Аннотация. Актуализируется необходимость повышения эффективности обучения говорению студентов неязыковых вузов. Предлагаются пути решения через совершенствования методики обучения устной речевой деятельности, используя материалы курса для специализированных целей (ESP) и курса общего английского языка. Выявлено совершенствование диалогической речи при условии использования профессионально-ориентированных упражнений. Сделан вывод о положительной динамике обучения с использованием методической системы обучения говорению.
Ключевые слова: Обучение иностранному языку, система упражнений, обучение говорению, неязыковой вуз, цифровые инструменты, искусственный интеллект, речевые навыки, методика преподавания.
Одной из основных задач, стоящей перед преподавателем английского языка в неязыковом вузе, является научить студентов свободно общаться на профессиональные темы, чтобы решать будущие производственные задачи на качественном уровне. Применительно к менеджерам и специалистам в сфере маркетинга данная установка в изучении иностранного языка (далее – ИЯ) обретает жизненно важный смысл, в связи с тем, что по окончании вуза выпускникам необходимо будет общаться как непосредственно с представителями иноязычных культур, так и посредством демонстрации товаров и услуг, продвигаемых на рынке, используя как традиционные каналы информации, так и цифровые. В этом случае умение говорения на высоком уровне трудно переоценить, имея в виду умения высказываться свободно, исключить непонимание и двусмысленность, используя все речевые функции. В связи с этим назрела необходимость совершенствовать методику обучения говорения, делая упор на упражнениях и заданиях, которые максимально эффективны в применении на занятиях как онлайн, так и офлайн форматах.
Вопросу обучения устной речевой деятельности в современной методике посвящены работы таких ученых, как И.А. Бредихина [3], М.Н. Бочарова [4], М.Э. Рябова [8], С.А. Бакленева [2], Е.В. Александрова [1]. Разработаны алгоритм и методика формирования профессионально ориентированной лексической компетенции [5], [7], и тем не менее, проблема остается актуальной в связи с тем, что обучение монологической и диалогической речи в вузе отстает от требований времени.
Профессионально - ориентированное обучение включено в программу вуза, и конкретно это может стать ключевым фактором, который мотивирует, вовлекает и дает возможность обучающимся видеть перспективы своей карьеры через овладения способностью успешного общения в профессиональной ситуации.
В связи с вышесказанным, целью исследования является разработка методики обучения говорения для студентов специальностей «Менеджмент» с использованием материалов курса ESP (English for specific purposes) английского языка.
Эталонными занятиями по развитию устноречевых умений Е.Н. Соловова называет те занятия, когда подавляющую часть урока говорят обучающиеся и их уровень языка соответствует реальным возможностям данной группы [9, c. 166]. К такому сценарию занятий необходимо стремиться, но существуют потенциальные трудности, которые мы перечислим и более подробно рассмотрим с точки зрения их преодоления.
Если студенты неохотно участвуют в обсуждении или избегают общения, то существует низкая заинтересованность или мотивация в обсуждаемом предмете. В этом случае необходимо создать проблемною речевую или связанную с активной деятельностью человека ситуацию. Пример подобной ситуации приведен в упражнениях 1 и 2 для группового и парного обсуждения. Если доминирует один говорящий, то устанавливается лимит на монологическую речь или высказывание, а также устанавливается очередность, когда один высказывается, а другой повторяет высказанные идеи или подводит итоги обсуждения.
Задание 1
Think of a product you have recently bought. Tell about product’s features and functions. Time limit: 2 minutes.
Задание 2
Student A |
Student B |
You and Student B are going to take out an important visitor from the USA to dinner tonight. You have to decide where to take this partner. · Decide together which restaurant to go to and at what time – you prefer early. |
You and Student A are going to take Lucy Eales, an important visitor from the USA, to dinner tonight. You have to decide where to take this partner. · Decide together which restaurant to go to and at what time – you prefer late. |
Мотивационная направленность заданий также важна, и именно поэтому необходимо объяснить, какая конечная цель задания. Например, добиться общего мнения по вопросу, или в ролевой игре необходимо настаивать на подписание контракта на ваших условиях, или подготовить устное представление нового сотрудника на должность, при этом необходимо ответить на все вопросы сотрудников. Для студентов возможность получить реальную производственную речевую ситуацию, например, пройти собеседование на английском языке на указанную должность, а также возможность воспользоваться продуктом своей деятельности, например, своё резюме на английском (CV), сопроводительное письмо (Cover letter), Application form, повышает мотивацию и обеспечивает комплексный подход в обучении.
Психологический дискомфорт, боязнь сделать ошибки, нежелание быть критикуемым как преподавателем, так и другими студентами – это еще одна сложность, которая может быть причиной низкоэффективного обучения говорению. Для этой цели необходимо чаще использовать парные и групповые формы работы задания, пример которого приведен под номером 3 по теме курса ESP. Именно такого рода задания в группах помогают ощутить успех целой группы, а не только отдельных студентов.
Задание 3
Student A |
Student B |
Your department will celebrate a corporate event, and you are organizing it. Talk to Student B about the party. You want a big party with lots of people. |
Your department will celebrate a corporate event, and you are organizing a party it. Talk to Student A about the party. You think it would better to have a small party. |
Если вышеперечисленные трудности в большей части касаются психологических барьеров или недоброжелательной атмосферы в группе, то наряду с ними существуют проблемы, связанные с языковой несформированностью и нехваткой языковых средств, а именно, студент переходит на русский язык, задание для него неясно из-за недостаточно сформированных речевых средств или условия выполнения сформулированы нечетко. С этой целью преподавателю необходимо подготовить речевые опоры, итоговые образцы, свой собственный пример перед началом выполнения данного задания. Для создания речевых опор для обучения диалогу, удобно использовать такой цифровой инструмента как платформа TWEE, которая создана на основе искусственного интеллекта. За считанные минуты она генерирует вопросы по заданной теме. Таким образом, используя подготовленные вопросы, которые приведены в задании 4 по теме «Well-being» с использованием профессиональной лексики, грамматически правильной структуры вопроса, снимается дополнительная нагрузка, которая часто встречается у обучающихся при построении вопроса.
Задание 4
Let's discuss these interesting questions:
- How would you define the term "well-being"?
- Can you give an example of a communicable disease?
- What factors contribute to one's sense of well-being?
- In your opinion, is income a significant factor in determining one's level of welfare?
- Do you think there is a generation gap when it comes to perceptions of well-being?
- How has technology affected our conventional ideas of well-being?
- Is it fair to blame society for individual feelings of well-being?
- Have you acquired any skills or knowledge that have improved your overall well-being?
- How does one's awareness of their own well-being impact their daily life?
- Would you say that having a retired lifestyle can lead to a higher sense of well-being?
Идеальным может считаться занятие, если он полностью проводится на английском языке, но у студентов владения языком ниже Intermediate могут возникнуть затруднения с пониманием формулировки задания или речевой ситуации в целом. Чтобы избежать этого необходимо давать разъяснения на родном языке.
Как показала практика, такие упражнения, как Dialogue based on topic, Opinions about famous quotations и другие, созданные на платформе TWEE, также очень эффективно могут быть использованы для развития умения устной речевой деятельности. Основное правило, которого следует придерживаться преподавателю на занятиях по говорению – что в случае возникновения проблемы с выполнением поставленных целей нужно действовать и решать проблему, используя разные методики обучения, чтобы все студенты были включены в процесс, и не было неосвоенного материла.
Формы контроля для обучения говорению могут быть разные. В качестве апробации в данном исследовании проводился текущий контроль, так как итоговый контроль уже предусмотрен учебным планом – в конце семестра, а именно, устная часть зачета по темам, пройденным по общему курсу и ESP студентов бакалавриата ИОН РАНХиГС 3-го года обучения. Оценка при контроле навыков устной диалогической речи определилась по неподготовленным высказывания студентов, сделанным на уроке по предложенным речевым ситуациям, в случае если цель коммуникации по заданию была достигнута, возникло понимание другой стороны, и коммуникация состоялась (см. Таблицу 1). Формат контроля определялся заранее и не являлся новым для студентов.
Таблица 1. Пример задания для текущего контроля (в парах)
Student A |
Student B |
You work for a marketing agency. You are doing research on consumer buying. You want to speak to the Sales Manager of a clothing retailer to find out about their customers and market segments. Call Student B: • Introduce yourself. |
You work for a clothing retailer, as a manager Student A telephones you. • Answer the call. |
Такой тип заданий повторяет тренировочные упражнения на занятиях с подробным разбором ошибок, примерной схемой оценивания, с максимальным итоговым баллом 10, который также может быть условным и может быть заменен на отметки «выполнено» или «не выполнено» (см. таблицу 2). Обратная связь обязательна после оценивания, чтобы у студента была ясность, что было не выполнено и какие ошибки допущены.
Таблица 2. Схема оценивания
Student can … |
Didn’t do this |
Yes, but with some mistakes |
Yes, did this very well |
introduce her/himself on the phone |
|
|
|
explain why she/he is calling |
|
|
|
leave a message |
|
|
|
take a massage |
|
|
|
end a phone call |
|
|
|
Total |
|
|
________maximum10 |
В случае затруднений в выполнении заданий, сложностей в подборе лексики и непонимания вопросов собеседника, оценивание происходит за значительные речевые высказывания, так как в процессе обучения положительное оценивание и фиксирование удачных речевых единиц стимулирует для достижения более значительных результатов в будущем, а именно баллов или финальной оценки, которую проводят по итогам работы за модуль и семестр, согласно учебному плану.
Предложенные упражнения и методические подходы помогут быть использования на занятиях при подготовке специалистов в сфере маркетинга и менеджмента, но работа по сбору итоговых результатов продолжается. Предварительный анализ результатов работы, выводы на основе педагогического наблюдения и положительный отклик от студентов говорит о наметившийся положительной динамике эффективности обучения говорению, а именно, речевые ситуации перестали казаться слишком затруднительными, наметилась тенденция более длинного речевого высказывания, чем было в начале, не вызывает чрезмерных затруднений формулировка вопросов собеседнику, общее количество грамматических, лексических, фонетических ошибок снизилось.
Список литературы:
- Александрова Е.В. Методика формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции у студентов юридических специальностей (на материале английского языка). … дисс. канд. пед. наук: специальность 13.00.02 / Александрова Евгения Владимировна. М.: 2009. 179 с.
- Бакленева С.А. Методика обучения нативному говорению на иностранном языке в неязыковом вузе // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 21 октября 2022 года / Отв. редактор Т.В. Ларина. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2022. С. 273-275.
- Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. Пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. фед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
- Бочарова М.Н. Специфика обучения говорению на иностранном языке студентов в неязыковом вузе в условиях дистанционного формата // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2023. Т. 16, №3. С. 969-975.
- Жданько О.И. Методика формирования профессионально ориентированной лексической компетенции обучающихся в техническом вузе. … дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Жданько, Ольга Ивановна. Нижний Новгород: 2016. 181 с.
- Подкладова В.Е. Формирование умений профессионально-направленного говорения в туристической сфере на основе интерактивных технологий // Мир университетской науки: культура, образование, 2023. №10. С. 106-116.
- Рябова М.Э. К вопросу о ценностной основе содержания языкового образования // Большая конференция МГПУ: сборник тезисов: в 3 т., Москва, 28-30 июня 2023 года / Московский городской педагогический университет. Том 1. М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. С. 373-377.
- Рябова М.Э. Методика обучения монологической речи студентов языкового вуза на основе электронных ресурсов // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития / Институт иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Том Выпуск №4. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. С. 87-91.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: АСТ, 2008. 239 с.
The dynamics of students' mastery of English in the professional field
Artemova U.V.,
postgraduate student of 3 course of the Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow
Research supervisor:
Ryabova Marina Eduardovna,
Professor of the Department of German studies and linguodidactics Moscow City University, Doctor of Philosophy sciences, Professor
Abstract. The Necessity of increasing the effectiveness of teaching spoken language to students of non-linguistic universities is actualized. Solutions are offered by improving the methods of teaching oral speech activity, using course materials for specific purposes (ESP) and a general English. The improvement of dialogical speech was revealed under the condition of using professionally oriented exercises. The conclusion is made about the positive dynamics of learning using the methodological system of teaching speaking.
Keywords: Foreign language teaching, system of exercises, speaking training, non-linguistic university, digital tools, artificial intelligence, speaking skills, teaching approaches.
References:
- Alexandrova E.V. Methods of formation of professionally oriented lexical competence among students of law specialties (based on the material of the English language) … dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Alexandrova Evgenia Vladimirovna. Moscow: 2009. 179 p.
- Bakleneva S.A. Methods of teaching native speaking in a foreign language in a non-linguistic university // Integration of science and education in the system of training military specialists: A collection of scientific papers based on the materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, October 21, 2022 / Editor-in-chief T.V. Larina. Voronezh: Scientific Book Publishing and Printing Center, 2022.: 273-275.
- Bredikhina I.A. Methods of teaching foreign languages: teaching basic types of speech activity: textbook. Stipend. The Ministry of Education and Science grew. Federation, UR. fed. un-ta. Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2018. 104 p.
- Bocharova M.N. The specifics of teaching students to speak a foreign language in a non-linguistic university in a distance format // Philological Sciences. Questions of theory and practice, 2023. Vol. 16, №3.: 969-975.
- Zhdanko O.I. Methodology for the formation of professionally oriented lexical competence of students at a technical university … dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences specialty: 13.00.02 / Zhdanko, Olga Ivanovna. Nizhny Novgorod: 2016. 181 p.
- Podladova V.E. Formation of professionally oriented speaking skills in the tourism sector based on interactive technologies // The world of university science: culture, education, 2023. №1: 106-116.
- Ryabova M.E. On the issue of the value basis of the content of language education // The Great Conference of the Moscow State Pedagogical University: collection of abstracts: in 3 volumes, Moscow, June 28-30, 2023 / Moscow City University. Volume 1. Moscow: PARADIGM Publishing House, 2023.: 373-377.
- Ryabova M.E. Teaching monological speech to students of a language university on the basis of electronic resources // Germanic languages and comparative linguistics: current problems and development prospects / Institute of Foreign Languages of the Moscow City University. Volume Issue №4. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2022.: 87-91.
- Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: basic course: a manual for students of pedagogical universities and teachers. Moscow: AST, 2008. 239 p.