Аннотация. В статье рассмотрена история подходов к вопросу оценки сформированности навыков устной речи обучающихся основной школы, планируемые результаты ФГОС, разработаны модели заданий для оценки навыка говорения в 5-8 классах.
Ключевые слова: оценка сформированности устной речи на английском языке.
Оценка является одним из важнейших элементов образовательного процесса, и вместе с тем, одной из сложнейших задач, которая вызывает больше всего дискуссий, особенно если речь идет об оценке сформированности продуктивных навыков, таких как устная речь обучающихся.
Чтобы дать оценку сформированности навыков устной речи обучающихся, важно определить, что подразумевается под термином «устная речь». В педагогической практике обучения иностранным языкам часто используются два взаимозаменяемых понятия «говорение» и «устная речь», хотя их определения могут различаться в различных источниках. Примечательно, что в толковых словарях Даля и Ожегова отсутствует понятие устная речь, а значение слова говорение приводится, как «действие по значению глагола говорить» [4, с. 464]. Это свидетельствует о том, что изучение устной речи привлекло внимание ученых сравнительно недавно.
В лингвистике говорение трактуется как сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять наряду с аудированием устное вербальное общение. В психологии под говорением понимается сложный процесс устного обмена информацией и выражения мыслей. В методике «говорение» описывается как усвоение учащимися фонетической, лексической и грамматической систем иностранного языка. В лингвистике, в психологии и в методике устная речь рассматривается как процесс выражения мыслей в устной форме, а термины «говорение» и «устная речь» используются взаимозаменяемо. Эти понятия являются взаимосвязанными и в англоязычной методической литературе.
Устная речь, хоть и является первостепенной по отношению к языку, при обучении иностранному языку является самым сложным аспектом в обучении, так как требует когнитивных и лингвистических навыков. Главной целью говорения является передача мыслей, информации в устной форме.
Вопросы по обучению говорению на иностранном языке привлекли внимание лингвистов и методистов сравнительно недавно. В СССР, когда наладились торговые и экономические связи страны с другими государствами, иностранный язык стал рассматриваться как средство индустриализации страны и в 1961-1962 учебном году английский язык стал обязательным предметом школьной программы. Основные цели изучения английского языка в этот период были научить детей читать и переводить с помощью словаря текст, выражать свои мысли на иностранном языке, познакомить учащихся с культурой и политической системой страны изучаемого языка [5, с. 88]. Устной речи не уделялось должного внимания, и она трактовалась лишь как средство овладения иностранным языком. В методической литературе того периода вопрос обучения или оценки говорения не рассматривался. В процессе обучения преподаватели и методисты (Е.И. Пассов, И.Л. Бим, Л.Н. Верещагина) стали обращать внимание на взаимосвязь знания иностранного языка и владения устной речью, умение говорить на языке, поддержать разговор и выражать свои мысли и являются истинными показателями владения иностранным языком [5, с. 349].
Именно в этот период были разработаны основные методические подходы в обучении говорению на иностранном языке, которые используются и по настоящее время; произошло переосмысление роли языкового образования и формирование системы оценивания и контроля владения иностранным языком и устной речи. Основное внимание при оценке устной речи уделялось грамотности (знанию правил) и корректности, но не беглости. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны были уметь: делать сообщения в пределах установленной тематики и вести диалог в рамках данной ситуации. В 70-80-е гг. 20 века В.С. Цетлин впервые сформулировал критерии сформированности устно-речевых умений, обращая внимание, что главным объектом контроля должно стать выполнение коммуникативной задачи. Языковая корректность, если не нарушен акт коммуникации, рассматривалась как вспомогательный критерий. Инновацией автора было смещение внимания с грамматики на коммуникативную значимость процесса говорения, вопрос об относительной значимости грамматической правильности речи на иностранном языке, так как даже на родном языке вполне допустимы оговорки [5, с.392].
С подписанием Болонской конвенции (1999 год) и последующим вхождением России в единое европейское образовательное пространство начался новый этап в обучении и оценке сформированности устной речи на иностранном языке. Осознание важности устной речи как ключевого показателя коммуникативных умений стало всеобщим в этот период, и произошла интеграция европейской системы оценивания владения иностранным языком в российскую систему образования. Согласно новым стандартам, выпускник основной школы должен был владеть английским языком на уровне А2 (допороговый уровень согласно европейской системе оценивания).
С 2000 года и до настоящего времени система обучения иностранным языкам в России претерпевает серьезные изменения. В 2004 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт, который обозначил основные цели изучения иностранных языков, включая развитие коммуникативной компетенции на речевом, языковом, социокультурном, компенсаторном и учебно-познавательном уровнях. ФГОС определял набор общих предметных требований, предъявляемых к выпускнику основной школы: умение строить различные виды диалогических и монологических высказываний [7]. В период 2004-2013 годах проводилась апробация ГИА для выпускников 9-х классов. В 2009 году в Федеральном государственном образовательном стандарте были прописаны четкие критерии оценки и динамика развития навыков устной речи учащихся, как предметных результатов освоения иностранного языка. В 2014 году новая экзаменационная модель ОГЭ (ГИА-9) стала обязательной. Новая форма проведения выпускных экзаменов для учеников, завершивших образовательные программы основного общего образования, включала задания стандартизированной формы, которые проверялись независимой экзаменационной комиссией и позволяли дать объективную оценку сформированным навыкам. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся и выпускников 9 классов представила собой инновационный подход к оценке знаний и умений учащихся. Контрольно-измерительные материалы экзаменационной работы включали две части: письменную (аудирование, чтение, лексико-грамматический раздел и письмо) и устную. Устная часть (говорение) состояла из 2-х заданий (монологическое высказывание на заданную тему с опорой на план, представленный в виде вопросов и диалог-расспрос (беседа с экзаменатором-собеседником). Время устного ответа 9-10 минут. Окончание выполнения каждого задания определял экзаменатор-собеседник. Ответ записывался на аудиокассету. Максимальное количество баллов за выполнение С2, С3 – 18 [6].
Стремительные изменения в экономической, политической и социальной сферах современного общества неизбежно влекут изменения системы образования. Россия, являясь частью мирового сообщества, и принимая участие в различных интеграционных процессах остро понимает проблему иноязычной коммуникации. Результатом стало изменение и внедрение нового Федерального государственного стандарта основного общего образования в 2022 году, который определяет, что изучение иностранного языка в школе должно обеспечить не только «воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами», но и «формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации» [8].
Изменения коснулись и системы оценки навыков овладения устной речью у выпускников основной школы (изменения КИМ и критериев оценивания Государственной итоговой аттестации – ГИА-9). Новая модель устной части экзамена по иностранным языкам в 9 классе была предложена в 2015 году специалистами ФИПИ. Особенностью этой модели стал отказ от необходимости привлечения экзаменаторов-собеседников, так как экзамен проходил с использованием информационно-коммуникационных технологий [3]. Переход на новую модель проведения экзамена позволил дать объективную и полную оценку устной речи выпускников, благодаря включению заданий на оценку различных форм устно-речевого общения, которые играют важную роль в процессе коммуникации: чтение отрывка текста, участие в диалоге-расспросе и создание монологического высказывания по заданной теме. Разработанная модель ОГЭ доказала свою валидность и остается сегодня главным инструментом оценки сформированности навыка устной речи по иностранному языку у выпускника основной школы. Но появляется вопрос, а как происходит контроль и оценка динамики сформированности навыка говорения согласно прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте предметным результатам в 5-8 классах.
Для анализа процесса обучения и контроля сформированности навыка устной речи были рассмотрены два УМК, которые входят в перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также являются наиболее популярными в школах РФ: «Spotlight» – «Английский в фокусе» (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, издательство «Просвещение») [2]; «Starlight» – «Звездный английский» (К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова, В. Эванс, издательство «Просвещение») для углубленного уровня [1].
Проанализировав вышеупомянутые учебники по английскому языку, можно сделать вывод о том, что с 5-го по 9-й класс учащиеся выполняют схожие задания, направленные на формирование навыков устной речи. Такие задания отмечены знаком «Speaking»:
Задания, направленные на формирование навыков чтения:
- Прослушай аудио запись и повтори. Прочитай текст.
Задания, направленные на формирование навыков диалогической речи:
- Составь диалог по аналогии/по картинкам.
- Задай вопросы и ответь на них по картинкам/по языковым опорам.
- Посмотри на картинку и ответь на вопросы по картинке.
- Ответь на вопросы о себе.
Задания, направленные на формирование навыков монологической речи:
- Сделай пометки в тетрадке на основе прочитанного текста, передай содержание текста одноклассникам.
- Расскажи три факта из текста, которые запомнились тебе.
- Расскажи о своем доме/о своей новой квартире/об известной личности/о своих питомцах/о хобби и совместной деятельности твоей семьи/одежду, которую ты носишь в разное время года/о популярном празднике.
- Составь предложения с фразами из текста.
Все вышеуказанные упражнения отвечают требованиям ФГОС и способствуют формированию навыков устной речи, необходимые для сдачи ГИА-9: чтение, участие в интервью и монолог. Задания на формирования навыков устной речи представлены в каждом тематическом разделе, однако в разделах на повторение представлены только задания на проверку сформированности лексических и грамматических навыков, а также навыков письменной речи. Задания на проверку сформированности навыков устной речи отсутствуют. Поэтому возникает сложность с оценкой динамики уровня сформированности навыка устной речи. Следовательно, преподавателям необходимо применять дополнительные источники для восполнения данной недоработки.
Для создания единого образовательного пространства и объективной оценки динамики сформированности навыков устной речи необходимо разработать единые критерии и модели заданий, которые будут идентичны модели ГИА-9 (ОГЭ) и соответствовать планируемым результатам ФГОС. Таким образом, для формирования измерительных материалов для оценки устной речи необходима разработка системы моделей заданий, которая бы отвечала трем требованиям:
- обеспечение полноты по отношению к результатам овладения умениями устной речи;
- соответствие требованиям ФГОС и планируемым предметным результатам согласно примерным рабочим образовательным программам основного общего образования;
- обеспечение дифференциации обучающихся по уровням овладения умениями устной речи.
В предложенной в данном исследовании системе моделей заданий первое требование достигается посредством разработки нескольких моделей заданий для оценки отдельных умений устной речи.
Второе требование достигается путем учета требований, представленных в примерных образовательных программах: объем текста/высказывания; изучаемый в соответствии с программой лексико-грамматический материал.
Третье требование достигается посредством разработки моделей двух уровней сложности: базового и повышенного. Наличие моделей базового и повышенного уровней сложности позволяет дифференцировать обучающихся по трем уровням овладения умениями устной речи: базовый уровень, уровень ниже базового и уровень выше базового. Использование моделей заданий дает возможность разрабатывать для проведения оценочных процедур группы фасетных заданий, из которых можно формировать одинаковые по проверяемым умениям и сложности параллельные варианты. В этом случае соблюдается равные условия при проведения индивидуальной оценки обучающихся.
Структура модели задания включает три блока:
- описание содержательных характеристик (проверяемое умение или спектр умений, спектр тематических блоков, на базе которых может конструироваться данная модель задания, форма задания, уровень сложности задания, форма представления информации в задании);
- описание требований к тексту задания (описание текста задания, описание вопроса задания);
- описание требований к системе оценивания задания (описание требований к полному верному ответу, максимальный балл, описание методики оценивания задания).
Модель задания №1
Характеристики модели |
Описание характеристик |
Описание содержательных характеристик задания |
|
Проверяемое умение/спектр умений |
Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. |
Тематические блоки, на базе которых разрабатывается данная модель задания |
Тема в рамках тематики основной школы, которая представлена в разделе «Предметное содержание речи». |
Форма задания |
С развернутым ответом. |
Уровень сложности задания |
Базовый. |
Форма представления информации в задании |
Устный ответ. |
Описание требований к тексту задания |
|
Описание содержания текста задания |
В задании предлагается небольшой текст объёмом до 90 слов для учащихся 5 классов, объёмом до 95 слов для учащихся 6 классов, объёмом до 100 слов – для 7 классов и объёмом до 110 слов – для 8 классов, построенный на изученном языковом материале. |
Описание вопроса задания (действий обучающегося по выполнению задания) |
Учащимся необходимо прочитать вслух текст. |
Способ конструирования дистракторов |
Нет. |
Описание требований к системе оценивания задания |
|
Описание полного верного ответа |
Текст прочитан верно: отсутствуют фонетические и интонационные ошибки. |
Максимальный балл |
2 балла. |
Описание методики оценивания задания |
2 балла. Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют, фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл. |
Примеры заданий
5 класс – тема Family (Spotlight 5 Module 4) 6 класс – тема Family (Spotlight 6 Module 1) 7 класс – Lifestyles (Spotlight 7 Module 1) 8 класс – Socialising (Spotlight 8 Module 1) |
Модель задания №2
Характеристики модели |
Описание характеристик |
Описание содержательных характеристик задания |
|
Проверяемое умение/спектр умений |
Владеть умением вести диалог-расспрос. |
Тематические блоки, на базе которых разрабатывается данная модель задания |
Тема в рамках тематики основной школы, которая представлена в разделе «Предметное содержание речи». |
Форма задания |
С развернутым ответом. |
Уровень сложности задания |
Повышенный. |
Форма представления информации в задании |
Устный ответ. |
Описание требований к тексту задания |
|
Описание содержания текста задания |
В задании предлагается 5 вопросов для учащихся 5-6 классов, 6 вопросов – для 7-8 классов, озвученных учителем. Содержание вопросов основано на изученном языковом материале. |
Описание вопроса задания (действий обучающегося по выполнению задания) |
Учащимся необходимо дать развернутый ответ на вопросы учителя. |
Способ конструирования дистракторов |
Нет. |
Описание требований к системе оценивания задания |
|
Описание полного верного ответа |
Даны полные ответы на поставленные вопросы; допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания. |
Максимальный балл |
1 балл за ответ на каждый вопрос, в сумме 5 баллов для учащихся 5-6 классов и 6 баллов – для 7-8 классов. |
Описание методики оценивания задания |
1 балл. Дан полный ответ на поставленный вопрос; допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания. |
Примеры заданий
5 класс – Animals (Spotlight 5 Module 5) 6 класс – Here we are (Spotlight 6 Module 2) 7 класс – Profiles (Spotlight 7 Module 3) 8 класс – Food and Shopping (Spotlight 8 Module 2) |
Модель задания №3
Характеристики модели |
Описание характеристик |
Описание содержательных характеристик задания |
|
Проверяемое умение/спектр умений |
Владеть умением составлять монологическое высказывание по предложенной теме с языковой опорой. |
Тематические блоки, на базе которых разрабатывается данная модель задания |
Тема в рамках тематики основной школы, которая представлена в разделе «Предметное содержание речи». |
Форма задания |
С развернутым ответом. |
Уровень сложности задания |
Базовый. |
Форма представления информации в задании |
Устный ответ. |
Описание требований к тексту задания |
|
Описание содержания текста задания |
В задании предлагается составить монологическое высказывание объемом 5-6 фраз для учащихся 5 классов, 7-8 фраз – для учащихся 6 классов, 8-9 фраз – для 7 классов, 9-10 фраз – для 8 классов с языковой опорой в виде плана высказывания. Содержание задания основано на изученном языковом материале. |
Описание вопроса задания (действий обучающегося по выполнению задания) |
Учащимся необходимо дать развернутое монологическое высказывание по предложенному плану. |
Способ конструирования дистракторов |
Нет. |
Описание требований к системе оценивания задания |
|
Описание полного верного ответа |
Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании). |
Максимальный балл |
6 баллов. |
Описание методики оценивания задания |
Ответ оценивается по трем критериям: Объем высказывания соответствует классу. Объем высказывания меньше требуемого на 1-2 фразы. К2 – организация высказывания: К3 – языковое оформление: |
Примеры заданий
5 класс – School Days (Spotlight 5 Module 1) 6 класс – Getting Around (Spotlight 6 Module 3) 7 класс – Tale Time (Spotlight 7 Module 2) 8 класс – Global Issues (Spotlight 8 Module 5) |
На основе разработанных выше моделей заданий были разработаны диагностические работы для контроля сформированности навыков устной речи у учащихся основной школы 5-8 класса. Содержание заданий разрабатывалось на основе изучаемой в программном материале лексики.
Список литературы:
- Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. УМК «Звёздный английский» для 5,6,7,8 класса М.: Просвещение: Express Publishing, 2018г. 120 с.
- Ваулина Ю., Дули Дж., Английский язык. 5,6,7,8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2016 168 с.
- Вербицкая М.В. Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2023 года. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (устная часть) / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Е.А. Колесникова, Н.Н. Трубанева. М.: 2023. (дата обращения: 01.05.2024).
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 3-е изд., испр. и знач. доп., изд. под ред. проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. Т. 1-4. СПб; М.: т-во М.О. Вольф, 1903-1911 (Санкт-Петербург). 4 т.
- Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. Издательство: Ступени, инфра-М. Москва, 2002 г. 448 с.
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 декабря 2015 г. №01-311/10-01 О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2016 г. (дата обращения: 01.05.2024).
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». (дата обращения: 01.05.2024).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (дата обращения: 01.05.2024).
- Родоманченко А.С. Историография обучения иностранному языку в России: этапы развития тестирования устной части в отечественной методике преподавания. Научное издание: Язык и культура. Выпуск 16. Том 3 (165) Киев, 2013. С. 501-507.
Assessment of the formation of oral language skills in a foreign language
Lizon S.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Abstract: The article examines the history of approaches to assessing oral speech skills of secondary school students, the planned results of the Federal State Educational Standard, and develops sample task for assessing speaking skills in grades 5-8.
Keywords: assessment of speaking skills in English.
References:
- Baranova K.M., Dooley D., Kopylova V.V. «Starlight» for 5,6,7,8 grade Moscow: Express Publishing, 2018. 120 р.
- Vaulina Yu., Dooley J., «Spotlight» 5,6,7,8 grade. Moscow: Express Publishing, 2016. 168 р.
- Verbitskaya M.V., Makhmuryan K.S., Kolesnikova E.A., Trubaneva N.N. Methodological materials for the exam commissions in the Russian Federation to assess the exam tasks of OGE 2023. ENGLISH (oral part). Moscow: 2023. (date of the address: 01.05.2024).
- Dal V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. 3rd ed., edited by Prof. I.A. Baudouin de Courtenay. Vol. 1-4. St. Petersburg; Moscow: M.O. Wolf Publishing House, 1903-1911 ( Petersburg). 4 Vol.
- Mirolyubov A.A. The history of Russian methods of teaching foreign languages. Publishing house: Steps, infra-M. Moscow: 2002. 448 р.
- Letter from the Federal Service for Supervision of Education and Science dated December 25, 2015 №01-311/10-01 On the direction of methodological documents recommended for use in the organization and conduct of GIA-9 and GIA-11 in 2016. (date of the address: 01.05.2024).
- Decree of the Ministry of Education of the Russian Federation №1089 dated March 5, 2004 «On approval of the federal component of State educational standards of primary general, basic general and secondary (complete) general education». (date of the address: 01.05.2024).
- Decree of the Ministry of Public Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 №287 «On Approval of the Federal State Educational Standard of basic General Education». (date of the address: 01.05.2024).
- Rodomanchenko A.S. Historiography of foreign language teaching in Russia: stages of development of oral testing in the domestic teaching methodology. Scientific publication: Language and Culture. Issue 16. Volume 3 (165) Kiev: 2013.: 501-507.