Аннотация. В статье рассматриваются различные методы манипуляций в рекламных слоганах продуктов питания и напитков, которые помогают производителям наиболее эффективно продвигать их товар на рынке. Данная тема актуальна на сегодняшний день, так как рынок товаров и услуг переполнен, соответственно, каждому производителю необходимо уметь рекламировать свой товар уникально и интересно, чтобы привлечь внимание к своему продукту. Работа анализирует рекламные слоганы, а также научные статьи.
Ключевые слова: манипуляции, рекламные слоганы, реклама, продукты питания, напитки, методы манипуляции, производитель, потребитель.
В век информационных технологий рынок товаров и услуг переполнен самыми разными предложениями, потребителей уже не привлекает обычная реклама. Чтобы выделяться среди большого количества конкурентов, производители вынуждены пользоваться различными психологическими уловками – манипулятивными методами в рекламе [2, c. 66].
Манипуляция – это особый вид воздействия на психику людей, правильное его исполнение ведет к подсознательному возбуждению у других людей намерений, не совпадающих с его действительными желаниями [1, c. 141]. Вопросами манипуляции, в том числе и в рекламе, занимались такие ученые, как: А.А. Никешин, О.В. Горленко, А.В. Матвеева [6, c. 180]. С уверенностью можно сказать, что манипуляция – это давление на человека или группу людей скрытно, при этом желания оппонента не учитываются, то есть общение между манипулятором и манипулируемым происходит из корыстных целей [5, c.143]. Для успешного воздействия на потребителя рекламодатель должен хорошо знать психологию своего покупателя и действовать скрытно [4, c. 42]. Задачей любого успешного маркетолога является побудить человека купить рекламируемый товар, но сделать это так, чтобы потребитель об этом не догадался, чтобы у него была иллюзия выбора и ощущение, что сделал он этот выбор самостоятельно [4, c. 45]. Следует отметить, что смысл манипуляции заключается не во введении в заблуждение по поводу того или иного факта, а во внушении манипулируемого в необходимой манипулятору информации и ее закрепление в сознании. Именно такой должна быть грамотно спроектированная, успешная реклама. Важно учитывать гуманитарный аспект в создании и распространении рекламы. К сожалению, сейчас именно этот аспект является слабым звеном во всем маркетинге. В будущем необходимо развивать определение и оценку факторов риска, которые несут в себе новые рекламные технологии, включая психотехнологии, а также выявление неочевидных значений манипулятивных приемов в рекламных слоганах [3, c. 38].
С каждым годом количество способов манипуляций только растет, рекламодателям необходимо подобрать подходящий метод воздействия к каждому конкретному товару.
Рекламный слоган является особенным видом текста, задачей которого является донести информацию до адресата и привлечь его внимание к товару или услуге [7, c. 49]. Поскольку целью маркетологов является привлечение потребителя к покупке, а покупатели всегда хотят купить лучший товар, возникает конфликт. Существует способ сделать этот конфликт не таким ярким, например, заставить потребителей думать, что они сами, без чьего-либо воздействия покупают товары [4, c.42]. Такой способ называются манипуляцией и широко используется маркетологами в наше время. В настоящей статье было исследовано более ста рекламных слоганов извлеченных из базы слоганов (https://voxfree.narod.ru/slogan/food.html). Современные исследователи выделяют целый ряд методов манипуляций включающих: юмор, призыв, слова матрёшки, откровенное заявление, сравнение в пользу манипулятора, рифму. Они чаще всего используются рекламодателями и успешно действуют на потребителей [4, c. 43].
Чтобы детально рассмотреть каждый из методов манипуляций и проанализировать их, мы приведем несколько примеров к каждому из них.
«Слова Матрешки» – это игра слов, отраженная в звучании и в написании фразы. Маркетологи заменяют часть рекламного слогана на название бренда или его отличительное свойство, чем интереснее и необычнее такой игровой прием, тем лучше он запомниться потребителям. Из всех проанализированных слоганов – одна пятая с использованием этого метода манипуляций. Приведем примеры: «Bud собой, На100%ящая вода, Любовь не слуЧАЙна, уГОСТи себя настоящим».
«Откровенное заявление» – в данном случае продавцы напрямую заявляют, что их товар – лучший. Из 103 рекламных слоганов – 11 с использованием «Открытого заявления». Чаще всего информация в таких слоганах преувеличена, этот метод демонстрирует то, как рекламодатели могут воздействовать на потребителей путем внушения. Приведем примеры: «Без него не едят, Ваш единственный выбор».
«Призыв» – маркетологи внушают потребителям необходимость покупки рекламируемого товара с прямым призывом. Рекламодатели играют на мечтах, желаниях и потребностях покупателей. Приведем примеры: «Попробуй чувства на вкус, Начинай пить молоко сейчас, Присоединяйся к нам – здоровым людям!».
«Юмор» – один из самых успешных инструментов, с помощью него маркетологи повышают узнаваемость и запоминаемость своей рекламы. Из всех рекламных слоганов – наибольшее количество с использованием «Юмора». Юмористическая реклама всегда выделяется на фоне других, воспринимается как оригинальная, свежая, становиться обсуждаемой, вирусной. Существуют негативные стороны такого метода, например, она часто вызывает смешанные эмоции и недоверие. Чтобы использовать такой метод манипуляции маркетологи должны тщательно проанализировать все риски, а также свою аудиторию и актуальность. Приведем примеры: «Наши продукты остаются доступными, ведь наши коровы не разбираются в экономике, Доживи до отпуска, Рыба – лучший друг девушек».
«Сравнение в пользу манипулятора» – заключается в подборе и использовании только позитивных сторон, которые выгодны для информационно-психологического воздействия рекламы. Задача маркетологов в этом случае найти продукты или услуги, на фоне которых рекламируемый товар выглядел бы лучше. Они отыскивают новые преимущества, говорящие именно в пользу их продукции, придумывают массу аргументов для того, чтобы убедить покупателей в превосходстве рекламируемых товаров. Приведем примеры: «M&M's». Молочный шоколад. Тает во рту, а не в руках, Вкуснее золота».
«Рифма» - один из эффективных способов облегчить потребителю восприятие рекламного текста, в первую очередь – слогана. При попытке запомнить рекламный слоган память человека должна за что-то зацепиться, а наличие в слогане двух и более созвучных слов значительно упрощает этот процесс. Этот метод пересекается с юмором, за счет рифмы потребители хорошо запоминают рекламные слоганы, а при дополнительном использовании юмора – они становятся вирусными. Рассмотрим примеры: «Потому что я люблю «Дор Блю», В каждой ложке природы немножко!, В любом месте веселее вместе, В хорошем чае души не чаю».
Чтобы оценить эффективность проанализированных методов манипуляций, мы решили провести опрос, в котором приняли участие 74 девушки студентки 1-4 курсов 18-24 лет проживающих в Москве и обучающихся в университете «Государственный университет управления». Был задан ряд вопросов, связанных с эффективностью вышеперечисленных методов манипуляций.
Необходимо было узнать, какой из методов наиболее известен среди опрашиваемых, мы предложили на выбор шесть методов манипулирования: призыв, юмор, рифма, сравнение в пользу манипулятора, «слова матрешки» и открытое заявление.
Рис. 1. Результаты ответов участников (в %)
Рассмотрев статистику ответов, можно сделать вывод, что наиболее популярными вариантами оказались: Рифма, Юмор. Как оказалось, это одни из самых типичных и легких в восприятии методов манипуляции, а значит и самые эффективные из всех. Сознанию людей намного проще понять и поддаться веселой рифме или смешной шутке.
Чтобы окончательно выяснить наиболее привлекательные методы манипуляций в рекламных слоганах, респондентам было предложено ответить на вопрос: «Я покупал/а товар после того, как увидел/а рекламу с использованием…» и «Я чаще обращаю внимание на рекламу с использованием…». Рассмотрев статистику, можно сделать вывод о том, что Юмор является наиболее эффективным методом рекламной манипуляции.
Рис. 2. Результаты ответов участников
С помощью опроса мы выяснили, какие из методов манипуляций наиболее привлекательны для потребителей. Эти методы не только наиболее популярные, но и самые эффективные, поскольку именно они откладываются в сознании покупателя и побуждают к покупке товаров определенного бренда, а следовательно, и доверять этому бренду.
После проведенного исследования хочется сказать, что современный мир полон информации, особенно рекламы. Из-за переизбытка этой самой рекламы маркетологи каждый раз придумывают новые способы воздействия на потребителей, одним из таких способов является манипуляция. Манипуляция – это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий, она широко применяется в рекламе для принуждения потребителя к покупке. Манипуляции в рекламных слоганах – это вид психологического воздействия маркетологов на потребителей, которое тем или иным способом убеждает купить рекламируемый товар.
Выполнив первую, ранее поставленную задачу, мы выбрали несколько методов манипуляций в рекламе и выявили их особенности через конкретные примеры. Итак, как уже было сказано выше, существует огромное количество методов манипулятивного воздействия на потребителей, в своей работе мы рассмотрели шесть из них, именно они широко применяются в рекламных слоганах:
- Призыв
- Юмор
- Рифма
- «Слова Матрешки»
- Открытое Заявление
- Сравнение в пользу манипулятора
Выполнив последнюю задачу нашего исследования, мы провели опорос, по результатам которого выяснили, какой из методов манипуляции лучше всего действует на потребителей. Чтобы подтвердить результаты опроса, мы также спросили какие рекламные слоганы и тексты помнят опрашиваемые. По результатам опроса стало ясно, что наиболее привлекательными для покупателей методами манипуляции в рекламных слоганах являются призыв и рифма.
Список литературы:
- Алексеева П.А. Манипуляция сознанием потребителя телерекламы // Символ науки. 2019. №4. С. 141-143. (дата обращения: 07.11.2024).
- Ковалева А.В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности // Society and Security Insights. 2018. №1. С. 65-70. (дата обращения: 07.11.2024).
- Кошетарова Л.Н. Манипуляции в рекламе как объект гуманитарной экспертизы // Национальные приоритеты России. 2014. №1(11). С. 35-39. (дата обращения: 07.11.2024).
- Кретова Н.Н., Данькова С.А. Использование психологических приемов манипуляции в рекламе // ЭКОНОМИНФО. 2009. №11. С. 42-45. (дата обращения: 23.03.2024).
- Сур Е.И. Манипуляция: понятие, основные признаки и структура // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №3. С. 143-146. (дата обращения: 30.03.2024).
- Татаринов К.А. Психологическое манипулирование в рекламе // АНИ: педагогика и психология. 2020. №3(32). С. 179-182. (дата обращения: 23.03.2024).
- Штыркова А.А. Реализация стратегий манипуляции рекламных текстов // Вестник магистратуры. 2018. №7(82). С. 48-49. (дата обращения: 07.11.2024).
Methods of manipulation in advertising slogans of beverages and food
Peskova D.A.,
student of 2 course of the State University of Management, Moscow
Research supervisor:
Krylova Natalya Fedorovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and General Disciplines of the State University of Management, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Abstract. The article discusses various methods of manipulation in the advertising slogans of food and beverages, which help manufacturers to promote their goods on the market most effectively. This topic is relevant today, since the market of goods and services is crowded, respectively, each manufacturer needs to be able to advertise their product in a unique and interesting way in order to attract attention to their product. The work analyzes advertising slogans, as well as scientific articles.
Keywords: manipulation, advertising slogans, advertising, food, beverages, manipulation methods, manufacturer, consumer.
Rreferences:
- Alekseeva P.A. Manipulation of the consciousness of the TV advertising consumer // Symbol of Science. 2019. №4.: 141-143. (date of the address: 07.11.2024).
- Kovaleva A.V. Expertise of an advertising product as a means of ensuring social security // Society and Security Insights. 2018. №1.: 65-70. (date of the address: 07.11.2024).
- Koshetarova L.N. Manipulations in advertising as an object of humanitarian expertise // National priorities of Russia. 2014. №1(11).: 35-39. (date of the address: 07.11.2024).
- Kretova N.N., Dankova S.A. The use of psychological manipulation techniques in advertising // ECONOMINFO. 2009. №11.: 42-45. (date of the address: 23.03.2024)
- Sur E.I. Manipulation: concept, main features and structure // Actual problems of humanities and natural sciences. 2012. №3.: 143-146. (date of the address: 30.03.2024)
- Tatarinov K.A. Psychological manipulation in advertising // ANI: pedagogy and psychology. 2020. №3(32).: 179-182. (date of the address: 03.23.2024).
- Shtyrkova A.A. Implementation of strategies for manipulating advertising texts // Bulletin of the magistracy. 2018. №7(82).: 48-49. (date of the address: 07.11.2024).