Аннотация. В данной статье рассматривается возможность применения социальных информационных технологий для профессиональной подготовки молодежи.

Ключевые слова: социально-информационные технологии, профессиональная подготовка, молодежь.

Современная система управления профессиональной подготовкой молодежи нуждается в повышении эффективности. Очевидно, что без современных социально-информационных технологий, сделать это будет затруднительно.

Молодежь – это наиболее инициативная, активная, творческая группа населения, качественная подготовка которой определяет будущее государства. В каждой стране устанавливаются свои возрастные границы, на основании которых людей относят к той или иной возрастной категории населения. Они находятся в диапазоне: 14-16 лет – нижняя граница, 25-35 – верхняя. В настоящее время к этой категории населения относится 39,6 миллионов человек, т.е. 27 % от общей численности граждан страны [4].

Изучение современной системы профессиональной подготовки молодежи в учебных организациях показывает, что она не полностью соответствует потребностям рынка, не обеспечивает формирование и развитие умений и навыков эффективной трудовой деятельности, что не способствует мотивации молодого поколения на созидательную трудовую деятельность, а обусловливает различные виды девиации в молодежной среде [3].

Как показывает социальная практика, молодежь на отечественном рынке труда имеет низкую конкурентоспособность из-за невысокого уровня профессиональной подготовки; недостаточного опыта работы. Эти факты обусловлены трудностями в профессиональном самоопределении молодежи из-за неорганизованности системы профессиональной ориентации людских трудовых ресурсов, асоциальных ценностных ориентаций молодых людей; высоким уровнем конкуренции.

Как показали результаты исследования, молодежь на рынке труда находится в противоречивом положении. С одной стороны, она стремится к самореализации, самоопределению; а с другой, – испытывает недостаток информации о состоянии рынка труда, возможностях профессиональной подготовки [5], имеет низкий уровень правовой грамотности.

Как известно, организационно профессиональная подготовка молодежи состоит из следующих подсистем: обязательное среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское образование и повышение квалификации и переподготовки кадров. Она осуществляется комплексом методов: политических, идеологических, правовых, экономических, социально-психологических, педагогических и других [2]. Такое разнообразие методов обусловлено объективными особенностями социальной среды. которая, как показали результаты исследований, характеризуется:

  • увеличивающимся объемом обрабатываемой информации;
  • сложностью нормативного правового регулирования общественных процессов и явлений;
  • возрастающими требованиями общества к повышению производительности и качества труда.

В таких условиях для эффективного совершенствования системы управления профессиональной подготовкой молодежи необходимы: а) обновленная сеть специализированных образовательных организаций; б) активизация деятельности научных организаций по исследованию проблем образования молодежи; в) совершенствование форм и методов профессиональной подготовки этой категории населения.
Кроме этого, как показали результаты опроса экспертов (N = 15) в настоящее время есть необходимость разработки и внедрения специальных технологий управления профессиональной подготовкой молодежи. Этот социальный феномен способен обеспечить формализацию и алгоритмизацию процедур подготовки молодежи к трудовой деятельности.

Как известно, социальные технологии управления профессиональной подготовкой молодежи подразделяются на: организационные, культурные, психологические, педагогические, информационные и другие [1].

Информационные социальные технологии – это формализованные алгоритмизированные процедуры по обеспечению, хранению, обработке информации, направленные на оптимизацию информационного процесса. Под оптимизацией информационных процессов в управлении профессиональной подготовкой молодежи понимается поиск и определение оптимальных путей приведения объекта в наилучшее состояние при минимуме затраченных ресурсов. Информационные социальные технологии основываются на применении методов социального проектирования, моделирования, анализа, хранения и использования социальной информации. Также в их реализации важно использовать адекватные программно-технические средства. Основные качественные характеристики используемой информации: степень достоверности, уровень точности, оперативность получения, наукоемкость.

Специфика современных информационных технологий управления заключается в их обязательной гибкости, мобильности и адаптивности к изменяющийся внешней среде.

Без использования информационных технологий в управлении профессиональной подготовкой молодежи невозможно принятие обоснованных, по возможности объективных решений, касающихся оценки состояния этой системы и возможных направлений ее модернизации.

В марте 2016 года был проведен экспертный опрос. Эксперты (12 человек) – руководители секторов Министерства образования и науки Нижегородской области, сотрудники ректората ВУЗов (НГТУ, СГА, ИЭПННГУ), руководители коммерческих организаций среднего и крупного бизнеса, представители некоммерческих общественных организаций.

Результаты экспертного опроса (см. таблицу 1) подтверждают оценку, что существующая система управления профессиональной подготовкой молодежи находится в неудовлетворительном состоянии. Большинство, а именно 75% экспертов придерживаются этого мнения. В связи с чем, высока актуальность поиска путей совершенствования данной системы и применения информационных социальных технологий в их реализации.

Вопрос: Кол-во ответов, шт. Доля ответов, %
Какую оценку по 4-балльной шкале Вы поставите существующей системе управления профессиональной подготовкой молодежи?
Неудовлетворительно 9 75 %
Удовлетворительно 2 17 %
Хорошо 1 8 %
Отлично 0 0

Таблица 1. Результаты экспертного опроса о существующей системе управления профессиональной подготовки молодежи

Данные, приведенные в таблице 2, позволили выбрать наиболее актуальные меры управления профессиональной подготовкой молодежи, в эффективной реализации которых большую роль играют информационные социальные технологии.

Вопрос: Кол-во ответов, шт. Доля ответов, %
Выберете из предложенного перечня наиболее актуальные меры в управлении профессиональной подготовкой молодежи в организациях средне-специального и общего образования (не более 2-х)    
Разработка специальных образовательных программ 9 75%
Разработка квалификационных требований к профессиям, подготовку по которым должны обеспечивать на этом образовательном уровне 7 58%
Совершенствование информационной базы 4 33%
Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров 2 17%
Разработка и внедрение общероссийских стандартов кадровой подготовки молодежи для образовательных организаций 2 17%
Выберете из предложенного перечня наиболее актуальные меры в управлении профессиональной подготовкой молодежи в вузах (не более 2-х)    
Совершенствование механизмов по повышению эффективности взаимодействия вузов и организаций-работодателей в сфере подготовки востребованных кадров 8 67%
Разработка технологий обучения с индивидуальным подходом 8 67%
Ужесточение требований со стороны лицензирующих органов к вузам по критериям трудоустройства выпускников 3 25%
Совершенствование подготовки профессорско-преподавательского состава 3 25%
Разработка технологий практической ориентированности обучения 2 17%
Выберете из предложенного перечня наиболее актуальные меры в управлении профессиональной подготовкой молодежи в послевузовской подготовке, повышения квалификации и переподготовки кадров (не более 2-х)    
Повышение качества и доступности учебно-методических материалов 9 75%
Повышение роли конкурсно-состязательных механизмов 8 67%
Содействие развитию организаций профессиональной подготовки, осуществляющих свою деятельность в соответствии с потребностями государственного и негосударственного секторов экономики 5 42%
Развитие современных технологий обучения молодежи 2 17%

Таблица 2. Результаты экспертного опроса по наиболее актуальным мерам управления профессиональной подготовки молодежи

Наиболее актуальным направлением совершенствования системы управления профессиональной подготовкой молодежи в организациях средне-специального и общего образования 75 % экспертов назвали разработку специальных образовательных программ. К таким программам относятся организация профессионального обучения школьников на базе предприятий с последующим гарантированным льготным обучением по определенным специальностям и трудоустройством; повышение престижа рабочих специальностей среди учащихся посредством демонстрации документальных фильмов, организации встреч со специалистами. Результативности этих мер будет способствовать использование следующих информационных технологий: организация тематического интернет-портала для учащихся, преподавателей и родителей; формирование программ информационно-коммуникационного взаимодействия организаций-работодателей и учебных заведений, включающие контакты в установленные промежутки времени, обмен информацией по установленному набору показателей.

Наряду с этим, более половины экспертов (58 %) считают значимой меру по разработке квалификационных требований к профессиям, подготовку по которым должны обеспечивать на этапе общеобразовательного и профессионального обучения. Ее реализация включает программы: разработка на базе Министерства образования и науки РФ единого перечня действующих в стране профессий и списка контрольных показателей знаний и навыков, которые должны знать и уметь учащиеся на этой ступени образования; подготовку соответствующих обучающих материалов для преподавателей и учащихся. Эти пути будут реализованы с применением информационных социальных технологий: проведение интернет-голосований по выбору вариантов списков действующих профессий и стандартизации их наименований; создание электронной библиотеки с регулярно обновляемыми обучающими материалами; создание единого центра по проведению контрольных тестирований учащихся и преподавателей на знание установленных стандартов [6].

Что касается управления профессиональной подготовкой молодежи в вузах, то одной из самых важных мер 67 % экспертов назвали совершенствование механизмов по повышению эффективности взаимодействия вузов и организаций-работодателей в сфере подготовки востребованных кадров. Они заключают в себе: формирование и ежегодное обновление Министерства образования и науки РФ перечня востребованных работодателями специальностей и специальностей, по которым наблюдается дефицит рабочих мест; регулярный обмен информацией между учебными заведениями и организациями-работодателями о самых востребованных специальностях, о количестве учащихся, готовых пройти практику. Следующие информационные социальные технологии будут содействовать этим процессам: организация онлайн-канала по консультированию учащихся и преподавателей с возможностью бесплатного оперативного получения информации данной тематики; создание электронной площади для кадровых департаментов организаций и администраций вузов с возможностью общения через личные кабинеты.

Такое же количество экспертов (67 %) считают значимым направление по разработке технологий обучения студентов с акцентом на индивидуальный подход. Оно заключает в себе разработку и реализацию экспериментальной программы по разработке индивидуальных программ обучения для студентов, кандидатуры которых утвердили организации-работодатели в качестве желаемых для прохождения практики с последующей стажировкой и трудоустройством. Такая информационная технология, как электронный куратор, будет содействовать оперативному обмену информацией учащегося, преподавателей и кадровых департаментов организаций.

Самой важной мерой в управлении профессиональной подготовкой молодежи в системах послевузовской подготовке, повышения квалификации и переподготовки кадров 75 % экспертов считают повышение качества и доступности учебно-методических материалов. Эта цель будет достигнута посредством реализации направлений: формирование единого стандарта требований к материалам профессиональной переподготовки и повышения квалификации молодежи с привлечением представителей предпринимательских ассоциаций, молодежных организаций, самих учащихся; составление рейтинга учебно-методических материалов и рейтинга авторов; создание электронной библиотеки с бесплатным доступом. Такие информационные социальные технологии, как проведение интернет-голосований с открытой публикацией результатов, формирование независимых рейтингов на основе отзывов пользователей учебно-методических материалов на электронных площадках, будут содействовать созданию эффективной коммуникационной среды.

Другим весомым направлением 67 % опрошенных считают повышение роли конкурсно-состязательных механизмов. Повысят эффективность системы профессиональной подготовки молодежи следующие меры: регулярное проведение конкурсов среди преподавателей данных направлений и среди обучающихся лиц; формирование премиального фонда для лучших учащихся со стороны организаций-работодателей. Реализация следующих информационных социальных технологий будет содействовать эффективной реализации данных мер: создание федерального координационного интернет-портала, на котором будет размещаться регулярно обновляемая информация по проходящим конкурсам и подводиться их итоги; активное привлечение специализированных СМИ для освещение данной тематики.

Таким образом, социально-информационные технологии в управлении профессиональной подготовкой молодежи, заключающие в себе формализованные алгоритмизированные процедуры по работе с актуальной информацией, позволят повысить результативность данной деятельности. Наибольшую роль в их реализации играет формирование единого эффективного коммуникационного пространства для взаимодействия всех заинтересованных сторон с использованием возможностей интернет-среды и электронных средств получения и обработки информации.

Social and information technologies in management of vocational training of youth

S.P. Merzlikina,
bachelor of GAOU VO MGPU
S.M. Sakovich,
candidate of sociological sciences, associate professor of sociology and psikhologo-social relations of Institute of psychology, sociology and social relations of GAOU VO MGPU, Moscow

Annotation. In this article the possibility of use of social information technologies for vocational training of youth is considered.
Keywords: social and information technologies, vocational training, youth.


  1. Бокарева, В.Б. Социальные технологии в подготовке кадров для коммерческой сферы в высших учебных образовательных организациях / С.М. Сакович, В.Б. Бокарева. Философия социальных коммуникаций. 2015. № 4 (33). С. 114-119.
  2. Горбунов, Д.А., Сакович С.М. Влияние интернета на потребительские поведения пользователей социальных сетей [Текст] / Д.А. Горбунов, С.М. Сакович // Тезисы научно-практической конференции «Университет в глобальном мире». 2018. С. 65-67
  3. Иванова М.С., Сакович С.М., Социология молодёжи: предмет, объект, основные направления [Текст] / М.С. Иванова, С.М. Сакович // Социология молодёжи. 2018. С.13-15
  4. Никонова М.А., Сакович С.М. Социальная адаптация российской молодёжи в условиях трансформации общества [Текст] / М.А. Никанова, С.М. Сакович // Тезисы научно-практической студенческой конференции «Социология молодёжи». Москва, 12 декабря 2017 г. 2017. С. 31-34.
  5. Сакович, С.М. Высшее образование в информационном обществе [Текст] / С.М. Сакович // Тезисы научно-практической конференции «Университет в глобальном мире». 2018. С.10-11.
  6. Сакович, С.М. Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего социологического образования // С.М. Сакович Вестник Московского государственного областного университета. №3. М.: Изд-во МГОУ. №3. 2010. С.40-45.
  1. Bokareva, V.B. Social technologies in training for the commercial sphere in the higher educational educational organizations / S.M. Sakovich, V.B. Bokareva. Philosophy of social communications. 2015. No. 4 (33). Page 114-119.
  2. Humpbacks, D.A., Sakovich S.M. Influence of the Internet on consumer behavior of users of social networks of [Text]. A. Gorbunov, S.M. Sakovich // Theses of the scientific and practical conference "The University in the Global World". 2018. Page 65-67.
  3. Ivanova M.S., Sakovich S.M., youth Sociology: subject, object, main directions [Text] / M.S. Ivanova, S.M. Sakovich//youth Sociology. 2018. Page 13-15.
  4. Nikonova M.A., Sakovich S.M. Social adaptation of the Russian youth in the conditions of transformation of society [Text] / M.A. Nikanova, S.M. Sakovich // Theses of the scientific and practical student's conference «Youth Sociology». Moscow, on December 12, 2017, 2017. Page 31-34.
  5. Sakovich, S.M. the higher education in information society [Text] / S.M. Sakovich // Theses of the scientific and practical conference "The University in the Global World". 2018. Page 10-11.
  6. Sakovich, S.M. Rol of information and communication technologies in ensuring quality and availability of the higher sociological education // S.M. Sakovich Vestnik Moskovskogo of the state regional university. No. 3. M.: MGOU publishing house. No. 3. 2010. Page 40-45.