Научный руководитель: Цаплина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ
Код уникальной десятичной классификации: УДК 159.9

Аннотация. В статье представлено определение и конкретизация понятия познавательной активности старших дошкольников, методология организации и содержания игр соревновательного характера со старшими дошкольниками, содержание и результаты проведенной автором опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе игр соревновательного характера.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, любопытство, любознательность, познавательный интерес, вoпpoситeльно-исслeдoвaтeльская активность, игры соревновательного характера.

Современный заказ общества сориентирован на выпускника, который не только обрел некоторый объем энциклопедических знаний, но и обучился применять приобретенные познания в процессе активной деятельности. Познавательные интересы предполагают склонность ребенка постигать новое, выявлять непонятное в качествах предметов и их свойствах, а также явлений окружающей действительности, желание вникать в их суть, отыскать между ними взаимосвязи и взаимоотношения. Вопросам развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста уделяется особенное внимание в силу принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который как основной принцип дошкольного образования рассматривает формирование познавательных действий и познавательных интересов ребенка в разных типах деятельности [13].

Проблема исследования заключается в определении, являются ли интеллектуальные игры соревновательного характера фактором, ускоряющим процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста или не влияющими на данный процесс.

В психолого-педагогической науке нет единства в осознании феномена познавательной активности. Вслед за Г.И. Щукиной под данным термином мы понимаем качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию [17].

В качестве структурных компонентов (показателей) познавательной активности в данной работе мы рассматриваем:

  • познавательную потребность [1];
  • познавательный интерес [2], [6], [7];
  • вoпpoситeльно-исслeдoвaтeльскую aктивнoсть [1];
  • исследовательскую активность, любознательность [5], [6].

Активизация познавательной деятельности представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность воспитателя по увеличению уровня познавательной активности [10]. Так, например, Г.Х. Вахитовой говорится о возможностях формирования познавательной мотивации старших дошкольников в игровой деятельности [3].

В.В. Воскобович определяет интеллектуальные развивающие игры как интеграцию психологических и педагогических технологий, осуществляющих стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений [4].

А.И. Савенков акцентирует внимание на необходимости создания ситуации на развитие у дошкольников умение видения, фиксации проблемы. Им предложены интеллектуальные игры соревновательного характера, в частности, игра «Трудные слова» (способ определения понятий) [11].

О.В. Цаплина предлагает занятия по логике, состоящие из трех блоков: 1) словесные игры, 2) практические задания, 3) собственно логические задачи [15]. Каждое задание исходно содержит в себе различные уровни сложности, что позволяет организовать широкую вариативную работу с детьми. Такой подход, согласно О.В. Цаплиной, дает возможность более слабому выполнять задания на актуальном для него уровне развития.

Данное исследование проводилось нами на базе МАДОУ детский сад № 2 «Карамелька» ЩМР МО, Московская область, г. Щелково, мкр-н Богородский, дом 4. В исследовании принимало участие 50 детей 5-6 лет.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что систематическое проведение специально подобранных интеллектуальных игр соревновательного характера способствует ускорению процесса развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из понимания структуры познавательной активности старших дошкольников нами были подобраны следующие методики ее диагностики:

  • методика «Познавательная потребность дошкольника»: исследование познавательной потребности (B.С. Юpкeвич, Э.A. Бapaнoва);
  • методика «Сахар»: исследование познавательного интереса (Л.Н. Прохорова);
  • методика «Оценка вопросительных проявлений у детей»: исследование вoпpoситeльно-исслeдoвaтeльской aктивнoсти (Т.А. Cepeбpякoвa);
  • методика «Да-нет» Н.Р. Климовой: диагностика исследовательской активности и любознательности (адаптированный вариант) [1].

По итогам проведения констатирующего этапа исследования особенностей развития познавательной активности старших дошкольников были сделаны следующие выводы: низкий уровень познавательной потребности наблюдался у 16 % детей экспериментальной группы и у 12 % детей контрольной группы; низкий уровень познавательного интереса у 12 % детей экспериментальной группы и 12 % контрольной группы; низкий уровень вопросительно-исследовательской активности у 20% детей экспериментальной группы и у 16 % контрольной группы; низкая исследовательская активность и любознательность у 20 % детей экспериментальной группы и 12 % контрольной группы.

Далее нами была разработана и апробирована система работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игр соревновательного характера. Работа проводилась в форме интеллектуальных состязаний с участием двух команд детей (в том числе, с участием родителей), пяти команд детей и пар детей. Сценарий данных занятий включал комплекс специально подобранных интеллектуальных игр, в частности, варианты игр «Блоки Дьеныша» и развивающих игр Б.П. Никитина [8], дидактические игры, игры-головоломки, отгадывание загадок, игры-эксперименты, игровые проблемно-практические ситуации; игры на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках; моделирование из конструктора Лего, игры на формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами.

Элементы соревновательности на занятиях создавались с помощью: стимула получения титула, звания; стимула получения большего количества очков, фишек; перспективы получения награды; перспективы индивидуальной или общегрупповой победы, признания. Занятия проводились с периодичностью раз в неделю. Всего было проведено 17 занятий.

Проведенная в рамках формирующего этапа работа на основе применения игр соревновательного характера способствовала развитию познавательной активности старших дошкольников.
Во-первых, это способствовало более интенсивному росту уровня развития познавательной потребности: дети стали более эмоционально-пoлoжитeльнo относиться к интересному для них занятию, связанному с умственным напряжением; дети стали чаще задавать вопросы и дожидаться ответа на них; также в речи детей чаще стали фигурировать вoпpoсы-цeпoчки (за первым вопросом следовал второй, третий, относящийся к одной теме). Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития познавательной потребности после формирующего этапа увеличилось от 5 чел. (20 %) на констатирующем этапе до 18 чел. (72 %) на контрольном этапе.

Во-вторых, проведенные занятия повышали уровень развития познавательного интереса: дети стали проявлять более устойчивый интерес к опытно-экспериментальной деятельности, они стали получать удовольствие от самого процесса познания и узнавания нового об изучаемом явлении. При повторной диагностике в экспериментальной группе дети стали чаще по собственной инициативе проявлять исследовательскую активность, самостоятельно задавать познавательные вопросы по поводу определения причинно-следственных связей, выделять существенные признаки и стороны изучаемого явления. Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития познавательного интереса после формирующего этапа увеличилось от 12 % на констатирующем этапе до 48 % на контрольном этапе.

В-третьих, проведенная работа способствовала более интенсивному росту уровня развития вопросительно-исследовательской активности: дети стали эмоционально положительно реагировать при выполнении заданий, активно и самостоятельно вступать в активное обсуждение вопроса, стали чаще высказываться по содержанию проблемы. Содержанием вопросительных проявлений у них чаще стали вопросы-рассуждения, вопросы детей стали чаще направляться на установление причинно-следственных связей и зависимостей. Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития познавательного интереса после формирующего этапа увеличилось от 12 % на констатирующем этапе до 44 % на контрольном этапе.

В-четвертых, наблюдался более интенсивный рост уровня развития исследовательской активности и любознательности: дети стали проявлять больший интерес к новым объектам, испытывать чувство удовольствия от процесса познания и узнавания через систему вопросов не прямого характера. Они стали чаще показывать свою ориентированность на поиск ответа, а не на последующие вопросы; также дети экспериментальной группы при повторной диагностике по данной методике стали чаще пытаться задавать вопросы, помогающие найти ответ. Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития исследовательской активности и любознательности после формирующего этапа увеличилось от 16 % на констатирующем этапе до 52 % на контрольном этапе.

Таким образом, была подтверждена рабочая гипотеза: систематическое проведение специально подобранных интеллектуальных игр соревновательного характера способствует ускорению процесса развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Development of informative activity of the senior preschool children by means of intellectual games

Solovyova L.N.
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor: Tsaplina Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Instituta of pedagogics and psychology of formation of GAOU VO MGPU

Annotation. The article presents the definition and specification of the concept of cognitive activity of senior preschoolers, the methodology of the organization and content of games of a competitive nature with senior preschoolers, the content and results of the author's experimental work on the development of cognitive activity of senior preschoolers in the games of a competitive nature.

Keywords: cognitiveactivity, cognitiveactivity, curiosity, curiosity, cognitiveinterest, question-researchactivity, competitivegames.