Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития и актуальности социокультурной компетенции, как одному из обязательных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, формирующейся у обучающихся среднего школьного возраста в процессе обучения английскому языку. Особое внимание посвящено возможностям курсов внеурочной деятельности, направленных на развитие социокультурной компетенции. На основе проведенного исследования в одной из образовательных организаций, представлены итоги анкетирования по вопросу актуальности введения курса дополнительного образования «Англоязычная детская литература».

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, содержание социокультурной компетентности, языковое образование, дополнительное образование.

Одной из главных задач современного образования в области иностранных языков становится обеспечение условий для успешного формирования межкультурной компетенции обучающихся [2, с. 113]. В связи с этим в методике преподавания иностранных языков существенно изменяется социокультурный контекст. Приоритетную значимость приобретает обучение языку как средству международного взаимодействия и межязыковой коммуникации, а также приобщения к духовному и культурному наследию изучаемых стран, этносов и народов.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Основного Общего Образования (далее – ФГОС ООО), изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить: приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом, формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации.

Предметные результаты изучения иностранных языков должны отражать:

  1. формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.
  2. формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой [6].

Исходя из материалов государственного документа, формирование иноязычной коммуникативной компетенции (далее – КК) на сегодняшний день является первостепенной целью изучения предмета «иностранный язык» в средней школе. В свою очередь КК, являясь многокомпонентной, включает в себя другие компетенции, взаимосвязь которых и представляет собой единое целое – вышеупомянутую компетенцию. Среди этих компонентов, наиболее актуальной под давлением современных реалий, подчеркивающих, что одних лишь языковых средств недостаточно, является социокультурная компетенция (далее СКК) – ключевой и связующий элемент, формирующий единую картину изучаемого иностранного языка.

Согласно ФГОС ООО, процесс формирования СКК у обучающихся имеет своё начало в начальной школе, следовательно, преподаватели-языковеды непрерывно продолжают эту работу в 5-9 классах. Относительно долгий (5 лет) процесс обучения в средней школе и психолого-возрастные особенности наряду с предполагаемым большим объемом изучаемого материала предлагают поистине широкие возможности для формирования ССК у обучающихся. Наряду с первостепенным овладением языковыми средствами, обучающиеся призваны более подробно познакомиться с географией и многовековой историей англоговорящих стран, многогранной культурой, традициями и обычаями, бытом, привычками, достижениями и славой народа.

Сопоставительный анализ современных отечественных образовательных программ обучения английскому языку показывает, что зачастую формирование СКК происходит с опорой на: аутентичные и адаптированные тексты, соответствующие аудио- и видеоматериалы, графические изображения.

В социокультурном контексте аутентичным текстом могут выступать фольклорные, художественные, научно-информационные тексты по историческому, культурному и естественно-географическому направлениям. И действительно, в ходе учебных занятий многие педагоги стараются широко и разносторонне использовать страноведческий материал, литературные произведения англоязычных писателей и поэтов.

Цель данной статьи – установить насколько востребован курс дополнительного образования по чтению детской англоязычной литературы у учащихся и их родителей. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что тексты художественной литературы способствуют расширению мировоззрения обучаемых, их культурной компетенции.

Главным достоинством художественного текста является сила впечатления и эмоционального воздействия на обучающихся. Поэтому при работе с такими текстами главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к прочитанному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом чтении, а во-вторых, при его методически грамотной организации.

Неизменной и несомненной остается цель – повышать реальный уровень владения СКК, и эта необходимость вызвана особенностями развития ребенка в современном обществе и реалиях. Как отмечают школьные и детские психологи, школьные преподаватели и зачастую даже сами родители обучающихся - современный ребенок и подросток поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей.

Существует множество негативных вопросов, связанных с воспитанием детей и подростков, требующих незамедлительного ответа и решения со стороны института власти, социума и педагогического сообщества. Действительный уровень владения СКК у обучающихся средней школы зачастую ниже общего среднего уровня, что актуализирует вопрос его роста и развития.

Наряду с обязательными учебными занятиями, предусмотренными образовательной программой одним из путей решения данного вопроса на локальном уровне (уровне отдельной образовательной организации) могла бы быть реализация курсов дополнительного образования или внеурочной деятельности для обучающихся, посвященные систематической работе с англоязычной детской литературой. Данный проект подразумевает чтение и анализ целых произведений и их отрывков на уроке и самостоятельное чтение вне уроков на русском и английском языках, изучение исторических и географических фактов и данных, культурных особенностей англоязычных стран, описанных и освященных в произведениях, а также словарно-лексическую работу с тексом и изучение этимологии слов.

Исходя из вышеуказанных идей и предпосылок, в феврале 2019 года в МАОУ СОШ № 14 г. Балашиха, Московской области было проведено анкетирование обучающихся 6-7 классов, их законных представителей и лиц педагогического состава и администрации образовательного учреждения (в общей сложности – 75 респондентов) по вопросу актуальности введения подобного курса внеурочной деятельности; в ходе анкетирования представленный под именем: «Англоязычная детская литература».

Результаты проведенного исследования показали, что 64 % обучающихся заинтересованы в предложенном и выражают готовность посещать учебные занятия в рамках учебной программы данного курса. 75 % родителей, опрошенных детей, позитивно отозвались о предложенной для их детей возможности дополнительно обучаться по этому курсу внеурочной деятельности, считая, что это даст их детям дополнительные знания, послужит дополнительным мотиватором к изучению английского и других иностранных языков. В свою очередь, актуальность введения подобного курса получила максимальный уровень одобрения среди педагогического состава школы и её администрации – 80 %, ввиду того, что преподаватели действительно наблюдают у обучающихся реальный невысокий уровень владения СКК, видят психологические особенности современного подростка и предполагают все вытекающие из этого негативные последствия (см. рисунок 1).

Результаты исследования

Рис. 1. Результаты исследования

Как показывают результаты проведенного исследования, больше половины респондентов проявили заинтересованность и готовность к изучению данного курса (см. рисунок 2).
В задачи нашей работы также входило установить, какие жанры и виды детской англоязычной литературы представляют интерес для обучающихся.

Тематическая направленность изучаемой художественной литературы

Рис. 2. Тематическая направленность изучаемой художественной литературы

Исходя из итогов анкетирования можно сделать вывод, что основная масса обучающихся, которые положительно отозвались о введении вышеуказанного курса, готова посещать подобного рода занятия один раз в неделю и указали, что отдают предпочтение работе с приключенческой литературой и произведениям в жанре фэнтези на английском и родном языках – синхронно.

Но, в то же время, дополнительно проведенные беседы и общение преподавателя с обучающимися и их родителями выявили, что несмотря на желание детей глубже изучать англоязычную детскую литературу и осознание того, что курс содержит большой образовательный компонент и стремится еще больше развить у обучающихся учебно-познавательный мотив, и те и другие заинтересованы в наличии внешней мотивации и мотивирующего фактора – ими могли бы быть дипломы о прохождении курса или похвальные листы и грамоты для своего портфолио.

По мнению педагогического состава и администрации образовательного учреждения, социокультурная компетенция является одним из важнейших компонентов обучения иностранному языку в школе – это мнение поддерживает 80 % опрошенных; и иноязычная детская литература, могла бы стать одним из средств формирования СКК у обучающихся, а изучаемые произведения должны быть представлены и на английском языке и переведены на русский язык – для более углубленной работы с ними, в силу развитых на данном этапе обучения ЗУН детей. Преподаватели так же считают целесообразным проводить занятия в рамках курса дополнительного образования «Англоязычная детская литература» не менее 1 раза в неделю, что является оптимальным учебным объемом в рамках внеурочной деятельности.

Несомненно, подобного рода идеи требуют тщательной разработки, организации, подбора учебного материала, возможных изучаемых произведений и проверки эффективности предполагаемых курсов дополнительного образования.

Подводя итог, следует отметить, что использование текстов художественной литературы для развития СКК в процессе обучения иностранному языку представляется вполне лингводидактически оправданным, а сама социокультурная компетенция является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, формируемой у обучающихся в современной средней школе, возможность введение внеурочных курсов дополнительного образования изучения англоязычной литературы действительно вызывает у обучающихся и их родителей неподдельный интерес и готовность принять участие в образовательном процессе, а преподаватели подчеркивают важность усиленной работы по развитию СКК у современных детей, наряду с другими компонентами коммуникативной иноязычной компетенции.

Development of socio-cultural competence in English language education in secondary school within the framework of extra-standard activities

Gvozdev N.S.,
undergraduate 1 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article is devoted to issues of development and relevance of sociocultural competence, as one of the mandatory components of foreign-language communicative competence, which is formed in pupils of secondary school age in the process of English language education. Special attention is paid to the possibilities of after-school courses aimed at the development of socio-cultural competence. Based on the research carried out in one of the educational organizations, the results of the questionnaire on the relevance of the introduction of the course of additional education English-language children 's literature are presented.
Keywords: communicative competence, sociocultural competence, content of sociocultural competence, language education, additional education.