Аннотация. В статье рассмотрены основные профессиональные компетенции дирижера-хормейстера, приобретаемые в процессе обучения. К ключевым качествам относятся музыкальность, артистизм, чувство ритма, развитый музыкальный слух, владение техникой дирижирования, умение работать с хоровым коллективом и интерпретировать музыкальные произведения. Важную роль играют также организаторские способности, коммуникативные навыки, эмоциональная выразительность, харизматичность и лидерские качества, позволяющие руководить творческим коллективом. Формирование данного комплекса качеств происходит через изучение специальных дисциплин, практическую работу с хором, посещение мастер-классов, участие в конкурсах и фестивалях.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, дирижер-хормейстер.

Важное значение в образовательном процессе, способствующем формированию профессиональных компетенций дирижера-хормейстера, является дирижерско-хоровая практика.

Для дирижерско-хоровой практики характерно наличие нескольких специфических особенностей. У студентов есть возможность применить на практике теоретические знания по дирижированию, хоровому исполнительству, работе с хором. Также в ходе практики студенты отрабатывают различные схемы дирижерского жеста, работают над точностью и выразительностью дирижерской техники, обсуждают стилистические, жанровые особенности сочинения, планируют, распределяют задания между хоровыми партиями, контролируют ансамблевую стройность. Также следует отметить, что студенты учатся преодолевать сценическое волнение, демонстрировать артистизм. Таким образом, дирижерско-хоровая практика позволяет всесторонне овладеть профессиональными компетенциями будущего дирижера хора.

Являясь исключительной по своей значимости и разносторонней направленности, практическая деятельность дирижера-хормейстера для успешной практической реализации своего внутреннего потенциала требует от дирижера не только хорошо поставленной мануальной техники и глубоких теоретических знаний о стилях эпох, характерных качеств творчества композиторов, но и уникальных личных качеств, таких как: умение руководить коллективом, коммуникабельность и хорошо поставленной речи.

Одна из главных особенностей дирижерско-хоровой практики заключается в том, что дирижер работает не с инструментом, а с живыми людьми – хористами. Это налагает особую ответственность, ведь нужно не просто добиться технически безупречного исполнения, но и вдохновить певцов, помочь им прочувствовать и передать эмоциональное содержание музыки. Дирижер должен уметь находить подход к каждому участнику хора, учитывая индивидуальные особенности, создавать в коллективе атмосферу доверия и творческого взаимодействия.

Другая специфика связана с тем, что человеческий голос – инструмент особенный и хрупкий. В отличие от музыкантов оркестра, хористы не могут заниматься много часов подряд без ущерба для здоровья. Поэтому дирижер должен очень разумно выстраивать репетиционный процесс, дозировать нагрузки, следить, чтобы певцы правильно распределяли силы и берегли свои голоса.

Для успешной работы с хором дирижеру необходимо обладать обширными знаниями в разных областях. Помимо совершенного владения музыкальным материалом, нужно разбираться в вопросах вокальной техники, дикции, орфоэпии, уметь работать над многоголосной фактурой, выстраивать звуковой баланс. Важно также хорошо знать специфику каждой хоровой партии (сопрано, альты, тенора, басы), понимать диапазоны, тесситурные особенности, выразительные возможности разных типов голосов.

Творческий почерк и интерпретации дирижера во многом определяют звучание хора. Поэтому так важно для дирижера иметь собственное видение исполняемых произведений, ясно представлять желаемый художественный результат. В то же время, в хоре, как ни в каком другом музыкальном коллективе, огромную роль играет сотворчество. Опытный хормейстер всегда прислушивается к пениям музыкантов, поощряет их инициативу, даёт возможность проявить индивидуальность в рамках общей концепции.

Высокие требования предъявляются и к личности дирижера. Помимо музыкальной одаренности, нужны лидерские качества, сильная воля, умение зажечь и повести за собой. В то же время необходимы чуткость, гибкость, психологическая мудрость. Настоящий мастер своего дела умеет быть разным в зависимости от ситуации - где-то проявить твердость, где-то пойти на компромисс, а иногда просто пошутить, разрядить обстановку [2].

Можно сказать, что дирижерско-хоровая практика – это особое искусство коммуникации, умение добиваться поставленной художественной цели через взаимодействие с большим творческим коллективом. Это яркий пример того, как через музыку, через общее стремление к прекрасному выстраиваются особые человеческие отношения. В этом сложность, но и притягательность профессии хорового дирижера.

Также необходимо акцентировать внимание на том, что предварительная работа дирижера с хором над новым произведением представляет собой важнейший этап, требующий от руководителя хора тщательной подготовки, глубокого погружения в музыкальный материал, продумывания плана репетиций [3].

Первый шаг заключается во всестороннем анализе партитуры, так как дирижер должен детально изучить музыкальный текст, вникнуть в композиторский замысел, выявить характер и стилистические особенности сочинения. Важно определить структуру произведения, разделить его на смысловые разделы, обозначить кульминационные точки, продумать фразировку, динамику, темповые соотношения. Если это сочинение с текстом, необходимо также провести тщательную работу над литературной основой - осмыслить содержание, выявить ключевые образы и идеи.

На основе анализа партитуры дирижер формирует собственную интерпретацию произведения, выстраивает звуковой образ желаемого результата. Это творческий процесс, в котором проявляется индивидуальность и художественное видение руководителя. Однако сколь бы ярким ни было внутреннее представление дирижера, его нужно соотнести с реальными возможностями конкретного хорового коллектива. Нужно объективно оценить уровень профессиональной подготовки хористов, особенности звучания каждой партии и хора в целом, учесть сильные и слабые стороны. Зачастую в процессе предварительной работы приходится адаптировать изначальный замысел, искать оптимальные решения, позволяющие достичь максимального художественного результата имеющимися средствами [4].

Важный аспект предварительной работы – выявление и продумывание технических сложностей сочинения. Дирижер должен заранее определить места, которые могут вызвать затруднения у хористов – будь то необычные гармонические последовательности, тональные переходы, ритмические фигуры, особенности фактуры, тесситурное напряжение и т.д. Нужно наметить конкретные методы и приемы преодоления этих сложностей, при необходимости – подготовить специальные упражнения.

В ходе предварительной работы дирижер также планирует общую стратегию и тактику репетиционного процесса. Нужно решить, в какой последовательности разучивать произведение, сколько времени уделить тем или иным эпизодам, когда целесообразно соединить партии и работать над ансамблем, как совместить техническое освоение материала с работой над художественной выразительностью. Этот план не может быть абсолютно жестким, в процессе реальной работы он наверняка будет корректироваться. Но предварительная «дорожная карта» необходима, она делает репетиционный процесс более осмысленным и результативным.

Можно сказать, что предварительная работа дирижера над партитурой – это своего рода виртуальная репетиция, мысленное проигрывание будущего реального процесса. Чем тщательнее и глубже эта подготовка, тем увереннее дирижер будет чувствовать себя на репетициях, тем более целенаправленной и эффективной будет его работа с хором. Недаром многие выдающиеся хормейстеры говорили, что успех репетиции закладывается задолго до ее начала – в тиши кабинета, наедине с партитурой и собственными мыслями.

Многолетний опыт наблюдения за хормейстерской работой студентов показывает, что одна из основных проблем начинающих дирижеров - неумение рационально организовать репетицию, спланировать работу так, чтобы за ограниченное время добиться максимального результата. Часто студенты, увлекшись музыкальным материалом, пытаются охватить все и сразу, бессистемно переходят от одного эпизода к другому, теряя при этом целостное видение произведения и логику разучивания [5].

Другая распространенная ошибка – недостаточная подготовленность к репетиции. Не проделав тщательной предварительной работы над партитурой, не продумав все детали интерпретации и технологию разучивания, студент оказывается не в состоянии предложить хору ясный и убедительный исполнительский план. В результате репетиция проходит вяло и малопродуктивно, хористы не понимают требований дирижера и быстро теряют интерес к работе.

Еще одна проблема связана с неумением молодых хормейстеров работать над вокально-техническими задачами. Студенты часто недооценивают важность вокальной работы, предпочитая сосредоточиться на художественной выразительности и нюансировке. Но без прочного технического фундамента, без кропотливой работы над чистотой интонации, ансамблем, дикцией, звукообразованием невозможно добиться по-настоящему профессионального звучания хора.

Наконец, начинающим дирижерам часто не хватает психологической гибкости, умения находить подход к людям, создавать на репетиции атмосферу творческого сотрудничества. Студенты либо слишком авторитарны, подавляют инициативу певцов, либо, наоборот, чрезмерно мягки, не могут настоять на своем. А ведь искусство хормейстера – это во многом искусство коммуникации, умение вести за собой, вдохновлять, мотивировать певцов на достижение общей художественной цели.

Все эти проблемы преодолеваются с опытом, но важно, чтобы студенты осознавали их уже в процессе обучения. Задача педагогов – не только дать будущим хормейстерам необходимую сумму профессиональных знаний и навыков, но и научить их мыслить стратегически, видеть работу над произведением как целостный процесс, требующий тщательного планирования, методической последовательности, творческой фантазии и психологической чуткости.

Наиболее продуктивным методом обучения выступает практика. Это обусловлено тем, что, чем больше студент будет находиться в реальной репетиционной ситуации, тем быстрее он научится преодолевать типичные трудности, находить свои методы работы, вырабатывать индивидуальный стиль. Очень полезны также коллективные обсуждения, разбор репетиций под руководством опытного педагога. Это помогает взглянуть на свою работу со стороны, осознать сильные и слабые стороны, получить конкретные советы по совершенствованию хормейстерской техники и общению с коллективом.

Еще одним специфическим моментом является формирование умений студента коммуницировать с концертмейстером.

Работа молодого студента-дирижера с концертмейстером имеет свои особенности и сложности, обусловленные недостатком опыта и сформированных профессиональных навыков. Следует акцентировать внимание на нескольких основополагающих моментах такой коммуникации.

Во-первых, с самого начала студенту важно построить доверительные, партнерские отношения с концертмейстером, а для этого необходимо быть открытым для диалога, уметь слушать и учитывать мнение более опытного музыканта, но при этом не бояться высказывать и свои идеи [5].

Так как молодым дирижерам зачастую не достает умений четко и ясно показывать свои музыкальные намерения, то неточный жест, неуверенность в показе темпа, динамики, штрихов могут сбивать концертмейстера. На фоне этого первостепенное значение приобретает доскональная самостоятельная работа над партитурой, выверенность каждого дирижерского решения.

Не вызывает сомнения тот факт, что у студента и концертмейстера может быть разное видение характера произведения, особенностей фразировки, агогики, однако необходимо уметь находить точки соприкосновения, приходить к единому пониманию музыки через совместное обсуждение, пробные проигрывания.

Также, по мнению А.И. Олейник, студент-дирижер должен уверенно ориентироваться в фортепианной партии, понимать ее роль в общей фактуре произведения. Это поможет более эффективно работать над ансамблем между хором и фортепиано, добиваться нужного баланса звучания [1].

А.И. Щербакова акцентирует внимание на том, что в рамках репетиционного процесса с концертмейстером нужно уделять внимание не только общему плану интерпретации, но и деталям - нюансам динамики, артикуляции, педализации. Студент должен уметь точно формулировать свои пожелания, при необходимости показывать на инструменте [9].

Не вызывает сомнения тот факт, что в процессе работы могут возникать неожиданные сложности, требующие корректировки первоначальных планов. А потому студент должен быть готов гибко реагировать на ситуацию, быстро адаптироваться, искать новые решения вместе с концертмейстером.

Так как работа с концертмейстером для молодого дирижера может быть сопряжена с возникновением стрессовых состояний, то необходимо формирование умения справляться с волнением, сохранять концентрацию и самоконтроль даже в сложных ситуациях. Работа с концертмейстером - прекрасная возможность для студента развивать свои навыки совместного музицирования, умение слышать и понимать партнера, вести диалог средствами музыки. Так, каждое новое произведение, отработанное с концертмейстером, пополняет профессиональный репертуар молодого дирижера. Важно стремиться к разнообразию, работать над произведениями разных стилей и эпох.

В заключении каждой репетиции с концертмейстером целесообразно анализировать рабочий процесс: что получилось хорошо, а что требует доработки, какие новые задачи появились, так как это помогает осознанно выстраивать траекторию своего профессионального роста.

Безусловно, перечисленные навыки и качества формируются с опытом, однако, чем раньше молодой дирижер начнет осознанно работать над ними, тем более плодотворным будет его сотрудничество с концертмейстером и тем более уверенно он будет чувствовать себя в своей будущей профессиональной деятельности.

Начиная репетиционную работу с хором, хормейстер в своих движениях начинает ожидать звучание. Это один из ключевых моментов дирижерского искусства – умение предвосхищать, предчувствовать музыку, передавать свои намерения и эмоции через жест еще до того, как прозвучат первые ноты [8].

В этот момент дирижер словно настраивается на волну своего внутреннего слушания музыки. Он мысленно проигрывает произведение, представляет желаемый звуковой результат, характер звучания, нюансы фразировки и артикуляции. Все это находит отражение в его дирижерском жесте, в выражении лица, в общей энергетике и настрое.

Ожидание звучания в дирижерском жесте – это своего рода приглашение, призыв к музицированию, обращенный к хористам. Дирижер как бы говорит своим жестом: «Вот музыка, которую мы сейчас будем создавать вместе. Настройтесь на нее, прочувствуйте ее характер, будьте готовы» [6]. Это ожидание должно быть наполнено энергией, но в то же время быть спокойным и сосредоточенным. Оно должно вдохновлять и мобилизовать хористов, но не быть суетливым или нервозным.

Умение транслировать ожидание звучания через дирижерский жест - признак высокого профессионализма хормейстера. Это показывает, что дирижер имеет ясное внутреннее представление о музыке, что он «слышит» партитуру внутренним слухом, что он способен передавать свои музыкальные намерения невербальными средствами.

Как отмечает Б.Ф. Смирнова, для хористов такое предвосхищающее, «зовущее» движение дирижера становится важным ориентиром. Оно помогает настроиться на нужный характер звучания, почувствовать единый эмоциональный настрой, синхронизироваться с намерениями дирижера и друг с другом. Когда хор видит, что дирижер не просто механически отсчитывает доли, а живет музыкой, наполняет свой жест эмоцией и смыслом, это вдохновляет и мотивирует певцов, помогает им более глубоко погрузиться в художественный образ произведения [7].

Конечно, способность предвосхищать звучание в дирижерском жесте не приходит сама собой. Она требует развитого внутреннего слуха, глубокого проникновения в суть музыкального произведения, богатого воображения и, конечно же, технического мастерства. Молодым хормейстерам необходимо специально работать над этим навыком – через мысленное проигрывание партитуры, через осознание связи между жестом и звуковым результатом, через развитие эмоциональной выразительности дирижерской техники.

Но как бы ни был развит этот навык, каждый раз, начиная репетицию, дирижер должен заново настраиваться на музыку, заново проживать ее. Ожидание звучания не может быть формальным или рутинным. Оно всегда должно быть искренним, наполненным живым чувством и подлинным художественным намерением. Только тогда оно будет по-настоящему вдохновлять хористов и вести их за собой в увлекательный мир музыки.

Таким образом, можно констатировать, что процесс обучения будущих дирижеров-хормейстеров актуализируется в связи с изменяющимися запросами профессионального рынка. В связи с этим необходимо отметить тенденцию к нивелированию различий в системе обучения дирижеров. На дирижерско-хоровых кафедрах в высших учебных заведениях обучают уже не только узкопрофильному дирижированию хором, сколько дирижированию вообще, с подробным анализом и оркестровой ткани, что более характерно для оркестровых дирижеров. Таким образом, анализируя такой подход к обучению, становится возможным предположить постепенное расширение «круга полномочий» хоровых дирижеров и повышение качества квалификации выпускаемых кадров.

Список литературы:

  1. Олейник А.И. Современные требования к профессии дирижера академического хора // Дегтярёвские чтения: проблемы хорового воспитания и исполнительства: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Белгород, 25 ноября 2022 года / Отв. редактор Л.А. Роменская. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. С. 95-101.
  2. Попов В.С. Развитие творческих способностей дирижера в работе с хором // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: 2022. С.94-101.
  3. Ржевская М.Ю. Психолого-педагогические основы развития дирижерско-хоровых навыков. Минск: Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. 191 с.
  4. Самарин В.А. Хоровой класс и формирование профессиональной компетентности будущего учителя музыки // Развитие личности. 2003. №4. С. 169-177.
  5. Семенов В.Н. Психологические аспекты взаимодействия дирижера с хором // Музыка и время. 2022. №10. С.45-53.
  6. Смирнова Т.А. Специфика профессиональной деятельности дирижера хора // Актуальные проблемы хорового исполнительства : материалы регион. науч.-практ. конф. Чебоксары: 2015. С. 41-47.
  7. Смирнова Т.А. Тренинг педагогической коммуникации в профессиональной подготовке будущих учителей. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2004. 192 с.
  8. Цыганова О.В. Психологические основы работы дирижера детского хора: дисс. ... канд. психол. наук / О.В. Цыганова. М.: 2000. 145 с.
  9. Щербакова А.И., Громов И.Ю. Я – дирижер: еще несколько вариаций на давно известную тему // Современный ученый. 2017. №6. С. 150-156

Pedagogical support of the educational process that contributes to the formation of professional competencies of the conductor-choirmaster

Zhuravleva M.S.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Bodina Elena Andreevna,
Professor of the Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. The article examines the main professional competencies of a choirmaster conductor acquired during training. Key qualities include musicality, artistry, sense of rhythm, developed musical hearing, mastery of conducting techniques, ability to work with a choral group and interpret musical works. Organizational skills, communication skills, emotional expressiveness, charisma and leadership qualities that allow you to lead a creative team also play an important role. The formation of this set of qualities occurs through the study of special disciplines, practical work with the choir, attending master classes, participating in competitions and festivals.
Keywords: professional competencies, conductor-choirmaster.

References:

  1. Oleinik A.I. Modern requirements for the profession of conductor of an academic choir // Degtyarevsky readings: problems of choral education and performance: Collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Belgorod, November 25, 2022 / Editor-in-chief L.A. Romenskaya. Belgorod: Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2023.: 95-101.
  2. Popov V.S. Development of the conductor's creative abilities in working with the choir // Actual problems of musical pedagogy: Mater. All-Russia. scientific-practical. conf. Yekaterinburg:: 94-101.
  3. Rzhevskaya M.Yu. Psychological and pedagogical foundations of the development of conductor-choral skills. Minsk: Belarus. state. university of culture and arts, 2010. 191 p.
  4. Samarin V.A. Choir class and the formation of professional competence of the future music teacher // Personality development. 2003. №4.: 169-177.
  5. Semenov V.N. Psychological aspects of the interaction of the conductor with the choir // Music and time. 2022. №10.: 45-53.
  6. Smirnova T.A. The specifics of the professional activities of the choir conductor//Actual problems of choral performance: materials region. scientific-practical. conf. Cheboksary:: 41-47.
  7. Smirnova T.A. Training of pedagogical communication in the professional training of future teachers. Yoshkar-Ola: Mar. state university, 2004. 192 p.
  8. Tsyganova O.V. Psychological foundations of the work of the conductor of the children's choir: diss.... cand. psychol. Sciences / V. Tsyganova. Moscow: 2000. 145 p.
  9. Shcherbakova A.I., Gromov I.Yu. I am a conductor: a few more variations on a long-known topic // Modern scientist. 2017. №6.: 150-156.