Аннотация. Статья посвящена вопросу эволюции методики обучения аудированию в российских учебниках для основной школы в связи с эффектом обратного влияния экзаменов (washback effect) на систему обучения. На основе анализа учебников и проявлений эффектов обратного влияния было установлено, что за время введения ОГЭ в учебниках не только увеличилось количество упражнений в формате ОГЭ, но и вообще появилось больше упражнений на аудирование разных видов, обеспечивающих дифференцированный подход к развитию аудитивных умений и навыков. Сложно говорить о причинно-следственной связи, однако установлена однозначная корреляция между развитием системы обучения аудированию в учебниках и утверждением нового формата государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: аудирование, эффект обратного влияния, английский язык, основная общеобразовательная школа, учебник, основной государственный экзамен.
Оценивание представляет собой неотъемлемый компонент учебного процесса, который играет ключевую роль в понимании динамики совершенствования навыков и развития умений обучающихся в конкретной предметной области. Оно служит инструментом для выявления существующих пробелов в знаниях, позволяет корректировать и повышать эффективность процесса обучения [5].
Одной из форм оценивания в образовательном процессе является экзамен. В школьной системе России обучающиеся обязаны сдавать выпускные экзамены по окончании 9-го и 11-го классов. С 2009 года девятиклассники в России сдают Основной государственный экзамен (далее – ОГЭ), который предоставляет возможность продолжить обучение на уровне среднего общего образования или перейти в учреждение среднего профессионального образования. ОГЭ по английскому языку включает тестовые задания, нацеленные на проверку уровня развития всех видов речевой деятельности, включая умения аудирования.
Следует отметить, что по мнению многих специалистов в области обучения английскому языку [4], [8], ОГЭ как форма оценивания оказал значительное влияние как на учебный процесс, включая содержание учебных пособий, так и на самих обучающихся. Действительно, исходя из результатов этого экзамена, определяется дальнейшая образовательная траектория и возможности обучающихся. Именно поэтому представляется интересным рассмотреть, как реализуется это влияние во всей совокупности его аспектов и проявлений.
В рамках данного исследования нашей целью стал анализ изменений, произошедших в преподавании аудирования в контексте внедрения ОГЭ на материале учебников по английском языку. Мы полагаем, что с введением ОГЭ произошла значительная трансформация роли обучения аудированию, предполагающая увеличение количества упражнений, посвященных аудированию, и их диверсификация.
Поставленная нами цель трудна для реализации, поскольку достаточно сложно проследить, какие именно изменения имеют своей причиной ОГЭ, а какие являются продуктом других тенденций. Поэтому было решено использовать компаративный подход [3], который предполагает сопоставление изучаемого явления со сходными явлениями и процессами, происходящими в других странах.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие исследовательские задачи:
- проанализировать и обобщить проявления эффекта обратного влияния (washback effects) экзаменов по английскому языку, наблюдаемые в других странах;
- выбрать наиболее распространенные учебники английского языка, используемые в российских общеобразовательных школах до, во время и после введения ОГЭ;
- провести анализ системы обучения аудированию в выбранных учебниках, включая подсчет количества упражнений, определение их целевого назначения и оценку разнообразия;
- сравнить выявленный эффект обратного влияния в других странах с изменениями в преподавании аудирования в российских учебниках для основной школы и выявить возможные аспекты, которые могут быть связаны с введением ОГЭ.
Анализируя зарубежную и отечественную литературу, мы установили, что контрольные мероприятия оказывают значительное влияние на процесс обучения всем школьным предметам. В контексте языкового образования влияние экзаменов на процесс обучения и преподавания обозначается как «обратное влияние» или «эффект обратного влияния» (washback effect) [7], [8], [9], [10], [11]. В исторической перспективе эффект обратного влияния (далее – ЭОВ) преимущественно связывается с негативными последствиями тестирования. Однако этот феномен не подвергался эмпирическому исследованию до 1980-х годов. С тех пор исследователями были выявлены возможные положительные результаты эффекта обратного влияния и его сложная природа [10].
Исходя из позиций Дж. Альдерсона и Д. Уолла, можно утверждать, что тестирование, оказывающее значительное влияние на жизнь обучающихся, будет обладать ЭОВ [7]. В противном случае, если тест не играет важной роли в судьбе школьника, его влияние не проявится и, следовательно, ЭОВ будет отсутствовать.
Обобщив исследования ЭОВ в различных странах (Россия, Великобритания, Китай, Малайзия и Тайвань [7], [8], [9], [10], [11]), мы составили таблицу, демонстрирующую как положительные, так и отрицательные аспекты данного феномена, что подчёркивает сложный характер взаимодействия между процессами оценки и процессом обучения (см. таблицу 1). Для достижения высокого качества образования крайне важно стремиться к интеграции тестирования в образовательный процесс, учитывая разнообразие форматов оценки и методов обучения, а также ориентируясь на всестороннее развитие обучающихся.
Таблица 1. Эффект обратного влияния в разных странах
Страна |
Положительные последствия эффекта обратного влияния |
Отрицательные последствия эффекта обратного влияния |
Малазия [11]: MUET (важный государственный экзамен на уровне высшего образования, оценивающий уровень владения четырьмя видами речевой деятельности) |
- обучающиеся уделяли основное внимание отработке умений чтения и аудирования, которые ранее не оценивались в итоговых тестах данной страны; |
- отрицательный эффект обратного влияния испытали те учащиеся, которые негативно оценивали данный формат тестирования. Несмотря на то, что их уровень владения английским языком был высоким, они не смогли достичь высоких баллов на экзамене. |
Великобритания [7] GCSE (важный государственный экзамен на уровне основного общего образования, оценивающий достижения обучающихся в различных предметах, включая английский язык, но не фиксируя отдельное оценивание четырех видов речевой деятельности) |
- интеграция заданий, связанных с тестированием, в повседневный учебный процесс; |
- упрощение учебных планов; |
Китай [9] IELTS (важный экзамен, распространенный на уровне высшего образования, оценивающий уровень владения четырьмя видами речевой деятельности) |
- учителя использовали этот экзамен в качестве ориентира для оценки целесообразности учебных материалов, включая учебники и другие ресурсы, с точки зрения языковой компетенции, применения языка и его содержания; |
- учителя стали «рабами учебных пособий»: «textbook slaves» and «exam slaves» [9, с.382]. |
Тайвань [10] GEPT (важный государственный экзамен на уровне высшего образования, оценивающий четыре вида речевой деятельности на различных уровнях от начинающего до продвинутого) |
- мотивация обучающихся возросла благодаря использованию фильмов и программ на английском языке в качестве стратегий обучения, что сделало процесс более увлекательным; |
- у некоторых обучающихся мотивация снизилась, поскольку низкие результаты экзамена подорвали их уверенность в своих силах и знаниях; |
Россия [8] ОГЭ (важный государственный экзамен на уровне основного общего образования, оценивающий достижения обучающихся в различных предметах, включая английский язык) |
- систематизация и упорядочение методов обучения, что способствует более эффективному усвоению материала; |
- снижение глубины и сложности учебного материала, что может ограничивать всестороннее развитие учащихся; |
Выявленные проявления эффекта обратного влияния носят обобщенный характер. Применительно к нашему исследованию мы предполагаем, что в обучении аудированию и конкретно в учебниках мы можем ожидать следующие проявления эффекта обратного влияния:
- появление и постепенный рост количества упражнений в формате ОГЭ в учебниках (с одной стороны, это можно рассматривать как положительное последствие, с другой – как отрицательное, если это не будет уравновешиваться другими тенденциями);
- повышение внимания к обучению аудированию в учебниках, увеличение количества упражнений, посвященных аудированию в целом;
- более дифференцированный подход к обучению аудированию в учебниках, появление более разнообразных типов упражнений, обеспечивающих покомпонентную проработку разных аудитивных умений и навыков.
В качестве основы для детального анализа содержательной составляющей раздела «Аудирование» были отобраны две серии учебников по английскому языку. При выборе данных линеек мы ориентировались на их востребованность в определённый период времени. Для того чтобы проследить изменения мы взяли версии учебников, выходившие с промежутком в 10 лет: до введения ОГЭ, в период введения ОГЭ и после введения ОГЭ в процесс обучения:
- «Happy English» (1994-1999, авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Е.Ш. Переходова). Данное учебное пособие использовалось преподавателями для обучения английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях, предшествовавших введению ОГЭ в российскую образовательную систему. Учебник зарекомендовал себя как популярный и востребованный ресурс среди педагогов для преподавания языка в начальных, средних и старших классах, так как «Happy English» отличался доступностью и удобством применения на уроках.
- «Spotlight» (2006-2024, авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс). Учебник рекомендован издательством «Просвещение» в качестве основного средства обучения английскому языку на всех ступенях образования. УМК был разработан в контексте введения ОГЭ как основной формы итогового тестирования для выпускников основной школы и завоевал популярность в большинстве школ Москвы. Учебник подлежит периодическим обновлениям с целью соответствия современным образовательным подходам, трендам и требованиям общества.
Изучив данные учебники для основной школы, мы можем сделать следующие выводы:
- С введением ОГЭ в учебниках по английскому языку началось постепенное внедрение упражнений, ориентированных на подготовку учащихся к заданиям, включаемым в итоговое тестирование. Этот процесс осуществлялся постепенно: вначале в учебниках содержалось лишь несколько упражнений, соответствующих каждому заданию ОГЭ, однако в дальнейшем их количество значительно возросло. В настоящее время около 70% всех заданий по аудированию в проанализированных нами учебниках соответствует формату заданий, представленным в ОГЭ, что подчёркивает адаптацию учебных материалов к требованиям государственной аттестации.
- Наблюдается увеличение числа упражнений по аудированию в учебных пособиях по английскому языку.
В пятом классе за время внедрения ОГЭ количество упражнений для обучения аудированию существенно возросло (см. рисунок 1).
Рис. 1. Анализ УМК 5 класса
Аналогичный анализ учебного пособия для девятого класса также подтвердил, что введение ОГЭ оказало влияние на содержание раздела «Аудирование» (см. рисунок 2).
Рис. 2. Анализ УМК 9 класса
- Можно говорить о повышении разнообразия упражнений для обучения аудированию в учебниках «Happy English» и «Spotlight» (см. таблицу 2).
Таблица 2. Упражнения для обучения аудированию
Упражнения по аудированию |
«Happy English» |
«Spotlight» |
«Spotlight» |
Listen, read and check |
4 |
51 |
54 |
Listen and repeat |
0 |
5 |
10 |
Listen and tick |
0 |
2 |
1 |
RNE (match speakers with statements) |
0 |
5 |
5 |
RNE (T/F/NS) |
1 |
4 |
0 |
RNE (find the correct answers) |
0 |
0 |
1 |
RNE (take part in a telephone survey) |
0 |
0 |
1 |
RNE (find correct answers for questions) |
0 |
0 |
2 |
RNE (give full answers) |
0 |
0 |
1 |
Listen to the stressed syllables (intonation) |
0 |
7 |
6 |
Listen to people and give answers (listening for ideas) |
0 |
7 |
7 |
Listen to music |
0 |
10 |
10 |
Listen and make notes |
2 |
1 |
0 |
Listen and match music |
0 |
1 |
1 |
Listen and complete the gaps/information |
3 |
1 |
1 |
Listen and find/give answers |
1 |
0 |
2 |
Exam Practice Sections: Listening tasks |
0 |
0 |
3 |
Study skills |
0 |
0 |
3 |
Preparing for listening tasks |
0 |
0 |
3 |
Listen to a radio announcement and report on what was announced |
1 |
0 |
0 |
«Happy English» 1999 года включает всего 6 типов заданий на аудирование. В противовес этому, «Spotlight» 2009 года содержит 11 типов упражнений, тогда как версия 2019 года представляет уже 19 различных типов. Кроме того, в более поздние издания были добавлены методические рекомендации по успешному выполнению экзаменационных заданий.
В учебнике «Happy English» 1999 года аудирование, в основном, выполняло роль целевого умения: из пяти заданий только одно использовало аудирование как средство для обучения другим видам языковой деятельности. В учебнике «Spotlight» 2009 и 2019 годов имеется четыре типа заданий, в которых аудирование применяется в качестве средства обучения, в то время как в остальных случаях оно сохраняет статус учебной цели. Следовательно, можно сделать вывод о том, что за период введения ОГЭ повышается степень интегративности в обучении аудированию: обучение аудированию реализуется не изолированно, но в интеграции с другими видами речевой деятельности. Тем не менее, оно также сохраняет статус независимой учебной цели благодаря наличию большого количества заданий, нацеленных на развитие навыков аудирования.
В результате сравнения типов аудирования в рассматриваемых учебниках можно выявить наиболее распространенные и редкие навыки и умения на сегодняшний день (см. таблицу 3).
Таблица 3. Типы аудирования
|
Аудирование как навык |
Аудирование как умение |
Распространённые типы |
- устойчивое внимание к основному содержанию аудиотекста на протяжении всего прослушивания; |
- умение различать главное и второстепенное в процессе коммуникации или прослушивания аудиотекста; |
Редкие типы |
- умение предсказывать содержание информации на основе понятых частей аудиосообщения. |
- умение распознавать коммуникативные функции высказываний в зависимости от конкретной ситуации, участников и целей общения; |
На основании представленных данных можно заключить, что в период введения ОГЭ произошли заметные изменения обучения аудированию в отечественных учебниках по английскому языку для основной школы. В частности, наблюдается явный сдвиг акцента в сторону развития умений аудирования, что подтверждается значительным увеличением количества упражнений на аудирование. Упражнения не только стали более разнообразными, но также приобрели более детализированный характер, что открывает возможности для целенаправленной практики различных аспектов аудирования.
Проведённый выше анализ позволил нам сравнить выявленные эффекты обратного влияния в других странах с изменениями, произошедшими в преподавании аудирования в российских учебниках для основной школы (см. таблицу 4).
Таблица 4. Компаративный анализ эффекта обратного влияния
Критерии |
Эффекты обратного влияния в других странах |
Изменения в обучении аудированию в российских учебниках на фоне введения ОГЭ |
Положительные эффекты |
- Повышение мотивации обучающихся; |
- Значительное увеличение количества упражнений на аудирование; |
Отрицательные эффекты |
- Упрощение учебных планов; |
- Не выявлено значительных отрицательных эффектов на примере обучения аудированию. |
Выводы |
Эффект обратного влияния может влиять на образовательные процессы как положительно, так и отрицательно |
В период введения ОГЭ произошли положительные изменения в преподавании аудирования в школе. |
Обобщая результаты проведенного анализа, можно утверждать, что за время введения ОГЭ в российской основной школе произошли положительные изменения в обучении аудированию. Помимо появления в учебниках собственно упражнений для подготовки к аудированию в формате ОГЭ возросло количество упражнений, посвященных обучению аудированию и их разнообразие, подход к развитию умений и навыков аудирования стал более дифференцированным. Сложно говорить, насколько выявленные изменения обусловлены введением ОГЭ (помимо собственно упражнений в формате ОГЭ). Однако сопоставление с эффектами обратной связи от языковых экзаменов в других странах позволяет предполагать, что введение экзамена наряду с общим развитием методики обучения ИЯ может рассматриваться как один из факторов, определяющих повышение важности того или иного аспекта содержания в учебном процессе, а значит, ОГЭ способствовал развитию методики обучению аудированию в отечественной системе языкового образования, изменению подхода к обучению аудированию в российских учебниках.
Список литературы:
- Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. 216 с.: ил. (Английский в фокусе).
- Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организации / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. 9-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2019. 216 с.: ил. (Английский в фокусе).
- Бокова Т.Н., Цыбанева В.А. Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы // Образование и саморазвитие, 2024. №1. С. 81-91.
- Вербицкая М.В. ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak? // Педагогические измерения, 2018 №2. С. 13-22. (дата обращения: 01.03.2025).
- Гараева Н.Р. Оценивание как важная составляющая в современном образовании // Вестник науки и образования, 2021. №11-1(114). С. 75-78. (дата обращения: 01.03.2025).
- Счастливый английский. Книга 4 [Happy English 4]. Учебник для 9 классов. / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова, О.В. Черных. М.: Просвещение, 1997. 336 с.
- Alderson J.C., Wall D. Does washback exist? Applied Linguistics, 1993 №14(2).: 115-129. (дата обращения: 01.03.2025).
- Bolshakova K. The Backwash Effect of EGE Examination on English Language Teaching in Public Schools in Russia / К. Bolshakova, Е. Shmidt, М. Bolina, Novikova, L. Naumenko. INTED2022 Proceedings, 2022.: 256-260. (дата обращения: 01.03.2025).
- Gu K. Washback effects of IELTS test on teachers’ adoption of teaching materials in the classroom in China. International Journal on Social and Education Sciences (IJonSES), 2023 №5(2).: 381-392. (дата обращения: 01.03.2025).
- Ha N.T.T. A literature review of washback effects of assessment on language learning. Ho Chi Minh City Open University Journal of Science – Social Sciences, 2019 №9(2).: 3-16. (дата обращения: 01.03.2025).
- Mahmud N., Late N.H.M. Washback Impact of the MUET: The Before and After Effect of a High-stake University English Test in Malaysia. International Journal of Learning, Teaching and Educational ResearchVol, 20, 2021 №8.: 1-17. (дата обращения: 01.03.2025).
The evolution of teaching listening in course books for Russian secondary schools in the age of OGE
Polunina A.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Stolyarova Irina Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of English Language and Linguodidactics at the Institute of Foreign Languages, Moscow City University of Pedagogical (MGPU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article focuses on the evolution of the methodology for teaching listening skills in Russian coursebook for secondary school in relation to the washback effect of exams on the education system. Based on the analysis of coursebook and manifestations of this washback effect, it has been found that since the introduction of the Russian National Exam (RNE), not only has the number of exercises in the RNE format increased, but there has also been a general rise in the variety of listening exercises. This expansion provides a differentiated approach to developing listening skills and abilities. While it is difficult to establish a causal relationship, a clear correlation has been identified between the development of the listening teaching system in coursebook and the introduction of the new format of state final certification.
Keywords: listening skills, washback effect, English, secondary school, coursebook, Russian National Exam.
References:
- English Language. Grade 9: Textbook for General Education Institutions / Yu.E. Vaulina, D. Duli, O.E. Podolyako, V. Evans. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Express Publishing: Prosveshchenie, 2009. 216 p.: ill. (English in Focus).
- English Language. Grade 9: Textbook for Educational Organizations / Yu.E. Vaulina, D. Duli, O.E. Podolyako, V. Evans. 9th ed. Moscow: Express Publishing: Prosveshchenie, 2019. 216 p.: ill. (English in Focus).
- Bokova T.N., Tsybaneva V.A. Comparative Approach in Linguodidactics: Essence and Perspectives // Education and Self-Development, 2024 №1.: 81-91.
- Verbitskaya M.V. The Unified State Exam in a Foreign Language: To Speak or Not to Speak? // Pedagogical Measurements, 2018, №2.: 13-22. (date of the address: 01.03.2025).
- Garaeva N.R. Evaluation as an Important Component in Modern Education // Herald of Science and Education, 2021. №11-1(114).: 75-78. (date of the address: 01.03.2025).
- Happy English 4. Textbook for Grade 9 / V.P. Kuzovlev, N.M. Lapa, E.Sh. Peregudova, I.P. Kostina, E.V. Kuznetsova, O.V. Chernykh. Moscow: Prosveshchenie, 1997. 336 p.
- Alderson J.C., Wall D. Does washback exist? Applied Linguistics, 1993 №14(2).: 115-129. (date of the address: 01.03.2025).
- Bolshakova K. The Backwash Effect of EGE Examination on English Language Teaching in Public Schools in Russia / К. Bolshakova, Е. Shmidt, М. Bolina, Novikova, L. Naumenko. INTED2022 Proceedings, 2022.: 256-260. (date of the address: 01.03.2025).
- Gu K. Washback effects of IELTS test on teachers’ adoption of teaching materials in the classroom in China. International Journal on Social and Education Sciences (IJonSES), 2023 №5(2).: 381-392. (date of the address: 01.03.2025).
- Ha N.T.T. A literature review of washback effects of assessment on language learning. Ho Chi Minh City Open University Journal of Science – Social Sciences, 2019 №9(2).: 3-16. (date of the address: 01.03.2025).
- Mahmud N., Late N.H.M. Washback Impact of the MUET: The Before and After Effect of a High-stake University English Test in Malaysia. International Journal of Learning, Teaching and Educational ResearchVol, 20, 2021 №8.: 1-17. (date of the address: 01.03.2025).