Аннотация. В статье исследуется отношение педагогов к внедрению Интернет-ресурсов в обучение иностранному языку. Исследование проводилось посредством онлайн-анкеты, в которой приняли участие учителя московских школ. На основе результатов исследования были предложены разработки, которые могут найти практическое применение в имплементации Интернет-ресурсов в преподавание иностранных языков.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, обучение иностранному языку, имплементация, онлайн опрос, преподавание французского языка.

В эпоху глобализации и интенсивного развития информационных технологий, сфера образования сталкивается с необходимостью адаптации к меняющимся условиям современного мира. Эта необходимость особенно актуальна в контексте обучения школьников, где важно не только предоставить базовые знания, но и формировать и развить компетенции, востребованные в XXI веке, такие как критическое мышление, способность к самообучению и владение цифровыми инструментами. Формированию и развитию этих компетенций способствует, в том числе имплементация в образовательный процесс различного рода Интернет-ресурсов. В настоящей статье представлены результаты исследования отношения педагогического сообщества к состоянию и перспективам такой имплементации в процесс обучения школьников 10-11 классов французскому языку. Необходимо отметить, что несмотря на широкое распространение Интернет-ресурсов в образовательном процессе, существует ряд проблем, которые мешают их эффективной имплементации. Во-первых, многие учителя испытывают трудности с освоением новых технологий, что приводит к их неуверенности в использовании цифровых инструментов. Во-вторых, недостаток времени на поиск и адаптацию материалов создает дополнительную нагрузку на педагогов, что снижает их мотивацию к внедрению новых методов обучения. Эта проблематика позволила сформулировать гипотезы исследования:

  1. Большинство учителей иностранных языков в старших классах используют Интернет-ресурсы в своей повседневной работе.
  2. Учителя, обладающие высоким уровнем цифровой грамотности, более активно и эффективно внедряют Интернет-ресурсы в учебный процесс.
  3. Основные препятствия, с которыми сталкиваются учителя, связаны с техническими проблемами, нехваткой времени и недостаточной подготовкой.
  4. Повышение квалификации и доступ к качественным Интернет-ресурсам способствуют более успешной имплементации цифровых технологий в обучение.

Для проверки гипотез и получения объективных данных была разработана онлайн форма анкеты на платформе Google Forms. Анкета состояла из 10 вопросов закрытого типа, 2 открытых вопросов и включала в себя 3 тематических блока – основная информация, опыт использования Интернет-ресурсов, развернутое выражение собственного мнения и предложения по теме.

В опросе приняли участие 137 учителей иностранного языка московских школ: №2072, №1251, №1256, лицей НИУ ВШЭ и др., а также коллеги из проекта «Учитель для России».

Первый блок вопросов касался: возрастного состава респондентов (см. диаграмму 1); спектра иностранных языков, которые они преподают (см. диаграмму 2); в каких классах работают (см. диаграмму 3); количества лет в педагогической профессиональной деятельности (см. диаграмму 4); оценки уровня собственной цифровой грамотности (см. диаграмму 5).

Диаграмма 1. Возрастной состав респондентов

В анкете представлены точки зрения всех возрастных категорий учителей, основная масса опрошенных находится в возрасте от 20 до 35 лет.

Диаграмма 2. Спектр преподаваемых языков

Более 45% респондентов преподают французский язык, остальные 55% равно распределены между учителями английского, испанского, итальянского и китайского языков.

Диаграмма 3. Классы, в которых преподают респонденты

Диаграмма отчетливо демонстрирует, что в выборке отсутствуют учителя начальных классов и примерно равное количество опрошенных преподают в средней и старшей школе, 51,5% и 48,5% соответственно.

Диаграмма 4. Опыт работы респондентов

Подавляющее большинство анкетируемых имеют стаж работы от 5 до 10 лет, что составляет 45% от общего количества.

Диаграмма 5. Уровень цифровой грамотности респондентов

78,5% опрошенных заявляют, что уровень их цифровой грамотности средний, и только 5,7% отмечают, что имеют продвинутый уровень. Из этого следует, что учителя как минимум осведомлены о возможностях Интернет-ресурсов.

Ответы на первый блок вопросов помогли сформировать усредненный портрет респондента. Возраст от 20 до 45 лет, преподает иностранный язык в средней или старшей школе, имеет стаж работы от 5 до 10 лет и оценивает свой уровень цифровой грамотности как средний.

Второй блок вопросов касался: частоты использования Интернет-ресурсов (см. диаграмму 6); типологии наиболее часто используемых ресурсов (см. диаграмму 7); эффективности Интернет-ресурсов для обучения иностранному языку (см. диаграмму 8); трудностей при использовании Интернет-ресурсов в преподавании (см. диаграмму 9); условий улучшения использования Интернет-ресурсов (см. диаграмм 10).

Диаграмма 6. Частота использования Интернет-ресурсов

78% опрошенных подтвердили, что несколько раз в неделю используют Интернет-ресурсы, это доказывает, что процесс имплементации Интернет-ресурсов в учебный процесс в средней школе уже запущен и будет развиваться.

Диаграмма 7. Типы наиболее часто используемых Интернет-ресурсов

На основе данной диаграммы можно сделать вывод, что лидеры по использованию – это образовательные и методические платформы, а также мультимедийные и интерактивные ресурсы. Они являются наиболее популярными среди учителей, по 60% и 55% соответственно. Это подчеркивает стремление к разнообразию обучения и вовлечению обучающихся.

Диаграмма 8. Эффективность использования Интернет-ресурсов в преподавании иностранного языка

Восприятие и отношение к Интернет-ресурсам у учителей однозначно положительное, почти все респонденты – 89% отмечают, что считают их очень эффективными. Этот результат подтверждает гипотезу об эффективности применения Интернет-ресурсов в преподавании иностранного языка.

Диаграмма 9. Трудности, с которыми сталкиваются респонденты при использовании Интернет-ресурсов в преподавании

Как и предполагалось, основными препятствиями стали сложность в поиске качественных материалов, так ответили 43% и недостаток временного ресурса для создания и подбора материала, ответы 35%.

Диаграмма 10. Условия повышения уровня использования Интернет-ресурсов в преподавании иностранного языка

В данных ответах выбились в лидеры два пункта «обучение и повышение квалификации (33%) и каталог качественных ресурсов (48%), именно это и демонстрирует нам основные потребности учителей.

Ответы на второй блок вопросов выявили, что большинство учителей уже на постоянной основе используют Интернет-ресурсы в своей ежедневной деятельности, так как они видят в них эффективный инструмент для обучения. Они стараются удержать внимание учеников с помощью мультимедийных ресурсов и интерактивных заданий, чтобы разнообразить обучение и вызвать интерес. Однако, ключевые трудности в повсеместной имплементации, упираются в сложность поиска качественных и проверенных ресурсов, на это требуется большое количество времени, которым учителя не располагают.

Третий блок анкеты содержал открытые вопросы и предложения.

Представляем выборку самых развернутых и содержательных ответов респондентов на вопрос: «Какие изменения в образовательном процессе Вы бы предложили для более эффективного использования Интернет-ресурсов»?

  • Учитель 1: «Я бы предложила внедрение образовательных онлайн-платформ в учебный процесс. Например, использование Duolingo для практики грамматики и лексики».
  • Учитель 2: «Классно было бы разработать и внедрить цифровые учебные материалы, такие как интерактивные презентации и видеоуроки, чтобы учащиеся могли повторять материал дома».
  • Учитель 3: «Проведение виртуальных уроков и вебинаров с участием носителей языка поможет ученикам улучшить разговорные навыки и лучше понять культуру страны изучаемого языка. Я знаю, приложение Tandem для общения с носителями языка».
  • Учитель 4: «Создание онлайн-сообществ для учащихся, где они могли бы общаться на иностранном языке и обсуждать учебные материалы, очень полезно для практики и мотивации».
  • Учитель 5: «Создание интерактивных упражнений и образовательных игр, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным, очень важно».
  • Учитель 6: «Регулярное обучение учителей цифровым навыкам и использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе позволит нам более эффективно использовать современные технологии».
  • Учитель 7: «Формирование цифровой библиотеки с доступом к разнообразным ресурсам, таким как книги, статьи, видео и аудио материалы, поможет учащимся самостоятельно готовиться к урокам и углублять свои знания».

Полученные ответы свидетельствуют, что в целом учителя положительно относятся к внедрению Интернет-ресурсов в образовательный процесс и видят в этом потенциал для улучшения качества обучения. Также многих учителей интересует создание и использование цифровых учебных материалов, таких как интерактивные презентации, видеоуроки и адаптивные упражнения, что говорит о высоком запросе на Интернет-ресурсы, которые делают обучение более доступным и интерактивным, а также подчеркивают важность регулярного обучения цифровым навыкам и указывают на потребность в профессиональном развитии в этой области.

Заключительный блок анкеты включал один вопрос: «Есть ли у Вас успешный опыт использования какого-либо конкретного Интернет-ресурса, которым Вы могли бы поделиться?».

Ответы на данный вопрос для наглядности представлены в технике «Облако слов», оно было создано с помощью приложения WordArt [65] (см. рисунок 1).

Рис. 1. Наиболее часть используемые учителями Интернет-ресурсы

Большинство коллег действительно осведомлены о разнообразии Интернет-ресурсов, которые помогают сделать уроки более разнообразными. Чаще всего, конечно, коллеги используют сервисы МЭШ [17] и Youtube, поэтому необходимо повышать осведомленность о других Интернет-площадках, которые тоже смогут стать полезными и удобными в их работе.

Обобщённый анализ результатов опроса указывает на активное использование Интернет-ресурсов учителями в обучении иностранным языкам, что свидетельствует об их важной роли в современном образовательном процессе. Высокая популярность образовательных платформ и интерактивных ресурсов отражает стремление учителей сделать обучение более динамичным и вовлекающим. Однако проблемы в поиске качественных материалов и нехваткой времени у учителей на создание и адаптацию контента являются значительными препятствиями в развитии процесса имплементации.

На основе проведенного исследования, предложены следующие решения проблем для более эффективной имплементации Интернет-ресурсов в преподавание иностранных языков:

Разработаны два бесплатных каталога Интернет-ресурсов:

  1. Онлайн-портал со ссылками на полезные ресурсы для учителей (см. рисунок 2, 3) [21].

Этот каталог Интернет-ресурсов включает различные цифровые материалы и инструменты, предназначенные для эффективного обучения.

Рис. 2. Интерфейс ресурса

Рис .3. Интерфейс ресурса

  1. Интерактивная карта Интернет-ресурсов для преподавателей французского языка (см. рисунок 4) [10].

Эта разработка представляет собой визуально организованную карту, где собраны полезные Интернет-ресурсы для педагогов, преподающих французский язык. Она помогает быстро находить необходимые материалы и инструменты для обучения.

Рис. 4. Интерактивная карта Интернет-ресурсов

На основе проведенного исследования, была выявлена потребность педагогов в прохождении качественных курсов повышения квалификации по работе с интернет-ресурсами.

Нами был предложен небольшой список подобных курсов:

1) «Использование Интернет-ресурсов в образовательной деятельности современного учителя» [14].
Курс длится 16 часов и доступен дистанционно. Он направлен на развитие профессиональных компетенций педагогов в использовании Интернет-сервисов для образовательных целей. Курс включает видеоматериалы и рекомендации по работе с платформами, такими как Stepik [57], LearningApps [48], Canva [33], и другими. Основной акцент делается на практическое применение. По окончании курса выдается удостоверение.

2) «Цифровые инструменты и сервисы для учителя» [63].
Данный курс от ИИТО ЮНЕСКО предоставляет учителям навыки использования цифровых инструментов и сервисов для повышения эффективности преподавания. Курс включает изучение различных приложений и платформ, подходящих для создания образовательного контента и организации учебного процесса. Участники курса получают сертификат после его завершения.

Также можно найти курсы на английском языке на следующих порталах:

  • Coursera: Курсы по цифровым навыкам и использованию Интернет-ресурсов.
  • edX [38]: Образовательные программы по внедрению технологий в преподавание.
  • FutureLearn [40]: Онлайн-курсы для профессионального развития учителей.

Мы уверены, что реализация данных рекомендаций поможет учителям иностранных языков более эффективно использовать Интернет-ресурсы в образовательном процессе. Это позволит улучшить качество преподавания, повысить мотивацию учащихся и сделать обучение более интересным и разнообразным.

Список литературы:

  1. Акопян Г.А., Весманов Д.С., Весманов С.В. Организационная диагностика в сфере образования: учебно-методическое пособие. М.: Саратовский источник, 2022. 53 с.
  2. Барышников П.С. Цай К.А. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. М.: Проспект, 2016. 320 с.
  3. Весманов С.В., Весманов Д.С. Управление проектами в сфере образования: учебник. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. 204 с.
  4. Весманов С.В., Источников В.В. Учебная деятельность школьника в цифровой образовательной среде // UNIVERCITY: ГОРОДА И УНИВЕРСИТЕТЫ. М.: Грин Принт, 2022. С. 139-156.
  5. Весманов С.В., Источников В.В. Учебная деятельность школьников в цифровой среде // Вестник МГПУ. Серия: педагогика. 2023. Т. 17. №4. С. 166-191.
  6. Видеоматериал для разработанного урока по теме L'arte (сайт). (дата обращения: 13.02.2024).
  7. Видеоурок EP: 61 – L'art contemporain, qu'est-ce que c'est ? (Spécial Art Paris) (сайт). (дата обращения: 14.02.2024).
  8. Должич Е.А. Использование мультимидийных средств в обучении иностранному языку / Е.А. Должич, С.В. Дмитриченкова, П.Й. Санчес // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал (дата обращения: 14.02.2024).
  9. Интерактивная карта Интернет-ресурсов для преподавателей иностранного языка (сайт). (дата обращения: 13.02.2024).
  10. Интернет-образование в РФ: уровень, особенности, варианты регулирования со стороны государства // ПромРейтинг (сайт). (дата обращения: 18.01.2024).
  11. Исследование практик дистанционного обучения школьников и студентов Москвы / Д.С. Весманов, С.В. Весманов, В.В. Источников, П.В. Шевченко // UNIVERCITY: ГОРОДА И УНИВЕРСИТЕТЫ. М.: ООО «Издательство «Экон-Информ», 2022. С. 39-54.
  12. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008. 1536 с.
  13. Курсы«Первое сентября» (сайт). (дата обращения: 13.02.2024).
  14. Лихачев Д.С. Психология подростка. М.: Педагогика, 2018. 647 с.
  15. Ломовцева Н.В. Организация электронного и смешанного обучения с использованием технологий WEB 2.0 // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 15­18 марта 2016 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2016. С. 49-53.
  16. Московская электронная школа (портал). (дата обращения: 18.02.2024).
  17. Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты: монография / Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение»; под ред. Гуляевой Г.Ю. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2021. 243 с.
  18. Образовательная онлайн платформа ЯПК-24 (портал). (дата обращения: 21.03.2024).
  19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2018. 736 с.
  20. Онлайн-портал с ссылками на полезные ресурсы для учителей (сайт). (дата обращения: 10.05.2024).
  21. Онлайн-ресурсы для самоорбразования российских школьников / В.В. Синельников, А.Г. Милякина, С.Г. Косарецкий, Н.А. Чеботарь. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 29 с.
  22. Опрос: «Имплементация Интернет-ресурсов в обучение французскому языку» (сайт). (дата обращения: 16.03.2024).
  23. Петухова Н.А. Психологические особенности старшеклассников. СПб.: СПбГУ, 2020. 271 с.
  24. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. СПб.: Норинт, 2004. 1456 с.
  25. Прохорова М.П. Средства персонализации образовательного процесса в рамках электронных курсов / М.П. Прохорова, А.А. Шкунова, Е.П. Гуреева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Т. 3. №71. С. 183-187.
  26. Рожкова М.А. Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека. 3-е изд. М.: Статут, 2017. 672 с.
  27. Синаторов С.В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы их разработки. (дата обращения: 27.04.2024).
  28. Усманов С.А. Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. №4. (дата обращения: 15.05.2024).
  29. Чукалкина М.И., Ломовцева Н.В. О классификации электронных образовательных ресурсов // Новые информационные технологии в образовании и науке: НИТО-2017: материалы X международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 февраля – 3 марта 2017 г. Екатеринбург: РГППУ, 2017. С. 256-260.
  30. Boukili (портал). l’Ontario, 2010. (дата обращения: 04.04.2024).
  31. Canva (портал). Sydney, 2013. (дата обращения: 04.05.2024).
  32. Comic Caption Meme Maker (сайт). (дата обращения: 10.05.2024).
  33. Coggle (портал). 2011. (дата обращения: 12.04.2024).
  34. Critical Thinking Development in the IB Middle Years Programme: An International Multisite Evaluation: Research пособие / J. McGrane, S. Johnston, M.V. Morancho, T. Hopfenbeck. Oxford University Centre for Educational Assessment. Oxford: University of Oxford, 2022. 96 p.
  35. DIGITAL 2022: GLOBAL OVERVIEW REPORT // DATAREPORTAL (сайт). (дата обращения: 04.03.2024).
  36. Duolingo (портал). Pittsburgh, 2011. (дата обращения: 04.02.2024).
  37. edX (сайт). (дата обращения: 04.02.2024).
  38. Fitzgerald J., Tisdell C.The Impact of Educational Microcontent on the Student Learning Experience // ICMSTTL 2019: Proceedings of the 2019 International Conference on Mathematics, Science and Technology Teaching and Learning. 2019. №28-30.: 17-22.
  39. FutureLearn (сайт). (дата обращения: 28.04.2024).
  40. Genially (портал). Córdoba, 2015. (дата обращения: 17.05.2024).
  41. Glide (портал). Jerusalem, 2011. (дата обращения: 18.05.2024).
  42. Google Classroom (сайт). (дата обращения: 21.02.2024).
  43. Google Forms (сайт). (дата обращения: 14.05.2024).
  44. ISL Collective (портал). Debrecen, 2015. (дата обращения: 18.03.2024).
  45. Khaung Tin H., Manoharan S. Comparing the challenges of implementing web-based and traditional teaching systems in developing countries: a systematic review // Advances in Engineering: An International Journal (ADEIJ). 2023. Vol. 1. №4.: 1-8.
  46. Larousse.fr: encyclopédie et dictionnaires gratuits en ligne (сайт). (дата обращения: 10.02.2024).
  47. LearningApps (портал). Däniken, 2012. (дата обращения: 27.01.2024).
  48. Memrise (портал). London, 2008. (дата обращения: 30.01.2024)
  49. Munday P. The case for using DUOLINGO as part of the language classroom experience // RIED Revista Iberoamericana de Educación a Distancia. 2015. Vol. 1. №19.: 83-101.
  50. Padlet (портал). San Francisco, 2004. (дата обращения: 20.01.2024).
  51. Progress me (портал). (дата обращения: 20.05.2024).
  52. Quizizz (портал). Bangalore, 2015. (дата обращения: 20.05.2024).
  53. Quizlet (портал). San Francisco, 2004. (дата обращения: 20.05.2024).
  54. Rey-Debove J. Le Nouveau Petit Robert. Dictionnaire alphabétique et analogique de la langue française. Paris: Dictionnaires le Robert, 2003. 2949 с.
  55. Snack (сайт). (дата обращения: 04.02.2024).
  56. Stepic (портал). London, 2013. (дата обращения: 20.05.2024).
  57. Susan Y.H., Goodyear P. Sun Social co-configuration in online language learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 2, №36.: 13-26.
  58. TED-Ed (сайт). (дата обращения: 04.05.2024).
  59. Tisdell C. The Impact of Educational Microcontent on the Student Learning Experience // The University of New South Wales. Sydney: UNSW Sydney, 2019.: 1-5.
  60. Tricider (сайт). (дата обращения: 20.05.2024).
  61. TV5 Monde (сайт). (дата обращения: 04.04.2024).
  62. UNESCO (сайт). (дата обращения: 14.04.2024).
  63. WordWall (портал). Dorset, 2015. (дата обращения: 28.05.2024).
  64. WordArt (сайт). (дата обращения: 28.04.2024).
  65. YouTube (сайт). (дата обращения: 10.02.2024).

A study of the use of internet resources by foreign language teachers

Pestereva M.M.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Vesmanov S.V.,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and law Moscow City University, PhD in Economics

Abstract. The article examines the attitude of teachers to the implementation of Internet-resources in teaching foreign languages. The study was conducted through an online questionnaire, in which teachers from Moscow schools took part. Based on the results of the study, developments were proposed that can find practical application in the implementation of Internet resources in teaching foreign languages.
Keywords: Internet-resources, teaching foreign languages, implementation, online survey, teaching French.

References:

  1. Akopyan G.A., Vesmanov D.S., Vesmanov S.V. Organizational diagnostics in the field of education: a teaching aid. Moscow: Saratov source, 2022. 53 p.
  2. Baryshnikov P.S., Tsai K.A. Russia and the Council of Europe: history, modernity and prospects for the interaction of legal systems. Moscow: Prospect, 2016. 320 p.
  3. Vesmanov S.V., Vesmanov D.S. Project management in the field of education: a textbook. Moscow: Moscow City University, 2022. 204 p.
  4. Vesmanov S.V., Istochnikov V.V. Educational activities of schoolchildren in the digital educational environment // UNIVERSITY: CITIES AND UNIVERSITIES. Moscow: Green Print, 2022.: 139-156.
  5. Vesmanov S.V., Istochnikov V.V. Educational activities of schoolchildren in the digital environment // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: pedagogy. 2023. Vol. 17. №4.: 166-191.
  6. Video material for the developed lesson on the topic L'arte (website). (date of the address: 13.02.2024).
  7. Video lesson EP:61 – L'art contemporain, qu'est-ce que c'est ? (Spécial Art Paris) (website). (date of the address: 14.02.2024).
  8. Dolzhich E.A. Use of multimedia tools in teaching a foreign language / E.A. Dolzhich, S.V. Dmitrichenkova, P.Y. Sanchez // Modern problems of science and education: electronic journal. (date of the address: 14.02.2024).
  9. Interactive map of Internet resources for foreign language teachers (website). (date of the address: 13.02.2024).
  10. Internet education in the Russian Federation: level, features, options for regulation by the state // PromRating (website). (date of the address: 18.01.2024).
  11. Study of distance learning practices of schoolchildren and students in Moscow / D.S. Vesmanov, S.V. Vesmanov, V.V. Istochnikov, P.V. Shevchenko // UNIVERCITY: CITIES AND UNIVERSITIES. Moscow: limited liability company «Izdatelstvo» Ekon-Inform», 2022.: 39-54.
  12. Kuznetsov S.A. Large explanatory dictionary of the Russian language. St. Petersburg: «Norint», 2008. 1536 p.
  13. Courses «First of September» (website). (date of the address: 13.02.2024).
  14. Likhachev D.S. Psychology of a teenager. Moscow: Pedagogy, 2018. 647 p.
  15. Lomovtseva N.V. Organization of electronic and blended learning using WEB 2.0 technologies // New information technologies in education: materials of the IX international scientific and practical conference, Yekaterinburg, March 15-18, 2016. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2016.: 49-53.
  16. Moscow electronic school (portal). (date of the address: 18.02.2024).
  17. Science, innovation, education: current issues and modern aspects: monograph / International center for scientific cooperation «Science and education»; edited by Gulyaeva G.Yu. Penza: MCNS «Science and education», 2021. 243 p.
  18. Educational online platform YAPK-24 (portal). (date of the address: 21.03.2024).
  19. Ozhegov S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Moscow: Mir i obrazovanie, 2018. 736 p.
  20. Online portal with links to useful resources for teachers (website). (date of the address: 10.05.2024).
  21. Online resources for self-education of Russian schoolchildren / V.V. Sinelnikov, A.G. Milyakina, S.G. Kosaretsky, N.A. Chebotar. National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. Moscow: HSE University, 2016. 29 p.
  22. Survey: «Implementation of Internet resources in teaching French» (website). (date of the address: 16.03.2024).
  23. Petukhova N.A. Psychological characteristics of high school students. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2020. 271 p.
  24. Prokhorov A.M. Great Encyclopedic Dictionary. 2nd ed. St. Petersburg: Norint, 2004. 1456 p.
  25. Prokhorova M.P. Personalization tools for the educational process within the framework of electronic courses / M.P. Prokhorova, A.A. Shkunova, E.P. Gureeva // Problems of modern pedagogical education. 2021. Vol. 3. №71.: 183-187.
  26. Rozhkova M.A. Russian yearbook of the European Convention on Human Rights. 3rd ed. Moscow: Statut, 2017. 672 p.
  27. Sinatorov S.V. Electronic educational resources: classification, requirements for them and principles of their development. (date of the address: 27.04.2024).
  28. Usmanov S.A. Analysis of the capabilities of Internet resources to improve the efficiency of the educational process // Bulletin of RUDN. Series: Informatization of education. 2017. №4. (date of the address: 15.05.2024).
  29. Chukalkina M.I., Lomovtseva N.V. On the classification of electronic educational resources // New information technologies in education and science: NITO-2017: materials of the X international scientific and practical conference, Yekaterinburg, February 27 – March 3, 2017. Ekaterinburg: RSPPU, 2017.: 256-260.
  30. Boukili (portal). l’Ontario, 2010. URL: (date of the address: 04.04.2024).
  31. Canva (portal). Sydney, 2013. (date of the address: 04.05.2024).
  32. Comic Caption Meme Maker (website). (date of the address: 10.05.2024).
  33. Coggle (portal). 2011. (date of the address: 12.04.2024).
  34. Critical Thinking Development in the IB Middle Years Programme: An International Multisite Evaluation: Research manual / J. McGrane, S. Johnston, M.V. Morancho, T. Hopfenbeck. Oxford University Centre for Educational Assessment. Oxford: University of Oxford, 2022. 96 p.
  35. DIGITAL 2022: GLOBAL OVERVIEW REPORT // DATAREPORTAL (website). (date of the address: 04.03.2024).
  36. Duolingo (portal). Pittsburgh, 2011. (date of the address: 04.02.2024).
  37. edX (website). (date of the address: 04.02.2024).
  38. Fitzgerald J., Tisdell C.The Impact of Educational Microcontent on the Student Learning Experience // ICMSTTL 2019: Proceedings of the 2019 International Conference on Mathematics, Science and Technology Teaching and Learning. 2019. №28-30.: 17-22.
  39. FutureLearn (website). (date of the address: 28.04.2024).
  40. Genially (portal). Córdoba, 2015. (date of the address: 17.05.2024).
  41. Glide (portal). Jerusalem, 2011. (date of the address: 18.05.2024).
  42. Google Classroom (website). (date of the address: 21.02.2024).
  43. Google Forms (website). (date of the address: 14.05.2024).
  44. ISL Collective (portal). Debrecen, 2015. (date of the address: 18.03.2024).
  45. Khaung Tin H., Manoharan S. Comparing the challenges of implementing web-based and traditional teaching systems in developing countries: a systematic review // Advances in Engineering: An International Journal (ADEIJ). 2023. Vol. 1. №4.: 1-8.
  46. Larousse.fr: encyclopédie et dictionnaires gratuits en ligne (website). (date of the address: 10.02.2024).
  47. LearningApps (portal). Däniken, 2012. (date of the address: 27.01.2024).
  48. Memrise (portal). London, 2008. (date of the address: 30.01.2024).
  49. Munday P. The case for using DUOLINGO as part of the language classroom experience // RIED Revista Iberoamericana de Educación a Distancia. 2015. Vol. 1. №19.: 83-101.
  50. Padlet (portal). San Francisco, 2004. (date of the address: 20.01.2024).
  51. Progress me (portal). (date of the address: 20.05.2024).
  52. Quizizz (portal). Bangalore, 2015. (date of the address: 20.05.2024).
  53. Quizlet (portal). San Francisco, 2004. (date of the address: 20.05.2024).
  54. Rey-Debove J. Le Nouveau Petit Robert. Dictionnaire alphabétique et analogique de la langue française. Paris: Dictionnaires le Robert, 2003. 2949 p.
  55. Snack (website). (date of the address: 04.02.2024).
  56. Stepic (portal). London, 2013. (date of the address: 20.05.2024).
  57. Susan Y.H., Goodyear P. Sun Social co-configuration in online language learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 2, №36.: 13-26.
  58. TED-Ed (website). (date of the address: 04.05.2024).
  59. Tisdell C. The Impact of Educational Microcontent on the Student Learning Experience // The University of New South Wales. Sydney: UNSW Sydney, 2019.: 1-5.
  60. Tricider (website). (date of the address: 20.05.2024).
  61. TV5 Monde (website). (date of the address: 04.04.2024).
  62. UNESCO (website). (date of the address: 14.04.2024).
  63. WordWall (portal). Dorset, 2015. (date of the address: 28.05.2024).
  64. WordArt (website). (date of the address: 28.04.2024).
  65. YouTube (website). (date of the address: 10.02.2024).