Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности обучения студентов профессионально-ориентированному чтению на основе научно-технических статей. В рамках статьи конкретизируется необходимость обучения студентов профессионально-ориентированному чтению, производится сравнение существующей и предлагаемой технологий. Исходя из этого, цель статьи конкретизируется в представлении результатов апробации разработанной с учетом данного тезиса технологии обучения профессионально-ориентированному чтению студентов инженерного профиля на основе дифференцированного подхода.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, неязыковой вуз, дифференцированный подход.

В ходе обучения студентов технического вуза умениям иноязычного чтения на современном этапе развития способов представления текстового материала с учетом высокой динамики научно-технической информации актуальными представляются вопросы о компонентном составе читательской компетенции, принципах отбора содержания обучения, эффективных методах, видах и средствах подготовки студентов к анализу научно-технических текстов на примере научных статей. Данные вопросы не теряют своей важности еще и потому, что для представителей технических профессий текст остается основным источником получения информации. Поскольку в современных реалиях модернизации образования «приоритетным стало формирование у обучающихся не только комплекса знаний, но и опыта деятельности-действий (умений, навыков), позднее объединенных в формат компетенций, вбирающих личностные качества и опыт» [4, С. 289)], то следуя этой логике, на сегодняшний день выпускнику-будущему инженеру явно недостаточно умения читать и переводить со словарем, несмотря на то, что данная целевая установка по-прежнему остается приоритетной в учебной практике многих вузов.

Таким образом, в формировании читательской компетенции инженера нового поколения, в первую очередь, требуется учет индивидуальных потребностей обучающихся с позиций не только профиля обучения, но и с фокусом на их психофизиологические особенности (в том числе инженерное мышление – термин М.М. Зиновкиной); специфику современного инженерного дискурса; международные стандарты инженерного образования; личный читательский опыт; уровень владения иностранным языком; сквозные (мягкие) навыки, формируемые в процессе чтения. Исходя из этого, представляется целесообразным разработать специальную технологию обучения профессионально-ориентированному чтению студентов инженерного профиля на основе дифференцированного подхода, позволяющего учесть вышеперечисленные аспекты.

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента на основе разработанной технологии, проведенного в РТУ МИРЭА со студентами 1 курса бакалавриата. Студенты экспериментальной (далее – ЭГ) и контрольной группы (далее – КГ) проходили обучение по программе «Фундаментальная информатика и информационные технологии», имели одинаковый уровень языковой и профессиональной подготовки. Количество студентов в КГ составило 15 человек, в ЭГ – 9 человек. Критерии отбора групп позволили точно определить степень эффективности разработанной технологии для обучения студентов профессионально-ориентированному чтению.

Предварительная диагностика в обеих группах проводилась в формате анонимного анкетирования. Опрос проводился под контролем преподавателя, студенты могли задавать вопросы по формулировке вопросов анкетирования. По завершении анкетирования с обеими группами была проведена эвристическая беседа.

Согласно проведенному опросу, большинство студентов КГ и ЭГ (77,8% и 73,3%) согласны с утверждением, что чтение научно-технической литературы является основным источником информации для инженера. Положительным наблюдением является то, что отсутствуют опрошенные, выразившие несогласие с данным утверждением. Тем самым, респонденты признают чтение научно-технических текстов наиболее валидным источником получения информации в своей будущей профессиональной деятельности. Результаты ответа на данный вопрос представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Результаты опроса студентов ЭГ (вопрос №2)

Рис. 2. Результаты опроса студентов КГ (вопрос №2)

Согласно анкетированию, студенты считают чтение профессиональной литературы на английском языке важным, так как актуальная документация преимущественно появляется на английском языке, затем переводится на русский язык без сохранения точности представленных данных. По мнению опрошенных, электронные переводчики позволяют лишь в общих чертах понять содержание статьи. Для более детальной работы над статьей необходимо развивать навыки чтения научно-технической литературы. Помимо того, студенты отметили необходимость развития метапредметных умений, а именно-критического мышления при отборе релевантных источников информации.

При проведении опросов нами было отмечено недостаточное знание студентами специфики научно-технических текстов. Так, респонденты выделяли достаточно узкий перечень характеристик научно-технических текстов. В КГ 93% опрошенных выделили «ориентацию на профессиональную коммуникацию» как ключевую характеристику научно-технических текстов. В ЭГ опрошенные в равной степени (77,8%) выделили «ориентацию на профессиональную коммуникацию» и «точность, лаконичность и четкое абзацное членение» как ключевые характеристики научно-технических текстов.

Говоря о своем опыте чтения и применения информации из текстов научной тематики, студенты отметили, что достаточно редко обращаются к ним ввиду отсутствия у них сформированных стратегий чтения. В ходе эвристической беседы студенты КГ и ЭГ высказали пожелание о предоставлении им алгоритма работы с научной статьей. Наибольшую сложность, как отметили опрошенные, для них представляет работа с техническими пластами лексики и составление глоссариев. Был дан комментарий о недостаточной рециркуляции лексики из анализируемой статьи.

В рамках педагогического эксперимента студентам КГ был представлен стандартный алгоритм поиска и работы с научной статьей технической тематики, применяемый в РТУ МИРЭА:

  1. на сайте ResearchGate создайте поисковой запрос о научной статье по ИТ- тематике, используя ключевые слова. Тема статьи должна быть связана с одной из пройденных тем курса;
  2. выберите статью за авторством ученых предпочтительно не из стран СНГ;
  3. отправьте выбранную статью преподавателю на одобрение;
  4. выберите отрывок объемом 5000 символов и подготовьте его перевод;
  5. после письменного перевода выучите аннотацию и выводы статьи наизусть для представления в качестве устной темы.

Студентам ЭГ была предложена работа по технологии, в основе которой использовалась таксономия Б. Блума. Благодаря уровневой дифференциации учебных действий студентам предлагались задания от менее трудоемких до более сложных действий, требующих высокого понимания материала и развитого критического мышления. Задания носили коммуникативный характер, так как «курс иностранного языка для специальных целей призван, в первую очередь, формировать компетенции, необходимые для профессионального общения, задания учебника, пособия, проекта должны носить коммуникативную направленность» [1]. Ключевой особенностью разработанной технологии является обучение в сотрудничестве, необходимость которого подчеркивается стандартами CDIO. «Стандарты CDIO под эффективным общением подразумевают умение внимательно слушать, активно сотрудничать, делиться информацией и получать» [3].

На первом этапе студентам предлагается имплицитным образом ознакомиться с алгоритмом поиска научной статьи на основе ключевых слов и установки фильтров на специализированных сайтах, компонентами научной статьи и их спецификой. На втором этапе необходимо продемонстрировать понимание материала статьи-образца посредством пересказа друг другу прочитанного материала своими словами, проверки понимания посредством задавания вопросов друг другу и фронтального опроса. Затем следует точечная работа с ключевыми частями статьи, анализ источников, синтез полученной информации (работа по группам, работа по системе «мировое кафе») и оценка информации на основе предложенных критериев. К контрольному заданию студенты должны были проанализировать индивидуальную статью по вышеуказанному алгоритму на основе предложенного чек-листа (см. таблицу 1).

Таблица 1. Критерии для подбора статьи в рамках контрольного задания

Criteria

Yes

No

1. The title of the article corresponds to the content of it

 

 

2. Based on the title it is easy to understand what the article is about

 

 

3. The structure of the abstract is appropriate

 

 

4. The number of keywords is appropriate

 

 

5. The key words match the content of the article

 

 

6. The introduction is specific and precise

 

 

7. The body paragraphs are well-balanced

 

 

8. The article is written in a suitable style

 

 

9. The conclusions correspond to the content of an article

 

 

10. The reference list includes an appropriate number of references

 

 

В качестве контрольного задания КГ и ЭГ предлагалось выбрать статью на основе предложенного алгоритма. Превалирующее большинство студентов из ЭГ справились с заданием, аргументировав свой выбор с помощью анализа выбранных статей на основе чек-листа. В КГ не все студенты смогли подобрать статью нужного формата. Ряд студентов, к числу которых относятся главным образом имеющие невысокий уровень владения иностранным языком, выбрали для анализа статьи, носящие публицистический характер, работы студентов младших курсов или же работы без характерных черт научно-технического текста. Тем самым описанный педагогический эксперимент позволяет доказать эффективность технологии уровневой дифференциации при обучении студентов инженерных направлений подготовки базовым умениям профессионально-ориентированного чтения.

Список литературы:

  1. Викулова Л.Г., Черкашина Е.И. Формирование речевых умений при обучении иностранному языку для специальных целей (предметная сфера «туризм») // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. №2. (дата обращения: 29.09.2024).
  2. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: (Теория и инновац. пед. технологии). Моск. гос. индустр. ун-т, Межкаф. центр инженер. творчества. М.: МГИУ, 1996. 283 с.
  3. Полушкина Т.А. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция будущего инженера: современная трактовка // Филологический аспект. 2015. №5. (дата обращения: 29.09.2024).
  4. Тарева Е.Г. Языковое образование в эпоху постмодернизма: кризис системности или новая системность? // Язык и культура. 2021. №53. (дата обращения: 29.09.2024).
  5. Bloom B.S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. New York, NY: David McKay Company, 1956. 216

Differentiated teaching of professionally oriented reading to students of a technical university: a pedagogical experiment

Ustuyzhanina M.V.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Tolmacheva Tatiana Aleksandrovna,
Associate Professor, Department of English and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article discusses the key features of teaching students professionally oriented reading of scientific articles. In the article the need to teach students professionally oriented reading is reconsidered based on the comparison of traditional and innovative teaching technologies. The article provided the results of pre- and post-teaching professionally oriented reading to engineering students based on a differentiated approach.
Keywords: professionally oriented reading, non-linguistic university, differentiated approach.

References:

  1. Vikulova L.G., Cherkashina E.I. Formation of speech skills in teaching a foreign language for special purposes (subject area «tourism») // Crede Experto: transport, society, education, language. 2022. №2. (date of the address: 29.09.2024).
  2. Zinovkina M.M. Engineering thinking: (Theory and innovation. ped. technology). Mosk. state. industry. un-t, Mezhkaf. center engineer. creativity. Moscow: MGIU, 1996. 283 p.
  3. Polushkina T.A. Foreign-language professional communicative competence of the future engineer: modern interpretation // Philological aspect. 2015. №5. (date of the address: 29.09.2024).
  4. Tareva E.G. Language education in the era of postmodernism: a crisis of system or a new system? // Language and culture. 2021. №53. (date of the address: 29.09.2024).
  5. Bloom B.S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. New York, NY: David McKay Company, 1956. 216 p.