Аннотация: Статья исследует проявления нарциссизма в образе банкира Фрэнка Каупервуда в «Трилогии желания» Т. Драйзера. Рассматривается влияние нарциссизма на поведение героя и его взаимоотношения с обществом.
Ключевые слова: нарциссизм, банкир, Фрэнк Каупервуд, Т. Драйзер, трилогия желания.
Образ банкира в литературе конца XIX – начала XX века занимает особое место, отражая экономические и социальные изменения эпохи. В «Трилогии желания» Теодора Драйзера главный герой, Фрэнк Каупервуд, предстает перед читателем как яркий представитель финансового мира, воплощающий в себе черты, характерные для деловой элиты своего времени. Одной из обличительных особенностей его личности является нарциссизм, который и определяет его поведение, жизненные приоритеты и отношения с окружающими. В этой статье нарциссизм будет изучаться с позиции его роли в формировании образа Каупервуда, а также его влияния на основные темы трилогии, такие как власть, амбиции и моральная деградация.
Нарциссизм как психологическое и социальное явление изучается с начала XX в. Впервые термин был введен Зигмундом Фрейдом в контексте психоанализа. Он рассматривал нарциссизм как фазу развития личности, при которой индивид сосредотачивает свою любовь и внимание на себе. Фрейд выделял первичный нарциссизм, характерный для младенцев, и вторичный, проявляющийся в более зрелом возрасте и связанный с защитными механизмами личности [6, с. 1-24]. Впоследствии другие исследователи, такие как Отто Кернберг и Хайнц Кохут, углубили понимание нарциссизма. Кернберг связывал нарциссические черты с патологическими формами личности, в то время как Кахут видел в них основу для формирования здорового самоуважения [4, с. 225], [5, с. 223].
Психоаналитики также подчеркивают, что нарциссизм может быть как конструктивным, то есть способствующим достижению успеха, так и деструктивным, ведущим к изоляции и моральному упадку. С культурной точки зрения нарциссизм рассматривается как феномен, обусловленный социально-экономическими изменениями. В условиях капитализма личный успех и самовосхищение становятся важными ценностями, что способствует развитию нарциссических черт у представителей деловой элиты.
Конец XIX – начало XX в. ознаменовался бурным развитием капитализма, становлением крупных финансовых институтов и усилением роли банкира в экономической и политической жизни. Этот период был временем значительных социальных изменений. Банкир в произведениях того времени, включая трилогию Т. Драйзера, предстает не просто как деловой человек, но как символ эпохи, воплощающий стремление к власти и богатству. Экономическая среда, в которой действуют персонажи, поощряет эгоцентричное поведение. Особое значение имеет восприятие банкиров обществом. С одной стороны, они восхищают своими достижениями, с другой – вызывают осуждение за безнравственность и хищнические методы. Этот двойственный образ подчеркивает актуальность изучения нарциссизма как черты, формирующей не только личность героя, но и общественное мнение о нем.
Фрэнк Каупервуд – типичный представитель деловой элиты, чья профессиональная деятельность изобилует нарциссическими проявлениями. С юных лет он демонстрирует исключительные амбиции и уверенность в собственной незаменимости: «...Фрэнк уже с юных лет умел наживать деньги. <...> Он чуть не с детства проникся убеждением, что куда приятнее тратить деньги не считая и что этой возможности он так или иначе добьется» [1, с. 22-23]. Его стремление к власти и финансовому успеху выходит за рамки обычного карьерного роста. Каупервуд видит себя не просто банкиром, а создателем экономических империй, которые должны подтвердить его величие. Его нарциссизм проявляется в склонности к риску и пренебрежении моральными нормами. Манипуляции рынком и эксплуатация доверия других – это лишь малая часть из того, что он применяет для достижения своих целей. Для Каупервуда важно не только наращивать капитал, но и поддерживать образ успешного и влиятельного человека, который находится вне досягаемости критики.
Личная жизнь Фрэнка Каупервуда также служит ярким примером его нарциссических черт. Он видит в окружающих лишь средство для удовлетворения своих потребностей. Его романтические отношения, будь то с Эйлин Батлер или Беренис Флеминг, строятся на стремлении к восхищению и подтверждению собственной привлекательности. Каупервуд не привязан к своим женщинам эмоционально, он манипулирует их чувствами, чтобы укрепить свое положение и повысить самооценку. Даже в браке он остается эгоцентричным, игнорируя чувства и потребности своей супруги. Женщины для него – лишь отражение его успеха и статуса. «Он был человеком слишком страстным, многогранным и сложным и слишком большим эгоистом, чтобы оставаться верным кому-то одному» [2, с. 312].
Взаимоотношения Каупервуда с обществом также отражают его нарциссизм. Он презирает социальные нормы и моральные устои, считая их ограничениями для сильных и целеустремленных личностей. Его образ мышления близок к «философии сверхчеловека»: он убежден, что законы общества предназначены для среднестатистических людей и не должны применяться к таким, как он. Каупервуд стремится доминировать в любой социальной группе, будь то деловые круги, политическая арена или светское общество. Его харизма и умение убеждать позволяют ему завоевывать доверие, однако истинной целью всегда остается утверждение собственного превосходства. Даже когда общество отворачивается от него, он сохраняет внутреннюю уверенность в своей правоте и величии.
Нарциссизм Фрэнка Каупервуда напрямую связан с его стремлением к власти. На протяжении всей трилогии он последовательно расширяет свое влияние, начиная с локальных финансовых операций в Филадельфии и заканчивая международными инвестициями. Его амбиции никогда не ограничиваются исключительно материальной выгодой, для Каупервуда власть – это способ утвердить свою уникальность и превосходство над другими. Драйзер показывает, что нарциссизм Фрэнка делает его бесчувственным к последствиям своих действий. Он готов идти на крайние меры ради сохранения своей власти, включая манипуляции и предательство, которое, хотя и не является классическим, проявляется, например, в его отношениях с мистером Батлером. Это подчеркивает тесную связь между нарциссизмом и жаждой власти, которая становится центральной темой трилогии.
Нарциссизм Каупервуда также играет ключевую роль в его моральной деградации. Герой не руководствуется традиционными нравственными принципами; вместо этого он подчиняет свои действия внутреннему кодексу, основанному на личной выгоде и удовлетворении. Он не испытывает чувства вины за обман, манипуляции или разрушение чужих жизней, так как искренне верит в свою исключительность и право поступать по собственному усмотрению. Моральная деградация Каупервуда проявляется в его неспособности строить доверительные человеческие отношения и в его постоянном конфликте с обществом. По мере развития сюжета герой все больше изолируется, его мир сужается до круга людей, которых он может использовать для достижения своих целей. Таким образом, нарциссизм становится не только источником его силы, но и причиной его внутренней пустоты и одиночества.
Фрэнк Каупервуд воплощает образ банкира как символа новой экономической эпохи. Его нарциссизм служит отражением безудержного стремления к публичному успеху, характерного для финансовой элиты того времени. Драйзер использует образ Каупервуда, чтобы показать, как нарциссизм проникает в структуры власти и бизнеса, трансформируя не только отдельные личности, но и общественные ценности. Образ банкира в трилогии многогранен: с одной стороны, он восхищает своей смелостью, целеустремленностью и талантом, с другой – вызывает отторжение из-за своей аморальности и пренебрежения общественными интересами. Это двойственное восприятие подчеркивает сложность социального символа, в котором личные амбиции и общественные ожидания находятся в постоянном конфликте.
В трилогии Т. Драйзера нарциссизм Фрэнка Каупервуда выступает не только как личностная черта, но и как ключевой элемент, определяющий его жизненный путь. Его нарциссические проявления пронизывают все аспекты его жизни – от профессиональной деятельности до личных отношений и социальных взаимодействий. Через образ Каупервуда автор подчеркивает противоречивость фигуры банкира, который одновременно вызывает восхищение своими достижениями и осуждение за безнравственность. Нарциссизм становится для героя как источником силы и мотивации, так и причиной его внутренней изоляции и нравственного падения. Исследование нарциссизма в контексте трилогии Драйзера позволяет не только глубже понять характер главного героя, но и раскрыть более широкие социальные и культурные процессы эпохи. В этом смысле, трилогия представляет собой не только художественное произведение, но и ценное свидетельство трансформаций, происходивших в американском обществе на рубеже XIX–XX веков.
Список литературы:
- Драйзер Т. Финансист: Роман. Л.: Лениздат, 1987. 558 с.
- Драйзер Т. Титан: Роман. Москва: Издательство АСТ, 2024. 704 с.
- Драйзер Т. Стоик: Роман. Л.: Лениздат, 1989. 672 c.
- Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 464 c.
- Кохут Х. Анализ самости. М.: Когито-Центр, 2001. 316 с.
- Фрейд З. Введение в нарциссизм // Психология бессознательного. М.: Академический проект, 2020. 333 с.
Narcissism as an integral feature of the banker's image in T. Dreiser's «Trilogy of Desire»
Kuchashvili S.K.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Belyaeva Vera Evgenievna,
Associate Professor, Department of Philology, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philology, Associate Professor
Abstract. The article explores the manifestations of narcissism in the character of banker Frank Cowperwood in Theodore Dreiser's 'Trilogy of Desire'. The influence of narcissism on the protagonist's behavior and his relationship with society is examined.
Keywords: narcissism, banker, Frank Cowperwood, Theodore Dreiser, Trilogy of Desire.
References:
- Dreiser T. The Financier: A Novel. Leningrad: Lenizdat, 1987. 558 p.
- Dreiser T. The Titan: A Novel. Moscow: AST Publishing, 2024. 704 p.
- Dreiser T. The Stoic: A Novel. Leningrad: Lenizdat, 1989. 672 p.
- Kernberg O. Severe Personality Disorders. Therapeutic Strategies. Saint Petersburg: Piter, 2002. 464 p.
- Kohut H. The Analysis of the Self. Moscow: Kogito-Center, 2001. 316 p.
- Freud S. Introduction to Narcissism // The Psychology of the Unconscious. Moscow: Academic Project, 2020. 333 p.