Аннотация. В данной статье рассматривается роль театрализованных мероприятий в начальной школе как эффективного инструмента реализации деятельностного подхода в образовательном процессе при реализации ФГОС НОО. Проанализированы примеры успешной организации театрализованных мероприятий в педагогической практике, их влияние на развитие коммуникативных, творческих и когнитивных навыков обучающихся. Рассмотрены ключевые функции таких мероприятий, включая социальную, образовательную и воспитательную, а также их воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Подчеркивается важность учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при планировании и проведении данных мероприятий.

Ключевые слова: театрализованные мероприятия, деятельностный подход, начальное образование, коммуникативные навыки, творческие способности, образовательные функции, воспитательные функции. 

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее – ФГОС НОО) устанавливают высокие требования к отечественной системе образования и направляют усилия школы на формирование у обучающихся знаний и практических навыков, которые способствуют успешной социальной адаптации и важны для личностного развития обучающихся. Одним из ключевых аспектов ФГОС НОО является деятельностный подход, который предполагает активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс через продуктивные виды деятельности, способствующие развитию их творческих, коммуникативных и познавательных способностей, а также воспитанию чувства ритма, координации и физических качеств [5].

Деятельностный подход ориентирован на создание условий, при которых ребенок становится активным субъектом учебного процесса, а его деятельность приобретает практическую и личностно значимую направленность. В этом контексте школьные театрализованные мероприятия выступают как эффективный инструмент реализации данного подхода, включая в себя элементы творческой активности, коллективной работы и практического применения знаний, способствуя развитию креативного и критического мышления обучающихся [2].

Театрализованные мероприятия в школе, выступая средством развития обучения, имеют большое значение в учебно-воспитательном процессе, выполняя значимые психолого-педагогические функции. Определим некоторые из них.

  1. Школьные театрализованные мероприятия способствуют развитию коммуникативных навыков обучающихся, помогая им научиться выражать свои мысли и эмоции, взаимодействовать с окружающими, развивать эмоциональный интеллект и давать возможность выражать свои чувства через слова и действия, то есть посредством вербальной и невербальной коммуникации [1].
  2. Такие мероприятия развивают творческие способности, стимулируя воображение и художественное мышление младших школьников. В ходе творческого процесса у обучающихся активно формируется креативное мышление, позволяющее использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей и нестандартных решений ранее незнакомых задач.
  3. Участие в театральных постановках носит воспитательный характер, направленный на развитие ответственности и дисциплины, требующий соблюдения определенных правил, установленных в конкретной социальной среде, и норм поведения, применимых в жизни.
  4. Театрализованные мероприятия выполняют образовательную функцию: они включают в себя элементы учебного материала, способствуя его лучшему усвоению и запоминанию через эмоциональную сферу ребенка, помогая ему понять и осознать свои чувства и эмоции, а также научиться сопереживать другим, проявляя эмпатию [1], [4].
  5. Организация театрализованных мероприятий требует тщательной подготовки и организованного планирования. Важно учитывать возрастные особенности детей, их интересы и способности, а также создавать условия для активного и равноправного участия каждого ученика [6].

Рассмотрим примеры организации школьных театрализованных мероприятий из личной педагогической практики.

В начале 2023-2024 учебного года обучающиеся первого «И» класса ГБОУ «Школа №498» приняли участие в организации театрализованного мероприятия по мотивам русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в целях развития коммуникативных навыков, укрепления межличностных отношений, установления благоприятного эмоционально-психологического климата в школьном коллективе.

Подготовительный этап начался с выбора сказки, которая бы отвечала интересам и возрастным особенностям обучающихся [8]. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» была выбрана не случайно: знакомый и любимый сюжет, яркие персонажи, наличие нравственной основы и морального урока делают ее наиболее подходящим материалом для постановки. Далее было проведено обсуждение сценария, в котором участвовал классный руководитель, родители и сами дети. Важным воспитательным моментом на этом этапе стало привлечение школьников к совместному обсуждению и выбору реплик, в том числе при взаимодействии со взрослыми, что способствовало развитию у них чувства ответственности за общий результат.

Следующим этапом стала работа над распределением ролей и героев с учетом личных предпочтений обучающихся, их особенностей характера и темперамента, а также способностей к сценическому мастерству. Особое внимание уделялось созданию атмосферы взаимной поддержки и понимания среди участников постановки, чтобы никто не чувствовал себя отстраненным и не оцененным. Для этого классным руководителем были проведены беседы, на которых обсуждали важность каждой роли и вклад каждого участника в общее дело.

После распределения ролей началась репетиционная работа, которая была разделена на несколько этапов. На первом из них дети работали над произнесением своих реплик, осваивая интонации и мимику, в ходе чего совершенствовались навыки выразительного чтения и понимания текста. Далее следовала работа над взаимодействием между персонажами. Здесь важную роль играла тренировка навыков коммуникации: дети учились слушать друг друга, своевременно реагировать на реплики партнера, поддерживать зрительный контакт, что положительно отразилось на укреплении межличностных отношений в классе [1].

Важным элементом подготовки было создание декораций и костюмов. Этот процесс также был организован с участием родителей и обучающихся, что позволило не только раскрыть их творческий потенциал, но и укрепить чувство единства и коллективной ответственности [9]. Работа над декорациями проводилась в группах, где дети учились договариваться, совместно искать решения и помогать друг другу, развивая навыки сотрудничества и взаимопомощи, а также реализуя в процессе творческие способности.

Заключительным этапом подготовки стала генеральная репетиция, на которой дети имели возможность интегрировать свои навыки и проверить готовность к публичному выступлению. Классный руководитель на этом этапе уделял особое внимание психологической поддержке участников, помогая им справиться с возможным волнением и переживаниями.

Финальным этапом мероприятия стало само выступление перед зрителями, в роли которых выступили учащиеся других классов, учителя и родители. Педагоги акцентировали внимание на важности поддержки друг друга на сцене, а также на необходимости соблюдения сценической дисциплины. Постановка прошла успешно, дети получили положительные отзывы, что стало для них важным стимулом для дальнейшей творческой деятельности.

Педагогическое наблюдение и организованная дискуссия с родителями и педагогическим составом школы позволили выявить функциональные особенности данного мероприятия. Театрализованно-игровая деятельность помогла детям адаптироваться в новом коллективе и совершенствовать навыки общения и сотрудничества. Также отметили, что постановка способствовала знакомству с русским фольклором, формированию национальной идентичности и уважению к культурным традициям русской народной культуры.

Рис. 1. Театрализованное мероприятие «Гуси-Лебеди»

В ноябре 2023 года обучающиеся первого «З» и второго «Д» классов ГБОУ «Школа №498» при поддержке родителей и классного руководителя инициировали постановку музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят», приуроченного к Дню матери в России.

Первым этапом организации стала разработка концепции спектакля, выбор сюжета, определение ключевых тем и задач мероприятия. В основе постановки лежали важные нравственные ценности: материнская любовь, забота, семейные традиции, которые воплощались через музыкальные и танцевальные номера [3]. Этот этап позволил классному руководителю сформулировать основные воспитательные цели, направленные на развитие у детей уважительного отношения к семье и родителям, а также на укрепление их понимания семейных ценностей и важности семьи в жизни человека [4].

На втором этапе был подготовлен сценарий спектакля, который включал не только реплики персонажей, но и музыкальные, танцевальные и сценические элементы. Включение этих номеров способствовало улучшению ритмических и артистических способностей детей, эмоциональному погружению в сюжет.

Следующим этапом стало распределение ролей и организация репетиций. Процесс был организован так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть свои способности и проявить свои умения в пении или танце. Репетиции проходили в атмосфере взаимной поддержки и сотрудничества, что способствовало развитию у детей ответственности и навыков коллективной работы.

Особое внимание было уделено подготовке музыкального сопровождения и танцевальных номеров. Под руководством учителя музыки и педагога-хореографа дети разучивали песни и танцы, что позволило им развивать музыкальный слух, вокальные данные и хореографические навыки. Это также способствовало обогащению их эмоциональной сферы и усилению способности к эмпатии, так как дети учились выражать свои эмоции средствами искусства [8].

На этапе генеральной репетиции и выступления перед родителями и обучающимися школы обучающиеся смогли ощутить результат своих трудов, получив положительные отзывы и признание от сверстников, что укрепило их уверенность в своих силах и стимулировало дальнейшее развитие.

Таким образом, организационные этапы постановки спектакля подтвердили выводы о том, что участие в театрализованных мероприятиях способствует не только развитию музыкальных и артистических способностей, но и формированию у детей уважительного отношения к родителям, укреплению семейных ценностей и обогащению эмоциональной сферы. Спектакль не только выполнил образовательную и воспитательную функции, но и стал важным инструментом для развития у детей дисциплины, ответственности и навыков совместной работы [4], [5].

Рис. 2. Театрализованное мероприятие «Волк и семеро козлят»

Воспитательные результаты и психолого-педагогические эффекты проведения театрализованных мероприятий для обучающихся начальной школы оценивались при помощи метода включенного педагогического наблюдения [8]. Это позволило напрямую фиксировать степень вовлеченности учащихся в творческий процесс, их коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и эмоциональную отзывчивость. Наблюдения позволили выявить динамику развития личностных и социальных компетенций, что напрямую связано с деятельностным подходом, ориентированным на активное участие учащихся в обучении через практическую деятельность.

Фронтальные беседы с обучающимися предоставили дополнительную возможность для анализа их способности самоанализа и критического мышления. Дети делились своими впечатлениями, обсуждали возникшие трудности и способы их преодоления, что помогло оценить глубину их осознания целей и задач мероприятия.

Отметим, что в результате проведения театрализованных мероприятий наблюдалась положительная динамика в учебном процессе, особенно на уроках литературы и музыки. Также у детей значительно повысилась внутренняя мотивация и интерес к театральному искусству. Они стали чувствовать себя более свободно и уверенно, что выражалось в их активном участии в обсуждениях и планировании новых творческих проектов. Включенность учащихся в учебные и внеучебные занятия существенно возросла, что способствовало не только улучшению их академической успеваемости, но и развитию их личностных и социальных компетенций.

Таким образом, театрализованные мероприятия в начальной школе представляют собой важный инструмент реализации деятельностного подхода в образовательном процессе. Каждое из проведенных мероприятий активно вовлекало детей в учебный процесс через практическое взаимодействие с материалом. Такой подход обеспечивает лучшее усвоение знаний, а также всестороннее развитие эмоциональной, социальной и физической сферы обучающихся [2].

Следует отметить, что успешная реализация театрализованных мероприятий требует тщательной подготовки и учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Педагогам следует создавать условия, в которых каждый ученик сможет проявить свои таланты и способности, активно участвуя в коллективной деятельности. Это способствует формированию у детей уверенности в себе, ответственности и навыков сотрудничества.

Личный педагогический опыт показал, что при организации театральной деятельности с обучающимися начальной школы важно учитывать следующие особенности [6], [8]:

  • педагог должен выступать в роли «соучастника», вовлекающего обучающихся в новые формы активного взаимодействия;
  • особую ценность имеет не столько конечный результат театрализованного мероприятия, сколько процесс его создания;
  • обучающимся необходимо предоставлять возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • театральная деятельность должна восприниматься детьми как безопасное и свободное пространство, где они могут экспериментировать и не бояться пробовать свои силы;
  • в рамках театральной деятельности необходимо регулярно проводить рефлексию и самоанализ, чтобы обучающиеся могли обсудить свои эмоции, впечатления, возникающие трудности и оценить качество выполненной работы.

Школьные театрализованные мероприятия обогащают образовательный процесс, делая его более интересным и значимым для обучающихся, позволяют детям почувствовать себя частью общего дела. Они учат школьников ценить культурное наследие, историю и этические ценности, а также помогают развивать важные навыки и компетенции, которые будут полезны им на протяжении всего процесса взросления. Театрализованные мероприятия способствуют созданию благоприятной образовательной среды, в которой дети могут развиваться как личности, способные к творческому мышлению и эмоциональному отклику.

Список литературы:

  1. Басалаев С.Н., Григорьянц Н.В. Теория и практика театральной деятельности: сценическое общение: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2022. 234 с.
  2. Биба А.Г. Реализация системно-деятельностного подхода в современных учебных комплектах для начальной школы // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 3. №2(7). С. 85- 90.
  3. Генералова И.А. Пособие для дополнительного образования «Театр». 2-4 классы: метод. рекомендации для учителя. М.: Баласс: Изд. Дом РАО, 2005 (ГП Изд-во и тип. газ. «Красная звезда»). 158 с.
  4. Давыдова М. Этическое воспитание школьников и их родителей на театральных занятиях // Искусство в школе. 2012. №1. С. 10-13.
  5. Замалетдинова З.И. Системно-деятельностный подход в достижении метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики: коллективная монография. Орехово-Зуево, 2020. С. 213-219.
  6. Кияновский А.А., Санько С.Н. Школьный театр в начальной школе. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
  7. Колесникова А.С., Домникова С.В. Театральная педагогика: программа внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театральное искусство в культуре России»): учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 192 с.
  8. Куксов А.Н. Методика работы с театральным любительским творческим коллективом. М.: Директ-Медиа, 2020. 154 с.
  9. Понсов А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций: учебное пособие для СПО. СПб.: Планета музыки, 2022. 296 с.

Organization of school theatrical events as a means of implementing an activity-based approach in accordance with the Federal State Educational Standard of Primary General Education

Gilyazutdinova M.B.,
primary school teacher, School №498, Moscow

Coauthor:
Vishnevskii V.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. This article examines the role of theatrical events in primary school as an effective tool for implementing the activity-based approach in the educational process when implementing the Federal State Educational Standard of Primary General Education. Examples of successful organization of theatrical events in pedagogical practice, their impact on the development of communicative, creative and cognitive skills of students are analyzed. The key functions of such events, including social, educational and upbringing, as well as their impact on the emotional sphere of the child are considered. The importance of taking into account the age and individual characteristics of students when planning and conducting these events is emphasized.
Keywords: theatrical events, activity-based approach, primary education, communicative skills, creative abilities, educational functions, educational functions.

References:

  1. Basalaev S.N., Grigoryants N.V. Theory and practice of theatrical activity: stage communication: a teaching aid for universities. 2nd ed. Moscow: Yurait Publishing House, 2022. 234 p.
  2. Biba A.G. Implementation of the system-activity approach in modern educational kits for primary school // Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological sciences. Pedagogical sciences. 2020. Vol. 3. №2(7).: 85-90.
  3. Generalova I.A. Manual for additional education «Theater». Grades 2-4: method. recommendations for the teacher. Moscow: Balass: Publ. House of RAO, 2005 (State Enterprise Publishing House and Printing House «Red Star»). 158 p.
  4. Davydova M. Ethical education of schoolchildren and their parents in theater classes // Art at school. 2012. №1.: 10-13.
  5. Zamaletdinova Z.I. System-activity approach to achieving meta-subject educational results in the context of implementing the Federal State Educational Standard of Primary General Education // Continuous education at the Higher School of Pedagogics: a collective monograph. Orekhovo-Zuyevo, 2020.: 213-219.
  6. Kiyanovsky A.A., Sanko S.N. School theater in elementary school. Moscow: Chistye Prudy, 2007. 32 p.
  7. Kolesnikova A.S., Domnikova S.V. Theatrical pedagogy: extracurricular activities program (based on the extracurricular activities program «Theatrical art in Russian culture»): teaching aid. Saratov: GAU DPO «SOIRO», 2017. 192 p.
  8. Kuksov A.N. Methodology for working with an amateur theater creative team. Moscow: Direct-Media, 2020. 154 p.
  9. Ponsov A.D. Designs and technology for making theatrical scenery: a teaching aid for secondary vocational education. St. Petersburg: Planeta Muzyki, 2022. 296 p.