуализации одного события.

 Ключевые слова: концептуализация, коннотативное значение, средства массовой информации.

Роль средств массовой информации в обществе очень высока. СМИ информируют о современных событиях, об общественных проблемах, позволяют налаживать контакт с аудиторией и снимать напряжение.

СМИ, воздействуя на сознание, имеют возможность формировать тот или иной взгляд на событие. Условно выделяются две основных цели воздействия: достижение идеологических задач и/или увеличение выгоды. Одним из способов воздействия является концептуализация.
Концептуализация – это процесс актуализации и/или переосмысления лексического значения слова и его коннотативной окраски.

Номинативные обозначения в СМИ продуцируют желаемую оценку явления, предмета, лица и постулируют осмысление читателем информации в заданном русле. Этим процессом руководит в СМИ автор публикации, отбирающий факты и слова.

Концепция – это свойство не только целого текста, но и его частей или фрагментов. Отметим, что разведение концепций внутри одной публикации способствует обострению конфликта. Рассмотрим, как это происходит, на примере двух новостных заметок, посвященных одному событию.

Концептуализация в тексте может происходить как за счет лексических и стилистических значений слов, так и благодаря актуализации коннотативных нюансов лексемы. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» под ред. В.Н. Ярцевой коннотация рассматривается в широком и узком смыслах [4]. Мы будем использовать термин в широком смысле: коннотация дополняет денотативное значение слова и придает ему экспрессивную функцию, опираясь на эмоциональную, оценочную или стилистическую окраску языковой единицы узуального или окказионального характера.

Цель статьи – выявить концептуализируемые понятия и слова, их репрезентирующие, и показать, как меняется восприятие события вследствие разных способов их концептуализации.

Рассмотрим, как происходит концептуализация в рамках сообщений об одном событии – об отстранении школьницы от учебы из-за проблем с формой. Для этого были взяты два материала из Интернет-ресурсов «Theuk.one» [7] и «Мел» [5].

Уже в названиях журналистских материалов видно разное отношение к событию. Название первого: «Школьницу из британского города Портчестер отстранили от занятий из-за того, что она не смогла найти себе подходящую по размеру школьную форму». В этом заголовке дается описательный оборот «подходящую по размеру», из которого не становится понятным, по какой причине не удается найти форму. Во втором заголовке: «Ученицу выгнали из школы за то, что она не помещалась в форму» – есть глагол с отрицанием «не помещалась». Это указывает на то, что форма девушке мала.

Заголовки демонстрируют разное отношение к проблеме и ее участникам: более мягкое в первом и более резкое во втором. Первое представление проблемы коррелирует с характером указания на ее решение: «отстранили от занятий» (мягкое) – «выгнали» (жесткое).
Обратимся к тексту статей и рассмотрим, как представлены в них две точки зрения на событие, две конфликтующие стороны: школьница и администрация школы – и как реализуется мнение создателя текста.

Автор статьи из Интернет-ресурса «Theuk.one» утверждает: «Девочке поставили ультиматум», а директор школы преподносит событие несколько иначе – он имеет «претензии».

Рассмотрим лексические значения слов «ультиматум» и «претензия» и покажем, в чем их отличие. В толковом словаре В.В. Лопатина «ультиматум» трактуется как решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа [6]. Согласно толковому словарю С.А. Кузнецова, претензия – это предъявление своих прав на получение чего-либо, требование чего-либо [1]. Основное отличие между словами – «угроза применения мер воздействия».

В данной статье мы видим разные способы концептуализации одного события: со стороны дирекции «претензия» означает, что администрация добивается выполнения школьных правил, а журналист представляет требование директора как «угрозу применения мер воздействия». Так автор статьи накаляет атмосферу, удерживая внимание читателей.

Так как материал «Theuk.one» заканчивается словами о выражении мнения директора, остается впечатление о неразрешенности конфликта.
Интернет-издание «Мел» представило девочку как «слишком крупную». Это точка зрения учителей в оценке девочки. В этом же материале вместо слов заголовка («она не помещалась в форму») появляются менее резкие: «ей была мала стандартная школьная форма». Это мнение учителей и администрации школы о девочке.

Другими словами, в данной заметке можно увидеть три полюса концептуализации: девочка, администрация школы и автор статьи. Наиболее резкие слова, представляющие собой авторскую характеристику, были вынесены в заголовок с рекламной функцией, для привлечения внимания.

Развитие конфликта в новостной заметке «Мела» прослеживается в описании такого отношения учителей к девочке, которое привело к результату, названному заголовком («выгнали»): «учителям это не понравилось», «они заявили», т. е. автор усиливает накал событий, подчеркивая возмущение учителей. При предложенных «Мелом» характеристиках девочки, учителей, событий неожиданной кажется концовка, в которой содержится указание на возможность разрешения конфликта: «дирекция школы ищет униформу».

В результате изучения языкового материала можно заключить, что от того, как представлены факты, зависит отношение читателя к событию, его участникам и возможности разрешения конфликта. При этом получается, что статьи не столько противостоят друг другу в общей оценке события, сколько актуализируют разные типы концептуализации события у двух противоборствующих сторон: администрации школы и самой школьницы. Таким образом, внешне разные статьи оказываются близкими по характеру концептуализации изображаемых событий: обе заметки накаляют события, хотя «Мел» и указывает на возможность разрешения конфликта.

Conceptualization of modern events in the media
Maslova O.I.
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Geymbukh Elena Yurjevna,
Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor.

Annotation. The article is devoted to the topic of conceptualization of modern events in the media. It discusses the basic concepts of research, goals, objectives. The article contains a practical part in the form of a concrete example, which presents different ways of conceptualization of one event in the media, affecting the reader’s perception.
Keywords: conceptualization, connotative meaning, mass media.


  1. Большой толковый словарь А.С. Кузнецова (дата обращения: 27.11.2019).
  2. Гурина Р.В., Пурышева Н.С. Структура образовательной концепции в педагогических исследованиях. М., Ульяновск, 2006. 12 с.
  3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. 245 с
  4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. 682 c.
  5. Мел (дата обращения 19.09.2019).
  6. Русский толковый словарь В.В. Лопатина (дата обращения: 27.11.2019).
  7. Theuk.one (дата обращения 19.09.2019).
  1. Big explanatory dictionary by A.S. Kuznetsov (date of the address: 27.11.2019).
  2. Gurina R.V., Purysheva N.S. Structure of educational concept in pedagogic studies. M., Ulyanovsk, 2006. 12 pages.
  3. Kubryakova E.S. Concise dictionary of cognitive terms. M., 1996. 245 pages.
  4. Linguistic encyclopedic dictionary / Ed. V.N. Yartseva. M., 1990. 682 pages.
  5. Mel (date of the address: 19.09.2019).
  6. Russian explanatory dictionary by V.V. Lopatin (date of the address: 27.11.2019).
  7. Theuk.one (date of the address: 19.09.2019).