Аннотация. В данной статье описывается сущность профилактической работы безнадзорности среди несовершеннолетних. Делается вывод о том, что данная работа должна проводиться в качестве предупреждения и недопущения развития безнадзорного поведения среди подростков. Указывается, что традиционные методы профилактики являются устаревшими, а также носят больше декларативный характер. Подчеркивается, что в вопросах профилактики на первое место выдвигаются социально-педагогические инициативы, которые учитывают личностные интересы современных подростков, а также нацелены на развитие досуговой деятельности как одного из ключевых факторов предупреждения развития безнадзорного поведения подростков.

Ключевые слова: социально-педагогические инициативы, работа социального педагога, профилактика безнадзорности, несовершеннолетние, досуговая деятельность.

В настоящее время поднимаются вопросы о реализации профилактической работы в целях противодействия распространению безнадзорности среди подростков, что вызвано нестабильной экономической и геополитической ситуацией. В целом, вопросы безнадзорности несовершеннолетних являются достаточно острыми и социально-значимыми в педагогике, так как для их решения необходимо приложить достаточно большое количество усилий.

В научной педагогической литературе существует достаточно много трудов, посвященных вопросам профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних. Например, Н.А. Сапронова и Д.М. Варнакова под профилактикой безнадзорности понимают «систему педагогических, правовых и социальных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям, антиобщественной деятельности и безнадзорности» [4, с. 216]. Иными словами, авторы характеризуют профилактическую работу в отношении безнадзорности как предупредительную меру для недопущения соответствующего поведения у подростков. О.А. Лаврищева же под данным процессом понимает непосредственную работу социального педагога, которая направлена на возвращение подростка к нормальному поведению [1, с. 93]. Аналогичный подход наблюдается и в работе Е.И. Трубицыной [5, с. 194].

В результате можно сделать вывод о том, что в научной литературе в отношении характеристики сущности профилактики безнадзорности существуют определенные противоречия. С одной стороны, исследователи характеризуют этот процесс как ряд действий социального педагога с теми подростками, которые уже относятся к категории безнадзорных, тогда как в некоторых работах встречается мнение о том, что профилактика – это способ предупредить возникновение безнадзорности у несовершеннолетних. В аспекте проводимого исследования нам ближе второй вариант, соответственно, под процессом профилактики безнадзорности несовершеннолетних мы понимаем комплекс мер, направленных на предотвращение ситуаций, когда дети и подростки оказываются без присмотра взрослых.

В основе профилактической работы в отношении безнадзорности традиционно рассматриваются следующие методы:

  • правовые методы: контроль, просвещение и санкции;
  • педагогические методы: патронаж, пропаганда здорового образа жизни, наблюдение;
  • организационно-административные: надзор и контроль [7, с. 130].

А.А. Новиков отмечает, что среди методов профилактической работы особое внимание уделяется индивидуальным и групповым методам (тренинги, встречи со специалистами), а также работа с семьей подростков с целью комплексного предупредительного воздействия как на самого несовершеннолетнего, так и на его семью [2, с. 598].

По нашему мнению, эти традиционные методы и приемы профилактики безнадзорности изживают себя, так как являются менее продуктивными. В этой связи возникает необходимость разработки новых подходов к взаимодействию с обучающимися. Связано это прежде всего с тем, что мир не стоит на месте, интересы школьников меняются, важным становится не контроль, патронаж и пропаганда, а формирование досуга и личностных интересов у подростков, которые бы были неким внутренним стержнем подростков в качестве предупреждения появления безнадзорного поведения. В этой связи многие научные исследователи в области педагогики считают, например Л.А. Чихичина, что в работе социального педагога должны присутствовать новые инициативы, которые бы учитывали личность и интересы обучающихся [6, с. 90].

В научной статье Н.Б. Орловой дается следующее определение педагогической инициативе: «творческая, инициативная (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность педагога, направленная на создание новой практики образования» [3]. В соответствии с выше представленным определением, можно сделать вывод о том, что инициатива, действительно, рассматривается как некоторое новое предложение и последующая деятельность педагога, которая является новой и выходит за рамки обозначенной (традиционно принятой) школьной программы работы. При этом, как подчеркивает Н.Б. Орлова, инициатива характеризуется такими понятиями как добровольность и творчество.

Учитывая сказанное, под социально-педагогическими инициативами мы понимаем совершенно новую практику проведения социально-воспитательной работы социальным педагогом, которая осуществляется на принципах добровольности, самостоятельности и новизны. По нашему мнению, социально-педагогические инициативы должны учитывать личностные интересы обучающихся, с которыми проводится профилактическая работа, и предусматривать всестороннее развитие интересов школьников, а не только пропаганда здорового образа жизни. Исходя из этого, нами был разработан комплекс социально-педагогических инициатив по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних подростков 9-11 классов. Этот комплекс представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Комплекс социально-педагогических инициатив в целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних подростков

Представленные на рисунке 1 инициативы были апробированы в ходе деятельности социального педагога на базе ГБОУ «Школа № 491» г. Москва. Отличием данных инициатив от традиционной работы социального педагога заключается в том, что происходит учет личностных интересов обучающихся, современных реалиях (большого количества времяпрепровождения в Интернете), а также приглашение значимых и авторитетных личностей (спикеров) для взаимодействия их со школьниками. Отразим некоторые аспекты содержания и последующей реализации предложенных социально-педагогических инициатив в целях профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних подростков.

Особого внимания заслуживает инициатива «Здоровый образ жизни», которая предусматривает перечень мероприятий по формированию устойчивых интересов к спорту и физической культуры: это и лекции, и посещение спортивных мастер-классов, и участие в соревнованиях. В ходе апробации данной инициативы предусматривалось сотрудничество между школой и спортивным центром «Спротлэнд Марьино», который предоставил школьникам – участникам социально-педагогических инициатив, посетить групповые тренировочные занятия по разным направлениям. Со стороны «Спротлэнд Марьино» были предоставлены тренеры, специализирующие на работе с подростками. В результате проведения занятий некоторые участники социально-педагогической работы поделились крайне положительными впечатлениями и сообщили, что приобрели годовые абонементы в данный спортзал.

Далее, инициатива «Школа Лидерства» разработана исходя из действующей инициативы национального проекта «Образование», предусматривающей выявление и последующее развитие талантов у современной молодежи. Реализация данной инициативы осуществлялась через посещение социального центра в г. Москве – «Мини-Сириус». Этот центр направлен на то, чтобы работать с талантливой молодежью. Было произведено посещение тематических лекций, мастер-классов и тренингов от данного центра, где участники социально-педагогической работы смогли раскрыться для себя по-новому, обнаружить скрытые таланты.

Инициатива «Медиаграмотность» разработана в связи с тем, что современные подростки большую часть своего свободного времени проводят в Интернете, а в частности – в социальных сетях. Принципиально важно правильно использовать эти ресурсы, обладать критическим мышлением с целью не стать жертвой мошенников. Для этого социальным педагогом было организовано сотрудничество с представителями курса «Медиа» в социальной сети «ВКонтакте» (ссылка: https://vk.com/kursmedia). Ученики имели возможность пройти курс, а после каждой лекции было организовано обсуждение просмотренного материала с социальным педагогом. В процессе изучения темы «сетевой этикет» ученикам было предложено прочитать книгу О. Лукиновой «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». По результатам прочтения школьники сделали короткую и красочную презентацию, где разрешалось использовать современный и молодежный сленг, мемы, чтобы полученная информация из книги лучше усвоилась. Следует заметить, что использование в социально-педагогических инициативах интересов школьников, ведение коммуникации с ними «на одном языке», является крайне результативным, так как подростки достаточно вовлечены в данную форму работы.

В современном мире достаточно остро стоит вопрос профориентации подростков. В связи с этим была разработана и организована социально-педагогическая инициатива – «Карьера для подростков» или «Подростковый предпринимательский клуб». В основе данной инициативы лежало предположение о том, что по мере распространения пользования интернетом, появляется все больше возможностей формирования и развития карьеры в интернет-пространстве. В связи с этим, были выстроены определенные договоренности со «Skillbox», где участники социально-педагогических инициатив получили ранний доступ к новому продукту в рамках профориентационного проекта «Билет в будущее». Ученики смогли познакомиться с более чем 500 профессий в интернет-среде, в том числе «программист онлайн-игр» и др. Данная инициатива нашла наибольший отклик среди подростков, так как практически все подростки заинтересовались конкретной современной и актуальной профессией.

Таким образом, профилактика безнадзорности должна начинаться не тогда, когда дети уже относятся к категории «безнадзорных», а тогда, когда это можно предупредить и не допустить. При этом важным становится применение не традиционных и «скучных» методов работы с подростками, а учет их личностных интересов и ориентация на развитие досуга. В связи с этим были разработаны и апробированы социально-педагогические инициативы профилактики безнадзорности, задача которых заключалась в том, чтобы учитывать современные тенденции, личностные интересы подростков, организуя тем самым им комфортный и увлекательный досуг, который бы послужил внутренней опорой недопущения развития безнадзорного поведения.

Список литературы:

  1. Лаврищева О.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй международной научно-практической конференции. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. С. 91-98.
  2. Новиков А.А. Профилактика безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних // Мониторинг правоприменения 2020-2021: Труды экспертов СПбГУ. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. С. 582-603.
  3. Орлова Н.Б. Педагогические инициативы как средство интериоризации целей учреждения педагогами «ЦДТ «Ритм» г. Перми». (дата обращения: 09.11.2024).
  4. Сапронова Н.А., Варнакова Д.М. Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: Материалы седьмой международной научно-практической конференции. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. С. 216-218.
  5. Трубицына Е.И. История развития профилактики безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы десятой всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022. С. 192-196.
  6. Чихичина Л.А. Роль социально-педагогических инициатив в современном образовательном пространстве // Наука. Технологии. Общество. Экономика : Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ», 2022. С. 89-92.
  7. Ярченкова М.В. Способы и методы предупредительного воздействия на несовершеннолетних // Молодой ученый: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: ООО «Наука и Просвещение», 2021. С. 129-133.

Development and implementation of social and pedagogical initiatives in the prevention of juvenile neglect

Polyakova M.P.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ryzhov Aleksey Nikolaevich,
Professor of the Department of Pedagogy Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. This article defines the essence of preventive work on neglect among minors. It is concluded that this work should be carried out as a warning and prevention of the development of neglected behavior among adolescents. It is indicated that traditional methods of prevention are outdated and also have a more declarative nature. It is emphasized that in matters of prevention, social and pedagogical initiatives are put forward in the first place, which take into account the personal interests of modern adolescents, and are also aimed at the development of leisure activities as one of the key factors in preventing the development of neglected behavior among adolescents.
Keywords: social and pedagogical initiatives, work of a social educator, prevention of neglect, minors, leisure activities.

References:

  1. Lavrishcheva O.A. Prevention of Juvenile Neglect and Delinquency // Prevention of Deviant Behavior of Children and Youth: Regional Models and Technologies: Collection of Materials of the Second International Scientific and Practical Conference. Simferopol: Arial Printing House LLC, 2020.: 91-98.
  2. Novikov A.A. Prevention of Juvenile Neglect and Delinquency // Monitoring of Law Enforcement 2020-2021: Works of St. Petersburg State University Experts. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2022.: 582-603.
  3. Orlova N.B. Pedagogical Initiatives as a Means of Internalizing the Institution's Goals by Teachers of the Perm Children's Creativity Center «Rhythm». (date of the address: 09.11.2024).
  4. Sapronova N.A., Varnakova D.M. Issues of prevention of neglect and juvenile delinquency // Problems of social and humanitarian education at the present stage of modernization of the Russian school: Materials of the seventh international scientific and practical conference. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2019.: 216-218.
  5. Trubitsyna E.I. History of the development of prevention of juvenile neglect in the Russian Federation // Problems of social and humanitarian education at the present stage of modernization of the Russian school: Materials of the tenth all-Russian scientific and practical conference with international participation. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2022.: 192-196.
  6. Chikhichina L.A. The role of social and pedagogical initiatives in the modern educational space // Science. Technologies. Society. Economy: Collection of scientific papers of the I International scientific and practical conference. Stavropol: Limited Liability Company «SEQUOIA», 2022.: 89-92.
  7. Yarchenkova M.V. Methods and ways of preventive influence on minors // Young scientist: collection of articles of the international research competition. Penza: Limited Liability Company «Science and Education», 2021.: 129-133.