Аннотация. В данной статье рассматривается важность и перспективы Китайской революции 1925-1927 годов в социалистическом мире с точки зрения трудов Н.И. Бухарина. На основе историографического анализа делается вывод о малоизученности данного вопроса. Исследователь приходит к выводам о том, что для Н.И. Бухарина Китай являлся гипотетическим «восточным флангом» для борьбы с мировым капитализмом. Страна с большим населением, наличием иностранного капитала, ресурсной базой уже во время перехода к социализму нанесет серьезный ущерб положению капиталистических стран.

Ключевые слова: Н.И. Бухарин, внешняя политика, революция в Китае, социализм, империализм, мировая революция.

В науке подробно изучен феномен «Китайского социализма» в реформенный период после смерти Мао Цзедуна. Многие исследования о пореформенном периоде в Китае опираются на предположение, что изменения в стране были вдохновлены интеллектуальным наследием Н.И. Бухарина. Однако мало исследователей обращают внимание на сами взгляды и оценки Н.И. Бухарина относительно перспектив революционного развития в Китае. Не поднимался также вопрос об оценке значимости революционных событий для самого Н.И. Бухарина, который рассматривал «Поднебесную страну» как отдельный полюс силы и восточный фланг антиимпериалистических сил. Исторической науке, в частности в данной статье, только предстает освятить данный вопрос.

Исследования по данной проблеме не полны. Работы историков, изучавших данный вопрос, освещают вопрос взглядов Н.И. Бухарина на Китай и китайское революционное движение в рамках политической карьеры самого теоретика коммунизма. Существуют исследования, которые в целом описывают позицию Н.И. Бухарина относительно внешней политики и деятельности Коминтерна, однако не затрагивают его точку зрения по китайской проблематике. Отдельно упомянем работы, затрагивающие проблематику Китая в деятельности Н.И. Бухарина, однако они связаны с внутриполитической борьбой, без детального разбора генезиса его взглядов.

Таким образом, степень изученности можно охарактеризовать как недостаточную из-за отсутствия подробного исследования формирования взглядов Н.И. Бухарина на проблемы китайской революции.

В советский период времени исследования о деятельности и взглядах Н.И. Бухарина были представлены в конце 80-х, начале 90-х гг [7].

Из западной историографии наиболее всего выделяется работа С. Коэна, посвященная Н.И. Бухарину. В своем труде он анализирует роль Н.И. Бухарина в китайской революции в контексте «дуумвирата» с И.В. Сталиным. С. Коэн исследует влияние взглядов и принятых решений Н.И. Бухарина в Коминтерне на развитие китайского направления в рамках его собственной политической карьеры. В ней не был представлен детальный анализ отдельных источников, развитие взглядов Н.И. Бухарина по данной теме, однако утверждается, что не только он, но и вся партия не имела полного и, возможно, подлинного представления о событиях в Китае по данному вопросу.

В работе А.В. Шубина «Вожди и заговорщики» [10], несмотря на то, что Бухарин в ней фигурирует как одно из главных действующих лиц, его взгляды на проблему китайских событий не представлены.

В своей статье В.Н. Пинчук «Философские идеи Н.И. Бухарина как советского марксиста в 1917-1928 годах» [9] затрагивает вопрос взгляда Н.И. Бухарина на деятельность Коминтерна, но не поднимает конкретных вопросов китайской революции.

Из последних работ, непосредственно затрагивающих данную проблему, можно назвать работу А.Ю. Ватлина «Утопия на марше. История Коминтерна в лицах» [7], но без детального разбора отдельных трудов и высказываний Н.И. Бухарина о Китае и китайской революции.

Рассматривая другие исследования, можно отметить, что данная проблематика получила недостаточно внимания и не была подробно изучена. Кроме того, остается недостаточно раскрытым эволюция взглядов Н.И. Бухарина.

Исследованные источники можно отнести к категории личных материалов, созданных самим Н.И. Бухариным. Все источники, за исключением выступления на XXIV губпартконференции от 26 января 1927 года, изначально представлены в письменной форме в массово-политических изданиях, являющихся публицистикой Н.И. Бухарина в виде брошюр и книг (при условии, что брошюрой считается издание объемом до 48 страниц).

Таким образом к категории книги можно отнести следующие работы: «Международная буржуазия и Карл Каутский, ее апостол» (1925 г.), «О характере нашей революции и о возможности победоносного социалистического строительства в СССР» (1926 г.) и «Проблемы китайской революции» (1927 г.). К категории брошюры мы можем отнести «Цезаризм под маской революции: по поводу книги проф. Н. Устрялова «Под знаком революции» (1926 г.).

Необходимо также отметить, что среди прочих источников имеется материал, который изначально был представлен устно на конференции в Ленинграде, но впоследствии был опубликован в печатном виде. Речь, произнесенная на XXIV партгубконференции 26 января 1927 года, занимает 32 страницы.

Все источники за авторством Н.И. Бухарина были написаны на русском языке. Все указанные письменные источники были впервые опубликованы в двух городах: в Москве и Ленинграде. Источники были написаны в момент актуальных для государства и партии событий или явлений, т.е. без длительной задержки.

При выборе источников исследователь руководствовался хронологическим принципом: революционное движение в Китае активизировалось в период с 1925 по 1927 год.

Особую значимость представляют избранные источники, в которых Н.И. Бухарин все более детально и конкретно описывает события в Китае. В течение указанного периода происходит смещение акцента в работах Н.И. Бухарина, приводящее к уделению особого внимания конкретным проблемам китайской революции.

Н.И. Бухарин в своей работе «Международная буржуазия и Карл Каутский, её апостол» [2, с. 9-10] (1925 г.) пишет о Китае в контексте международного положения Советского Союза. Работа была адресована как ответ К. Каутскому, но для русского-говорящей аудитории, поскольку работа была написана на русском языке. Прежде всего, Н.И. Бухарин обращает внимание на важность революции в Китае, учитывая, что на тот момент в этой стране, по его оценкам, проживало около 400 миллионов человек. Он отмечает, что Китай является одним из ключевых игроков на мировой арене, что должно подчеркнуть аудитории важность событий, происходящих именно в Китае. Однако, данный тезис не полностью раскрывает фактор численности населения: не проводит детального анализа его состава, социальных групп, и т.д. Можно отметить, что в данном случае используется методика Эзоповского языка с целью скрыть часть аргументации, приводя пример с Китаем и при этом победить в споре.

В труде «Цезаризм под маской революции» [2, с. 9-10] (1925 г.) Н.И. Бухарин также считает, что китайское революционное движение имеет важное значение. Нужно упомянуть, что это происходит в контексте критики профессора Н.В. Устрялова и его тезиса, что В.И. Ленин революцию «европейскую» в конечном итоге превратил в революцию «евроазиатскую», в противопоставлении «европейской».

Н.И. Бухарин, не соглашаясь с профессором, указывает, что В.И. Ленин по умолчанию, изначально большое внимание уделял национальным и колониальным движениям, которые в рамках общемировой революции имели большое значение. В данном случае также использован приём Эзоповского языка, который позволяет закончить объяснение позиции В.И. Ленина. Кроме того, он дополняет это утверждением о том, что азиатские революционные движения, включая движение китайских рабочих, являются неотъемлемой частью общего процесса борьбы с капитализмом по всему миру.

В своих критических текстах к Н.В. Устрялову он пишет, что изменения в экономическом и социально-политическом устройстве Китая неизбежно приведут к изменениям и в европейских странах. Таким образом, вопросы развития и революции в Китае имеют принципиально важное значение, которое отразится на мировой истории.

В следующей своей работе «О характере нашей революции и о возможности победоносного социалистического строительства в СССР» [1, с. 199] (1926 г.), Н.И. Бухарин рассуждает о мировой социалистической революции, приводя следующую цитату: «если пролетариат возьмёт власть во всём мире, ему придётся иметь дело со всеми другими крестьянскими странами. Мировому пролетариату придётся решать проблему, как ужиться с мировым крестьянством. А если здесь имеется такое же, примерно, соотношение, как в Советском союзе, то, сделав соответствующие выводы из теории неизбежной гибели без помощи извне, volens-nolens (волей-неволей) придёшь к куновской постановке вопроса, которая гласит, что мир «не дозрел» до социалистического переворота» [1, с. 199].

Китай упоминается в работе лишь в контексте, поскольку в то время в этой стране проживало около 400 миллионов человек, преимущественно крестьян. Из-за низкого уровня индустриализации и малого числа пролетариата в классическом понимании социалистическая революция в Китае казалась невозможной. Следовательно, китайскому пролетариату потребуется поддержка извне в лице Коммунистического Интернационала. Впрочем, надо сказать, что пролетариат в Китае всё больше и больше растёт в численности, по мнению Н.И. Бухарина, что, в конечном итоге, должно заставить революцию стать социалистической.

К началу 1927 года Н.И. Бухарин уже долгое время занимал ведущее положение в Коминтерне, начиная с 1926 года. Это позволило ему развить свои идеи и подходы по вопросам китайской проблематики во внешней политике. В своей речи на XXIV Ленинградской губпартконференции от 26 января 1927 г. [4, c. 165-170] Н.И. Бухарин размышляет о Китае, в первую очередь, в контексте положения Советского Союза на международной арене. В ней Н.И. Бухарин ещё раз подтверждает свой же тезис о том, что революционное движение в Китае, безусловно, является частью мирового революционного процесса. Китайская революция и гражданская война там является, по мнению Н.И. Бухарина, мощным тараном, пробивающим «цепи» стабилизации капиталистических стран. Тем не менее, говоря о «стабилизации» ситуации в этих странах, нужно иметь в виду, что сам Н.И. Бухарин говорит, что революция в одном месте не исключает факта частичной стабилизации в других местах.

Однако если рассматривать контекст, то он упоминает Китай в рамках антиимпериалистического блока, говоря о «СССР плюс китайская революция» [4, c. 166]. Этот антиимпериалистический блок, который хоть и существует, по признанию Н.И. Бухарина, не без противоречий, является более сплочённым и могущественным, чем блок капиталистических стран. Это во многом обусловлено количественным превосходством китайского народа, на что он указывал в своих предыдущих работах и выступлениях. Кроме того, китайская революция неизбежно принесет серьезные потери капиталу иностранных государств в Китае. Однако раскрытие «удара по капиталу» мы можем увидеть в более поздней работе Н.И. Бухарина «Проблемы китайской революции».

Особое внимание уделяется китайской революции в отдельном пункте в рамках этой речи. Н.И. Бухарин не выражает никаких сомнений в том, что пролетарская революция в Китае победит. Одной из ключевых характеристик успешной революции является возникновение государственного центра, способного координировать действия. Это позволяет формировать мощную армию, способную противостоять империалистическим силам. Таким образом, революционные идеи будут распространяться по всё более обширным территориям страны.

Особое внимание он уделяет тому, что в революционных рядах есть различные силы, в том числе буржуазные, которые по мнению Н.И. Бухарина, будут отходить всё дальше и дальше от революции, в то время как именно пролетарские низы будут подниматься во всё больших количествах. Именно китайскому пролетариату он уделяет большое значение, которое, в итоге, станет «гегемоном» китайской революции. В результате китайский «четырёхсотмиллионый народ» должен будет сблизиться с Советским Союзом – государством, где уже установлена власть рабочего класса.

Ещё необходимо выделить то, что Н.И. Бухарин даёт своё видение мирового хозяйства на 1927 г. По его мнению, в тот момент времени он распался на 3 круга: СССР, капиталистический мир и Восток. Хотя прямо не указывается, мы можем трактовать термин «Восток» как отсылку к Китаю, так как ранее в речи упоминались китайские революционные движения как часть «восточного фланга» общемирового рабочего движения. Однако этот аспект им не раскрывается почти никак, не даётся объяснения того, почему он выделяет Восток в отдельную сферу мирового хозяйства.

Пожалуй, наиболее сконцентрированным высказыванием про Китай будет считаться работа Н.И. Бухарина «Проблемы китайской революции» [3, c. 62] (1927 г.). В целом, Н.И. Бухарин в своей работе суммирует все свои высказывания, которые касались китайского движения, но в то же время анализирует и выдвигает ряд аргументов в пользу своих тезисов, как старых, так и новых.

Например, Н.И. Бухарин акцентирует внимание на важности китайской революции. Он приводит также слова иностранных газет о том, что на момент написания этой работы в Китае формируется большой революционный фронт от Архангельска до Шанхая численностью около 800 миллионов человек. Н.И. Бухарин, не раз акцентировавший внимание на численности Китая, вновь обращается к вопросу об общем количестве людей блока СССР-Китай.

Имеется также много нового в этой работе. Бухарин обращает внимание на важность анализа положения Китая в контексте его взаимодействия с иностранным капиталом. Он проводит параллели с ситуацией в Российской Империи, называя Китай полуколонией из-за значительного присутствия иностранного капитала в его экономике. Однако Бухарин также выделяет особенности этой Восточной страны: он подчеркивает, что иностранный капитал не способствует развитию местного производства, в отличие от того, что происходило в Российской Империи. Поэтому он отмечает, что движение в Китае является не только антиимпериалистическим, но также национально-освободительным.

Кроме этого, стоит отметить важное в словах Н.И. Бухарина. Он оценивает нынешнюю революцию (1925-1927 гг.) в большей степени как буржуазную, которая, тем не менее, могла бы перерасти потом в социалистическую. Однако его мнение заключается в том, что к 1927 году в Китае были перспективы для быстрого завершения буржуазной фазы революции, поскольку переход к социализму без необходимых предпосылок был невозможен из-за нерешенных проблем, таких как аграрный вопрос и слабое развитие промышленности.

Особенно он акцентирует внимание на данном вопросе в полемике с К.Б. Радеком, утверждая, что в Китае в тот момент времени ещё существовал феодальный уклад экономики. Наличие многоукладности как таковой в социально-экономическом смысле для Н.И. Бухарина является показателем отсталости Китая. В этом смысле он выступает как сторонник постепенного развития революции в её логической последовательности.

Революционное движение в Китае, тем не менее, не едино. Гоминьдан, объединяющий в себе левое и правое крыло, в момент написания данной работы, находится под властью Чана Кайши. Называя это диктатурой, Н.И. Бухарин указывает на глубокую классовую подпочву, также указывая на то, что революционное движение стало выражением интересов в том числе и правых национально-освободительных сил. Приход к власти Чана Кайши вызывает кризис национально-революционного движения. Это означает переход крупной буржуазии из разряда революционного класса в контрреволюционный лагерь, что означает восстание против левого движения в Гоминьдане. Это приводит, по мнению Н.И. Бухарина, к созданию трёх сил революции: «феодалов + компрадоров + иностранных капиталистов», национальной крупной буржуазии и «левого блока» радикальной мелкой буржуазии, крестьянства и рабочих [3, c. 58]. Из-за того, что Чан Кайши борется с рабочими и крестьянами, по мнению Н.И. Бухарина, он не может больше вести полноценную борьбу с иностранным империализмом. Это является изменой национально-освободительной борьбой.

На этом фоне авторитет коммунистический партии будет расти, как полноценная альтернатива Чану Кайши и сторонникам борьбы с империализмом. Сила китайского коммунистического движения будет обеспечиваться за счёт расширения работы профсоюзов, в котором пользуются популярностью силы компартии, создание стачек и стачечных комитетов, кустарей, мелких торговцев и т.д. Одним словом, Н.И. Бухарин предлагает делать ставку на массы.

Н.И. Бухарин даёт свою оценку перспективам социалистического пути развития китайской революции следующим образом: «в Китае имеются экономические командные высоты, которые, главным образом, находятся в руках иностранного капитала. Последовательно, до конца доведённая освободительная борьба, предполагающая изгнание империалистов из Китая, делает уже тем самым возможным конфискацию крупных предприятий. […] В Китае общая экономическая структура, однако, такова, что опасность свертывания с социалистического пути без помощи международных сил там чрезвычайно велика» [3, c. 34]. Далее Н.И. Бухарин пишет о наличии множества факторов, способствующих зарождению и развитию социализма в Китае, таких, как: существование Советского Союза; возможное использование капиталистических держав и транзита через Советский Союз из Европы; различные трения между капиталистическими державами; помощь международного пролетариата, поддерживающего китайскую революцию; рост колониального движения и т.д. [3, c. 34]. Однако, в итоге, он приходит к выводу о том, что задачей всех коммунистических стран является борьба за этот социалистический путь.

В работе «Проблемы китайской революции» автор дополнительно подтверждает свой тезис о необходимости поддержки революции в Китае. В конечных выводах Н.И. Бухарин пишет, что в Китае решаются судьбы мировой революции, и призывает, чтобы все коммунистические партии Интернационала сделали всё возможное, чтобы империалисты потерпели в Китае «такой же жалкий крах, какой они потерпели во время интервенции в Стране Советов» [3, c. 62].

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

  • Н.И. Бухарин не сразу раскрывал свои идеи относительно Китая и перспектив Китайской революции. По утверждению С. Коэна [8, с. 318], сам Н.И. Бухарин не имел больших знаний о происходящих событиях в Китае, поэтому мы можем предположить, что представления формировались на ходу. Надо сказать, что мысли о революционном движении в Китае он высказывал и в более ранних работах. В указанный период его взгляды формировались во время полемики и противоречиях с остальными членами ВКП(б) по другим вопросам. Мы видим в представленных работах, как постепенно его формулировки получают более законченный вид, и в итоге находят своё финальное выражение в работе, посвящённой непосредственно Китаю и китайскому социалистическому движению.
  • Н.И. Бухарин придает большое значение положению Китая как ключевой части мирового порядка, называя его общим словом «Восток» и определив Китай как «восточный» фланг революционного движения против капиталистических стран. Необходимо учитывать, что Н.И. Бухарин выделяет Китайскую революционную борьбу, однако не полностью отделяет её от общемирового процесса движений против капитализма. Он, в большей степени, подчёркивает взаимосвязь китайской борьбы с общемировой против империалистических государств.
  • Значимость Китая в трудах Н.И. Бухарина подчёркивается многочисленностью населения страны, на чем неоднократно делался акцент. Возможно, для Н.И. Бухарина имеет значение то, что в рамках всего остального мира это означает, что по меньшей мере ¼ планеты будет являться социалистическим лагерем, что в целом уже является весомой составляющей в борьбе с империалистическими силами.
  • Китай нередко упоминается в связке с Советским Союзом, являясь «союзником» в борьбе с капиталистическими силами.
  • Н.И. Бухарин полностью поддерживает революционные процессы в Китае, отдавая предпочтение социалистическому движению. Он выражает уверенность в том, что международная поддержка станет благоприятным фактором для успеха китайской революции.

Список литературы:

  1. Бухарин Н.И. В Защиту пролетарской революции (сборник). Государственное издательство, М.-Л.: 1928. 260 с.
  2. Бухарин Н.И. Международная буржуазия и Карл Каутский, ее апостол: (ответ К. Каутскому). М.: Правда и беднота, 1925. 106 с.
  3. Бухарин Н.И. Проблемы китайской революции. М. : Правда и беднота, 1927. 62 с.
  4. Бухарин Н.И. Путь к социализму. Избранные произведения. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. 494 с.
  5. Бухарин Н.И. Цезаризм под маской революции: по поводу книги проф. Н. Устрялова «Под знаком революции». М.: изд. газеты «Правда», 1925. 45 с.
  6. Ватлин А.Ю. Утопия на марше. История Коминтерна в лицах. М.: АФК «Система»; Политическая энциклопедия, 2023. 896 с.
  7. Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: Революция. История. Личность. М.: Мол. гвардия, 1989. 320 с.
  8. Коэн С. Бухарин: политическая биография, 1888-1938: Пер. с англ. И.Е. Горелова. М.: Прогресс, 1988. 574 с.
  9. Пинчук В.Н. Философские идеи Н.И. Бухарина как советского марксиста в 1917-1928 годах. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2020. №1(66). C. 13-25.
  10. Шубин А.В. Вожди и заговорщики: политическая борьба в СССР в 1920-1930-х годах. М.: Вече, 2004. 400 с.

Assessments of the Chinese revolutionary movement in the works of N.I. Bukharin 1925-1927

Sokolov I.A.,
bachelor of 4 course of the Humanitarian Institute of Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Research supervisor:
Datsyshen Vladimir Grigorievich,
Professor, Department of History of Russia, World and Regional Civilizations, Humanitarian Institute, Siberian Federal University, Doctor of Historical Sciences

Abstract. This article examines the importance and prospects of the Chinese Revolution of 1925-1927 in the socialist world from the point of view of the works of N.I. Bukharin. Based on the historiographic analysis, it is concluded that this issue has been poorly studied. The researcher comes to the conclusion that for N.I. Bukharin, China was a hypothetical «eastern flank» for the fight against world capitalism. A country with a large population, the presence of foreign capital, and a resource base will cause serious damage to the position of capitalist countries even during the transition to socialism.
Keywords: N.I. Bukharin, foreign policy, revolution in China, socialism, imperialism, world revolution.

References:

  1. Bukharin N.I. In Defense of the Proletarian Revolution (collection). State Publishing House, Moscow-Leningrad: 1928. 260 p.
  2. Bukharin N.I. The international bourgeoisie and Karl Kautsky, its apostle: (response to K. Kautsky). Moscow: Truth and the poor, 1925. 106 p.
  3. Bukharin N.I. Problems of the Chinese Revolution. Moscow: Truth and the poor, 1927. 62 p.
  4. Bukharin N.I. The path to socialism. Selected works. Novosibirsk: Science. Sib. Department, 1990. 494 p.
  5. Bukharin N.I. Caesarism under the guise of revolution: regarding the book of prof. N. Ustryalov «Under the sign of revolution». Moscow: ed. newspaper «Pravda», 1925. 45 p.
  6. Vatlin A.Yu. Utopia on the March. History of the Comintern in persons. Moscow: AFK «Sistema»; Political Encyclopedia, 2023. 896 p.
  7. Emelyanov Yu.V. Notes about Bukharin: Revolution. Story. Personality. Moscow: Mol. Guard, 1989. 320 p.
  8. Cohen S. Bukharin: political biography, 1888-1938: Trans. from English I. E. Gorelova. Moscow: Progress, 1988. 574 p.
  9. Pinchuk V.N. Philosophical ideas of N. I. Bukharin as a Soviet Marxist in 1917-1928. Bulletin of Ryazan State University named after. S.A. Yesenina. №1(66).: 13-25.
  10. Shubin A.V. Leaders and conspirators: political struggle in the USSR in the 1920-1930s. Moscow: Veche, 2004. 400 p.