Научный руководитель: Попова Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессор МПГУ
Код уникальной десятичной классификации: УДК 37.048.3

Аннотация. В статье описаны факторы, способствующие эмоциональному выгоранию преподавателей иностранного языка, специфика профессии. Было проведено и описано пилотажное исследование уровня эмоционального выгорания учителей иностранного языка общеобразовательной школы г. Москвы. В ходе опроса и беседы выявлено, что разнообразие упражнений, наличие творческого подхода при проведении уроков замедляет процесс выгорания. Составлены рекомендации для предотвращения и снижения уровня выгорания, которые можно применять при психологической поддержке педагогов.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, творчество, учителя иностранного языка

Проблема развития синдрома эмоционального выгорания у профессионалов, работающих с людьми, изучается уже более 40 лет [3]. Исследования показали, что работа с людьми, в том числе и работа учителя, ведет к эмоциональному выгоранию при неправильном распределении нагрузки, излишнему стремлению к перфекционизму и не использовании творческих приемов. Эмоциональное выгорание ведет к снижению профессионализма, что недопустимо в условиях современных требований к образовательной среде. Несмотря на существующие проблемы эмоционального истощения преподавателей, им не оказывается должной психологической поддержки, что является причиной снижения профессиональной успешности в связи с тем, что существует связь между всеми перечисленными факторами.
Работа учителя иностранного языка имеет свою специфику, которая может обусловливать дополнительную психологическую нагрузку и вести к эмоциональному выгоранию. Специфика преподавателя такова, что необходимо одновременно распределять внимание и его концентрацию на все языковые аспекты (например, фонетический, грамматический, лексический), к тому же, самому специалисту необходимо поддерживать свои навыки на высоком уровне. Все это показывает актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования стало изучение влияния некоторых факторов на эмоциональное выгорание учителей иностранного языка. Основными методами исследования выступили анализ литературы по синдрому эмоционального выгорания, опросник, наблюдение, беседа с учителями иностранного языка общеобразовательной школы г. Москвы.
В ходе проведенного опроса по опроснику К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой (вариант для учителей и преподавателей высшей школы, 2009 г.) [1: с.146], было выявлено, что все опрошенные учителя подвержены эмоциональному выгоранию, однако в разной степени. Ниже приведена сводная таблица по выборке из 10 опрошенных учителей.

ИмяВозрастСтажУровень эмоц. истощенияДеперсонализацияУровень профессиональной успешностиОбщий показатель эмоц. выгорания
Г.Л. 54 33 22 2 40 0,25
Л.А. 57 30 34 17 31 0,53
Т.А. 40 20 41 22 36 0,62
О.С. 37 18 6 5 47 0,11
М. 27 3 33 14 27 0,51
Н.Е. 60 39 27 14 26 0,47
А.Н. 25 3 33 9 35 0,42
Т.В. 31 10 9 9 34 0,26
О.Т.В. 40 16 29 15 39 0,43
Н.Н. 55 34 24 5 36 0,3
      Макс. значение 54 Макс. значение 30 Макс. Значе-ние 48 Макс. Значе-ние 1

Таблица 1. Уровень эмоционального выгорания

Общий показатель эмоционального выгорания рассчитывался по формуле 1:

1

Формула 1. Расчет общего показателя эмоционального выгорания

В формуле 1 подсчитывается общий показатель эмоционального выгорания (∑), исходя из уровня эмоционального истощения (EE(x)), деперсонализации (DD(x)) и уровеня профессиональной успешности (PA(x)).

Согласно опроснику, уровень эмоционального выгорания составляют такие показатели как уровень эмоционального истощения, деперсонализация (невосприятие каждого отдельного ученика как отдельную личность), и уровень профессиональной успешности. Максимальный общий показатель может быть равен 1 (очень высокий уровень эмоционального выгорания), а минимальный 0 (отсутствие эмоционального выгорания). Наличие высоких показателей по первым двум критериям свидетельствует о большой степени выгорания, высокий показатель по третьему критерию говорит о сохранении высокого уровня профессионализма и наоборот.

В индивидуальной беседе с каждым из учителей собирались данные о том, что делает педагогическую деятельность привлекательной, как часто используются новые задания на уроках и во внеурочной работе и т.п. На основе этих данных были выделены следующие факторы, влияющие на уровень эмоционального выгорания учителей: характер личностной мотивации к работе в школе; установка на творчество (частота использования творческий заданий на уроках); перфекционизм; объем нагрузки (количество часов в неделю, наличие или отсутствие дополнительных мест работы, внеурочных занятий); педагогический стаж; возраст; отношения с администрацией, отношения с учащимися.

Среди данной выборки практически все учителя часто придумывают новые задания для использования на уроках, все участвуют в подготовке и проведении недели иностранного языка, некоторые ездят за границу с учащимися. Оказалось, что учителя, имеющие низкий уровень эмоционального выгорания, гораздо чаще используют различные творческие задания (разыгрывание сценок, проведение игр, соревнований, составление кроссвордов, прослушивание песен, просмотр видео). Творческий подход противостоит таким факторам как возраст и педагогический стаж, которые, как правило, повышают риск эмоционального выгорания. Таким образом, подтверждается наша гипотеза о том, что использование творческого подхода в работе снижает риск эмоционального выгорания.

Согласно данному исследованию существует ряд факторов, влияющих на уровень эмоционального выгорания, а также полученные данные наглядно показывают существование проблемы эмоционального выгорания учителей иностранного языка. Для сохранения эмоционального здоровья специалистов необходимо оказывать им психологическую поддержку [2: с. 52], снижать при необходимости нагрузку. В рамках проведенного исследования были составлены некоторые рекомендации для снижения эмоционального выгорания, которые включают в себя следующие советы:

  • внедрение новых заданий и форм работы на уроке и на внеклассных мероприятиях;
  • выделение времени для любимых занятий и увлечений в свободное от работы время;
  • внесение занятий спортом в еженедельный распорядок;
  • снижение объема нагрузки при проявлении признаков выгорания;
  • внесение положительных изменений в интерьер класса;
  • посещение семинаров, конференций, встреч преподавателей, использование новых методов преподавания, учебных пособий;
  • посещение новых мест, стран.

 Emotional burnout of foreign language teachers

Malashchenko A.V.,
student of the 5th course GAOU VO MPGU

Research supervisor: Popova Lyudmila Vladimirovna, the candidate of psychological sciences, the assistant manager department on scientific work, professor of MPGU

Annotation. In this article the complex of factors, influencing the level emotional burnout of foreign language teachers, were studied. The research of the level of emotional burnout of foreign teachers was held in the general education school in Moscow. The results of the questionnaires and personal interviews have shown that frequent use of creative activity in class can prevent or decrease the level emotional burnout. A list of recommendations which can help teachers was made.

Keywords: emotional burnout, creativity, foreign language teachers.