Научный руководитель: Молчанова Мария Александровна, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения мотивации в процессе изучения иностранного языка, а также само понятие мотивации. Помимо описания нескольких видов мотивации, объяснены причины ее снижения в школе. Перечисляются и детально анализируются современные приемы и средства повышения мотивации на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: положительная учебная мотивация, преподавание иностранного языка, визуализация.

Проблема повышение мотивации, являющейся главным источником активности обучающихся и напрямую влияющей на качество выполнения ими всех задач усвоения иностранного языка, играет одну из лидирующих ролей в современной системе образования.

Согласно требованиям к современному образованию и социальному заказу общества, задача учителя – поиск современных путей обучения, способных сделать этот процесс увлекательным и соответствующим определенным государством стандартам [5]. Положительная учебная мотивация лежит в основе стремления школьника к удовлетворению его познавательного интереса [2].

Мотивация является запускным механизмом человеческой деятельности и главным источником любого рода активности.
Проблеме мотивации посвящено большое количество трудов зарубежных и отечественных психологов и педагогов, в которых отражены различные точки зрения на этот вопрос. В эпоху глобализации практически каждой сферы общественной жизни он лишь возрастает в своей актуальности.

Главная сложность явления мотивации состоит в ее принадлежности к субъективному миру обучающегося, поэтому формирование мотивов учения заключается в создании таких условий, при которых возникает внутренние побуждение к учению и осознание цели обучения.

Чаще всего, мотивация делится на два типа: внешнюю и внутреннюю. Если целью первой является достижение конкретного результата, например, получение высокой отметки или повышение личного статуса, то внутренняя мотивация носит более «тактическую» цель, так как она рождается уже в процессе овладения иностранным языком. Этот вид гораздо ближе учебному процессу, выстраивающемуся на принципе повышения интереса обучающегося к каждому уроку. Внутренняя мотивация всегда уникальна и представлена в непосредственном переживании, что и усложняет поиск способов ее повышения [1].

Тенденция к понижению мотивации в школе может быть связана с повышением объема и сложности материала, а также результатом психологических особенностей каждого конкретного возраста обучающихся.

Возникновение подобного рода проблем побуждает методистов на поиск лучших и эффективных методов обучения, современных способов формирования умений и навыков, а также повышения интеллектуальной активности обучающихся. Это и является стимулом прогресса в системе образования.

Определение главных задач повышения мотивации в отдельном возрастном промежутке требует осознания учителем возрастных и индивидуальных способностей учеников, а также представления об их интересах и стремлениях. Так, например, одна из главных задач в средней школе – свести к минимуму завышенный уровень притязаний ученика, характерный для подросткового возраста [4]. Если же речь идет об обучающихся младшего возраста, то на первый план встает проблема их неспособности осознавать мотивационные процессы как таковые. Однако, любая личность не может быть абсолютно лишена мотивации.

Одним из ведущих приемов повышения мотивации при обучении иностранному языку многие педагоги считают использование поисковых ситуаций, основанных на оригинальных и креативных заданиях и вопросах. Именно это позволяет сделать овладение языком увлекательным процессом, где каждый обучающийся имеет возможность сделать свои выводы, предположения, индивидуально прочувствовать материал и таким образом проявить себя как личность.

Для достижения максимальной эффективности учебного процесса современная методика предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, способствующих формированию личностных качеств обучающихся, реализации компетентностного подхода в обучении, а также модификации уже существующих технологий и созданию новых УМК, отвечающих требованиям времени и эффективно организующих языковой материал.

Однако это многообразие новейших средств и методов обучения также нуждается в критическом анализе и осмыслении.
Изучение литературы, посвященной современным приемам повышения мотивации на уроке иностранного языка в средней школе, позволило нам выделить 6 основных тенденций в этом направлении:

  • игра;
  • видео как средство обучения ИЯ;
  • музыка как средство обучения ИЯ;
  • проектная деятельность;
  • применение ИКТ;
  • визуализация и структурирование информации.

Несмотря на то, что наибольшую эффективность применения игры на уроке психологи отмечают у детей младшего школьного возраста, ее обучающие возможности не теряют своей актуальности и в дальнейшем.

Игровое моделирование на занятиях по иностранному языку стимулирует творческую активность и устанавливает психологический контакт не только между учителем и обучающимся, но и между школьниками в целом. При этом, несмотря на творческую и нетипичную для стандартного понимания обучения атмосферу, гибкость восприятия материала не нарушается, а только возрастает: серьезное занятие воспринимается обучающимся как занимательное, поэтому он находит удовлетворение в выполнении своих обязанностей. Именно это отличает заинтересованность от мотивации – последняя всегда сопровождается активностью состояния и направленностью действия [4].

Использование видеоматериала на уроках способствует повышению мотивации и качества знаний при обучении иностранному языку, а также создает условия для самостоятельной работы обучающихся. При правильном выборе видеофильмов, например, аутентичного документального кино, обучающиеся имеют возможность слышать грамотную и поставленную речь носителей языка [5].

Схожими характеристиками обладает и применение песенного материала на уроке иностранного языка, с единственной разницей в необязательном наличии визуальной опоры при прослушивании речи носителя языка.

Главным преимуществом метода проектной деятельности является активизация внешней мотивации обучающегося, направленной на самостоятельный поиск информации и применение знаний на практике, нежели их простое запоминание.

Самым распространенным способом повышения учебной мотивации является использование ИКТ. Тенденция к оснащению школ компьютерами, электронными ресурсами и доступом к Интернету открывает перед учителем иностранного языка не только главное преимущество – возможность использовать аутентичные аудио-и видеоматериалы, но и возможность проводить игры и тестирование с применением специализированных программ.

Визуализация, под которой мы вслед за А.Н. Щукиным понимаем представление какого-либо явления в удобной для восприятия форме [3], является современным методом активного личностно-ориентированного обучения, хотя связь мотивации с наглядностью была выведена еще в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского. Она способствует более эффективному восприятию и запоминанию языкового материала за счет его структурирования, а также создаёт мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения. Тот факт, что через прием визуализации информация становится компактнее, четче и эргономичнее, мотивирует обучающихся, так как они чувствуют, что на запоминание и усвоение данного учебного материала ими будет затрачено меньше времени.

Именно широкое использование визуальных средств способствует интенсификации процесса усвоения учебного языкового материала, то есть объем передаваемой информации увеличивается с меньшей затратой академических часов.
Каждый из них обладает рядом преимуществ и в той или иной степени находит применение в современной методике преподавания, однако вопрос повышения мотивации остается открытым и требующим большего количества решений для эффективности процесса обучения.

Increasing motivation in foreign language learning

Dancheeva M.A.,
bachelor 4 courses the Moscow City University, Moscow

Annotation. The idea of increasing motivation is a major area of interest within the field of foreign language learning. This article features not only different types of motivation, but also analyzes the reasons for its decrease among schoolchildren. The detailed commentary is given on the modern approaches to positive motivation establishment and means of increasing motivation in school.
Keywords: positive studying motivation, foreign language teaching, gaming, visualization