Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Ориентация в пространстве выступает как условие успешного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Приводится ряд диагностических отечественных и зарубежных методик, направленных на оценку уровня сформированности основных ориентационных умений: масштабирование, чтение карт, словесная ориентация.

Ключевые слова. Пространственное мышление, ориентация в пространстве, пространственные представления, дошкольный возраст.

Современный мир характеризуется высоким уровнем развития технологий, повсеместно проникающих в жизнь человека. Компьютеризация сопровождает сферу общения, игровую и учебную деятельность современного ребенка, оказывая тем самым существенное влияние на развитие когнитивной сферы детей различного возраста. Пространственное мышление, будучи одним из критериев интеллектуального развития человека, приобретает новое значение в контексте современного динамично развивающегося мира. Благодаря данному типу мышления человек развивает свои интеллектуальные способности, совершенствуется в профессиональной, учебной, трудовой сферах жизнедеятельности.

Основу пространственного мышления составляют пространственные образы (представления), в которых отражаются пространственные отношения объектов окружающего мира. Накопление базы пространственных образов начинается с ранних лет жизни ребенка. В процессе взаимодействия с предметами дети осуществляют операции сравнения, обобщения, классификации на доступном для них уровне, выделяют ведущий пространственный признак предмета. Дошкольник учится распознавать объект среди множества других, определять его форму, размеры, удаленность, положение относительно горизонта. В результате ребенок получает представление о многообразии форм объектов окружающего мира и их пространственных свойствах.

Накопив определенный опыт оперирования трехмерными пространственными образами, дошкольник становится способен выполнять умственные действия с объектами на плоскости, в двухмерном пространстве: переводить объемный образ в его проекцию (изображение на плоскости) и наоборот. Это умение реализуется при работе с картами и условными обозначениями. Данные зарубежных исследований показывают, что уже в трехлетнем возрасте дети способны читать простейшие карты и даже создавать свои собственные. Значительные изменения в умении читать карты и масштабировать происходят в возрасте от 3 до 5 лет [8].

Самые первые пространственные представления дошкольника связаны с пониманием схемы собственного тела. Именно схема тела является внутренней основой координации физических движений [1, 7]. Искажение образа собственного тела препятствует формированию пространственных представлений и влечет за собой торможение в развитии когнитивной сферы ребенка, что оказывает влияние на развитие пространственного мышления в целом [4, 5]. Следовательно, уделять внимание целенаправленному развитию пространственных представлений необходимо уже в дошкольном возрасте.

Одним из значимых условий познания окружающего мира является пространственная ориентация. Активное накопление топологических представлений осуществляется в процессе творческой деятельности дошкольника, посредством подвижных игр, общения со взрослыми и т.п.
Ориентация в пространстве рассматривается как способность и умение человека ориентироваться в физическом и геометрическом пространстве путем оценивания объектов с разных позиций.

Исследователи выделяют несколько видов ориентировки: определение собственного местоположения («я слева от дерева») и определение пространственного расположения предметов относительно друг друга («машина напротив дома»). В отличие от животных, человек способен менять точки отсчета для ориентации в пространстве и намеренно вызывать пространственные образы из памяти. Считалось, что способность представить себя на месте другого человека или объекта появляется у ребенка после семи лет. Явление эгоцентризма у детей обнаружил в своих экспериментах Ж. Пиаже еще в начале XX века. Однако современные исследования показывают, что дети способны менять точку отсчета уже в пятилетнем возрасте (N.S. Newcombe, J. Huttenlocher и др.).

Для комплексной диагностики ориентации в пространстве у детей дошкольного возраста необходимо определить их способность ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве. Одним из показателей развитости данных умений может служить понимание слов, обозначающих пространственные отношения. Освоение словесной системы отсчета и усвоение понятий «ближе-дальше», «слева-справа», «ниже-выше» происходит в дошкольном возрасте в период с трех до четырех лет. Одним из критериев готовности ребенка к обучению в школе является способность самостоятельно ориентироваться в окружающем пространстве и уметь назвать собственное местоположение с использованием предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения. Данные умения формируются, как правило, к семи годам жизни ребенка.

В процессе изучения восприятия пространственных отношений у дошкольников А.А. Люблинская выделила три категории знаний о пространстве [3]:

  1. понимание удаленности предмета и его местоположения;
  2. определение направлений;
  3. отражение пространственных отношений.

В пособии для педагогов, работающих по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой предложен комплекс диагностических заданий для определения уровня освоения программного содержания детьми [2]. Ряд диагностических заданий позволяет получить представление об уровнях развития пространственных представлений у дошкольников. Каждый раздел сопровождается диагностическими картами, что дает возможность воспитателю быстро фиксировать информацию и осуществлять анализ полученных результатов.

В разделе «Формирование элементарных математических представлений» находится ряд диагностических заданий для определения уровня усвоения дошкольниками понятий о величине, высоте, форме предметов. Например, для диагностики уровня практических ориентировок в пространстве предлагается использовать дидактическую игру «Где находится предмет?».

Воспитатель располагает четыре разные игрушки в произвольном порядке и просит ребенка сказать, какая игрушка находится слева (справа) от него, где находится кукла и т.д. Также в данной игре воспитатель диагностирует умение ребенка ориентироваться среди плоскостных объектов и на пространстве листа. Дошкольнику предлагается рассмотреть картинку, на которой изображены медвежонок, пирамидка, машина, кораблик и самолет. Воспитатель задает вопросы: «Кто находится в центре листа?», «Что находится справа от медвежонка?» и т.д.
Выполнение заданий оценивается по трехбалльной шкале: 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями, 2 балла – ребенок справляется с заданиями с помощью взрослых или со второй попытки, 1 балл – ребенок не может выполнить предлагаемые задания. Таким образом, предложенный комплекс диагностических заданий позволяет получить представление о трех видах пространственных представлений дошкольника, а также выявить зону актуального развития ребенка.

Для диагностики умения ориентироваться в пространстве с помощью карт применяется зарубежная методика «Spatial Scaling Test», предназначенная для детей 3-6 лет [8]. В этом тесте ребенку нужно найти куриное яйцо, спрятанное на поле у фермера, по картам разного масштаба с разным количеством условных обозначений. В методике представлены 25 заданий с изображениями трех типов фермерских полей, отличающихся по форме (полоса, прямоугольник, круг) и количеству ориентиров (см. рисунок 1).

1

Рис. 1. Примеры трех видов полей разной формы: а) полоса,b) прямоугольник, с) круг. Примеры карт в масштабе 1:4 показаны справа от каждого поля (d–f) [8]

Перед началом тестирования экспериментатор с помощью картинок рассказывает ребенку историю о фермере по имени Фред, во владениях которого находится несколько полей и множество куриц. Каждое утро курицы прячут свои яйца в разных местах. Ребенка просят помочь фермеру Фреду отыскать все яйца. Далее экспериментатор предъявляет испытуемому карточку с полем и поясняет, что первая курица спрятала яйца где-то на этом поле. Справа от изображения поля помещают карту (в масштабе 1:1, 1:2 или 1:4), на которой показано, где именно курица спрятала яйцо. Затем ребенка просят посмотреть на карту и положить резиновую фишку на изображение поля туда, где должно находиться спрятанное яйцо.

Успешнее всего дети справляются с заданием, где нужно отыскать яйцо на круглом поле, т.к. на нем присутствует больше всего ориентиров. Задания с полем в форме полосы и прямоугольника вызывают наибольшие трудности, т.к. в качестве ориентиров рассматриваются только границы полей.

Во время диагностики экспериментатор ставит точку маркером на том месте, куда ребенок положил резиновую фишку, и убирает карточки в сторону. При этом обратной связи относительно того, верно ли выполнил ребенок задание, не дается. Выводы об уровне сформированности навыков масштабирования у детей делаются экспериментатором самостоятельно исходя из рекомендаций.
Методика «Схематизация» Р.И. Бардиной активно используется в качестве метода диагностики ориентации в пространстве по схеме пути у дошкольников [6]. Задания представляют собой изображения полянок с разветвленными тропинками, которые ведут к домикам. В нижней части листа находятся «письма», в которых указаны условные ориентиры. Задача ребенка – отыскать нужный домик, следуя указаниям в «письме» (Рис. 2). Степень сложности заданий зависит от совокупности ориентиров и количества тропинок на полянке. Количество баллов, набранных ребенком, подсчитывается с помощью шкалы оценок данной методики.

2

Рис. 2. Пример диагностического задания из методики «Схематизация» Р.И. Бардиной [6].

Методика «Схематизация» позволяет диагностировать пять уровней ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
Таким образом, рассмотренные нами методики направлены на диагностику некоторых умений, входящих в состав пространственной ориентации: словесная ориентация, чтение карт, масштабирование, навигация, ориентация на пространстве листа. Данные умения являются критериями готовности ребенка к обучению в школе. Соответственно, предложенные методики могут использоваться воспитателями, психологами и учителями в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Methods for diagnostics of spatial orientation in preschool age children

E.S. Trotskaya,
undergraduate of 1 course GAOU VO MGPU

Research supervisor: Dvoynin Alexey Mikhaylovich, candidate of psychological sciences, associate professor Instituta of pedagogics and psychology of formation of GAOU VO MGPU

Annotation. The article highlights the process of spatial representations' formation. Spatial orientation appears as a condition for successful interaction of the child with the world. There are some methods for diagnostics of main spatial orientation skills: scaling, card reading, verbal orientation.

Keywords: Spatial thinking, spatial orientation, spatial representations, preschool age children.


  1. Двойнин М.Л., Двойнин А.М. Ценностно-смысловая ориентация молодежи на здоровый образ жизни: уч. пособие. Омск: ОмГПУ. 2011. 162 с.
  2. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Средняя группа / Авт.-сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. Волгоград: Учитель. 2011. 35 с.
  3. Люблинская А.А. Детская психология: уч. пособие для студ. педагог. инстит. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
  4. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (на материале работы с детьми 6 лет): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996. 17 с.
  5. Поставнева И.В. Феноменология образа тела детей с физическими дефектами // Психология телесности: теоретические и практические исследования. II Международная научно-практическая конференция: сборник статей / Под общ. ред. Е.В. Буренковой. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. С. 58-63.
  6. Психолог в детском саду / Л.А. Венгер, Е.А. Агаева, Р.И. Бардина и др. М.: ИНТОР, 1995. С. 64.
  7. Таранник Е.Н., Двойнин М.Л. Оздоровительный контекст занятий физической культурой: уч. пособие. Омск: ОмГПУ, 2010. 72 с.
  8. Frick A., Newcombe N.S. (2012). Getting the big picture: Development of spatial scaling abilities // Cognitive Development, 27. Page 270-282.
  9. Newcombe N.S., & Huttenlocher J. (1992). Children’s early ability to solve perspective-taking problems // Developmental Psychology, 28(4). Page 635-643.
  1. Dvoinin M.L., Dvoinin A.M. Cennostno-smyslovaya orientaciya molodezhi na zdorovyj obraz zhizni: uch. posobie. Omsk: OmGPU 2011. 162 pages.
  2. Kompleksnaya diagnostika urovnej osvoeniya programmy pod redakciej M.A. Vasil'evoj, V.V. Gerbovoj, T.S. Komarovoj: diagnosticheskij zhurnal. Srednyaya gruppa / Avt.-sost. S.S. Dreer, A.N. Potykan. Volgograd: Uchitel'. 2011. 35 pages.
  3. Lyublinskaya A.A. Detskaya psihologiya: uch. posobie dlya stud. pedagog. instit. M.: Prosveshchenie. 1971. 415 pages.
  4. Postavneva I.V. Osobennosti obraza tela u detej s fizicheskimi defektami (na materiale raboty s det'mi 6 let): Avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. M., 1996. 17 pages.
  5. Postavneva I.V. Fenomenologiya obraza tela detej s fizicheskimi defektami // Psihologiya telesnosti: teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya. II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik statej / Pod obshch. red. E.V. Burenkovoj. Penza: PGPU im. V.G. Belinskogo. 2009. Page 58-63.
  6. Psiholog v detskom sadu / L.A. Venger, E.A. Agaeva, R.I. Bardina i dr. M.: INTOR, 1995. Page 64.
  7. Tarannik E.N., Dvoinin M.L. Ozdorovitel'nyj kontekst zanyatij fizicheskoj kul'turoj: uch. posobie. Omsk: OmGPU. 2010. 72 pages.
  8. Frick A., Newcombe N.S. (2012). Getting the big picture: Development of spatial scaling abilities // Cognitive Development, 27. Page 270-282.
  9. Newcombe N.S., & Huttenlocher J. (1992). Children’s early ability to solve perspective-taking problems // Developmental Psychology, 28(4), 635-643.