Аннотация. В статье рассматриваются вопросы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением речи. Приводится анализ основных отечественных и зарубежных исследований, затрагивающих тематику отношения родителей к детям, имеющим нарушения речи. Обсуждаются основные положения исследований, свидетельствующие о характере взаимодействия родителей с ребёнком, имеющим нарушения речи. Описываются определяющие факторы формирования детско-родительских отношений и их влияние на процесс коррекции нарушения речи у ребенка.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, дети с нарушением речи, типы детско-родительских отношений.

Тесное взаимодействие специалистов психологического и логопедического профилей с семьями, воспитывающими детей с нарушением речи, приобретает все большую актуальность. Последние актуальные статистические данные свидетельствуют о резком увеличении числа таких детей, и на данный момент примерно 87% дошкольников страдают от нарушений речи.

Детско-родительские отношения представляют собой систему взаимоотношений между ребенком и членами семьи, которые являются основой семейного микроклимата. Они определяют характер будущего ребенка. Семья играет очень важную роль в поддержке, коррекции нарушений и социализации ребенка, имеющего дефекты развития, поэтому главной задачей логопедов и психологов является просвещение, поддержка и помощь семье в этом процессе.

Достаточно большое количество исследователей занимались изучением семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, включая нарушения речи. Среди отечественных ученых в области детско-родительских отношений следует отметить Л.С. Выготского [7], А.Н. Леонтьева, А.Я. Варгу [5], А.С. Спиваковскую [14] и Э.Г. Эйдемиллер. Проблему изучения таких семей и необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей и ребёнка поднимает в своей работе и В.В. Ткачева [15].

Воспитание и развитие ребенка с нарушениями речи требует не только профессиональной помощи специалистов, но и активного участия семьи. Логопедическая работа включает не только коррекцию речевых нарушений у детей, но также образовательную деятельность по повышению осведомленности родителей о проблемах их ребенка и методах их решения.

Интеллектуальное развитие и благоприятная среда жизни тесно связаны с такими семейными характеристиками, как эмоциональная вовлеченность родителей, поддержка, образование и нравственно-духовные черты родителей, коммуникация ребенка с взрослыми, эмоциональное состояние ребенка и характер взаимодействий между супругами.

Известно, что на воспитание ребенка влияет в первую очередь его семья, его родители. Даже самые высококвалифицированные педагоги, работающие по современным программам, не могут конкурировать с родителями, которые подсознательно формируют представления ребенка о жизни и правилах поведения. Изменения, происходящие в обществе, ведут к изменениям в семье, отношениях между супругами и между детьми и родителями. Важная составляющая в развитии ребенка являются отношения с родителями, формы совместной деятельности. В трудах В.В. Ткачевой поднимается важность роли активного сотрудничества с родителями с целью изменения взглядов на их позицию и отношению к ребенку.

Наиболее важной темой является оценка детско-родительских отношений. Она актуальна для зарубежных и отечественных психологов. В далеком 1899 году появились первые экспериментальные исследования в этой области. Сирс и Холл разработали опросник, в котором выявлялось мнение родителей о наказании детей. Первооткрывателем и пионером в области исследования детско-родительских отношений принято считать А. Адлера.

А. Адлер в своем труде выделяет такие принципы, как «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». Деспотичное и авторитарное воспитание ребенка в семье приведет лишь к ухудшению детско-родительских отношений, недопониманию [1].

А.С. Спиваковская утверждала, что родительские установки – это система эмоциональных отношений, которые родители имеют по отношению к своему ребенку, их представления о нем, а также способы поведения и общения с ним. Любовь, принятие и поддерживающее отношение обеспечивают ребенку чувство безопасности и способствуют его нормальному развитию. Отвержение, наоборот, может привести к эмоциональному недоразвитию и проявлению агрессии у детей. Это особенно заметно в период подросткового кризиса [14].

В.Н. Мясищев [12] и Б.Г. Ананьев [2] в своих трудах описывают эмоциональную и оценочную связь между ребенком и каждым из родителей. Эта связь проявляется через их действия, переживания и реакции.

Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт была основана теория эмоциональной привязанности. Основная мысль заключается в том, что младенцу необходим значимый взрослый, чтобы чувствовать себя в безопасности, благополучно развиваться и расти в этом мире [19].

Эрих Фромм выделяет материнскую (безусловную) и отцовскую (условную) любовь. Для эффективного воспитания необходимы оба стиля эмоционального отношения [17].

Карен Хорни в своих исследованиях указывает на то, что ребенок может пережить много травмирующих событий при условии, что будет себя чувствовать любимым, важным и нужным [18].

Исследования показывают, что различные стили воспитания могут иметь разные последствия для самооценки ребенка. Преобладание авторитарного подхода в семье может привести к формированию у ребенка низкой самооценки, неуверенности в себе. Такие дети часто подвергаются критики и не получают нужной поддержки.

Пермиссивный стиль воспитания, без жестких правил и наказаний, приводит к проблемам с саморегуляцией у ребенка. Это может негативно сказаться на способности адекватно и объективно оценивать себя и свои достижения.

Наиболее благоприятный – эмоционально-поддерживающий стиль. В таких семьях родители проявляют понимание, теплоту и поддержку к своим детям. Они стимулируют их самостоятельность и доверяют им, помогая развивать уверенность в себе и собственные способности. В результате, дети, воспитанные в таких семьях, обычно имеют более высокую самооценку и лучше справляются с жизненными вызовами.

В исследовании В.В. Феликсовой выявлены корреляционные связи, которые указывают на взаимосвязь чрезмерной опеки, недостаточным вниманием с самостоятельностью ребенка [16]. Симбиотические отношения часто приводит к созависимым отношениям, снижает активность ребенка и ведет к регрессу [8].

При попустительском стиле воспитания уровень самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста преимущественно высокий, тогда как при авторитарном стиле уровень самостоятельности у детей находится на низком уровне. При смешанном стиле наблюдается в основном средний уровень самостоятельности детей дошкольного возраста.

Помимо стилей воспитания важно учитывать и другие факторы, которые влияют на формирование адекватной самооценки у ребенка. Это качество семейных взаимоотношений, поддержка со стороны близких. Родителям важно создать теплую, поддерживающую обстановку для своего ребенка, чтобы он смог войти в мир, узнать себя, развить свои личностные качества и приступить к полноценной жизни в обществе.

Среди основных ошибок, допускаемых родителями в процессе воспитания можно выделить отсутствие терпения и спокойствия, гиперконтроль, опека, отсутствие планированности и четких позиций [13].

Хаотичность воспитательных воздействий и перекладывание ответственности на специалистов могут препятствовать его развитию. Однако, с подходящей поддержкой и помощью, ребенок сможет преодолеть свои трудности и достичь успехов в развитии своей речи [9].

Ю.М. Миланич в своих исследованиях выявила, что нормотипичные семьи и семьи, воспитывающие ребенка с нарушением речи, проявили склонность к слиянию с ребенком. Это говорит о стремлении оградить его от неприятностей, препятствовать автономии и видеть его как беззащитного и слабого. Последнее логичным образом связано с тенденцией к инфантилизации. Матери из экспериментальных групп чаще недооценивают возможности своих детей как личностные, так и социальные [11].

Важным, как уже говорилось, является просветительская работа логопеда с семьями, воспитывающего ребенка с нарушением речи. Можно выделить основные направления подобной работы:

  • Первичная консультация. На начальном этапе логопед проводит беседу с родителями, чтобы выявить особенности развития ребенка, его анамнез и текущий статус. Также проводится наблюдение за самими взрослыми для выявления их отношение к данной проблематике.
  • Лекции и семинары. Логопеды проводят образовательные мероприятия для родителей, на которых более подробно рассказывают о видах нарушений, о способах коррекции и взаимодействии с педагогами.
  • Групповые и индивидуальные консультации. Встречи проводятся регулярно для обсуждения прогресса детей, для обсуждения насущных вопросов, для поддержания активного контакта с родителями и тем самым удерживая их вовлеченность в процесс коррекции.
  • Онлайн-ресурсы. Многие учебные заведения и сами логопеды создают странички, где выкладывают интересные статьи, видеоуроки и лекции, чем многим очень занятым родителям упрощают доступ.
  • Социальные проекты. Активное участие логопеда в общественных мероприятиях, направленных на информирование общественности о проблемах детей с нарушением речи.

Тип детско-родительских отношений, характер взаимодействий родителей со своим ребёнком, имеющим нарушения речи, являются определяющими факторами не только в формировании общей картины нарушения, но и в прогнозе выстраивания дальнейшей коррекции.

Так, в семьях, где есть дети с нарушениями речи, выбирают авторитарные и симбиотические типы родительского отношения, а также типы, связанные с проявлениями незрелости в отношении детей.

Таким образом, реакция родителей на проблемы с речью существенно влияет на представления ребенка о возможностях преодоления своих речевых трудностей. Если родители не проявляют доверия к программам лечения и реабилитации или не верят в способности своего ребенка преодолеть нарушение, это может оказать отрицательное влияние на мотивацию ребенка и его успехи в этой области. Семья играет ключевую роль в преодолении речевых нарушений и дисфункций у детей.

Понимание родителями собственных реакций на речевые проблемы ребёнка, их представления о речевых нарушениях и о своем ребенке, а также стиль воспитания и поддержка, которую они оказывают, могут значительно влиять на эмоциональное состояние и успехи ребенка. Важно осознавать, что семейная система является ключевым фактором в успешном преодолении трудностей речи и что поддержка и понимание родителей играют решающую роль в процессе коррекции и реабилитации.

Список литературы:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 165 с. (Современная психология: теория и практика).
  2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л.: 1935, 146 с.
  3. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. №4(54). С. 108-117.
  4. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №4. (дата обращения: 20.09.2024).
  5. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2009. 182 с.
  6. Веретенникова Ю.Д. Влияние стилей семейного воспитания на самооценку ребенка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №12-1. С. 35-39.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: «Питер», 2019. 432 с.
  8. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: 1998. 216 с.
  9. Комарова О.Н., Рассказова А.Л. Родительское отношение как фактор развития личности ребенка // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. №1. С. 75-84.
  10. Маркова Н.М. Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. №3. (дата обращения: 20.09.2024).
  11. Миланич Ю.М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №3. С. 44-54.
  12. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: 2011. 398 с.
  13. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. М.: АНО Совет по вопросам управления и развития, 2015. 145 с.
  14. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. Рига: 1989. 130 с.
  15. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология». М.: 2006. 319 с.
  16. Феликсова В.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2020. №1(47). С. 22-25.
  17. Фром Э. Искусство любить // Душа человека. М.: 1992. С. 109-179.
  18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. С. 7-220.
  19. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991. Vol. 46.: 333-341.

Theoretical review of the problem of parent-child relationships in families raising children with speech disorders

Zhurakovskaya M.A.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Filatova Irina Alexandrovna,
Acting Head of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article examines the theoretical concepts of child-parent relations in families raising children with speech disorders. The analysis of the main domestic and foreign studies affecting the relationship of parents to children with speech disorders is presented. The conclusions of the analyzed studies are discussed, indicating that the nature of interactions between parents and their child with speech disorders are determining factors not only in the formation of the clinical picture of the disease, but also in the prognosis of treatment.
Keywords: family, parent-child relationships, children with speech impairments, types of parent-child relationships.

References:

  1. Adler A. Individual Psychology and Child Development. Moscow: Institute of General Humanitarian Research, 2017. 165 p. (Modern Psychology: Theory and Practice).
  2. Ananyev B.G. Psychology of Pedagogical Assessment. Leningrad: 1935, 146 p.
  3. Aramacheva L.V., Badrutdinova E.R., Gruzdeva O.V. Study of the Peculiarities of Maternal Attitudes towards Children of Primary School Age with Severe Speech Impairments // Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev. 2020. №4(54).: 108-117.
  4. Aramacheva L.V., Dubovik E.Yu. The Image of Parenting in the Context of the Ideas of Modern Parents Raising Preschool Children // The World of Science. Pedagogy and Psychology. 2018. №4. (date of the address: 20.09.2024).
  5. Varga A.Ya. Introduction to systemic family psychotherapy. Study guide. Moscow: Kogito-Center, 2009. 182 p.
  6. Veretennikova Yu.D. The influence of family parenting styles on a child's self-esteem // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. №12-1.: 35-39.
  7. Vygotsky L.S. Thinking and speech. St. Petersburg: Peter, 2019. 432 p.
  8. Zakharov A.I. Neuroses in children and adolescents. Leningrad: 216 p.
  9. Komarova O.N., Rasskazova A.L. Parental attitude as a factor in the development of a child's personality // Bulletin of the Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering. 2022. №1.: 75-84.
  10. Markova N.M. Features and manifestations of authoritarianism in parent-child relationships // World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 8. №3. (date of the address: 20.09.2024).
  11. Milanich Yu.M. Parental attitude towards a child with disabilities of psychophysical development // Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2010. №3.: 44-54.
  12. Myasishchev V.N. Psychology of relationships: selected psychological works / edited by A.A. Bodalev. Moscow: 398 p.
  13. Prikhodko O.G., Yugova O.V. System of early assistance to children with disabilities and their parents. Moscow: ANO Council for Management and Development, 2015. 145 p.
  14. Spivakovskaya A.S. How to be parents: On the psychology of parental love. Riga: 130 p.
  15. Tkacheva V.V. Technologies of psychological study of families raising children with developmental disabilities: a textbook for university students studying in the direction and specialties «Psychology». Moscow: 319 p.
  16. Felixova V.V. The influence of family education style on the development of independence of young preschool children // Interactive Science. 2020. №1(47).: 22-25.
  17. From E. The art of love // he soul of man. Moscow: 1992.: 109-179.
  18. Horney K. Neurotic personality of our time. Moscow: Progress, 1993.: 7-220.
  19. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991. Vol. 46.: 333-341.