Научный руководитель: Тарева Елена Генриховна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по реализации магистерских программ института иностранных языков, заведующая кафедрой французского языка и лингводидактики ГАОУ ВО МГПУ
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. В данной статье рассмотрен потенциал использования обучающей платформы «iSpring» применительно к расширению возможностей интерактивной доски, используемой в целях обучения младших школьников иностранному языку. Акцент делается на функционале платформы, ее совместимости с возможностями смарт-доски.

Ключевые слова: иностранный язык, интерактивное обучение, младшие классы, обучающая платформа, iSpring.

В настоящий момент наблюдается всестороннее повышение внимания к интерактивным формам обучения, использованию современных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), инновационных форм, методов и средств организации содержания обучения иностранному языку для оптимизации и повышения эффективности достижения планируемых результатов обучения в предметной области «Иностранный язык» общеобразовательной школы (подробнее см. [9]). Применительно к начальной школе реестр средств, обеспечивающих применение ИКТ при формировании элементарной коммуникативной компетенции весьма широк [8].

Подобные технологии окружают современных школьников в каждом аспекте их жизни, а планшеты и компьютеры все чаще заменяют им книги, что объясняется массовыми и скоростными темпами технологического развития. Широкую известность и распространение получил проект «Московская электронная школа» (далее – МЭШ), нацеленный на максимально эффективное использование IT-возможностей школы для улучшения качества образования учеников путем формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса. Данный проект основан на том, что интерактивное оборудование, а также персональные устройства пользователей, подключенные к Интернету, связываются с учебными материалами специально созданной дидактически целесообразной обучающей платформы.

В данный момент в системе МЭШ размещены решения, связанные:

  • с организацией учебного процесса (планирование, логистика, контроль) от уровня учителя до уровня школы и города;
  • с современным техническим оснащением школ (ноутбуки, интерактивные панели, беспроводная и кабельная компьютерная сеть, система регистрации прохода учащихся по картам);
  • с обеспечением качественными учебными материалами каждого школьника (электронные учебники, рабочие тетради, задания для самостоятельной работы, тесты, виртуальные лаборатории) [7].

Несмотря на имеющийся потенциал платформы МЭШ, ее дидактическую целесообразность и полифункциональность, не стоит ограничиваться только данным лингвообразовательным ресурсом. На сегодня в школьной образовательной практике активно используются такие интерактивные системы, как интерактивные доски (smart-boards), планшеты и компьютеры с тачскрином. Использование таких средств повышает эффективность обучения иностранному языку, так как наглядность и интерактивность учебного процесса положительно влияют на восприятие и запоминание обучающимися предлагаемой иноязычной информации.

Смарт-доска обладает особыми возможностями при обучении иностранному языку младших школьников. Данный продукт включает в себя все основные функции ИКТ с особой ролью принципов интерактивности и наглядности. Смарт-доска представляет собой большой сенсорный экран, исполняющий функции школьной доски, работающий в совокупности с компьютером или проектором. Имея возможность реализовать функционал планшета, смарт-доска позволяет интегрировать в процесс обучения необходимые для освоения и запоминания информации опоры. Интерактивность заключается в том, что доской можно управлять непосредственно с экрана, используя специальный стилус или прикосновение пальца [1].

Современные технологии позволили не только воспринимать информацию через визуальные образы, но и взаимодействовать с ними через интерактивные элементы доски. По мнению ученых, интерактивность – это одно из слагаемых компьютерных технологий. По данным исследований психологов, люди запоминают только 20 % того, что видят, 30 % того, что слышат, 50 % того, что видят и слышат и 80 % того что они видят, слышат и делают одновременно [3, 4]. Изобразительные и условно-графические материалы (таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы, репродукции картин, фотографии, анимация и т.д.), иллюстрирующие учебный материал, играют существенную роль в активизации интеллектуальной познавательной деятельности обучающихся. При воспроизведении компьютером, они, как правило, являются более привлекательными, яркими, могут быть объединены в соответствии с замыслом преподавателя (можно регулировать количество, порядок, размер, время и способ появления этих материалов).

Некоторые авторы отмечают, что имеется еще одно преимущество использования таких материалов, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей и систем, плохо воспринимаемых обучающимися [6]. Именно принцип наглядности, особенно в младшем возрасте, позволяет ученикам воспринимать, запоминать и использовать полученную информацию, а возможность интеракции надежно закрепит ее в памяти младших школьников.

Для повышения актуальности использования и развития интерактивных досок существует необходимость в создании потенциально нового контента, не зависящего от использования сторонних ресурсов или сети Интернет. Стоит упомянуть различное программное обеспечение для интерактивных досок, которое устанавливается в систему устройства и имеет различный интерфейс и функционал. Подобное программное обеспечение призвано улучшать стабильность и корректность работы доски, а также расширить его возможности. С той же целью разрабатываются отдельные обучающие интерактивные программы, загружаемые в компьютер и предполагающие использование исключительно в рамках смарт-доски (о примерах таких программ см. [2]). Поскольку функционал доски ограничен определенными рамками, а урок лимитирован по времени, необходима оптимизация использования программ и расширение границ использования доски не только как интерактивно-наглядной ИКТ, но и как электронного пособия справочного характера, к которому в любое время может прибегнуть учитель, не отнимая время от урока. Для разработки подобного контента должна быть использована специальная платформа.

Одной из таких платформ является обучающая платформа iSpring. Компания iSpring появилась в 2001 году в качестве стартапа, целью которого было повышение качества программного обеспечения и вывода образовательных ресурсов на принципиально новый уровень. На данный момент продуктом пользуется свыше 50 000 клиентов по всему миру [5].

Платформа представляет собой оригинальную программу, которая работает на всех известных оперативных системах, таких как: Windows, MacOS, Android, iOS. Мультиплатформенность позволяет увеличить эффективность использования продукта во время учебного процесса. iSpring Suite отличается удобным интерфейсом, возможностью редактирования любого программного элемента и быстрого добавления нового контента во время учебного процесса. Есть возможность использования данной платформы в течение двухнедельного пробного периода, что будет достаточным для проведения первичной апробации продукта. Данная платформа работает совместно с Microsoft PowerPoint и предоставляет обширный инструментарий для создания интерактивных средств обучения.

Основная функция программы – создание качественных и эффективных электронных курсов с минимальными затратами ресурсов. Сама платформа представляет собой конструктор для создания уроков в интерактивной форме. В состав данной программы входят инструменты для создания таких средств обучения, как:

  • тесты – платформа позволяет создать последовательную цепь тестов, которые внедряются в процесс обучения в интерактивной форме и включают в себя такие форматы тестов, как: последовательность, краткий ответ, выбор области, множественные ответы, перетаскивание слов и т.д.;
  • средства интерактивности – платформа позволяет создать цепь заданий и электронных справочников в интерактивной форме. Включает в себя следующие форматы: глоссарий, вопрос-ответ, вкладки, диаграммы, шаги и т.д.;
  • диалоги – платформа позволяет создать озвученную симуляцию разговора с выбором варианта ответа, шкалой настроения собеседника и количеством набранных баллов;
  • записи экранов – платформа позволяет быстро записать экран компьютера и внедрить в презентацию в формате видео;
  • курсы – платформа позволяет соединить все вышеназванные форматы в состав единого осмысленного урока в интерактивной форме.

Главная особенность программы заключается в том, что она способна переводить презентации PowerPoint в формат flash или html, что даёт возможность удаленно создавать курсы или уроки, сохранять их в нужном формате и открывать на любом компьютере или интерактивной доске, даже если отсутствует интернет-подключение. По большей части платформа iSpring предназначена для использования в высших учебных заведениях или фирмах, однако потенциал программы намного шире, он может распространяться и на другие уровни образовательной системы.

Ценность продукта заключается в простоте использования, что позволяет применять ее в школе, в том числе на начальной ступени. В программу необходимо добавить элементы, благодаря которым урок для младших школьников станет интересным, красочным и эффективным и создать отдельную, школьную версию программы (примерное название – iSpring Junior).

Итак, обзор потенциала смарт-доски в ее приложении к образовательным потребностям обучения иностранному языку позволяет заключить, что данное средство является весьма эффективным для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Возможности интерактивной доски повышаются в случае применения особой платформы iSpring, которая заключает в себе широчайшие возможности активизации различных форм, видов заданий на всех этапах формирования навыков и развития иноязычным речевых умений. Следовательно, необходимо увеличить спектр возможного программного обеспечения интерактивной доски за счет привлечения платформы iSpring с обязательной адаптацией ее функций применительно к конкретному образовательному контексту.

The potential of using the training platform “ispring” to expand the linguodidactic functionality of interactive board

Pivkin V.E.,
undergraduate 2 courses, The Moscow City University, Moscow

research supervisor:
Tareva Elena Genrikhovna,
deputy director for implementation of master programs of Institute of foreign languages, manager of department of French and lingvodidaktika of The Moscow City University, doctor of pedagogical sciences, professor

Annotation. This paper considers the potential of using the learning platform "iSpring" in relation to the expansion of the interactive board, which is used for teaching foreign language to younger students. The emphasis is on the functionality of the platform, its compatibility with the capabilities of the Smart Board.
Keywords: Foreign language, interactive learning, junior school, training platform, iSpring