Аннотация. В статье представлены промежуточные результаты эмпирической работы, направленной на диагностику и развитие эмоционального интеллекта детей седьмого года жизни посредством русской народной сказки в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, социальное развитие, эмоциональный интеллект, старший дошкольный возраст, русская народная сказка.

В настоящее время психологи и педагоги особо отмечают актуальность проблем социального и эмоционального становления личности. Возможные пути решения этих, не теряющих значимости, вопросов опираются на поиск психолого-педагогических условий гармоничного развития сердца и разума, аффекта и интеллекта. Сформированный эмоциональный интеллект способствует успешной ориентации человека в окружающем мире и его адаптации в социуме.

Анализ текстов отечественных и зарубежных авторов позволяет прийти к выводу о значительном интересе современных исследователей к проблематике изучения и развития эмоционального интеллекта. В рамках научной школы изучения социального интеллекта А.И. Савенкова внимание исследователей привлекают вопросы различных подходов к изучению интеллекта (представления об интеллекте, социальный интеллект), становления эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребёнка как факторов формирования успешности [3, 4, 10], диагностики уровня развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей [8].

Процесс понимания и вербализации эмоциональных состояний дошкольников является предметом исследований И.О. Карелиной [5], влияние эмоций на их интеллектуальное развитие составляет научный интерес H.H. Рябонеделя [10]. Зарубежные и отечественные исследователи предлагают программы развития эмоциональной сферы дошкольников, в основном направленные на коррекцию негативных психологических состояний: борьбу со страхами, снижение агрессивности, улучшение взаимоотношений с окружающими и прочее.

Известно, что внутренний мир, самосознание личности появляется в сопереживании другому. Народная сказка формирует самосознание ребенка через сопереживание герою. Все герои и персонажи народной сказки имеют определенно выраженную моральную характеристику, они либо «хорошие», либо «плохие». В дошкольном детстве ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем [4].
Для того, чтобы смысл народной сказки был осознан маленьким ребенком, чтобы сказка сохранила свою воспитывающую функцию, необходима постоянная помощь взрослого. Проведённое нами исследование было направлено на выявление педагогических условий использования русской народной сказки для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Исследовательская деятельность включала анализ научных текстов, проведение диагностики и формирующего эксперимента.

Предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволило обозначить методологию исследования. Были выдвинуты следующие положения: развитие личности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в различных видах деятельности; становление личности осуществляется в единстве и взаимосвязи знаний об окружающей действительности, о самом человеке и способах его деятельности, опыта исторически сложившихся способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру.

Эмпирическая работа проходила в 2017-2018 годах в ГБОУ «Школа №2107» с 50 детьми двух подготовительных к школе групп (25 детей – экспериментальная группа и 25 детей – контрольная группа). Констатирующий этап опытной работы проводился с целью диагностики проявления эмпатических реакций и поведения старших дошкольников. Он позволил подтвердить: проблема развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день, ей необходимо уделять особое внимание в педагогической работе.

На констатирующем этапе перед нами стояли задачи выявления уровня развития эмоционального интеллекта детей седьмого года жизни и определения компетентности педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников. Проведённая методика А.М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» позволила получить следующие данные: низкий уровень эмпатических реакций продемонстрировали 20 % детей, средний – 52 % и 28 % –высокий уровень. Результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

1

Рис. 1. Уровни проявления эмпатических реакций и поведения старших дошкольников по опроснику А.М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» на констатирующем этапе исследования

В результате проведения наблюдения за детьми в спонтанно возникающих или специально смоделированных ситуациях с использованием карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников, разработанной А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой, в экспериментальной и контрольной группах были выявлены дети с очень высоким, высоким, средним, низким уровнями развития к партнерскому диалогу. Количественные результаты, полученные при анализе карты наблюдения, представлены в таблице 1.

 Экспериментальная группаКонтрольная группа
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий
Способности к проявлению коммуникативных способностей 4 детей 16 детей 3 детей 2 детей 3 детей 18 детей 2 детей 2 детей

Таблица 1. Диагностика способности детей старшего дошкольного возраста к проявлениям коммуникативных способностей на констатирующем этапе исследования

Результаты проведённого наблюдения показали, что в выборке больше всего детей со средним уровнем развития способности к проявлению коммуникативных способностей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. На втором месте по численности дети с низким уровнем развития. Удалось также выявить проблемных детей, у которых низкий уровень развития коммуникативных способностей, и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке воспитателя. На третьем месте по численности дети с высоким уровнем развития способности к партнерскому общению. И на четвертом – дети с очень высоким уровнем развития коммуникативных способностей.
Третьей методикой, использованной нами в ходе констатирующего этапа исследования, была социометрия. Результаты диагностики по методике «Выбор в действии» представлены в таблице 2.

Социометрический статусЭкспериментальная группаКонтрольная группа
Звезды 2 ребенка 3 ребенка
Предпочитаемые 18 детей 19 детей
Пренебрегаемые 4 детей 3 ребенка
Изолированные 1 ребенок 0

Таблица 2. Методика «Выбор в действии»

Социометрия показала, что в исследуемых группах детей старшего дошкольного возраста преобладают предпочитаемые дети. В экспериментальной, и в контрольной группах мы выявили детей с социометрическим статусом «пренебрегаемые» и «изолированные». В экспериментальной группе таких детей было 5, в контрольной группе – 3 ребенка. Сопоставив результаты диагностики по всем методикам, мы обратили внимание на то, что именно среди пренебрегаемых и изолированных оказались в основном дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта за исключением одного ребёнка.
В процессе наблюдения за этими детьми мы выявили, они пытаются уединиться, проявляют упрямство, ведут себя либо шумно, либо совсем тихо. В результате беседы с воспитателем было установлено, что многие из детей с социометрическим статусом «пренебрегаемые», «изолированные» неблагополучны в эмоциональном плане. Эти дети либо очень ранимы, способны проявлять сочувствие, либо капризны, а есть дети, которые не способны сдерживать смех, там, где он не уместен.
Педагогическая работа по развитию эмоционального интеллекта детей группы изучалась на основе анализа педагогической документации (планов воспитательно-образовательной работы, годового плана, который составляет старший воспитатель), а также анкетирования родителей по проблеме эмоционального развития детей.
Анализ планов показал, что в дошкольном отделении ГБОУ «Школа №2107» уделяют большое внимание традициям общества и культуры, систематически проводятся праздники, посвященные основным событиям, происходящим в нашей стране: «День победы», «День России», «День народного единства» и др.; праздники «Новый год», «День защитника отечества», «Международный женский день». Культурным традициям в дошкольном отделении ГБОУ «Школа № 2107» посвящены недели тематических мероприятий. Например, такие праздники российской культуры, как Масленица, Рождество, Пасха и другие. Но, в то же время, педагогическая деятельность по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста недостаточно систематична и последовательна. В образовательном процессе не планируется специальная работа, связанная с развитием эмоционального развития.
В анкетировании приняли участие 50 родителей воспитанников контрольной и экспериментальной групп. Результаты анкетирования родителей на тему «Оценка эмоциональной отзывчивости детей» были проанализированы нами совместно с педагогом-психологом. Иногда ответы родителей в анкете были противоречивыми. В таких случаях «эмоциональный портрет» дошкольника составлялся в сотрудничестве с педагогом-психологом и воспитателями группы, которую посещает ребёнок. Полученные при анкетировании данные представлены в гистограмме на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Данные анкетирования родителей «Оценка эмоциональной отзывчивости детей» на констатирующем этапе исследования

Вопросы включали в себя следующее: «Повторяет ли ребенок за Вами сказки при чтении?», «Нравятся ли Вашему ребенку русские сказки?», «Знает ли ребенок героев сказок?». Ответы на вопросы были: «да», «нет», «не всегда».
Содержанием формирующего этапа эмпирической работы стала разработка и апробация комплекса педагогических мероприятий по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников посредствам русских народных сказок. Первоначально для экспериментальной группы было разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. План предполагал систему тем на учебный год, в которых мог быть реализован комплекс разнообразных педагогических форм и методов работы с детьми по развитию эмоционального интеллекта на материале русских народных сказок. Комплексно-тематическое планирование составлялось на основе ранее освоенного детьми содержания и с использованием нового материала (Таблица 3).

МесяцГрупповая работаИгровые методики [Савенков А.И.]Игровая деятельностьЗадачи
Октябрь Тема: «Сказка в гости к нам пришла» Методика «Настроение» Д/и «Узнай сказку по иллюстрациям». Воспитывать интерес к русскому народному фольклору, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками. Активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас.
Ноябрь Тема: «Сказочное путешествие» Методика «Рисуем пальчиками» Д/и "Путешествие по сказкам" Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
Декабрь Тема: «Чудеса и превращения в сказках» Методика «Обед» П/и Прыжки через символический костер. (Вспомнить сказку «Снегурочка») Формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы.
Январь Тема: «Сочини свою сказку» Методика «Портрет» Народная п/и   Хоровод «Гори, гори ясно». Развить творческое и логическое мышление, воображение, речь.
Февраль Тема: «Мой любимый персонаж русской народной сказки» Методика-игра «Сказки про краски» Д/и «Сказочное лото» Обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся. Учить обращаться к взрослому в стандартной опасной ситуации
Март Тема: Книжная выставка «Моя любимая русская народная сказка» Методика «Моё имя» Д/ и «Узнай сказку по иллюстрациям» Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного. Распознавать контрастные эмоции собеседника, адекватно реагировать на них действием или словом.
Апрель Тема: «Составим кроссворд о сказках» Методика-игра «Скульптор» Д/и «Разложи героев по своим сказкам» Познакомить с правилами кроссворда; развивать у детей память и внимание, закреплять полученные знания на занятиях по обучению грамоте, составляя слова из букв.

Таблица 3. Комплексно-тематическое планирование

Месяц Групповая работа Игровые методики [Савенков А.И.] Игровая деятельность Задачи
Октябрь Тема: «Сказка в гости к нам пришла» Методика «Настроение» Д/и «Узнай сказку по иллюстрациям».
Воспитывать интерес к русскому народному фольклору, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками. Активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас.
Ноябрь Тема: «Сказочное путешествие» Методика «Рисуем пальчиками» Д/и "Путешествие по сказкам" Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
Декабрь Тема: «Чудеса и превращения в сказках» Методика «Обед» П/и Прыжки через символический костер. (Вспомнить сказку «Снегурочка») Формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы.
Январь Тема: «Сочини свою сказку» Методика «Портрет» Народная п/и Хоровод «Гори, гори ясно». Развить творческое и логическое мышление, воображение, речь.
Февраль Тема: «Мой любимый персонаж русской народной сказки» Методика-игра «Сказки про краски» Д/и «Сказочное лото» Обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся. Учить обращаться к взрослому в стандартной опасной ситуации
Март Тема: Книжная выставка «Моя любимая русская народная сказка» Методика «Моё имя» Д/ и «Узнай сказку по иллюстрациям» Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного. Распознавать контрастные эмоции собеседника, адекватно реагировать на них действием или словом.
Апрель Тема: «Составим кроссворд о сказках» Методика-игра «Скульптор» Д/и «Разложи героев по своим сказкам» Познакомить с правилами кроссворда; развивать у детей память и внимание, закреплять полученные знания на занятиях по обучению грамоте, составляя слова из букв.

Список сказок, включённых в работу по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников, был определён программой «От рождения до школы», так как по данной программе работают педагоги детского сада.
Формирующий этап исследования предполагал, что каждый месяц учебного года, кроме сентября и мая, когда проводилась диагностика, детям рассказывались русские народные сказки. Рассказывание сопровождалось использованием различных педагогических методов: беседами после восприятия сказки и по прошествии некоторого времени, рисованием по сказке, играми-драматизациями, инсценировками, режиссёрскими играми и театрализованными играми детей, демонстрацией иллюстративных материалов, слушанием музыкальных произведений, рассматриванием предметов русского быта и народного декоративно-прикладного искусства, информационно-коммуникационных средств и технологий (показ мультфильмов или части мультфильмов). При этом центральное место в нашей работе занимало слушание русской народной сказки.
Весь педагогический процесс строился нами в соответствии с Федеральным стандартом дошкольного образования и предполагал интеграцию разнообразных методов педагогической работы и видов деятельности детей дошкольного возраста. Детские впечатления и эмоции от восприятия русских народных сказок находили отражение в самостоятельной игровой и изобразительной деятельности. В продуктах художественного творчества также были отражены впечатления детей, выражено их отношение к событиям и персонажам сказок (рисунки 3-5).

2

Рис 3. Рисунки по сказке «Царевна-Лягушка»

2

Рис 4. Рисунок по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2

Рис. 5. Рисование после прослушивания сказок

Проведённый педагогический эксперимент включал также специально организованные тематические экскурсии в Музей народного-прикладного искусства, посещение детьми театральных спектаклей по мотивам русских народных сказок, организацию в группе экспозиций и мини-музеев на темы: «Любимый герой сказки», «Сивка-бурка», «Царевны из русских сказок», «В гости к русской народной сказке». Дети из экспериментальной группы участвовали в конкурсе «Путешествие в Древнюю Русь». Дети делали предметы-заместители, например, щиты и мечи. С помощью сказок можно четко обозначить мораль, поэтому дети проникались нравственными идеями сказок.
В ходе проведённой педагогической работы было отмечено, что старшие дошкольники эмоционально вживаются в роль сказочных персонажей, активно сопереживают им, «проживают» сказку вместе с главными героями.
На данный момент нам предстоит осуществить диагностику на контрольном этапе. Но уже сегодня можно утверждать, что русская народная сказка помогла эффективной реализации задачи развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. Кроме того, воспитанники познакомились с бытом, традициями, обычаями русского народа. Сказки позволили раскрыть перед детьми красоту русского языка, выразительность образов персонажей, особенно главных героев, на которых детям хотелось быть похожими.
Педагогический эксперимент, промежуточные результаты которого представлены вниманию читателей, продолжается. В ближайшее время будут опубликованы дополнительные результаты исследования.

Pedagogical potential of the russian people's fairy tale in the development of the emotional intelligence of preschoolers

Kalnitskaya E.K.
undergraduate 3 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor: Polkovnikova Natalya Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Instituta of pedagogics and psychology of formation of GAOU VO MGPU

Annotation. The article presents the intermediate results of empirical work aimed at diagnosing and developing the emotional intelligence of children of the seventh year of life through the Russian folk tale in a pre-school educational organization.

Key words: preschool education, social development, emotional intelligence, senior preschool age, Russian folk tale.


  1. Айгунова О.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. №4 (38). С. 25-34.
  2. Андреева И.Н. Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе гражданско-патриотического воспитания // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. Йошкар-Ола. 2016. С. 175-183.
  3. Диагностика базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетенции дошкольников. Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Детский сад от А до Я. 2017. № 3 (87). С. 39-44.
  4. Карелина И.О. Возможности осознания эмоциональных состояний детьми трех лет // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2016. №7. С. 62-66.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России. 2004. 442 с.
  6. Полковникова Н.Б. Педагогическая полифункциональность народной сказки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 4 (44). С. 39-46.
  7. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 12. С. 11-17.
  8. Савенков А.И., Айгунова О.А., Кривова В.А., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетенции ребенка как фактор формирования учебной успешности на этапе переходов из детского сада в начальную школу / Научный редактор А.И. Савенков. М.: 2017. 128 с.
  9. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетенции у детей. М.: 2015. 128 с.
  10. Рябонеделя H.H. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М.: 2016. №5. С. 464-466.
  1. Aygunova O.A., Polkovnikova N.B., Savenkova T. D. Diagnostics and development of emotional intelligence and social competence of the senior preschool children in the conditions of the preschool educational organization//the Bulletin of the Moscow city pedagogical university. Series: pedagogics and psychology. No. 4 (38). Page 25-34.
  2. Andreyeva I.N. Social and communicative development of children of the advanced preschool age in the course of civil and patriotic education//Current trends and innovations in the field of humanitarian and social sciences. Yoshkar-Ola. 2016. Page 175-183.
  3. Diagnostics of basic parameters of emotional intelligence and social competence of preschool children. Savenkov A.I., Savenkova T. D. Kindergarten from And to I. 2017. No. 3 (87). Page 39-44.
  4. Karelina I. O. Possibilities of understanding of emotional states by children of three years//Collection of conferences of Research Center Sotsiosfera. 2016. No. 7. Page 62-66.
  5. Obukhovo L.F. Age psychology. – M.: Pedagogical society of Russia. 2004. 442 pages.
  6. Polkovnikova N.B. Pedagogical polyfunctionality of the national fairy tale//New in psychology and pedagogical researches. 2016. No. 4 (44). Page 39-46.
  7. Polkovnikova N.B. Pedagogical work on formation of valuable bases of the personality in social and communicative development of the senior preschool children//Preschool education. 2016. No. 12. Page 11-17.
  8. Savenkov A.I., Aygunova O.A., Krivova V. A., Pavlenko T.A., Polkovnikova N.B., Savenkova T.D. Development of emotional intelligence and social competence of the child as a factor of formation of educational success at a stage the transition from kindergarten in elementary school / the Scientific editor A.I. Savenkov. M.: 2017. 128 pages.
  9. Savenkov A.I. Development of emotional intelligence and social competence in children. M.: 2015. 128 pages.
  10. Ryabonedelya H.H. Influence of social emotions on the nature of communication of preschool children with peers//Education and training of children of younger age. M.: 2016. No. 5. Page 464-466.