Аннотация. В статье рассмотрен образ воюющего человека в романе В.О. Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (2012). Показаны различия характеров, а также мотивы, побуждающие людей, прошедших войну, к тем или иным поступкам.

 Ключевые слова: В.О. Богомолов, роман «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», Великая Отечественная война, солдат.

Истоки работы В.О. Богомолова над романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» относятся к 1970-м годам. Общий замысел книги (в т.ч. под другим названием) анонсировался в 1990-е годы. Однако издание не состоялось. Сам писатель вспоминал: «Долгое время я работаю над новым романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…». Действие в нем должно было закончиться в 1989 году. Однако после августовских событий 1991 года роман невольно въехал в начало 90-х годов. Было бы непростительной ошибкой упустить учиненную и подкинутую жизнью драматургию, такую как распад Советского Союза, нарастающий развал России, катастрофическое разрушение экономики и обнищание десятков миллионов россиян, обесчеловечивание общества и успешно осуществляемая криминализация всей страны. Происходившие процессы требовали осмысления, а роман – большой доработки, он должен вылежаться до созревания, отчего я, не раскрывая содержания, решил пока опубликовать из него как самостоятельные произведения две повести – «Вечер в Левендорфе» и «В кригере» [2, c. 3]. Эти опубликованные повести были изучены в свете творческого движения Богомолова к новым модусным решениям трагического и драматического как отклика на события современности 1990-х годов [3, 4].

В результате роман так и не был издан при жизни автора, но, благодаря стараниям вдовы Богомолова – Р.А. Глушко, увидел свет в 2012 году, спустя восемь лет после кончины писателя. Роман «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» – это одно из последних произведений о Великой Отечественной войне, написанных непосредственным участником того величайшего испытания нашей страны.

Богомолов говорил о будущем романе: «Это будет большой роман, написанный в основном от первого лица. Несмотря на название, это отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь словами В. Ходасевича, «автобиография вымышленного лица». Причем не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства действующих в романе лиц я провел целое десятилетие, а коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые во время и после войны офицеры. В романе сохранены подлинные фамилии офицеров военного времени, с которыми я служил: П.И. Арнаутов, А.С. Бочков, И.Н. Карюхин, Венедикт Окаёмов» [2, c. 3].

В романе автор использует архивные документы, благодаря которым можно судить о достоверности всех изображаемых событий. При итоговом композиционном оформлении произведения Р.А. Глушко следовала наставлениям Богомолова, чтобы «художественную сторону» совмещать с документами, что писатель делал на протяжении всей жизни.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть образ воюющего человека. В том числе, обращаясь к образам как главных, так и второстепенных героев, важно показать особенности характеров, а также выявить те обстоятельства и психологические «пружины», которые побуждали людей в военное и послевоенное время совершать те или иные поступки.

Богомолов писал в своих рабочих планах: «задача произведения – задействовать в сознании читателей, что война – величайшая трагедия в жизни страны и поколения, что в любой войне, даже такой, как справедливая Отечественная, впоследствии не окажется абсолютных победителей и побежденных: и те, и другие еще десятилетия будут подсчитывать уже не столько боевые потери и разрушения, сколько моральные и нравственные. Достоверно и убедительно показать трагизм служения Отечеству, отобразить основную черту красноармейцев и офицеров в достижении Победы – любовь к своему Отечеству» [2, c. 3].

Действие романа происходит в апреле-августе 1945 года, в т.ч. после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. События романа включают Советско-японскую войну и службу главного героя, старшего лейтенанта Василия Федотова, на Чукотке.

Юность Федотова, а также его фронтовых товарищей Володи и Мишутки пришлась на тяжелые военные времена, в силу чего можно сказать, что герои и их поколение еще не видели жизни. Лишь в победном мае 1945 года молодые офицеры в полной мере почувствовали опьяняющий воздух победы и счастья, их охватило предчувствие неизведанного, мечты о прекрасном будущем. Спустя годы герой признает: «В моей последующей жизни никогда больше не будет хотя бы короткого периода столь безумной и веселой жизни, ведь молодость – это когда всё впервые и когда всё впереди…» [1, c. 367].

Но как для двадцатилетних, так и для тех, кто уже многое пережил до войны, послевоенные месяцы стали драматически-значимым моментом, временем не менее тяжелым, чем сама война. Это было испытание, которое не каждый смог преодолеть. Богомолов изображает людей, чьи судьбы были трагически изломаны.

С продвижением наших войск на Запад, в Германию, советскому солдату сложно было принять тот факт, что не все немцы – фашисты. Ситуацию усугубляло то, что, попав на территорию противника, наши солдаты увидели, в каких условиях жили до войны немцы. Они увидели благополучную жизнь с чистыми крестьянскими дворами, а в домах – изобилие: шкафы наполнены дорогой одеждой, фарфором, пуховыми одеялами и проч. Советский военнослужащий задавался вопросом: «Чего же им, немцам, еще не хватало при такой-то райской жизни?!» [1, c. 501]. В связи с увиденным, возникало ощущение горечи, поэтому «солдатам пришлось напоминать, чего достигла наша страна и народ за годы Советской власти» [1, c. 517].

Попав в Германию, советские военнослужащие не всегда были достойны высокого звания солдата-освободителя. Большая часть солдат жила памятью о страшных зверствах, сотворенных немецко-фашистскими оккупантами на родной земле. Больше того, «ненависть к немцам, несмотря на приказы, наставления, указание на изменения в отношении к мирному немецкому населению, невольно разгоралась еще больше при сопоставлении их уровня жизни – и тех зверств, которые они совершили» [1, c. 574]. В армии возмущались: «Не понимаю, в чем же выражается наша месть к немцам, о чем все время говорят. Не в том ли, что они издевались над нашим народом, грабили и разрушали наши богатства, а мы сейчас еще должны с пониманием к этому отнестись и даже помогать с продовольствием» [1, c. 560]. Советским солдатам напоминали: «Мы пришли освобождать немецкий народ!» [1, c. 601], поэтому за грабежи и мародерства следовало строгое наказание, вплоть до трибунала.

Кроме того, смертельно уставшие, советские военнослужащие стремились к отдыху – или хотя бы к его иллюзии. В результате были факты отравления метиловым спиртом, о чем свидетельствует Федотов. Солдаты, прошедшие всю войну, погибали нелепо – из-за употребления токсичных веществ: «Лисенков и Калиничев насмерть… Прищепа и Базовский ослепли…» [1, c. 519]. Для героя это был удар: «Это было настолько неожиданно и так ошеломило меня, что я потерял дар речи и буквально онемел» [1, c. 519]. Причем инцидент произошел после награждения Лисенкова, однажды спасшего жизнь Федотову, орденом Славы 1-й степени. Иными словами, человек знал, как нужно воевать, но не понимал, что ему делать теперь, когда закончилась война: «Худо мне… – вдруг жалобно произнес он с невыносимой мукой в глазах. – Душа тоскует…» [1, c. 401].

Не избегает Богомолов и показа личных отношений, которые возникали между советскими офицерами и немками. Некоторых (таких как Павел Зайков и Эльза Трэншэль) связывали искренние трепетные чувства, но драматизм их отношений был усугублен невозможностью быть вместе. Любовная связь советского офицера и немки, как правило, скрывалась: «Тоже мне, объявился Ромео среди бывших советских офицеров, к тому же побывавший в плену, подобрав себе Джульетту из немок…» [1, c. 319]. К тому же были и те, кто сожительствовал с немецкими женщинами только ради удовлетворения физиологических потребностей, были и факты насилия.

Таким образом, Богомолов запечатлел разные характеры и разные судьбы. В своем последнем романе писатель стремился указать на то, что для всех без исключения участников этих трагических событий не только война, но и ее последствия стали огромным испытанием. Вхождение в новую – мирную – жизнь оказалось наполненным не только радостью, но и серьезными ошибками. Преодоление новых преград, необходимость решения новых задач сопровождались непростым выбором жизненных установок.

The image of a warrior in V.O. Bogomolov’s novel «My life, or you dreamed of me...»

D.V. Timofeeva,
undergraduate 2 courses The Moscow City University, Moscow

Annotation. The purpose of this paper is to analyze the image of a warrior in V.O. Bogomolov’s novel «My life, or you dreamed of me...» (2012). The paper considers the think of the difference of characters, as well as the motives of people who have passed through the war to certain actions.
Keywords: V.O. Bogomolov, «My life, or you dreamed of me...» novel, The Great Patriotic War, soldier.


  1. Богомолов В.О. Жизнь моя, иль ты приснилась мне. М.: Книжный клуб 36.6, 2014. 880 с.
  2. Богомолов В.О. Десять лет спустя. М.: Книжный клуб 36.6, 2013. 384 с.
  3. Лоскутникова М.Б. Герой и его время в системе идейно-эмоциональных оценок В. Богомолова (повесть «В кригере») // Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. Серия Филологические науки. 2004. № 2. С. 50-68.
  4. Лоскутникова М.Б. Общественная история и движение эстетического идеала // Žmogus ir žodis. Vilnius, 2004. Volume 2. Nr. 6. P. 57-62.
  1. Bogomolov V.O. Zhizn' moya, il' ty prisnilas' mne. M.: Knizhnyj klub 36.6, 2014. 880 pages.
  2. Bogomolov V.O. Desyat' let spustya. M.: Knizhnyj klub 36.6, 2013. 384 . pages.
  3. Loskutnikova M.B. Geroj i ego vremya v sisteme idejno-emocional'nyh ocenok V. Bogomolova (povest' «V krigere») // Vestnik MGOPU im. M.A. Sholohova. Seriya Filologicheskie nauki. 2004. № 2. Page 50-68.
  4. Loskutnikova M.B. Obshchestvennaya istoriya i dvizhenie esteticheskogo ideala // Žmogus ir žodis. Vilnius, 2004. Volume 2. Nr. 6. Page 57-62.