Аннотация. Данная работа посвящена исследованию языковых особенностей таргетированной рекламы в социальной сети «ВКонтакте», ориентированной на продвижение новых брендов одежды, обуви и аксессуаров. В контексте быстро развивающегося цифрового маркетинга реклама в социальных сетях становится важным инструментом для привлечения внимания целевой аудитории. В работе проводится анализ ключевых языковых элементов рекламных текстов, в том числе лексических средств и стилистических приемов.
Ключевые слова: языковые особенности, таргетированная реклама, социальная сеть, «ВКонтакте».
В современном мире, когда интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, таргетированная реклама выступает мощным инструментом бизнеса. Она позволяет направлять сообщения конкретной аудитории, соответствующей определенным критериям, что повышает эффективность продвижения товаров и услуг. Изучение языковых особенностей таргетированной рекламы одежды, обуви и аксессуаров в социальной сети «ВКонтакте» важно из-за развития цифровых платформ и изменений в потребительском поведении, а также помогает использовать возможности платформы более эффективно и достигать маркетинговых целей в условиях высокой конкуренции на рынке. Глубокое понимание влияния текста рекламы на пользователей помогает создавать успешные маркетинговые стратегии и повышать эффективность рекламных кампаний. Использование уникальных инструментов таргетинга позволяет настраивать сообщения для различных сегментов аудитории, что увеличивает конверсию и лояльность к бренду.
Главная цель рекламного текста – пробудить интерес потребителя, расположить его и вызвать желание купить товар [7, с. 89]. Необходимо придерживаться структуры рекламного сообщения. Также следует соблюдать общие требования, такие как простота языка, тональность, информативность и оригинальность [6, с. 82].
Поскольку социальные сети являются популярной платформой продвижения, стоит упомянуть особенности рекламы на данных площадках. Алгоритм распространения рекламы в социальной сети «ВКонтакте» анализирует особенности целевой аудитории, способы привлечения внимания к рекламным сообщениям и эффективность различных типов рекламы.
Успех рекламной кампании в социальных сетях зависит от правильно выбранной стратегии и тщательного анализа целевой аудитории. Также важно учитывать контекст и формат публикаций, чтобы привлечь внимание пользователей.
В настоящее время социальные сети занимают значительную нишу в интернет-пространстве, помимо этого, в последние годы наблюдается постоянно растущий интерес со стороны пользователей всемирной паутины к социальным сетям.
В контексте анализа социальных сетей заостряется внимание на успехе платформы «ВКонтакте». Данная социальная сеть появилась в 2006 году и динамично развивалась с течением времени. В России «ВКонтакте» занимает лидирующие позиции по объемам трафика, на основании чего можно сделать вывод о ее влиятельном положении в нише [8]. Вместе с тем, глобальные позиции «ВКонтакте» также высоки: согласно многим рейтингам, она входит в топ-10 самых популярных соцсетей в мире [10]. Такие показатели предоставляют основание считать «ВКонтакте» потенциально выгодной ареной для маркетинговых стратегий брендов, учитывая широкий спектр социальных групп, с которыми можно взаимодействовать через эту платформу.
Также следует подчеркнуть уникальные возможности таргетированной рекламы, в частности, в социальной сети «ВКонтакте». Основное внимание направлено на то, как стратегическое позиционирование рекламных кампаний в такой популярной сети может влиять на достижение рыночных целей. Автор статьи отмечает, что из-за высокой концентрации пользователей в социальной сети рекламодатели получают возможность точечного воздействия на потенциальных покупателей [9, с. 171-177]. Исходя из потребностей создателя рекламы, при распространении рекламных сообщений могут быть выбраны определённые параметры, что позволит программировать появление рекламы именно тем респондентам, тому сегменту потребителей, на которых она нацелена [1, с. 12].
В рамках данного исследования для определения основных языковых особенностей таргетированной рекламы в социальной сети «ВКонтакте» нами было отобрано и изучено более 50 рекламных текстов. Рекламируемыми объектами являлись одежда, обувь и аксессуары.
Выбранные тексты были разделены на 2 типа: с объемным и кратким описанием. Объемные рекламные тексты часто являются «мостом» между простым знакомством потребителя с товаром и его окончательным решением о покупке. Они должны не только информировать, но и убеждать, а также создавать у потребителя ощущение необходимости и желания приобрести продукт.
При выборке рекламных текстов с объемным описанием учитывался ряд критериев. Первый критерий – обильное использование средств выразительности речи. Ниже приведен пример текста с объемным описанием (социальная сеть «ВКонтакте»):
«НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ SS24 ждет вас во всех офлайн магазинах и на сайте francesco.ru
Сегодня мы познакомим вас с костюмом, выполненным из ткани Шитье. Это натуральная ткань, богато украшенная машинной вышивкой и прорезным узором. Но какими потрясающими свойствами он обладает! Все мы однажды летом сталкивались с проблемой деловых костюмов – вынуждены выглядеть презентабельно, но безумно жарко. С этим костюмом вы забудете про дискомфорт, он великолепно пропускает воздух и впитывает влагу, при этом не сильно мнется, приятен к телу и выглядит шикарно
Жакет - 9 990₽
Брюки - 6 990₽
Лоферы - 7 990₽».
В данном тексте использовано большое количество средств выразительности, например, несколько эпитетов для описания костюма из ткани «Шитье», таких как «натуральная ткань», «потрясающими свойствами», «презентабельно», «шикарно». Эти эпитеты служат для создания положительного (яркого и выразительного) образа, подчеркивают высокое качество продукции и ее конкурентные преимущества. Основным акцентом является описание уникальных свойств костюма, например воздухопроницаемости, впитывания влаги, приятного ощущения на теле. Благодаря упоминанию данных характеристик рекламодатель привлекает внимание потенциальных покупателей и демонстрирует высокое качество товара.
Второй критерий – использование профессиональной лексики для подробного описания продукта, его преимуществ и характеристики. Рекламные тексты с объемным описанием часто сопровождаются профессиональными терминами, характерными для моды и стиля. С их помощью рекламодателю проще донести информацию о рекламируемом продукте потенциальному клиенту, а это привлекает дополнительное внимание читателя.
Приведем пример текста с профессиональными терминами (социальная сеть «ВКонтакте»):
«Новая сумочка однозначно способна поднять настроение, согласны? Стильные кросс-боди на каждый день, стеганые шопперы, практичные хобо и вместительные дутые рюкзаки в популярных базовых оттенках и не только! Все это ждет вас на сайте по ссылке ниже. Тренд нового сезона – быть женственной. На смену оверсайз жакетам, спорт casual и удобным кроссовкам приходят женственные силуэты и каблуки!».
Слова «джогеры», «шорты», «толстовка», «бомберы», «кеды» характеризуют конкретные предметы одежды и обуви, типичные для спортивного стиля. Также здесь присутствуют термины, такие как «кроп-топ» и «oversize», что делает рекламный посыл более точным и убедительным.
Другим критерием является преобладание глаголов в разных временах, что позволяет показать динамику действия и привлечь внимание потребителя. Ниже приведен пример рекламного текста (социальная сеть «ВКонтакте»):
«Как говорил Оскар Уайльд, «не стоит относиться к жизни слишком серьезно». А вот выбор гардероба для своих малышей – крайне серьезный и ответственный процесс, в котором важно учесть множество факторов. В наших магазинах представлена качественная и удобная одежда и для мальчиков, и для девочек, и для малышей, а опытные консультанты помогут определиться с выбором, учитывая Ваши пожелания и вкус Вашего малыша. Наши магазины работают ежедневно, включая выходные и праздничные дни! Ждем Вас в гости!».
Глаголы в тексте используются в различных временах: «говорил» (прошедшее время), «представлена» (настоящее время), «помогут» (будущее время), «работают» (настоящее время), «ждем» (настоящее время). Это позволяет создать динамичный и информативный текст, обращающийся к разным аспектам времени. Инфинитивные конструкции («не стоит относиться», «определиться») используются для выражения целей и задач. Инфинитив в данном случае выражает предполагаемое действие или призыв к действию.
Важную роль в текстах с объемным описанием играют лексические особенности, так как используемые лексические единицы должны последовательно и логично «проводить» читателя через все ключевые аргументы в пользу товара. В завершении рекламного текста целесообразно использовать лексику для ясного призыва целевой аудитории к действию.
Лексика также является важной составляющей текстов с кратким описанием. Лексические особенности данного вида рекламных текстов включают в себя использование ярких и привлекательных слов, фраз и оборотов, которые вызывают у потребителя положительные эмоции и стимулируют к покупке товара или услуги.
Наиболее частотной в рекламных текстах является общеупотребительная лексика, например:
«Пришла весна – пора ярких красок! Выбирай себе яркую футболку для создания весеннего настроения».
Используемые в рекламном сообщении общеупотребительные лексические единицы делают его легким для восприятия аудиторией и придают ему динамичный характер. Здесь же следует подчеркнуть эффективность использования простых, кратких предложений без причастных, деепричастных оборотов и т.п. Таким образом, отсутствие сложных предложений, конструкций или слов способствует непосредственной передаче информации о товаре и служит прямым призывом к действию.
Помимо этого, в рекламных текстах с кратким описанием часто применяются языковые выразительные средства. Использования языковых выразительных средств, таких как тропы и стилистические фигуры, придают рекламному тексту особую выразительность и красочность [2, с. 34].
Одним из наиболее частотных тропов в рекламе является эпитет [4, с. 28]. Эпитет – это выразительное средство языка, которое определяет предмет или явление и подчеркивает какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитеты способны обогащать в смысловом и эмоциональном отношении определяемый предмет при создании художественного образа [3, с. 124].
«Лучший способ поднять настроение – конечно же шоппинг!
Беспроигрышный вариант – дополнить гардероб новыми яркими и стильными вещами!
Ждем Вас в гости за обновками:
Щелковское шоссе, д.75, ТРЦ «Щёлковский», 3 этаж
ул. Алтайская, д.17А».
Анализируемый текст содержит эпитеты «яркие» и «стильные», которые добавляют положительную окраску к описанию вещей и создают впечатление их привлекательности. Следовательно, можно заключить, что рекламодатели используют эпитеты для того, чтобы придать рекламируемому товару положительную оценку [5, с. 46].
Заключительным этапом данного исследования является проведение количественного анализа используемых в рекламных текстах языковых особенностей (лексических, синтаксических и стилистических). В ходе анализа было изучено 50 примеров таргетированной рекламы из социальной сети «ВКонтакте». Полученные результаты представлены в следующей диаграмме (см. рисунок 1).
Рис.1. Результаты количественного анализа используемых в рекламных текстах языковых особенностей
Заключение
На основании проведенного количественного анализа можно сделать несколько выводов. Во-первых, в одном рекламном обращении может быть использовано сразу несколько языковых приемов. Во-вторых, чаще всего в таргетированной рекламе используется такое стилистическое средство, как эпитет (33 примера). Вторым по частоте средством выступают специальные термины (25 примеров). Значительно реже в рекламу включаются простые предложения (в которых используется простая конструкция и общеупотребительная лексика), а также глаголы разного времени: было обнаружено по 12 подобных примеров. Примечательно, что в анализируемых рекламных текстах, помимо эпитетов, использовались также другие тропы, среди которых олицетворение (11 примеров) и метафора (4 примера). В целом, в обоих видах рекламных текстов преобладают именно те языковые особенности, основная цель которых состоит в положительном представлении рекламируемого продукта перед целевой аудиторией, а также способствующие совершению ей целевого действия (покупки, заказа и т.д.). Креативное использование языковых средств, общие принципы маркетинга и рекламы помогают достичь эффективности таргетированных рекламных кампаний в социальной сети «ВКонтакте».
Полученные выводы также открывают новые перспективы для дальнейшего изучения языковых особенностей в интернет-рекламе и практического применения полученных данных.
Список литературы:
- Анненкова А.В. Таргетированная реклама как объект лингвистического исследования // Язык для специальных целей: система, функции, среда. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 11-19.
- Ахметжанова А.К. Использование выразительных средств языка в рекламных текстах // Язык, литература, история и культура в современных парадигмах научного знания. Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2023. С. 33-37.
- Булахова Н.П., Сковородников А.П. К определению понятия эпитет (предуготовление к функциональной характеристике) // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. №2. С. 122-143.
- Бурмакина Н.А., Волкова Е.Ю. Выразительные средства языка в современной рекламе (на материале анализа рекламных текстов еженедельника «Кошелёк объявлений») // Studia Humanitatis. 2013. №3. С. 17-33.
- Волобуев И.В. Эпитет в рекламном слогане на основе русского и английского языков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. №2(121). С. 46-49.
- Воронцова Ю.А. Язык рекламных текстов // Инновационная наука. 2016. №5. С. 81-84.
- Денисенко Н.В. Правила написания рекламных текстов // Журнал Lingua mobilis. 2009. №5. С. 88-90.
- Кошечкина В. Названа самая популярная соцсеть в России. Lenta.ru, 2024. (сайт). (дата обращения: 07.11.2024).
- Кухаренко Ю.С. Особенности распространения рекламных сообщений в социальных сетях (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. №1(27) С. 171-177.
- Рейтинг топ веб-сайтов Similar. (дата обращения: 08.11.2024).
Language features of targeted advertising on the VKontakte social network (clothes, shoes, accessories, new brands)
Sergienko V.V.,
student of 2 course of the State University of Management, Moscow
Research supervisor:
Krylova Natalya Fedorovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and General Disciplines of the State University of Management, Candidate of Philological Sciences
Abstract. This work is devoted to the study of the linguistic features of targeted advertising in the social network «VKontakte», aimed at promoting new brands of clothing, footwear and accessories. In the context of rapidly developing digital marketing, advertising in social networks is becoming an important tool for attracting the attention of the target audience. The work analyzes the key linguistic elements of advertising texts, including lexical means and stylistic devices.
Keywords: Language features, targeted advertising, social network, VKontakte.
References:
- Annenkova A.V. Targeted advertising as an object of linguistic research // Language for special purposes: system, functions, environment. Kursk: South-West State University, 2022.: 11-19.
- Akhmetzhanova A.K. Use of expressive means of language in advertising texts // Language, literature, history and culture in modern paradigms of scientific knowledge. Biysk: Altai State Humanitarian Pedagogical University named after V.M. Shukshin, 2023.: 33-37.
- Bulakhova N.P., Skovorodnikov A.P. On the definition of the concept of an epithet (preparation for a functional characteristic) // Ecology of language and communicative practice. 2017. №2.: 122-143.
- Burmakina N.A., Volkova E.Yu. Expressive means of language in modern advertising (based on the analysis of advertising texts of the weekly «Wallet of Ads») // Studia Humanitatis. 2013. №3.: 17-33.
- Volobuev I.V. Epithet in an advertising slogan based on Russian and English // Bulletin of Adyghe State University. Series 2: Philology and Art Criticism. 2013. №2(121).: 46-49.
- Vorontsova Yu.A. Language of advertising texts // Innovative science. 2016. №5.: 81-84.
- Denisenko N.V. Rules for writing advertising texts // Lingua mobilis Magazine. 2009. №5.: 88-90.
- Koshechkina V. The most popular social network in Russia has been named // Lenta.ru, 2024. (website). (date of the address: 07.11.2024).
- Kukharenko Yu.S. Features of the distribution of advertising messages in social networks (using the VKontakte social network as an example) // Znak: a problematic field of media education. 2018. №1(27).: 171-177.
- Rating of top websites Similar. (date of the address: 08.11.2024).