Аннотация: В статье исследованы современные направления привлечения финансовых поступлений для успешного функционирования образовательных организаций. Подчеркнуты возможные пути расходования заработанных средств и также показаны потенциальные риски и вероятные формы проявления коррупции, связанные с использованием данных средств. Также составлена оценка коррупционных рисков сотрудников, предложены меры по устранению рисков и показана значимость таких мероприятий.

Ключевые слова: методы финансирования; образовательные организации, пути расходования финансовых поступлений; формы проявления коррупции; коррупционные риски; меры по устранению.

Образовательная среда оказывает огромное влияние как на повышение уровня социально-экономических показателей в частности, так и на развитие благосостояния любой нации в целом. Тем самым актуализируется ряд вопросов: где взять необходимое финансирование для развития сферы образования с целью повышения и обеспечения должного уровня качества обучения и как не допустить проявление коррупции и хищения денежных средств в связи с расходованием данных поступлений.

Для начала следует рассмотреть, как осуществляется финансирование образовательных организаций, какие методы и направления служат источниками финансовых поступлений.

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией является «некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность, осуществляемая на основании лицензии в соответствии с целями, ради которых она была создана» [7]. Согласно основной классификации источников финансовых поступлений, финансирование образовательных организаций осуществляется двумя способами: с помощью бюджетных ассигнований и внебюджетных поступлений [1].

Несмотря на то, что государство несет основную ресурсную нагрузку в плане финансовых поступлений и создает направления для эффективного развития и функционирования системы образования, в настоящее время довольно острой остается проблема нехватки поступлений только бюджетных средств для решения огромного спектра задач, стоящих перед образовательными организациями. Поэтому образовательным организациям приходится как совершенствовать, так и улучшать уже имеющиеся в пользовании источники поступления финансовых средств, так привлекать и внедрять новые.

Стоит отметить положительную тенденцию изменения способов финансирования бюджетных образовательных организаций в плане выдачи определенной степени автономии в принятии экономических решений. В конце XX века, получив возможность самостоятельно управлять своими ресурсами и средствами, у образовательных организаций значительно расширились возможности для улучшения условий организации образовательной деятельности.

В связи с этим образовательные организации расширяют спектр образовательных услуг, организуют дополнительные услуги, которые пользуются значительным спросом и более того, могут не входить в стандартные образовательные программы, но являются важным источником дополнительного финансирования. 

Другими примерами по дополнительному привлечению средств образовательными организациями является получение грантов за те или иные заслуги, например, за высокие показатели в городских проектах, за рейтинговые баллы по успеваемости или фандрайзинг – поступления из внебюджетных источников финансирования.

Действительно, следует отметить, что у образовательных организаций на сегодняшний день существуют действенные и эффективные методы по привлечению дополнительных финансовых поступлений. Однако, это требует ряд усилий и каждый раз поиск новых возможностей для борьбы с постоянно образующимися финансовыми вызовами.

Итак, вопрос, как осуществляется финансирование образовательных организаций, и что может служить дополнительным источником доходов, рассмотрен. Важно, не допустить проявление коррупции, чтобы эти финансовые поступления и бюджет образовательной организации расходовались по прямому назначению. Оценка коррупционных рисков сотрудников образовательных организаций, степень возникновения риска, соответствующая возможная форма проявления коррупции, выраженная в воздействии потенциального коррупционного фактора приведены в таблице 1.

Проведя оценку коррупционных рисков сотрудников образовательных организаций (см. Таблицу 1), отмечена возможность коррупционного фактора, который при стечении определенной совокупности действий может быть рассмотрен признаком коррупционного риска [6].

В научной литературе и практике деятельности к числу коррупционных рисков относят:

  • возможность реализации без значительных усилий узким кругом заинтересованных лиц (чаще сотрудников, в должностные полномочия которых входят соответствующие трудовые функции и которые в ходе их выполнения тесно и часто контактируют между собой) потенциальной коррупционной схемы;
  • нецелевое и/или неэффективное использование средств учреждения (ст. 285.1 УК РФ), которое может наглядно представлять оплату значительных закупок без наличия объективной на них потребности;
  • необоснованное ограничение конкуренции при организации закупок;
  • злоупотребление (ст. 285 УК РФ) и /или превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), последнее можно понимать как решение личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей сотрудника посредством трудовых возможностей;
  • нарушение политики конфиденциальности (разглашение третьим лицам информации, предназначенной для должностного пользования);
  • непотизм, чаще выраженный в предоставлении негласных привилегий субъективного характера при принятии на работу сотрудников.

Таблица 1. Оценка коррупционных рисков сотрудников образовательной организации (составлено авторами на основе аналитических данных)

 

Должности

Должностные обязанности

Коррупционный фактор

Высокая степень возникновения риска

- директор,
- зам. директора,
- главный бухгалтер
 

Принятие решений об использовании средств бюджетной субсидии и средств, полученных от приносящей доход деятельности

Нецелевое и (или) неэффективное использование средств организации (ст. 285.1 УК РФ)

Оплата труда

Необоснованное установление премий, стимулирующих выплат

Организация деятельности учреждения

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

- зам.директора по управлению ресурсами,
- специалист по закупкам,
- эксперт,
- главный бухгалтер,
- ведущий юристконсульт

Осуществление закупок (заключение договоров на поставку товаров/работ/услуг для нужд организации)

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Нецелевое и (или) неэффективное использование средств учреждения (ст. 285.1 УК РФ)

Оплата значительных закупок без наличия объективной на них потребности

Завышение объема и стоимости закупаемых товаров/работ/услуг

Средняя степень возникновения риска

- ведущий специалист по кадрам,
- специалист по кадрам, ведущий документовед

Принятие сотрудников на работу

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Работа со служебной информацией

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Организационная работа с документами в соответствии с утвержденной номенклатурой отдела

Низкая степень возникновения риска

- директор, 
- зам. директора,
- руководители структурных подразделений,
- специалисты кадровой службы

Проведение аттестации сотрудников

Непотизм, выраженный в необъективной оценке результатов деятельности сотрудников

Награждение, поощрение сотрудников

Завышение или занижение результативности труда и уровня профессиональных компетенций при установлении квалификационных категорий

- директор,
- зам.директора,
- руководители структурных подразделений,
- иные лица, уполномоченные представлять интересы учреждения
 

Взаимоотношения с учредителем, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также другими предприятиями, учреждениями и организациями

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Снизить коррупционные риски в образовательной организации можно путем введения ряда мер, как внутри организации, так и привлекая организации, осуществляющие контроль. Предложения по устранению риска и предполагаемые эффекты от предложенных мер приведены в таблице 2.

Таблица 2. Предложения по устранению риска и предполагаемые эффекты (составлено авторами на основе аналитических данных)

 

Предложение по устранению риска

Положительные эффекты предложений

Группы должностей с высокой степенью возникновения коррупционного риска из таблицы 1

Коллегиальное формирование плана финансово-хозяйственной деятельности и плана закупок учреждения совместно при участии всех руководителей структурных подразделений;

Строгое соблюдение законодательства, а также положений/инструкций/регламентов, утвержденных локальными актами организации в части организации закупок товаров/работ/услуг, средств, выделяемых на оплату труда сотрудников организации;

Контроль за деятельностью комиссий по оценки по деятельности работников организации;

Разъяснение работникам мер ответственности за совершение правонарушений в сфере коррупции;

Повышение прозрачности и достоверности информации при осуществлении закупочной деятельности путем размещения соответствующей документации на общедоступном государственном портале.

Расширение круга коллегиальным формированием плана свяжет достаточно большое количество участников и провернуть любую «махинацию» будет труднее, а также  позволит определить наиболее объективный вариант для закупок.

Размещение плана закупок и финансово-хозяйственной деятельности на государственных порталах обеспечит прозрачность и доступность информации другим лицам, в том числе, органам, осуществляющим проверку по данному виду деятельности.

Группы должностей с средней степенью возникновения коррупционного риска из таблицы 1

Профилактическая работа с сотрудниками организации;

Разъяснение работникам мер ответственности за совершение правонарушений в сфере коррупции;

Строгое соблюдение законодательства, а также положений/инструкций/регламентов, утвержденных локальными актами организации в части использования служебной информации (т.е. при получении доступа к информации);

Проведение собеседования при приеме на работу лично директором учреждения;

Внедрение системы контроля и технических средств защиты информации.

Совершенствование профориентационной работы; разработка информационных памяток об уголовной ответственности за получение взятки и мерах административной ответственности за незаконное получение взятки.

Разъяснение мер ответственности за совершение Коррупционных правонарушений с приведением конкретных примеров, т.е. усиление контроля будет «держать» работников «в поле видимости» их действий.

Группы должностей с низкой степенью возникновения коррупционного риска из таблицы 1

Установление многоуровневой системы контроля, обеспечивающей прозрачность и достоверность сведений о результатах трудовой деятельности работников, подлежащих аттестации;

Строгое соблюдение законодательства, а также положений/инструкций/регламентов, утвержденных локальными актами организации в части этики и служебного поведения сотрудников;

Усиление контроля и правил обмена деловыми подарками, вносом/выносом материальных ценностей из организации.

Обеспечивают открытость и объективность решений.

Тем самым уменьшаем возможность получение взятки.

В заключении хотелось бы отметить, что внедрение механизмов оценки коррупционных рисков и их минимизации является значимым направлением системы мер по противодействию коррупции, принимаемых в любой образовательной организации, созданных на основании федеральных законов и других нормативных документов, регламентирующих вопросы предупреждения и противодействия коррупции. 

«Оценка коррупционного риска является одним из обязательных элементов управления рисками, т.е. принятие мер, позволяющих прогнозировать возникновение риска и снижать степени риска» [3]. «Для искоренения коррупции необходимо продолжить совершенствовать законодательство, развивать его в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств» [2].

Таким образом, важным является не только получение финансирования для развития сферы образования с целью повышения качества обучения и обеспечения должного уровня, но и оценка коррупционных рисков с целью предотвращения хищения денежных средств и их нецелевого применения. Только в совокупности решение этих вопросов будет способствовать развитию.

Список литературы:

  1. Силина Л.В. Особенности финансирования образовательных организаций в Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2019. №4-2(91). С. 149-151.
  2. Хомутова Е.А. Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения // Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве : Сборник докладов X международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Ростов-на-Дону, 29 ноября 2019 года. Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2019. С. 283-290.
  3. Шутая Р.П. Антикоррупция в сфере образования. Проявление коррупции в сфере образования // Вестник науки. 2023. №4(61). С. 215-227.
  4. Шустова Е.А. Особенности современных формы оплаты труда в страховых компаниях // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. С. 273-280.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 02.10.2024) // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 06.10.2024)
  6. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: официальный сайт. (дата обращения: 09.03.2024)
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // КонсультантПлюс: официальный сайт. (дата обращения: 22.02.2024)
  8. Business Support During the Pandemic: View of the Representatives of the European Cooperative Movement Shinkareva O.V., Kaurova O.V., Oganyan V.A., Karacsony P., Maloletko A.N. Advances in Science, Technology and Innovation, 2023. Part F1.: 733-736.

Anti-corruption policy in the field of education as a factor in the development of income-generating activities

Bazhanova K.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Gurina E.A.,
Associate Professor of the Department of Economics and Management at the Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City University, Ph.D. in Economics

Abstract. The article examines the modern directions of attracting financial revenues for the successful functioning of educational organizations. The possible ways of spending the earned funds are highlighted and the potential risks and probable forms of corruption associated with the use of these funds are also shown. An assessment of corruption risks of employees has also been compiled, measures to eliminate risks have been proposed and the importance of such measures has been shown.
Keywords: financing methods; educational organizations, ways of spending financial revenues; forms of corruption; corruption risks; measures to eliminate.

References:

  1. Silina L.V. Features of financing educational organizations in the Russian Federation // Bulletin of magistracy. 2019. №4-2(91).: 149-151.
  2. Khomutova E.A. The current state of corruption in Russian healthcare and measures to prevent it // Modern trends in public administration, economics, politics, law : A collection of reports of the X International scientific and practical conference of young scientists, graduate students and students, Rostov-on-Don, November 29, 2019. Rostov-on-Don: South Russian Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary educational Institution of Higher Professional Education Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA Law School), 2019.: 283-290.
  3. Shulaya R.P. Anti–corruption in education. Manifestation of corruption in the field of education // Bulletin of Science. 2023. №4(61).: 215-227.
  4. Shustova E.A. Features of modern forms of remuneration in insurance companies // Knowledge. Understanding. Ability. 2013. №1.: 273-280.
  5. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 №63-FZ (as amended on 02.10.2024) // ConsultantPlus: official website. (date of the address: 06.10.2024).
  6. Federal Law «On Combating Corruption» dated 25.12.2008 №273-FZ (latest edition) // Consultant Plus: official website. (date of the address: 09.03.2024).
  7. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 №273-FZ (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2023) // ConsultantPlus: official website. (date of the address: 22.02.2024).
  8. Business Support During the Pandemic: View of the Representatives of the European Cooperative Movement Shinkareva O.V., Kaurova O.V., Oganyan V.A., Karacsony P., Maloletko A.N. Advances in Science, Technology and Innovation, 2023. Part F1.: 733-736.