Аннотация: Адаптация домашней среды – неотъемлемая часть воспитания любого ребёнка. Каждый родитель, готовясь к рождению ребенка так или иначе подготавливает для него домашнюю среду. Но, когда в семье рождается ребёнок с нарушенным развитием, появляется необходимость получить поддержку со стороны специалистов, чтобы адаптировать среду особым образом, исходя из особых потребностей ребёнка. В статье рассматривается стратегия специалистов для дачи рекомендаций родителям по адаптации домашней среды, демонстрируется пример рекомендаций, их формат.

Ключевые слова: рекомендации специалистов, беседа, ежедневные жизненные ситуации, домашние рутины, адаптация среды.

Родители детей раннего возраста (особенно если это первый ребенок) с перинатальной энцефалопатией во время обращения к специалистам хотят кроме как по развитию ребёнка, его поведению стремятся также получить советы об организации неформального образования ребёнка дома, организации домашнего пространства, развивающих занятий [4].

Прежде, чем давать рекомендации, специалистам важно узнать то, как изначально наполнена домашняя среда ребёнка в его повседневной жизни. Рекомендации не могут быть едиными для каждой семьи, ведь помимо запросов, существуют трудности самого ребёнка, которые тоже следует учесть. Разнятся и виды семей, типы воспитания ребёнка в каждой из них[3].

Приведём пример на двух семьях со схожими запросами и ожиданиями.

Ситуация 1
Ребёнку 2 года 11 месяцев, в речи использует несколько звукоподражаний (туту, бах, буль), слова отсутствуют. Нарушен глазной контакт, отсутствует восприятие человека как участника совместной деятельности. Месяц назад психиатр диагностировал у мальчика расстройство аутического спектра (далее – РАС). Родители пришли к специалистам с запросом на развитие речи и коммуникативных навыков у ребёнка. Специалисты заметили, что у ребёнка нет необходимости общаться с родителями. Причиной послужило то, что дома все игрушки, еда и прочие интересующие мальчика вещи находятся в его свободном доступе к ним, он в любой момент может взять то, что ему требуется.

В данной ситуации рекомендации специалистов включали в себя оскудение среды, т.е. перемещение игрушек, интересующих ребёнка предметов и еды в пределах зоны видимости, но в места, где сам мальчик не сможет их достать. Таким образом, ребёнок будет вынужден показывать свои желания взрослым, искать способы попросить помощи в получении желаемого. Взрослым же предлагается создавать больше ситуаций для коммуникации, например, предлагать выбор в еде, родах занятий, одежде. Дожидаться времени, когда ребёнок сам проявит инициативу. Например, после многократного пускания мыльных пузырей прекратить действие и ждать реакции ребёнка и его способа попросить продолжения игры.

Ситуация 2
Ребёнку 2 года 8 месяцев, слова и звукоподражания отсутствуют, свои просьбы к маме сопровождает мычанием и указательным жестом в сторону интересующего предмета. Мальчик не социализирован, растет в неполной семье, где есть мама и приходящая каждый вечер бабушка. Ребёнок крайне редко видит людей из-за узкого круга общения матери и её затворнического образа жизни. Мама тихая, тревожная (что передаётся и мальчику), на приёме ребёнка от себя не отпускала, обратилась с запросом на развитие и запуск речи. В ходе первичного опроса выяснилось, что большинство ежедневных рутин за мальчика выполняет мама. Она предлагает мальчику помощь после первого же его сигнала (мычания).

Рекомендации специалистов будут напротив включать в себя развитие самостоятельности у ребёнка. Создание ситуаций, в которых мальчик должен будет действовать без помощи мамы. Например, приём пищи, чистка зубов, мытьё рук – маме рекомендовано предлагать ребёнку ложку, зубную щётку, полотенце и предлагать выполнять нужное действие самому. Оборудовать для ребёнка игровое пространство, где игрушки будут в доступе, с возможностью исследовать каждую из них. Также следует оречевлять все события и предметы вокруг ребёнка, эмоционально и громко разговаривать с ним.

Но какие положения должны быть изучены специалистами в каждой семье, чтобы давать рекомендации родителям? Критерии, по которым регулируются ежедневные жизненные ситуации ребёнка:

  • Возраст ребёнка;
  • Трудности, возникающие у ребёнка (жалобы и запрос родителей);
  • Игры и пособия, которые находятся в зоне интересов ребёнка;
  • Место нахождения игр и пособий;
  • Наличие игрового пространства у ребёнка и его оснащение;
  • Особенности игровой деятельности ребёнка (как играет);
  • Зонирование домашнего помещения (зоны отдыха, приёма пищи, сна, гигиены, игры);
  • Привязка игр к времени суток или ежедневной ситуации;
  • Распорядок дня и его соблюдение ребёнком;
  • Реакция ребёнка на изменение домашних условий и/или распорядка дня;
  • Социальное подкрепление ребёнка;
  • Мотивационные стимулы;
  • Поведенческие особенности;
  • Состав семьи, особенности взаимодействие ребёнка с каждым из членов семьи;
  • Особенности коммуникации ребёнка со знакомыми людьми (в каких случаях обращается, как это делает, с какой целью);
  • Как ребёнок сообщает о своих желаниях и просит помощи;
  • Участие ребёнка в бытовой жизни (помощь в уборке, приготовлении еды, сервировке стола).

По этим же аспектам родителям будут даваться рекомендации по адаптации домашней среды, её амплификации или оскудении. Но перед этим специалистам необходимо выяснить то, как именно в течение дня проходят рутины ребёнка привычным для него образом. По каждому из перечисленных выше критериев составляется план беседы с членами семьи. Формат беседы используется как один из самых простых в реализации и комфортных для родителей. В беседе можно получить больше данных о протекании рутин семьи в домашних условиях, чем при варианте анкетирования, по видеороликам из дома. Начинать рекомендуется с общей информации о ребёнке, предложить описать обычный день, его распорядок – и использовать в разговоре наводящие вопросы. Важно, чтобы у родителей была возможность высказаться, полно отвечать на заданные вопросы. Эта беседа позволит им понять, что вы совместно с ними заинтересованы в развитии и воспитании ребёнка, действительно готовы оказывать содействие, в т.ч. в организации домашней среды.

По итогам беседы специалисты составляют бланк обучения в ресурсной рутине (см. таблицу 1), в котором за основу для обучения берут ресурсную (комфортную) рутину ребёнка. На основе привычных действий в данной рутине выстраивается ряд рекомендаций к каждому шагу её протекания в обычных условиях.

Таблица 1. Обучение в рутине

ОБУЧЕНИЕ В РЕСУРСНОЙ РУТИНЕ
Рутина: Одиночная игра в дидактические игры (пирамидка, паззл из 3 частей, сортер с животными).
Имя, возраст ребенка: Петя, 2 г. 11 мес.
Цели специалистов сопровождения и семьи для Пети касаются навыков:

- Взрослый берёт лежащие перед Петей элементы сортера, совершает с ними манипуляции, отличные от действий Пети. Мальчик принимает участие взрослого в своей игре, не возражает против вмешательства в свою деятельность.
- При игре в сортер или пирамидку Петя в течение 3 секунд смотрит на маму/няню, которая взяла несколько деталей игрушки в ожидании того, что она даст их ему. Взрослый отдаёт фрагмент сортера или пирамидки, когда Петя смотрит на него.
- В процессе уборки счётных палочек в контейнер с мамой / няней, Петя соблюдает очерёдность действий, ждёт своей очереди, когда он положит палочку в контейнер. Взрослый в качестве опоры Пете озвучивает, кто за кем будет класть палочку.

Привычный ход рутины

Адаптация рутины

Шаг 1. Петя самостоятельно достаёт с полки интересующий его сортер.

- Все дидактические игры лежат в пределах видимости, но там, где Петя не может их достать.
- Мама достаёт два сортера и удерживает их на уровне своих глаз, чтобы установился зрительный контакт.
- «Какой сортер хочешь?» Мама создаёт Пете ситуацию выбора.
- Мама/Няня садится на пол и кладёт сортер рядом с собой. Петя садится рядом. «Иди ко мне», «садись рядом».

Шаг 2. Петя самостоятельно разбирает сортер, собирает его, после чего продолжает деятельность по кругу заново.

- Няня называет предметы и животных, изображенных на элементах сортера.
- Игры на очерёдность. «Сначала я, потом ты».
- Приём работы с Петей «рука в руке».
- Во время игры в сортеры взрослый незаметно забирает себе часть вкладышей и периодически демонстрирует у лица по одному элементу, когда Петя ищет следующий.
- «Смотри, у меня есть нужная часть для тебя!»
- «Смотри: у тебя получилось!». «Ты молодец!» Взрослый акцентирует внимание Пети на том, что он собрал сортер целиком, игра закончилась.
- «Убери на полку».

Шаг 3. Петя достаёт паззлы и садится с ними на пол. Разбрасывает элементы паззла по полу и собирает.

- Няня даёт паззл с животными Пете на выбор.
- «Какой паззл хочешь?»
- Во время игры в паззл на полу и рядом с зоной игры не должно находиться ничего лишнего.
- «Сначала собери этот» Няня выставляет паззлы перед Петей по одному.
- «Такой мы уже собрали, давай отложим его в сторону» - Няня не даёт вернуться к собранному паззлу.
- «Смотри, кто у тебя получился!», «Кто это?», «Как говорит собачка?», «Кто говорит мяу-мяу?»,
- «Где у кошки хвост?», «Где нос у тебя?»
- Няня уделяет особое внимание картинкам, их разглядыванию, изучению частей картинок.
- Вводится игра с платочком «Кто из животных спрятался?»
- «Молодец, ты собрал всех животных!», «Убери паззлы на полку»
- Няня обязательно озвучивает момент, на котором игра заканчивается и регулирует просьбами убрать игру.

Шаг 4. Петя берёт пирамидку, разбирает пирамидку, после чего надевает их обратно и продолжает такую игру пока не надоест.

- «Снимай/надевай кольца по одному».
- Если Петя затрудняется, няня выполняет действие рукой Пети в своей руке. После каждого снятого/надетого колечка, следует одобрение: «Молодец! Продолжай!».
- «Хочешь колечко?» Няня держит кольцо у своего лица, дожидается взгляда Пети и протянутой руки, после чего отдаёт мальчику элемент пирамидки.

Бланк предлагается родителям на встрече лично. Специалист подробно описывает каждый этап адаптации рутины под нуждаемость ребёнка, предлагает способы реализации и демонстрирует образец во взаимодействии с ребёнком на занятии, где присутствуют родители [2], [3].

Список литературы:

  1. Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации. М.: МГПУ, 2022. 144 с.
  2. Гусейнова А.А. Использование ассистивного оборудования в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальное образование. 2022. №2(66). С. 46-54.
  3. Гусейнова А.А. Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в современных примерных образовательных программах дошкольного образования // В сборнике: Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет, Институт специального образования и психологии. Москва, 2021. С. 43-49.
  4. Гусейнова А.А. Специфика организации образовательного пространства для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В книге: Большая конференция МГПУ. Сборник тезисов. В 3 т. М.: 2023. С. 198-201.
  5. Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Особенности адаптации и освоения образовательной программы детьми «группы риска» в условиях дошкольной организации. Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. 2022. №5. С. 13-18.
  6. Парамонова Г.В. Особенности зрительного восприятия детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В сборнике: Специальная педагогика и специальная психология: современные научные исследования. сборник научно-практических статей участников Четвертого Международного теоретико-методологического семинара, проходящего на факультете специальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»: в 2-х томах. 2012. С. 105-109.
  7. Приходько О.Г. Система ранней помощи детям с ОВЗ и их родителям / О.Г. Приходько, О.В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». Москва: «ЛексПраксис», 2015. 145 с.
  8. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021. 96 с.
  9. Стребелева Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. 128 с.
  10. Фьюэлл Р.Р. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой. СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. 160 с.

Adaptation of the home environment for an early age child with special needs

Sidorenko E.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, speech therapist GBU MGCR, Moscow

Coauthor:
Sidorenko T.V.,
teacher-defectologist School №1798 «Phoenix», Moscow

Abstract. Adaptation of the home environment is an integral part of the upbringing of any child. Every parent, preparing for the birth of a child, prepares the home environment for him in one way or another. But when a child with impaired development is born in a family, it becomes necessary to receive support from specialists in order to adapt the environment in a special way based on the special needs of the child. The article discusses the strategy of specialists for giving recommendations to parents on adapting the home environment, demonstrates an example of recommendations and their format.
Keywords: еxpert recommendations, conversation, daily life situations, household routines, adaptation of the environment.

References:

  1. Adaptation of children with developmental disabilities to an educational organization. Moscow: MGPU, 2022. 144 p.
  2. Guseynova A.A. The use of assistive equipment in teaching children with disorders of the musculoskeletal system. Special education. 2022. №2(66).: 46-54.
  3. Guseynova A.A. Approaches to the organization of a developing subject-spatial environment in modern exemplary educational programs of preschool education. In the collection: Theory and practice of continuous support for children of early and preschool age in the modern educational space. collection of scientific articles based on the materials of the scientific and practical conference. Moscow City Pedagogical University, Institute of Special Education and Psychology. Moscow, 2021.: 43-49.
  4. Guseynova A.A. The specifics of the organization of the educational space for students with disorders of the musculoskeletal system. In the book: The Great Conference of the Moscow State Pedagogical University. collection of abstracts. In 3 Vols. Moscow, 2023.: 198-201.
  5. Guseynova A.A., Manuilova V.V., Peculiarities of adaptation and development of the educational program by children of the «risk group» in the conditions of a preschool organization. A preschooler. the methodology and practice of education and training. 2022.: 13-18.
  6. Paramonova G.V. Features of visual perception of young children with delayed speech development. In the collection: Special pedagogy and special psychology: modern scientific research. a collection of scientific and practical articles by participants of the Fourth International Theoretical and Methodological Seminar held at the Faculty of Special Pedagogy of the Moscow City Pedagogical University: in 2 volumes. 2012.: 105-109.
  7. Prikhodko O.G. The system of early assistance to children with disabilities and their parents / O.G. Prikhodko, O.V. Yugova; ANO «Management and Development Council». Moscow: «Lexpraxis», 2015. 145 p.
  8. Solyanik E.N. Educational games for young children. St. Petersburg : DETSTVO-PRESS PUBLISHING HOUSE, LLC, 2021. 96 p.
  9. Strebeleva G.A. Games and classes with young children with disabilities in psychophysical development: a book for teachers / Edited by E.A. Strebeleva, G.A. Mishina. Moscow: Polygraph service, 2002. 128 p.
  10. Fewell R.R. Learning through play: A guide for teachers and parents / Translated from English by L.A. Chistovich, E.V. Kozhevnikova. St. Petersburg: KARO, St. Petersburg Institute of Early Intervention, 2005. 160 p.