Аннотация. В статье описывается исследование проблемы отсутствия отработанного алгоритма взаимодействия педагогического состава школы с родителями. Взаимодействие носит реактивный, но не проактивный характер, учитель не инициирует взаимодействие с родителями, а отвечает на запрос или жалобу. Также представлены план и программа тренинга для педагогов по презентации содержания учебной программы педагогами на родительском собрании.

Ключевые слова: взаимодействие педагогов с родителями, взаимодействие в образовательном процессе, презентация учебной программы, родительское собрание.

Роль взаимодействия педагогов и родителей в образовательном и воспитательном процессе школы очень высока. Это подтверждается многими авторами, в том числе об этом говорят в своих исследованиях Д.С. Весманов, С.В. Весманов, Г.А. Акопян [2], Н.В. Жадько, М.М. Безруких [4]. От правильно и эффективно выстроенного взаимодействия зависят успехи детей, как в обучении, так и в адаптации и социализации в обществе. Взаимодействие педагогов с родителями обучающихся является ключевым аспектом в образовательной системе и играет важную роль в различных педагогических подходах.

Объектом исследования являлось взаимодействие педагогов негосударственной школы с родителями обучающихся, предметом исследования – система взаимодействия педагогов с родителями обучающихся школы «Смарт Скул Новая Рига».

На первом этапе исследования изучались и анализировались основные правила взаимодействия школы с родителями в таких хорошо известных и успешных практиках, как Вальдорфская школа [7], школа Монтессори [3], Реджио-педагогика [6].

Изучение и анализ показали, что взаимодействие школы с родителями начинается с ознакомления их с правилами взаимодействия педагогов и детей.  Правила должны быть понятны для детей. Дети, примут их только если будут понимать смысл этих правил. Когда ребенок становится участником процесса разработки правил – ему сложнее их нарушить.

При поступлении ребенка в школу эти правила представляются родителям для того, чтобы создать базу сотрудничества. Важно в момент представления этих правил получить от родителей обратную связь, указывающую на то, что родители приняли эти правила, и что они разделяют их необходимость и полезность.

Принятые правила поведения и взаимодействия детей и педагогов в школе составляют основу алгоритма взаимодействия педагогов и родителей.

Изучение практик также позволило выделить несколько основополагающих принципов взаимодействия педагогов с родителями, это:

  1. Сотрудничество и общие ценности. Педагоги и родители должны стремиться к объединению вокруг общих идеологических принципов. Это создает общую платформу для диалога и сотрудничества.
  2. Личный пример и авторитет. Педагоги должны обладать качествами, позволяющими завоевывать уважение и авторитет среди учеников и их родителей, что необходимо для эффективного образовательного процесса.
  3. Учет значительной роли родителей в обучении и воспитании ребенка. Родители играют решающую роль в жизни ребенка и должны служить адекватным примером для подражания, обеспечивая положительное воздействие на личностное развитие ребенка.
  4. Естественность воспитания. Педагогика должна учитывать естественное поведение родителей и их индивидуальный подход к обучению и воспитанию своего конкретного ребенка.
  5. Ранняя дошкольная подготовка. Начинать воспитательную работу желательно с детского сада, чтобы понимать динамику семейных отношений и влиять на них в целях дальнейшего развития ребенка.
  6. Вовлечение и информирование родителей. Очень важно вовлечь родителей в понимание принципов образовательных методик и поддерживать с ними открытую линию коммуникации, регулярно обсуждая прогресс и вопросы развития ребенка.
  7. Участие родителей в школьной жизни. Родители должны активно участвовать в укреплении учебного пространства и мероприятиях, помогая создавать благоприятную среду для роста и обучения.
  8. Гармония личностного и общественного. Важно стремиться к сочетанию индивидуального пространства ребенка и семьи с общественными нормами и ценностями, воспитывая у ребенка уважение к разнообразию и развивая его способности в поддерживающей среде.
  9. Развитие мышления и творческих навыков. Педагогам следует адаптировать подходы, способствующие развитию критического мышления, аргументации и проектного мышления у детей, вместе с родителями продвигая идею непрерывного изучения мира.
  10. Совместная активность и поддержка в урочное и внеурочное время. Необходимо организовывать совместные мероприятия с родителями, помогающие детям ориентироваться в социальном контексте и учиться быть частью сообщества.

Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями в рамках всех трех подходов заключается во включении родителей в процесс образования, регулярной коммуникации с ними, сотрудничества и учета индивидуальности ребенка. Через совместные усилия педагогов и родителей создается благоприятная образовательная среда, способствующая гармоничному развитию и успеху детей. Взаимодействие педагогов с родителями должно строиться на основе доверия, взаимного уважения и совместной заботы о благополучии и развитии ребенка. Это создает единое и положительное образовательное пространство.

Следующий этап исследования носил эмпирический характер, и представлял собой анкетный опрос педагогов и родителей. Задача этого этапа – углубленное понимание особенностей взаимодействия между педагогами и родителями в частной школе «Смарт Скул Новая Рига». В опросе приняли участие 15 педагогов с опытом работы в системе Смарт Скул и 31 родитель обучающихся.

Наибольший интерес представляют ответы родителей о характере, способах и ожиданиях от взаимодействия со школой. В анкете присутствовали вопросы, касающиеся возраста, пола, образования, профессионального статуса, а также количества и возраста детей. Ответы показали широкий диапазон возрастов, что подразумевает разнообразие интересов и потребностей во взаимодействии со школой.

Проанализируем полученную информацию.

При ответе на вопрос «Взаимодействуете ли Вы со школой (классным руководителем, педагогами, администрацией)?» был получен единогласный ответ «Да, взаимодействую».

На основе результатов ответов родителей на вопрос, касающийся взаимодействия родителей со школой, по основным способам коммуникации сформирована таблица, отражающая различные способы взаимодействия родителей со школой. Она позволяет увидеть распределение предпочтений родителей по коммуникационным каналам (см. таблицу 1).

Таблица 1. Способы взаимодействия со школой

Способ взаимодействия

Количество ответов

Комментарий

Использование электронного журнала и дневника

25

Широко используемый способ

Обмен сообщениями с классным руководителем (СМС, Telegram, WhatsApp и т.п.)

30

Наиболее популярный метод связи

Звонки классному руководителю

15

Используется для срочных и важных вопросов

Обмен сообщениями с педагогами школы (СМС, Telegram, WhatsApp и т.п.)

10

Достаточно активно используется для оперативного общения

Звонки администрации школы

8

Менее частый способ связи, в основном для организационных вопросов

Таким образом, большинство родителей активно используют цифровые технологии для взаимодействия со школой. Электронные дневники и мессенджеры становятся ключевыми инструментами в образовательном процессе, что подчеркивает тренд на цифровизацию образования и необходимость у школ поддерживать эти каналы на высоком уровне функциональности и безопасности.

Далее представим таблицу 2, в которой отражены различные типы мероприятий, посещаемых родителями в школе:

Таблица 2. Типы мероприятий, посещаемые родителями в рамках взаимодействия со школой

Тип мероприятия

Количество посещений

Комментарии

Посещение родительских собраний

29

Самый популярный способ участия, что свидетельствует о желании родителей быть в курсе учебного процесса и школьной жизни своих детей.

Посещение внеурочных мероприятий (концерты, спектакли, выставки, соревнования)

14

Второй по популярности вид участия, позволяющий родителям поддерживать интересы и хобби своих детей за пределами учебного плана.

Участие в заседаниях родительского комитета класса

4

Меньшее количество участников, вероятно, указывает на специфичность этой активности, предусматривающей более активное управленческое вовлечение.

Посещение школы для контакта с педагогами школы

7

Показывает прямой интерес родителей к учебному процессу и личное общение с учителями, что способствует лучшему пониманию успехов и проблем ученика.

Посещение школы для контакта с классным руководителем

6

Еще одна форма активного участия, нацеленная на решение более личных или классно-специфических вопросов.

Посещение школы для контакта с администрацией школы

2

Наименее распространённая активность, возможно, из-за редкой необходимости возводить вопросы до уровня администрации.

Участие в работе общественных объединений, связанных со школой (Ассоциация родителей школьников, Совет матерей, Совет отцов и т.п.)

1

Очень специализированная форма участия, требующая значительного внутреннего мотива и времени.

Как видно из таблицы, основным способом участия в жизни школьного сообщества для родителей являются родительские собрания. Также родители участвуют во внеурочных мероприятиях, организуемых школой. Остальные формы участия, такие как встречи с педагогами или участие в заседаниях родительского комитета, менее распространены, но тем не менее важны для поддержания тесного контакта между школой и родителями.

Следующим важным вопросом исследования был вопрос о тематике взаимодействия родителей со школой и школьными педагогами. На рисунке 1 представлены сгруппированные темы взаимодействия со школой вместе с количеством ответов родителей.

Рис. 1. Ответы родителей о темах взаимодействия со школой

Таким образом, самыми популярными темами являются оценки и критерии их выставления, расписание учебных и каникулярных периодов, а также общий контроль за содержанием образовательной программы.

Полученные в результаты изучения успешных практик взаимодействия школы с родителями и результаты эмпирического исследования позволили сформулировать концепцию и программу тренинга для педагогов школы «Смарт Скул Новая Рига», в соответствии с технологией интенсивного бизнес-обучения (тренинга) Н.В. Жадько [4].

Цель тренинга: научить учителей частной школы «Смарт Скул Новая Рига» грамотно и доступно презентовать родителям образовательную программу школы.

Содержание презентации для родителей:

  1. Введение
  • Значение взаимодействия между родителями и школой.
  • Роль педагогов в представлении учебных программ.
  1. Принципы школы
  • Обсуждение основных принципов и ценностей школы:
  1. Сотрудничество и общие ценности. Педагоги и родители должны стремиться к объединению вокруг общих идеологических принципов. Это создает общую платформу для диалога и сотрудничества.
  2. Личный пример и авторитет. Педагоги должны обладать качествами, позволяющими завоевывать уважение и авторитет среди учеников и их родителей, что необходимо для эффективного образовательного процесса.
  3. Учет значительной роли родителей в обучении и воспитании ребенка. Родители играют решающую роль в жизни ребенка и должны служить адекватным примером для подражания, обеспечивая положительное воздействие на личностное развитие ребенка.
  4. Естественность воспитания. Педагогика должна учитывать естественное поведение родителей и их индивидуальный подход к обучению и воспитанию своего конкретного ребенка.
  5. Ранняя дошкольная подготовка. Начинать воспитательную работу желательно с детского сада, чтобы понимать динамику семейных отношений и влиять на них в целях дальнейшего развития ребенка.
  6. Вовлечение и информирование родителей. Очень важно вовлечь родителей в понимание принципов образовательных методик и поддерживать с ними открытую линию коммуникации, регулярно обсуждая прогресс и вопросы развития ребенка.
  7. Участие родителей в школьной жизни. Родители должны активно участвовать в укреплении учебного пространства и мероприятиях, помогая создавать благоприятную среду для роста и обучения.
  8. Гармония личностного и общественного. Важно стремиться к сочетанию индивидуального пространства ребенка и семьи с общественными нормами и ценностями, воспитывая у ребенка уважение к разнообразию и развивая его способности в поддерживающей среде.
  9. Развитие мышления и творческих навыков. Педагогам следует адаптировать подходы, способствующие развитию критического мышления, аргументации и проектного мышления у детей, вместе с родителями продвигая идею непрерывного изучения мира.
  10. Совместная активность и поддержка в урочное и внеурочное время. Необходимо организовывать совместные мероприятия с родителями, помогающие детям ориентироваться в социальном контексте и учиться быть частью сообщества.
  • Примеры успешного внедрения данных принципов в обучающую практику (примеры альтернативных негосударственных школ – Вальдорфская школа, школа Монтессори, Реджио).
  1. Взаимодействие школы и родителей
  • Важность совместной работы и ее влияние на успехи учеников.
  • Разработка правил взаимодействия. Какими должны быть правила:
  1. В школе (классе) должны быть разработаны правила взаимодействия педагогов и детей. При поступлении ребенка в школу, эти правила необходимо представлять родителям для того, чтобы создать базу сотрудничества. Правила должны быть понятны, легки для запоминания и основаны на признанных методиках образования и воспитания. Важно получить от родителей обратную связь, указывающую на то, что родители приняли эти правила, и что они разделяют их необходимость и полезность.
  2. Правила должны быть понятны для детей. Дети, так же как их родители, примут эти правила только если будут понимать их смысл. Правила не должны противоречить особенностям развития детей (например, в государственных школах ребенку 1-го класса не разрешается выйти в туалет посреди урока, или просто встать и сменить положение). Правила должны быть адаптированы к физиологическим и психологическим особенностям возрастного развития.
  3. Правила нужны для направления и организации учебного процесса. Когда ребенок становится участником процесса разработки правил – ему сложнее их нарушить.
  4. При обучении ребенка важно опираться на современные способы и методы взаимодействия, используемые в негосударственных школах, например: Вальдорфская школа, методика Монтессори и Реджио-педагогика.
  5. Принятые правила поведения и взаимодействия детей и педагогов в школе могут лечь в основу алгоритма взаимодействия педагогов и родителей.
  6. Процесс взаимодействия и его адаптация с учетом возрастных особенностей детей.

      4. Ожидания от взаимодей

  • Описание роли родителя в образовательном процессе.
  1. Родители должны поддерживать образовательные усилия своих детей, помогая в выполнении домашних заданий, обсуждении учебного материала и предоставлении необходимых ресурсов.
  2. Родители мотивируют своих детей, поощряя их учебную активность и показывая интерес к их успехам и проблемам.
  3. Родители должны регулярно общаться с учителями, чтобы быть в курсе успехов, трудностей и поведения их детей в школе. Это помогает координировать усилия семьи и школы.
  4. Активное участие родителей в школьных мероприятиях демонстрирует детям значимость образования.
  5. Родители играют ключевую роль в развитии социальных и коммуникативных навыков детей, влияя на их способности к взаимодействию с учителями и сверстниками.
  6. Родители защищают интересы своего ребенка, убеждаясь, что школьная обстановка и обучение соответствуют его потребностям и правам.
  7. Предоставление эмоциональной поддержки во время учебных и личных трудностей помогает ученикам сохранять уверенность в своих силах.
  8. Для детей родители всегда – образцы для подражания в отношении к обучению, работе и личной ответственности, что формирует у ребенка ценностные ориентиры.
  9. Родители помогают детям в установлении образовательных и личных целей, а также в планировании пути достижения этих целей.
  • Поддержка учебно-воспитательной деятельности школы (мотивация, личный пример, поддержка авторитета учителя и школы и т.п.).
  1. Презентация учебной программы
  • Детальное представление программы по предметам.
  • Объяснение структуры программы, включая темы, дополнительные задания, игровые занятия, практикумы.
  • Обсуждение контрольно-измерительных материалов и системы оценивания.
  1. Требования к результатам обучения
  • Объяснение ожидаемых достижений учеников по завершении курса.
  • Как эти достижения соотносятся со стандартами образования и требованиями к переходу на следующий уровень.
  1. Стратегии и подходы к реализации программы
  • Методы и подходы, используемые для достижения учебных целей.
  • Примеры интеграции различных учебных методик.
  1. Заключение
  • Подведение итогов и ответы на вопросы.
  • Призыв к родителям активно участвовать в учебной и воспитательной деятельности школы.

После лекции педагогам дается задание: Разработайте структуру и план родительского собрания для презентации содержания учебной программы (тренер обозначает, что должны быть отражены следующие пункты: принципы школы, убежденность в том, что результат ребенка – совместное усилие школы и родителей, как дополняющих друг друга участников учебно-воспитательного процесса, ожидания от взаимодействия, представление программы обучения по предметам, требования к результатам обучения, структура программы (темы, дополнительные задания, игровые занятия, практикумы для лучшего усвоения, контрольно-измерительные материалы, система оценивания)).

Педагоги разбиваются на группы для разработки презентаций по заданным критериям. Каждая группа разрабатывает свою версию собрания, включающую основные аспекты учебной программы и ответы на потенциальные вопросы родителей. Каждая группа представляет свою презентацию. Обсуждение принципов школы, роли родителей, содержание учебной программы, оценочных методов и контрольных показателей.

Тренер комментирует выступления каждой группы с акцентом на сильные и слабые стороны. А затем происходит совместное обсуждение всех представленных идей и выбор наиболее успешных решений и формирование единой эффективной презентации.

Заключительный формат тренинга, это практическое занятие по ответам на часто задаваемые вопросы.

Программа тренинга представлена в таблице 3.

Таблица 3. Программа тренинга «Презентация содержания учебной программы педагогами на родительском собрании»

Время

Вид активности

Содержание активности

9.30-10.00

Установочная лекция. Знакомство с тренером и участниками.

 

10.00 – 10.30

Лекция тренера о содержании презентации педагогами учебной программы родителям на родительском собрании. 

Лекция структурирована таким образом, чтобы педагоги смогли грамотно и эффективно представить родителям ключевые аспекты образовательной программы своих детей. Вступительная часть включает в себя обращение тренера к педагогам, подчеркивающее важность родительского собрания как инструмента взаимодействия. В ней также присутствует обзор результатов опроса, указывающий на значимость таких собраний для родителей.

Основной блок лекции начинается с постановки задачи тренера, который выделяет центральную тему — необходимость правильной презентации содержания учебной программы для решения родительских требований и опасений. В этой части подчеркиваются ключевые аспекты, которые должны быть представлены на собрании, включая взаимодействие между родителями и школой, роль педагогов, принципы школы и их важность для формирования благоприятной учебной и воспитательной среды.

Тренер рассказывает о принципах школы, которые включают сотрудничество, личный пример, учет роли родителей в обучении, естественность воспитания, раннюю дошкольную подготовку, вовлечение родителей в жизнь школы и др. Приводятся примеры успешного применения этих принципов, а также подробно описывается взаимодействие школы и родителей как фактор, влияющий на успехи учащихся.

Далее в лекции обсуждаются вопросы презентации учебной программы, требования к результатам обучения, а также используемые стратегии и методы для достижения учебных целей. Заключительная часть посвящена обсуждению возможных форм проведения родительского собрания, благодаря которым можно улучшить понимание и вовлечение родителей.

10.30 – 11.00

Задание для работы в группах: «Разработайте план и структуру родительского собрания для презентации родителям содержания образовательной программы
20 человек делятся на группы по 4-5 человек.

После проведения лекции педагогам предоставляется задание по разработке структуры и плана родительского собрания, на котором будет представлено содержание учебной программы. Для реализации задания учителя делятся на группы. Каждая группа работает над созданием своей версии презентации, уделяя внимание основным аспектам учебной программы и подготовке ответов на возможные вопросы родителей.

11.00-11.50 

Презентации групповой работы.

4-5 групп по 10-12 мин на выступление каждой группы.  

Затем следует этап, на котором каждая группа представляет разработанную презентацию. В ходе представлений обсуждаются принципы школы, роль родителей, детали учебной программы, методы оценки успеваемости и контрольные показатели. После презентаций тренер дает комментарии по каждому выступлению, указывая на сильные и слабые стороны предложенных подходов.

Дальнейшее обсуждение направлено на анализ всех представленных идей и выбор наиболее удачных решений для создания финальной версии презентации. Особенность данного этапа – коллективное участие в формировании единой и эффективной презентации, которая будет использована в дальнейших родительских собраниях.

11.50 – 12.10

Ролевая игра «Вопрос-ответ».

После этого проводится практическое задание, в ходе которого педагоги готовят друг другу стандартные вопросы и ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы. Эта часть включает ролевую игру, помогающую отработать навыки коммуникации и уверенно реагировать на сложные вопросы.

12.10 – 12.30

Анализ результатов работы группы.

В заключение тренинга подводятся итоги, обобщаются полученные знания и навыки. Тренер подчеркивает значимость обеспечения родителей полной и точной информацией о всех аспектах учебного процесса, что помогает уменьшить тревожность и налаживает эффективное взаимодействие между школой и семьей.

12.30-13.00

Итог всего тренинга.

Обмен мнениями, сбор обратной связи.

Список литературы:

  1. Акопян Г.А., Весманов С.В., Весманов Д.С. Организационная диагностика в сфере образования. М.: Саратовский источник, 2022. 53 с.
  2. Весманов Д.С., Весманов С.В., Акопян Г.А. Московская школа и горожане: как родители вовлечены в изменения образовательной и социальной деятельности школы // UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. М.: Экон-информ. 2019. С. 21-30.
  3. Долганова Н.В. Взаимодействие семьи и школы в педагогической концепции М.: Монтессори // Материалы Ивановских чтений. 2022. №1(36). С. 28-29.
  4. Жадько Н.В., Безруких М.М. Взаимодействие педагога и родителя: причины проблем и варианты их решения // Отечественная и зарубежная педагогика. №6. 2023. С. 37-48.
  5. Жадько Н.В. Технология интенсивного бизнес-обучения (тренинга): учебное пособие. Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК. 2012. 438 с.
  6. Шмараева Е. 6 правил воспитания по итальянский реджио-педагогики. Чему учит система Лариса Малагуцци и в чём её отличие от Вальдорфской и Монтессори.  (дата обращения 22.10.2023).
  7. Mezentseva O. Centenary of Waldorf Education: the phases of School movement development / Український педагогічний журнал. 2019. №3.: 31-37.

Development of a system of interaction between school teachers and parents of students

Bukrinskaya A.I.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Vesmanov S.V.,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and law Moscow City University, Moscow, PhD in Economics

Abstract. The article describes the study of the problem of the lack of a proven algorithm for the interaction of the teaching staff of the school with parents. The interaction is reactive, but not proactive, the teacher does not initiate interaction with parents, but responds to a request or complaint. A training plan and program for teachers on the presentation of the curriculum content by teachers at a parent-teacher meeting is also presented.
Keywords: interaction of teachers with parents, interaction in the educational process, presentation of the curriculum, parent-teacher meeting.

References:

  1. Akopyan G.A., Vesmanov S.V., Vesmanov D.S. Organizational diagnostics in the field of education. Moscow: Saratov source, 2022. 53 p.
  2. Vesmanov D.S., Vesmanov S.V., Akopyan G.A. Moscow school and citizens: how parents are involved in changes in educational and social activities of the school// UniverCity: Cities and Universities: Issue 3 / Edited by S.N. Vachkova, E.A. Asonova. Moscow: Ekon-inform. 2019.: 21-30.
  3. Dolganova N.V. Interaction of family and school in the pedagogical concept of M. Montessori // Materials of the Ivanovo readings. 2022. №1(36).: 28-29.
  4. Zhadko N.V., Bezrukikh M.M. Interaction of a teacher and a parent: causes of problems and solutions // Domestic and foreign pedagogy. №6. 2023.: 37-48.
  5. Zhadko N.V. Technology of intensive business education (training): a textbook. Moscow: MPSU; Voronezh: MODEK. 2012. 438 p.
  6. Shmaraeva E. 6 rules of education in Italian reggio pedagogy. What does the Larisa Malaguzzi system teach and what is its difference from Waldorf and Montessori? (date of the address:22.10.2023).
  7. Mezentseva O. Centenary of Waldorf Education: the phases of School movement development / Ukrainian pedagogical magazine. 2019. №3.: 31-37.