Аннотация. В статье рассмотрены: актуальность обучения студентов неязыковых вузов автономному аудированию, роль мотивации и мультимедиа технологий при обучении автономному аудированию, представлена различная трактовка данного термина в научной лексике.

Ключевые слова: автономное аудирование, мотивация, интернет технологии, самостоятельная работа с аудиоматериалами.

Современные условия развития новых подходов к языковому образованию ориентируют процесс обучения иностранным языкам на активизацию у студентов навыков самообучения, автономной деятельности. Автономия обучающихся рассматривается как «способность личности осознанно осуществлять продуктивный образовательный процесс, направленный на создание личного образовательного продукта, рефлексировать и оценивать данную деятельность» [6,с. 7].

Под автономным обучением понимают как «организацию самостоятельной работы обучающихся вне аудитории, так и способность личности к рефлексии в учебном процессе, который может протекать в условиях массового обучения или дистанционно, а также как возможность продолжить образование «после диплома», и как особую систему организации учебной деятельности, основанной на умении учиться самостоятельно» [7, с. 174].

«Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования последнего поколения, регламентирующий коммуникативно-ориентированные требования к модели выпускника бакалавра (экономиста), указывает на необходимость владения иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (СЛК-14)» [8, с. 88]. Таким образом, в обучении иностранным языкам просматривается тенденция к саморазвитию и самосовершенствованию личности на протяжении всей жизни [1].

В последнее время увеличиваются возможности общения с носителями языка, в том числе и на профессиональном уровне. В деловой среде ежедневно ведутся переговоры, встречи с иноязычными партнерами, происходит ознакомление с зарубежными новостями. Для студентов экономических специальностей на сегодняшний день актуальным является просмотр зарубежного контента в социальных сетях (инстаграм, телеграмм каналы, You Tube) с целью развития способности понимать на слух учебные и аутентичные аудиотексты. В связи с этим повышается интерес к проблеме обучения пониманию аудиоматериала на иностранном языке. «При этом необходима актуализация специальной способности – автономного аудирования, предполагающего самостоятельную мотивированную деятельность человека по поиску, оценке, пониманию и переработке сведений, полученных из аудиотекста» [2, с. 101].

Студент может самостоятельно осуществлять автономное аудирование в ходе:

  • постановки задач по развитию понимания иноязычной речи на слух;
  • отбора содержания аудиотекстов (на основе предпочтений или тем, которые соответствуют программе, заложенной вузом);
  • применения учебных стратегий, ранее согласованных с преподавателем, который также помогает осуществлять анализ прослушанного материала и управлять процессом обучения.

Преподаватель может помочь выстроить эффективную работу над текстом на всех этапах: дотекстовый период может проходить с выбором подходящего содержания материалов и источников; непосредственно аудирование – с фиксацией ключевых слов, без паузации при первом прослушивании; послетекстовый этап – с рефлексией и обсуждением материала.

Сегодня не представляется возможным взаимодействие преподавателей и студентов без использования интернет-технологий для организации обучения иностранному языку. Автономное аудирование также может рассматриваться в контексте дистанционного обучения. Здесь наиболее эффективным считается педагогическое взаимодействие, которое включает в себя совместную работу преподавателя и студентов по определению основного объема материала, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы с ним [3-5].

Исследователи выявляют низкий уровень мотивации учащихся к автономному аудированию. Причинами этому являются: недостаточное количество времени, отводимое преподавателем на работу с аудиоматериалами, предпочтение аудированию других видов речевой деятельности, а также отсутствие заданий на аудирование для самостоятельной работы. Как следствие, студенты не представляют как самостоятельно продуктивно работать с информацией такого рода: находить подходящий по уровню и потребностям контент, правильно трактовать и оценивать прослушанный материал.

Тем не менее, наблюдается прямопропорциональная зависимость между уровнем самоорганизации студентов и их уровнем мотивации [9, с. 115]. У обучающихся, умеющих осуществлять личностное развитие в плане самообразования, при работе с аудиоматериалами есть цель. Она может выражаться в желании совершенствовать иностранный язык, понимать речь героев сериала на языке оригинала, стремлении подготовиться к собеседованию/будущей работе, необходимости ознакомиться с материалами для сдачи международных экзаменов по иностранному языку. Стимулировать студентов к самостоятельному иноязычному аудированию может потребность в понимании аутентичной иноязычной речи при посещении форумов, мероприятий, где некоторые лекции зарубежных экспертов звучат на языке оригинала.

Преподавателю необходимо побуждать учащихся к самостоятельной организации процесса обучения. Студенты должны осознавать, что иноязычное аудирование предоставляет большие возможности для совершенствования изучаемого языка.

Таким образом, возникает противоречие между современными требованиями к развитию самостоятельности учащихся при понимании аудиотекстов в области иноязычного образования и технологии формирования данного умения с учетом управления мотивационной составляющей в автономном аудировании. Для решения этой проблемы необходима разработка технологии, которая будет основана на применении мультимедийных средств обучения, нацеленных на стимулирование студентов к самостоятельной эффективной работе с аудиоматериалами.

Teaching students in non-linguistic university foreign langusge autonomous listening comprehension

Rykova M.A.,
graduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation: This article considers the actuality of teaching students of non-linguistic university autonomous listening comprehension in foreign language; the role of motivation and multimedia technologies while teaching autonomous listening comprehension; gives different scientific interpretations of this term.
Keywords: autonomous listening, motivation, internet technologies, self-audio content study.


  1. Григорьева, Е.Я., Малеева, Е.А. Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2014 № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12621/ (дата обращения: 28.01.2019).
  2. Дудушкина, С.В. Лингвистические трудности автономного аудирования иноязычной речи // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. № 2(14). С.101-105.
  3. Кашаев, А.А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 30.01.19. Рязань, 2003. 22 с.
  4. Парфенов, Е.А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук: 30.01.19. Якутск, 2004. 20 с.
  5. Петрова, М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: дис. …канд. пед. наук: 30.01.19. Якутск, 2002. 253 с.
  6. Резницкая, Г.И. Психолого-педагогические аспекты развития автономии учащихся в освоении иноязычной культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2001. С. 5-12.
  7. Соколова, М.Л. Автономность образования // Вестник северного (арктического)федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 173-178.
  8. Черкашина, Е.И. Вариативность языковой подготовки студентов неязыкового вуза // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. № 3(15). С. 87-95.
  9. Яковлева, А.Н., Дмитриева, С.А. Развитие учебной автономии учащихся в процессе обучения иностранному языку // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 113-118.
  1. Grigor`eva, E.Ya., Maleeva, E.A. Avtonomiya uchashhixsya kak princip organizacii obucheniya inostranny`m yazy`kam // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. 2014 № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12621/ (data obrashheniya: 28.01.2019).
  2. Dudushkina, S.V. Lingvisticheskie trudnosti avtonomnogo audirovaniya inoyazy`chnoj rechi // Vestnik moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazy`ka. Yazy`kovoe obrazovanie. 2014. № 2(14). Page 101-105.
  3. Kashaev, A.A. Distancionnoe obrazovanie kak faktor formirovaniya edinogo mirovogo obrazovatel`nogo prostranstva: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 30.01.19. Ryazan`, 2003. 22 pages.
  4. Parfenov, E.A. Pedagogicheskie usloviya samorazvitiya lichnosti v distancionnom obuchenii inostrannomu yazy`ku: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 30.01.19. Yakutsk, 2004. 20 pages.
  5. Petrova, M.P. Distancionnoe obuchenie inostranny`m yazy`kam v sociokul`turnom kontekste: dis. …kand. ped. nauk: 30.01.19. Yakutsk, 2002. 253 pages.
  6. Rezniczkaya, G.I. Psixologo-pedagogicheskie aspekty` razvitiya avtonomii uchashhixsya v osvoenii inoyazy`chnoj kul`tury` // Avtonomnost` v praktike obucheniya inostrannomu yazy`ku i kul`turam: sb. nauch. tr. M., 2001. Page 5-12.
  7. Sokolova, M.L. Avtonomnost` obrazovaniya // Vestnik severnogo (arkticheskogo)federal`nogo universiteta. Seriya: Gumanitarny`e i social`ny`e nauki. 2014. № 4. Page 173-178.
  8. Cherkashina, E.I. Variativnost` yazy`kovoj podgotovki studentov neyazy`kovogo vuza // Vestnik moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazy`ka. Yazy`kovoe obrazovanie. 2014. № 3(15). Page 87-95.
  9. Yakovleva, A.N., Dmitrieva, S.A. Razvitie uchebnoj avtonomii uchashhixsya v processe obucheniya inostrannomu yazy`ku // Vestnik chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 4. Page 113-118.