Аннотация. В статье рассматриваются маркетинговые рекомендации для организаций дополнительного образования в условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг. Дополнительное образование играет ключевую роль в удовлетворении потребностей людей в новых знаниях и навыках, что делает его важным элементом образовательной системы. В статье анализируются особенности маркетинга образовательных услуг, включая целевую аудиторию, уникальные предложения, репутацию, качество образования, технологии, стоимость и партнерские отношения. Также представлены практические рекомендации для эффективного продвижения образовательных учреждений, основанные на анализе текущих тенденций и потребностей клиентов. Реализация данных рекомендаций поможет организациям дополнительного образования улучшить свои позиции на рынке, привлечь новых студентов и повысить качество предоставляемых услуг.
Ключевые слова: дополнительное образование, маркетинг образовательных услуг, целевая аудитория, уникальное предложение, репутация, качество образования, партнерские отношения, рекомендации, рынок образовательных услуг.
Дополнительное образование – это форма образования, предназначенная для того, чтобы учитывать потребности людей в знаниях с учетом специфики их профессиональной деятельности и развития личности. Основная цель дополнительного образования - оказание помощи людям в освоении новых знаний, навыков и компетенций, а также стимулирование индивидуального развития [5. с.384].
Дополнительное образование позволяет человеку получить не только дополнительные знания и навыки, но и расширить свой кругозор, узнать о новейших технологиях и тенденциях в своей отрасли. Это позволяет человеку быть более уверенным в своих действиях, эффективнее справляться со своей работой и даже возможно повысить свою зарплату [1, с. 174].
В последнее время наблюдается положительная тенденция в российской государственной образовательной политике касательно развития дополнительного образования, потому что оно вновь становится зоной особого внимания и масштабных экспериментов.
Согласно Указу Президента от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», в котором была поставлена задача увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами до 70-75% к 2020 г. В 2014 г. принята Концепция развития дополнительного образования детей, в которой зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей, его миссия, цели, задачи и принципы развития. В 2016 г. дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов Правительства Российской Федерации: утверждены Паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». В 2018 г. комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования, предусмотрен в Национальном проекте в сфере образования (федеральный проект «Успех для каждого») [2, с. 25].
В современном обществе рынок образовательных услуг является одним из самых востребованных. Конкуренция среди высших учебных заведений, колледжей, тренинговых центров и других образовательных организаций постоянно растет. Поэтому важно понимать особенности маркетинга образовательных услуг и адаптировать их под текущие требования рынка.
Для успешного продвижения образовательного учреждения необходимы специфические маркетинговые подходы и стратегии. Ниже перечислены особенности маркетинга образовательных услуг:
- Целевая аудитория. Она значительно отличается от аудитории государственных учебных заведений. Например, целевая аудитория общеобразовательный школы чётко ограничена возрастом обучающихся (6-18 лет), их местом проживания (один населенный пункт). Для дополнительного образования сложнее подобрать образ типичного клиента. Необходимо определить группу людей, которая заинтересована в получении ваших образовательных услуг, а также ее потребности и предпочтения в выборе образовательного заведения.
- Уникальное предложение. Важно иметь уникальное предложение для привлечения как можно большего количества студентов. Это может быть как новое направление обучения, так и различные формы обучения (онлайн-курсы, дистанционное обучение, микрокурсы и т.д.). В государственных школах, которые выстраивают свои учебные планы согласно ФГОСу, нет места разнообразию и уникальному предложению.
- Репутация. Репутация и имидж очень важны для любого образовательного учреждения. Положительный образ учебного заведения приводит к тому, что студенты и их родители выбирают соответствующую организацию для обучения. Негативная репутация может привести к отсутствию студентов и плохой информационной осведомленности.
- Качество образования. Качество образования и результаты, которые оно дает, очень важны для оценки эффективности образовательной программы. Информация об успехах выпускников и научных достижениях должна преследовать цель привлечения новых студентов и удержания старых клиентов. Многие клиенты делают свой выбор, опираясь на отзывы и оценки организации в интернете.
- Технологии. Современные технологии помогают в достижении максимального успеха и могут быть использованы для улучшения маркетинговых стратегий образовательного учреждения. Онлайн-курсы, использование социальных медиа и уникальные программы могут помочь повысить эффективность маркетинга. Кроме того, реализация ключевых направлений информатизации регламентируется Концепцией развития Единой информационной образовательной среды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Стоимость. Цена обучения – один из главных критериев при выборе обучающей программы. Образовательное учреждение должно учитывать стоимость обучения и одновременно предоставлять высококачественное образование. Разработка эффективного плана удаленной формы обучения позволяет сократить стоимость, что привлекает больше студентов.
- Партнерские отношения. Сотрудничество с ключевыми игроками в образовательной индустрии может использоваться для расширения услуг и установления новых партнерских отношений. Это может привести к новому рынку и новым источникам дохода [4, с. 71].
Исходя из особенностей маркетинга образовательных услуг были сформулированы следующие рекомендации:
- Определите, кто является вашей целевой аудиторией, какие у них интересы, потребности и предпочтения. Определите возраст, уровень образования, социальное и материальное положение, интересы людей, которые могут заинтересоваться вашими услугами. На основе этой информации можно создать стратегические планы, которые соответствуют потребностям целевой аудитории. Это поможет адаптировать маркетинговые стратегии под конкретные группы людей.
- Разработайте уникальное предложение, которое будет отличать вашу организацию от конкурентов. Это может быть уникальная методика обучения, высококвалифицированные преподаватели, разнообразные программы и т.д.
- Активно используйте социальные сети для продвижения своих услуг. Публикуйте информацию о программах, мероприятиях, успехах учеников и т.п. Сегодня уже у каждой общеобразовательной школы есть сайт в интернете и сообщества во ВКонтакте. Для того, чтобы выделиться и привлечь новых клиентов необходимо регулярно вести социальные сети.
- Сотрудничайте с другими организациями, школами, детскими садами и т.д., чтобы расширить свою аудиторию и предложить дополнительные возможности для учеников. Можно предложить учебным заведениям организовать совместные мероприятия или мастер-классы.
- Участвуйте в различных мероприятиях, связанных с дополнительным образованием, чтобы привлечь внимание к своей организации и установить контакты с потенциальными клиентами. Примеры таких мероприятий: форумы, конкурсы или фестивали.
- Собирайте обратную связь от учеников и их родителей, чтобы понимать, что работает хорошо, а что можно улучшить. В этом поможет оценка индекса удовлетворенности клиентов (CSI или Customer Satisfaction Index). Основные цели индекса CSI:
- Измерение уровня удовлетворенности клиентов. CSI позволяет получить количественные данные о том, насколько потребители довольны взаимодействием с компанией. Это важно для понимания текущего состояния и определения областей для улучшения.
- Идентификация проблемных зон. На основе данных CSI можно выявить слабые стороны в работе компании. Если клиенты часто недовольны скоростью обработки заказов или качеством поддержки, это указывает на необходимость улучшения данных процессов.
- Повышение лояльности и удержание клиентов. Высокий уровень удовлетворенности способствует увеличению лояльности, снижению оттока клиентов и повышению их готовности рекомендовать компанию другим [3, с.19].
- Следите за изменениями на рынке дополнительного образования и адаптируйте свои стратегии в соответствии с новыми тенденциями и потребностями клиентов. Сегодня, учитывая быстрый рост сектора дополнительного образования, проведение маркетингового исследования становится необходимостью для любой компании. Это помогает им лучше ориентироваться в непростой конкурентной среде, разрабатывать более эффективные программы обучения и продвигать свои услуги на рынке.
- Оптимизируйте свой сайт и контент под поисковые запросы, связанные с дополнительным образованием. Это поможет вашему сайту появляться в результатах поиска и привлекать больше посетителей. Для оценки сайта советуем рассчитать коэффициент конверсии. Коэффициент конверсии можно рассчитать, разделив количество выполненных целевых действий на сайте (запись на пробный урок, общение с менеджером, заполнение формы «оставить заявку» или «стать студентом») на общее количество посетителей или пользователей, а затем, умножив результат на 100, чтобы получить процентное значение.
- Публикуйте отзывы учеников и их родителей на своём сайте и в социальных сетях. Положительные отзывы играют важную роль в формировании доверия и привлечении новых клиентов. Они служат подтверждением качества предоставляемых услуг и создают положительное впечатление об организации.
- Отзывы реальных людей, которые уже воспользовались услугами организации дополнительного образования, могут стать решающим фактором для потенциальных учеников при выборе места обучения. Поэтому важно активно работать над сбором и распространением положительных отзывов от довольных клиентов.
- Для этого можно использовать различные каналы коммуникации, такие как социальные сети, сайт организации, специализированные платформы и т.д. Особенно ценятся видео отзывы, где клиент честно и искренне говорит, чему он научился.
Таким образом, предложенные рекомендации могут стать эффективным инструментом для продвижения услуг организаций дополнительного образования и привлечения новых учеников. Они основаны на анализе текущей ситуации на рынке образовательных услуг и учитывают потребности и интересы потенциальных клиентов.
Реализация этих рекомендаций позволит организациям дополнительного образования выделиться среди конкурентов, создать положительный имидж и укрепить свою репутацию. Это, в свою очередь, приведёт к увеличению числа учеников и повышению качества предоставляемых услуг.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. №3. С. 174-196. (дата обращения: 01.10.2024).
- Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / Под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина. М.: ВШЭ, 2019. 25 с.
- Клочков А.К. Вовлеченность и лояльность персонала от А до Я. М.: ЭКСМО, 2021. 19 с.
- Плужникова И.И., Изюмникова С.А. Маркетинг образовательных услуг: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. 71 с.
- Поливанова К.Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К.Н. Поливанова, А.А. Бочавер, К.В. Павленко, Е.В. Сивак // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. 384 с.
Marketing recommendations for the administration of additional education organizations
Myagchilo A.M.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Kudryashev Alexey Valerievich,
Associate Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Moscow City Pedagogical University (MGPU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article discusses marketing recommendations for additional education organizations in the context of growing competition in the educational services market. Additional education plays a key role in meeting people's needs for new knowledge and skills, which makes it an important element of the educational system. The article analyzes the features of marketing educational services, including the target audience, unique offers, reputation, quality of education, technology, cost and partnerships. Practical recommendations for the effective promotion of educational institutions based on the analysis of current trends and customer needs are also presented. The implementation of these recommendations will help organizations of additional education to improve their position in the market, attract new students and improve the quality of services provided.
Keywords: additional education, marketing of educational services, target audience, unique offer, reputation, quality of education, partnerships, recommendations, educational services market.
References:
- Asmolov A.G. Additional personal education in the era of change: cooperation, co-creation, self-creation // Educational policy. 2014. №3.: 174-196. (date of the address: 01.10.2024).
- Additional education for children in Russia: unified and diverse / Edited by S.G. Kosaretsky, I.D. Frumin. Moscow: HSE, 2019. 25 p.
- Klochkov A.K. Involvement and loyalty of staff from A to Z. Moscow: EKSMO, 2021. 19 p.
- Pluzhnikova I.I., Izyumnikova S.A. Marketing of educational services: a textbook Chelyabinsk: Publishing House of A. Miller Library CJSC, 2020. 71 p.
- Polivanova K.N. Education outside the school walls. How parents design the educational space of children / K.N. Polivanova, A.A. Bochaver, K.V. Pavlenko, E.V. Sivak; Nats. research. Higher School of Economics Univ., Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics, 2020. 384 p.