Аннотация. В статье рассмотрены вопросы педагогической практики, связанные с развитием творческих способностей через изображение окружающей среды. Приведены примеры заданий по изображению природы, а также разобраны условия и способы создания обстановки учебного процесса для активизации творческих способностей.

Ключевые слова: творческое мышление, фантазия, природа, пейзаж, активизация способностей, воображение, окружающая среда.

В наш стремительный век научно-технического прогресса, насыщенный прелестями современной цивилизации, часто приходится слышать мнение, что изобразительное искусство «отмирает» и на смену ему приходят новые изобразительные формы, материалы и возможности, способные заменить «вчерашний день искусства». Зачем учиться основам творчества, знать законы изобразительной грамоты? Ведь современная цифровая фотографическая и полиграфическая техника, широкий спектр новых материалов помогут создать и оформить в лучшем виде любые фантазии творческого человека [3]. В тоже время именно сейчас наиболее востребованным становится высокообразованный человек с гибким умом, способный к творческому мышлению и созиданию, умеющий найти свое место в новых общественно-политических и экономических условиях. И здесь важное место отводится всей системе эстетического воспитания и художественного образования детей и юношества – будущему России. Именно в школьные и дошкольные годы дети имеют большую восприимчивость к окружающему, что самым непосредственным образом влияет на их развитие, мышление, формирование творческого потенциала.

Известно, что в ранние годы ребенок усваивает больше информации, чем за последующие десятилетия. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» – писал в своих воспоминаниях Л.Н. Толстой [4]. И здесь занятия изобразительной деятельностью занимают особое место. В своих произведениях, в познании мира через рисунок он находит понимание предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей зависимости и, одновременно, власти над ним. В этом видится главное значение и смысл рисунка начинающего юного художника, основное его значение для него самого [2]. Рисунок приносит маленькому автору наслаждение. Так или иначе, ребенок видит в своем рисунке значительно больше, чем в нем изображено. С годами потребность в рисовании несколько утрачиваются, замещаясь иными – более взрослыми интересами. Поэтому, учитывая любознательность и тягу ко всему новому, уже с дошкольного возраста необходимо приобщать ребенка к творчеству.

Важное значение в активизации творческих способностей детей играет изображение природы. Во все времена художники воплощают в своих произведениях различные явления природы. Вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии, она всегда является живым родником поэтического творчества. В.А. Сухомлинский, рассуждая о влиянии природы на развитие детей, писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества» [6]. Наблюдения за явлениями природы и полученные от этого впечатления, могут, со временем, формировать у учеников творческое видение, появляется основа художественно-образного мышления.

При ознакомлении детей с природой, важно, в интересной и доступной форме, давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида. Необходимо объяснять учащимся основы изобразительной грамоты, напоминать о том, что искусство не является копией действительности. В своем творческом воображении художник по-своему преобразует действительность, в результате чего создается некая новая реальность, особый художественный мир. Придумывая окружающую среду в своих рисунках, дети развивают фантазию, воображение [5].

Задания по изображению природы могут быть разными: используя различные художественные материалы, рисуя в разных техниках, важно передать изображение состояний погоды, времени года и суток, передача настроения, освещения. Например, задание «На что похожи деревья?» активизирует мышление на поиски нестандартных решений. Учащиеся обращают внимание на форму деревьев, придают им интересные изгибы стволов, что впоследствии избавляет их от штампов в рисовании, закрепляет понимание того, что в природе все предметы имеют свою форму, размеры, неповторимость, как нет двух одинаковых снежинок, людей.

Задание «Изобразите природу в различных состояниях» развивает наблюдательность, творческие способности, фантазию, умение ориентироваться на листе бумаге, воспитывает бережное отношение к природе. В процессе работы над рисунком ребенок постоянно спрашивает себя «Что выразить? А как? Чем?», тем самым активизируя мыслительные процессы.

При выполнении рисунка окружающей природы, дети особое внимание должны уделить:

  • основным особенностям построения различных растительных, архитектурных объектов, поиску интересной и выразительной композиции;
  • композиционному центру, колористическому решению;
  • ведению работы от общего к частному, от обобщения форм к их детальной проработке;
  • изучению особенностей художественных материалов.

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте должно быть последовательным. Урок необходимо строить так, чтобы побудить ребенка к активному мышлению. Когда ребенок будет проявлять творческую активность, только тогда можно будет добиться задуманных результатов в развитии творческих способностей, интереса, нестандартных решений задач, познавательных интересов.

Чтобы способствовать развитию творческих способностей учителю нужно искать особые условия и способы создания обстановки учебного процесса [1]. При развитии творческих способностей младших школьников необходимо учитывать:

  • возраст и уровень знаний школьников;
  • использование наглядных примеров, анализ работ художников;
  • посещение музеев и выставок;
  • проведение выставок детских работ.

Эмоционально-чувственное восприятие ребенком окружающего мира, умелое изображение природы способствует созданию своего собственного образного пространства, а богатство и красота окружающего мира является той эстетической ценностью, которая становится основой для развития и формирования у детей творческих способностей, важнейшим элементом всестороннего развития личности, что и является конечной целью процесса обучения в целом.

Depiction of nature as a means of development of creative thinking of younger schooldchildren

Komarova E.A.,
undergraduate of 1 course Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dubrovin Victor Mikhaylovich,
teacher of department of painting and composition of Institute of culture and arts of Moscow City University, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Annotation. The article deals with the issues of pedagogical practice related to the development of creative abilities through the image of the environment. Examples of tasks on the image of nature, as well as the conditions and methods of creating an environment of the educational process for the activation of creative abilities are considered.
Keywords: creative thinking, fantasy, nature, landscape, activation of abilities, imagination, environment.


  1. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дисс.докт.пед.наук. М.: 2011. 38 с.
  2. Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: монография. М.: МГПУ, 2011. 150 с.
  3. Дубровин В.М. Ребенок в современном культурном и образовательном пространстве. // Воспитание школьников. №4. 2016. С. 68-70
  4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996. 416 с.
  5. Семёнова М.А. Художественный образ в искусстве акварельной живописи. М. : ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 180 с.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во Радянська школа, 1973. 45 с.
  7. Чеканцев П.А. О работе на пленэре: учиться видеть. // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. Сб. науч. Тр. / отв. Ред. В.В .Корешков. М.: МГПУ, 2011. Вып.2. С. 247-250.
  1. Burovkina L.A. Teoretiko-metodologichesky conditions of art education of pupils in institutions of additional education: автореф. yew.dokt.ped. sciences. M.: 2011. 38 pages.
  2. Dubrovin V.M. Patriotic education of school students in the system of additional education: monograph. M.: MGPU, 2011. 150 pages.
  3. Dubrovin V.M. the Child in modern cultural and educational space.//Education of school students. No. 4. 2016. Page 68-70
  4. Leytes N.S. Psychology of endowments of children and teenagers. M.: Academy, 1996. 416 pages.
  5. Semyonova M.A. An artistic image in art of watercolor painting. M.: GAOU VO MGPU, 2016. 180 pages.
  6. Sukhomlinsky V. A. I give heart to children. Kiev: Radyanska publishing house school, 1973. 45 pages.
  7. Chekantsev P.A. About work in the open air: to learn to see.//Ways and means of improvement of quality of art education and esthetic education: interhigher education institution. Сб. науч. Тр. / отв. Edition V.V. Koreshkov. M.: MGPU, 2011. Issue 2. Page 247-250.