Аннотация. Тема войны занимает важное место в творчестве В.П. Астафьева. В 90-е годы ХХ в. в мировосприятии писателя проявляются черты эсхатологического сознания, когда воссозданная в произведениях война приводит к уничтожению человека и человечности в мире. Рассказ «Пролетный гусь», написанный на рубеже ХХ-ХХI веков, является одним из последних в творчестве писателя, в котором он осмысливает истоки и причины трагедий и социальной катастрофы русского народы в течение ХХ века. Автор, повествуя о человеческом страдании и горе послевоенной жизни, выражает трагическое мироощущение, которое соотносится с его нравственно-философскими взглядами и христианской традицией.
Ключевые слова. концепция трагического, апокалипсическое мировосприятие, духовно-нравственный кризис, мотив гибели.
Тема войны занимает важное место в творчестве В.П. Астафьева. Рассказ является одним из самых востребованных малых жанров военной прозы, к которому обращается писатель, чтобы наиболее полно и правдиво передать все, что он видел и пережил на войне. Становление и формирование В.П. Астафьева как писателя приходится на 50-60 годы ХХ века. В это время он начинает работать над «деревенской» прозой, а также писать военные рассказы, такие как «Бери и помни» (1962), «Сашка Лебедев» (1963), «Ясным днем» (1966-1967) и другие. Писатель выступал против героизации войны, полагая, что нельзя показывать ее привлекательной, потому что она грязная, жесткая и кровавая. В.П. Астафьев с болью рассказывает суровую правду о войне, не скрывая фактов огромных жертв и потерь, которые случались часто по причине банальной неорганизованности и преступной халатности офицеров. Выходя за рамки официально принятой идеологической правды, писатель говорит о жестком, а порой беспощадном отношении офицеров к русскому солдату, претерпевавшему все тяготы и ужасы войны. В письме к Н.П. Воронову в 1967 году он пишет, что люди «должны содрогнуться», узнав какой ценой победили врага. В.П. Астафьев считал, что высокая плата за победу должна изменить «реформированное войной общество», в противном случае оно может погибнуть.
Исследователи А.И. Смирнова, В.А. Зубков, А.П. Казаркин отмечают, что в 90-е годы ХХ века в творчестве В.П. Астафьева происходит осмысление общего состояния и причин тотального несчастья и трагедии русского народа, которые обрушились на него в течение ХХ века [5, с. 139-141]. Для поздней прозы характерны черты апокалиптического мировосприятия писателя, определяющего события прошедшего столетия как череду социальных и технологических экспериментов над природой и народом, в результате которых были утрачены духовно-нравственные ценности и культура.
Исследователь Н.Н. Архангельская отмечает, что проза середины 90-х годов о Великой Отечественной войне (и не только астафьевская) – проза особого духа, в которой усиливается гуманистические осмысления недавнего прошлого с позиции человека, живущего в конце ХХ века в мире с несколько иным мышлением [1, с. 42]. Исследователь П.А. Гончаров считает, что «эпизоды, изображающие озлобленное столкновение власти и народа во время войны, после войны, были бы неправдоподобными и недостоверными с точки зрения Астафьева 50-70-х годов. Но они вполне укладываются в концепцию русской жизни, русской истории, выработанную писателем в 90-е годы и достоверны в соотнесении с этой концепцией» [4, с.42].
На рубеже ХХ-ХХI веков В.П. Астафьев в своем творчестве снова возвращается к событиям военных и первых послевоенных лет. В это время были написаны рассказы «Пролетный гусь», «Трофейная пушка», «Жестокие романсы». Рассказ «Пролетный гусь» (2000) – одно из последних произведений писателя, в котором он вновь и вновь обращается к истокам, причинам социальной катастрофы, проявившейся в ломке народного характера и духовно-нравственном кризисе. Трагичный рассказ, написанный в рамках жесткого реализма и ставший духовным завещанием писателя, был напечатан в 2001 году. Автор в изображении картины мира, деформированного войной и насилием над человеком, обращается к важной и «больной» для него теме: по завершении Великой Отечественной войны народ-победитель сталкивается с разрухой, нищетой, голодом в наступившей мирной жизни, с несправедливостью и социальным неравенством.
В рассказе раскрывается концепция трагического. По мнению исследователя Э.Л. Британ, исходя из трагического мироощущения В.П. Астафьева, наиболее ярко этот аспект проявляется в его военной прозе, «а также в произведениях заключительного этапа его жизненного и творческого пути» [3, с. 29]. На художественное видение В.П. Астафьева повлияло творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Бунина и других писателей русской классической литературы. Исследователь В.Е. Хализев отмечает: «Для современной теории трагического характерна идея бессмысленного мученичества «людей смятенных и растерянных, не сумевших устоять перед лицом жестоких испытаний, сохранить и проявить твердость духа» [6, с. 83]. В 90-е годы в мировосприятии В.П. Астафьева проявляются черты эсхатологического сознания, когда воссозданная в произведениях война приводит к уничтожению человека и человечности в мире. Но писатель верит в способность человека обратиться к Богу и направить свою жизнь по пути истины. Трагическое мироощущение В.П. Астафьева соотносится с его нравственно-философскими взглядами и христианской традицией.
В рассказе «Пролетный гусь» писатель представляет трагическую историю семьи Данилы Солодовникова – воина-победителя, освободившего мир от фашизма. Супруги Солодовниковы – люди трудной судьбы, сироты. Данила вырос в семье ссыльного дяди, Марина тоже в раннем детстве лишилась родителей и попала в детский спецприемник. На фронт Данила и Марина пошли воевать очень молодыми, прямо со школьной скамьи, и по окончании войны никто из них не имел ни дома, ни близких.
В рассказе автор повествует о первых четырех годах послевоенной жизни, начиная с момента возвращения с фронта солдат-победителей в 1945 году. Данила Солодовников–герой войны, участник сражений за Кенигсберг, награжденный несколькими медалями и орденом Красной Звезды – сильный, трудолюбивый человек, возвращаясь спецэшелоном из Пруссии в Россию, искренне верит, что на просторах такой большой страны сможет найти свое место в жизни [2, c. 43].
Описывая бытовые условия в эшелоне, которые окружали бойцов, возвращающихся с фронта после Победы, автор проявляет доброе отношение и сочувствие к солдатам, подчеркивая их братство и выручку. Данила, потеряв в дорожной неразберихе все свое немногочисленное имущество, не остался в беде: «Ел <…> из котелка соседа по нарам, шинельку, мало ношенную, ему уделили, шапчонку с серым мехом и потной подкладкой подбросили» [2, c. 42]. Солдатский котелок – предмет на войне не менее важный, чем оружие, поэтому «эксплуатацию котелка соседа по нарам надо было как-то отрабатывать. И Данила бегал с солдатской посудиной за кипятком, <…> кашу иль картошку толченую накладывали всяк в свой котелок сколь душе угодно или сколько в брюхо войдет» [2, c. 43].
Философские истоки концепции трагического, придающие рассказу многомерность, выявляются, когда автор сопоставляет судьбу народа и поруганной родной земли: «Долго ехали по разбитой, только-только войну перемогшей земле. На станциях вдоль эшелона, всяк со своей посудинкой, выстраивались оборванные ребятишки, молча, протянув руку, стояли старики, кособочась, на тележках к линии выкатывались инвалиды. Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная земля выглядела инвалидно» [2, c. 43].
С победой возвращаются солдаты домой, полные надежд на новую счастливую жизнь. Писатель воссоздает атмосферу воодушевления в «счастливом эшелоне»: «Просто было радостно на душе от Победы, просто хотелось орать, плясать, всех обнимать и всякие шутки, веселые каламбурные слова говорить» [2, c. 43]. Волна «возбуждения и веселья» захватила все эшелоны с «тучей народа», которые застряли на разбитой станции под Минском, и «на кое-как прибранном перроне, издолбленном взрывами, вечером затеялись танцы под аккордеон <…> К аккордеону присоединились баян и барабан, музыка сделалась объемистей, громче, смех и даже хохот катались по перрону» [2, c.43]. На этом перроне Данила встретил свою будущую жену Марину. Фронтовая госпитальная медсестра Марина «серьезная была девушка, строгая, хорошо, видать хорошими родителями воспитанная» [2, c. 43]. Забрав ее в свой эшелон, Данила удивлялся, как «всех больных и в помощи нуждающихся солдат Марина сноровисто и быстро обиходила» и «в вагоне сразу хозяйкой сделалась» [2, c. 45].
Но мечты солдат о счастливой жизни после Победы столкнулись с суровой послевоенной реальностью. Писатель сообщает, что победители «никому и нигде <…> не были нужны, везде были помехой и лишней докукой…» [2, c. 45]. На подмосковной станции, на которую пришел эшелон Данилы и Марины, «уже куковало много эшелонов с демобилизованными победителями» и «царили пьянство, драки, грабежи, воровство» [2, c. 45].
Послевоенная жизнь, смысл которой сводился к борьбе за выживание, стала для Солодовниковых трагическим испытанием. Обосновавшись в небольшом городке Чуфырино у квартирной хозяйки, Данила и Марина устроились на работу. В семье рождается сын Арканя – мальчик с очень слабым здоровьем. Ему шел четвертый год, но выглядел он на два с половиной, так как был очень худеньким и часто болел [2, с. 42]. Столкнувшись с неустроенностью в голодные годы, Данила и Марина, были не в силах укрепить здоровье ребенка, несмотря на все усилия.
В рассказе писатель обращается к теме противостояния человека и государства, раскрывая антигуманную суть идеологического режима. Автор показывает, что идеологические партократы с пренебрежением относятся <…> к простому человеку, к его труду и военным заслугам. Писатель сравнивает возвращение с фронта сына квартирной хозяйки подполковника Мукомолова и его жены с приездом дворян. Проведя войну в политотделе, в двадцати километрах от передовой линии, он не подвергал себя опасностям, занимаясь политической агитацией. Его главная задача заключалась в требовании от рядовых коммунистов самоотверженной борьбы с врагом на самых опасных участках фронта [2, с. 51]. Осознавая свое социальное превосходство, в общении с простыми людьми, он проявлял беспрекословность в суждениях, а умением вести светскую беседу на идеологическом уровне он подавлял и морально властвовал над всеми. Писатель судит партийных функционеров, причисляя Мукомолова к «целой армии дармоедов, прихлебателей», которые провозгласили себя «главной движущей силой военных побед и возрождающейся жизни», и считает, что они «путались в ногах» воюющих и работающих людей, мешая им нормально жить и трудиться» [2, с. 58].
С приездом Мукомоловых семья Солодовниковых оказалась не в силах сопротивляться послевоенным невзгодам. Защитник, вернувшийся с фронта, оказывается побежденным государственной системой и становится ненужным своему обществу. Мукомолов, забирая хозяйское ружье у Данилы, лишает его последней надежды укрепить здоровье ребенка. Похоронив сына, Солодовников укоряет себя за неспособность стать хорошим мужем и отцом и осознает, что у него не было такой возможности. Война – время героев, требующая от человека лучших качеств, закончилась, настало время изворотливых приспособленцев, которые умеют благополучно устроиться в жизни. Чувствуя свою вину за то, что не смог как отец помочь выходить больного сына, Данила уходит из жизни из-за развивающегося туберкулеза.
Утверждение господства идеологической машины приводит к потере веры в Бога и ликвидации народной традиции. В рассказе доминирует мотив саморазрушения бытия, наступающего духовно-нравственного апокалипсиса, который соотносится с судьбой семьи Солодовниковых и с мотивом гибели Марины. Жизнь простого человека в стране, одержимой ложными идеалами, обесценена. После потери сына и мужа стремление бороться за личное счастье и справедливость оказалось невозможным для Марины. Зная, что в тяжелой жизненной ситуации можно найти утешение у Бога в церкви, она чувствует в себе оскудение веры, считая «спекуляцией, приспособленчеством» обращаться к Богу, когда «вера потерялась» [2, с. 60]. Добровольная смерть Марины – это последний аргумент простого человека в споре с «сильными мира сего», дерзкий вызов установленному миропорядку, поступок правого человека, который только так может отстоять свое внутреннее достоинство.
Таким образом, обращаясь к военной теме, писатель показывает трагическую послевоенную судьбу солдата – бывшего фронтовика. Повествуя о человеческом страдании, горе и смерти, автор выражает боль за нереализованные возможности простого человека. Служение партийной власти ложным идеалам обрекает его на бессмысленность существования и духовную смерть. История семьи Солодовниковых, представленная в рассказе, отражает морально-этические процессы, происходящие в послевоенном обществе, которые привели к духовно-нравственному кризису и неизбежной гибели такого общества в будущем.
Список литературы:
- Архангельская Н.Н. Книга-память о войне Виктора Астафьева // Вестник ТГУ, выпуск 3(19), 2000. С. 35-43.
- Астафьев В.П. Пролетный гусь // Роман-газета, 2005. №7. С. 42-61.
- Британ Э.Л. Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»: авторская концепция трагического. Автореф. дис…канд. филол. наук: 10.01.01 / Британ Элла Леонидовна. М.: 2012. 31 с.
- Гончаров А.П. От «Печального детектива» к «Веселому солдату»: стилевые доминанты прозы В. Астафьева// Вестник ТГУ, выпуск 1(25), 2002. C. 37-45.
- Смирнова А.И. Астафьеведение сегодня: актуальные проблемы изучения // Вестник ВолГУ, 2010. Серия 8. Вып. 9. С. 136-145.
- Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 2005. 405 с.
The theme of war in v. P. Astafyev's short story «Тhe flying goose»
Tereshonok E.V.
applicant of the Moscow City University, Moscow
Annotation. The theme of war occupies an important place in the works of V.P. Astafiev. In the 90s of the twentieth century, the writer's worldview manifested the features of eschatological consciousness, when the war recreated in the works leads to the destruction of man and humanity in the world. The story «The Flying Goose», written at the turn of the twentieth and twenty-first centuries, is one of the last in the writer's work, in which he comprehends the origins and causes of tragedies and social catastrophe of the Russian people during the twentieth century. The author, telling about the human suffering and grief of post-war life, expresses a tragic worldview that correlates with his moral and philosophical views and Christian tradition.
Keywords: the concept of the tragic, the apocalyptic worldview, the spiritual and moral crisis, the motive of death.
References:
- Arkhangelskaya N.N. Book-memory of the war of Viktor Astafiev // Bulletin of TSU, issue 3(19), 2000.: 35-43.
- Astafiev V.P. Proletny goose // Roman-Gazeta, 2005. №7.: 42-61.
- British E.L. Roman V.P. Astafieva «Cursed and killed»: the author's concept of the tragic. Abstract of the dissertation of the candidate of philological sciences: 10.01.01 / British Ella Leonidovna. Moscow: 2012. 31 p.
- Goncharov A.P. From «The Sad Detective» to «The Merry Soldier»: stylistic dominants of V. Astafiev's prose // Vestnik TSU, issue 1(25), 2002.: 37-45.
- Smirnova A.I. Astafievology today: actual problems of study // Bulletin of VolSU, 2010. Series 8. №9.: 136-145.
- Khalizev V.E. Theory of literature. Moscow: Higher School. 2005. 405 p.