Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы и практические аспекты формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста с использованием когнитивных технологий. Анализируются особенности музыкального развития детей от рождения до младшего школьного возраста. Описываются принципы когнитивного музыковедения и его применение в музыкальном образовании. Предлагается дидактическая модель на основе фреймов как эффективной педагогической технологии для развития музыкальной культуры младших школьников. Рассматриваются критерии оценки эффективности фреймового обучения в контексте формирования музыкальной культуры.

Ключевые слова: когнитивные технологии, музыкальная культура, младший школьный возраст, фреймовое обучение, музыкальное развитие.

Говоря о применении когнитивных технологий в вопросах развития музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, необходимо акцентировать внимание на особенностях музыкального развития детей с первых дней жизни и до младшего школьного возраста.

Проявление музыкальных способностей у детей возникает ориентировочно уже на 12 день после рождения. В первые месяцы новорожденные реагирует на голоса, звуки и музыку, а в возрасте 4-5 месяцев дети могут дифференцировать музыкальные звуки и реагировать на интонации певческого голоса [1, с. 46].

Для второго года жизни ребенка характерна эмоциональная отзывчивость: ребенок радуется музыке. Происходит дальнейшая музыкальная дифференциация слуховых ощущений. Ребенок может:

  • различать высокий и низкий звук;
  • реагировать на громкость звучания;
  • различать наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов.

Уже на этом возрастном этапе некоторые малыши способны воспроизвести несложный музыкальный мотив.

С развитием речи ребенок способен повторять за родителями некоторые фразы из песен или подпевать.

В возрасте 3-4 лет дети становятся более активными подражателями, внимательнее слушают музыку и охотнее подпевают взрослым. Это связано с дальнейшим развитием голосового аппарата и речевых навыков. В этот период внимание ребенка приковывают выразительные интонации мелодии. Малыш начинает понимать, как музыка может передавать различные эмоции и настроения.

Укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы детского организма позволяет детям выражать свое настроение под музыку в виде танцев. Таким образом их музыкальная деятельность еще достаточно скромная.

Уже с пяти лет функционал познавательных процессов ребенка начинает расширяться: развивается память, совершенствуются чувственные виды восприятия при помощи зрительных, слуховых и осязательных анализаторов.

В возрасте 4-5 лет дети уже способны улавливать настроение, которое передается через музыку. Они узнают знакомые мелодии, выделяют среди них свои любимые и стараются повторить ритмический рисунок. Параллельно с этим развитием происходит ряд физиологических изменений: голосовые связки становятся крепче, голос звучит более устойчиво и выразительно. Улучшается координация между голосом и слухом: ребенок лучше контролирует свой голос и слышит себя. Слуховое восприятие становится более тонким: ребенок может различать нюансы звучания. Улучшается способность управлять своим голосом: ребенок может петь более точно и выразительно. Все эти изменения способствуют более глубокому пониманию и освоению музыки ребенком.

В возрасте 6-7 лет происходит расширение границ музыкальных впечатлений. Как раз на этот возраст приходится освоение нового вида деятельности – обучение. Данное обстоятельство предопределяет происхождение фундаментальных сдвигов в мыслительной и познавательной области. Ребенок стремится анализировать музыкальное произведение, пытается понять, что проиллюстрировано в мелодии средствами музыкальных изобразительных средств.

В младшем школьном возрасте дети уже способны усвоить основные музыкальные жанры – песню, танец, марш, и понять, чем занимаются композитор и исполнитель. Однако этот период также характеризуется особенностями голосового развития.

Голос детей в этом возрасте имеет фальцетный характер, так как связки еще не полностью сформированы. Важно понимать, что именно в этом возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры. Непрерывные занятия, как в классе, так и во внеурочное время, играют ключевую роль в формировании устойчивого интереса к музыке и развитии эмоционального интеллекта. Благодаря таким занятиям дети учатся ценить красоту музыки, с интересом слушают выступления своих сверстников и с энтузиазмом проявляют творческую инициативу.

Развитие музыкальной культуры у младших школьников – это сложный процесс, зависящий от нескольких ключевых факторов:

  1. Воспитание и обучение: систематические занятия, направленные на развитие музыкальных навыков, являются основой музыкального развития.
  2. Внешняя среда: окружающая среда, включая семью, школу и доступ к музыке, оказывает существенное влияние на формирование музыкальных вкусов и интересов.
  3. Эмоциональные переживания: личные музыкальные переживания ребенка играют важную роль в развитии его эмоциональной чувствительности и способности воспринимать и интерпретировать музыку. Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и процесс освоения музыкального материала и навыков у разных детей протекает по-разному.

А.Н. Зимина подчеркивает, что обучение является основным инструментом музыкального развития, обеспечивающим формирование высокого уровня музыкальной культуры у младших школьников [2, с. 89].

Таким образом, развитие музыкальной культуры – это комплексный процесс, требующий гармоничного взаимодействия всех этих факторов. Если рассматривать существующие традиционные варианты когнитивной педагогики в приложении к музыкальной культуре младших школьников, то следует отметить их декларативный характер: их концепция заключается в объяснении феномена «научения», обусловленного сложной взаимосвязью физических и психических преобразований в процессе роста и развития детского организма.

Недостаток традиционных вариантов когнитивной педагогики в приложении к музыкальному образованию заключается в том, что здесь опускается творческая активность учеников, а также не анализируются важнейшие эффекты коммуникации между педагогом и обучающимися.

Данное обстоятельство обуславливает поиск и разработку нового направления когнитивной педагогики, которое бы концептуально подходило для музыкального образования детей [3, с. 51].

В настоящее время разрабатываются и внедряются инструменты когнитивного музыковедения в процесс музыкального воспитания и образования.

Следует сказать, что когнитивное музыковедение представляет собой относительно молодое направление когнитивной науки, которое полностью посвящено исследованию музыкальных знаний для понимания не только музыки, но и самого процесса познания и восприятия музыки в целом.

Когнитивное музыковедение отличается от музыкальной психологии тем, что в своем методологическом арсенале по вопросам восприятия и обучения музыке оно использует возможности искусственного интеллекта и компьютерного моделирования.

Сложность использования инструментов когнитивного музыковедения в развитии музыкальной культуры детей заключается в том, что практически не представляется возможным провести эксперименты в рамках обычного урока музыки с подключением искусственного интеллекта. Соответственно, применение средств и методов когнитивного музыковедения возможно лишь в лабораторных условиях с привлечением экспериментальной группы.

Так как основа когнитивного музыковедения заключается в исследовании связи языка и музыки в головном мозге человека, то справедливо отметить, что здесь на первый план выходит понимание уникальной роли лингвистики, так как язык в качестве хранилища видений мира «объективирует» формирующие концепты, совокупность которых составляет ментальный фонд языка.

Применение основ когнитивного музыковедения в развитии музыкальной культуры детей строится на формировании музыкально-теоретической установки и музыкально-эмпирической установки, которые ярко отражают взаимосвязь языка и музыки.

Музыкально-теоретическая установка – это, по сути, язык музыки, выраженный словами. Она формируется из совокупности понятий и терминов, используемых в той или иной музыкальной теории. У каждого музыкального направления свой словарь, своя «вербальная карта», которая и составляет теоретическую установку.

Младший школьник, знакомясь с разными теориями музыки, постепенно создает у себя свой собственный музыкальный тезаурус, соединяющий различные теоретические концепции. Ключевая связь в формировании теоретической установки – это «термин/понятие → звучание».

То есть ребенок учится соотносить музыкальные термины с конкретными звуковыми образами. Музыкально-эмпирическая установка, в свою очередь, характеризуется как готовность и умение использовать определенные мелодии в конкретных ситуациях. Формирование эмпирической установки, как важной части музыкального обучения, происходит под влиянием различных познавательных процессов, которые, как показано на рисунке 1, взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рис. 1.  Формирование музыкально-эмпирической установки

Таким образом, принимая во внимание основополагающие идеи когнитивного музыковедения о связи языка и музыки, созданной посредством музыкально-теоретической и музыкально-эмпирической установками, считаем наиболее целесообразным разработать дидактическую модель на основе фреймов как педагогической технологии: Специфика этой технологии заключается в том, что с увеличением объема изучаемой информации не происходит увеличение затрачиваемого времени, а потому справедливо отнести данную технологию к числу высокоинтенсивных.

Фреймовое обучение способствует активизации скрытых внутренних познавательных и мыслительных процессов.

Формирование продуктивных мыслительных способов и когнитивных способностей благодаря данной методике осуществляется посредством следующей цепочки: конкретизация информации → содержательное наполнение → установление взаимосвязей и опорных понятий → трансформация вербальных образов в образные → развертывания логической цепи размышлений → синтезирование целостной системы элементов знаний [4, с. 190-192].

В педагогике фрейм – это не просто набор ассоциаций, а организованная структура знаний, сосредоточенная вокруг конкретного понятия. Фрейм содержит информацию о ключевых характеристиках понятия, типичных признаках и возможных вариантах его проявления.

Использование фреймов в музыкальном обучении младших школьников позволяет преобразовать информацию, создавая графическую структуру, которая затем заполняется языковым содержанием. Ключевое слово фрейма запускает в сознании ребенка целую сеть ассоциаций. Например, слово «марш» активирует знания об: определении марша: что такое марш, его основные характеристики; ритмическом рисунке: как звучит марш, какие ритмические особенности он имеет; композиторах: кто из композиторов писал марши.

Таким образом, фрейм помогает ребенку не просто запомнить информацию, а организовать ее в единую систему знаний, что значительно повышает эффективность обучения.

Дидактическая модель фреймовой подачи материала является наиболее актуальной в приложении к музыкальному воспитанию и образованию в силу ее приближенности к когнитивному музыковедению и его основным постулатам:

  1. Взаимосвязь языка и музыки как отражение познавательных особенностей головного мозга.
  2. Когнитивные основы формирования музыкально-теоретической установки закреплены в связи «термин/понятие → звучание».
  3. Применение основ когнитивного музыковедения в развитии музыкальной культуры детей строится на формировании музыкально-теоретической установки и музыкально-эмпирической установки.

Однако с учетом психофизиологических особенностей восприятия младших школьников целесообразно использовать простейшие фреймовые схемы. Также предлагается корректировка на этапе контроля знаний: проведение анкетирования с вопросами.

Для оценки эффективности фреймового обучения как одного из методов когнитивного обучения можно использовать критерии, разработанные В.И. Петрушиным, которые отражают два ключевых компонента музыкальной культуры младших школьников:

  1. Музыкальный опыт – уровень музыкальной осведомленности, насколько ребенок знает о музыке, различных жанрах, композиторах. Музыкальные интересы и предпочтения: какие музыкальные стили предпочитает ребенок, к какой музыке он испытывает интерес. Мотивация к музыкальному опыту: что побуждает ребенка слушать ту или иную музыку.
  2. Музыкальная грамотность – открытость к новой музыке: насколько ребенок готов воспринимать новую музыку и музыкальные идеи. Понимание музыкальных образов: насколько глубоко ребенок может «прочувствовать» и понять эмоциональные и содержательные аспекты музыки. Музыкальная терминология и средства: насколько ребенок ориентируется в музыкальных терминах и умеет понимать, как различные музыкальные средства влияют на звучание.

Изменения в этих критериях после прохождения фреймового обучения позволят оценить его эффективность в развитии музыкальной культуры младших школьников.

Таким образом, специфика использования фреймов как одного из видов когнитивных технологий в формировании музыкальной культуры младших школьников позволяет преобразовать информацию, создать графический каркас с его последующим языковым наполнением.

Список литературы:

  1. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. 428 c.
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебник. М.: «ВЛАДОС», 2000. 304 с.
  3. Свечкарев В.П. Конвергентное образование на основе когнитивных технологий // ИВД. 2015. №1-2. С. 65-72.
  4. Спиридонов В.Ф. Горизонты когнитивной психологии. М.: Книга по Требованию, 2013. 320 c.

Cognitive technologies as a means of developing musical culture of primary school children

Solov'eva A.R.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nizamutdinova Svetlana Maratovna,
Deputy Director for Research, Institute of Culture and Arts, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. This article examines the theoretical foundations and practical aspects of the formation of musical culture in primary school children using cognitive technologies. The features of musical development of children from birth to primary school age are analyzed. The principles of cognitive musicology and its application in music education are described. A didactic model based on frames as an effective pedagogical technology for the development of musical culture in primary school children is proposed. The criteria for assessing the effectiveness of frame-based learning in the context of the formation of musical culture are considered.
Keywords: cognitive technologies, musical culture, primary school age, frame-based learning, musical development.

References:

  1. Gogoberidze A.G. Musical education of children of early and preschool age: Modern pedagogical technologies: Educational and methodological manual. Rostov-on-Don: Phoenix, 2008. 428 p.
  2. Zimina A.N. Fundamentals of musical education and development of young children: textbook. Moscow: «VLADOS», 2000. 304 p.
  3. Svechkarev V.P. Convergent education based on cognitive technologies // IVD. 2015. №1-2.: 65-72.
  4. Spiridonov V.F. Horizons of cognitive psychology. Moscow: Book on Demand, 2013. 320 p.