Аннотация. В статье рассматривается стратегия интеграции динамических пауз в учебный процесс для преподавателей английского языка. Авторы исследуют роль динамических пауз в обучении иностранному языку, влияние на понимание и усвоение материала, а также преимущества их применения на уроке. Помимо этого, статья включает в себя примеры заданий с использованием комбинаций динамических пауз, а также рекомендации по улучшению организации и оценки динамических пауз на уроке английского урока.

Ключевые слова: динамическая пауза, физкультминутка, методика обучения иностранному языку, активность, деятельность обучающихся.

В сфере образования важно постоянно совершенствовать методики преподавания, чтобы повышать эффективность процесса обучения в образовательной организации и степень вовлечённости обучающихся в него. Одной из стратегий, способных значительно улучшить обучение английскому языку, является интеграция динамических пауз в учебный процесс. Делая уроки более интерактивными и разнообразными, педагог может повысить вовлеченность обучающихся и улучшить усвоение учебного материала.

Динамические паузы или физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности за счёт возбуждения участков коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, тем самым предоставляя отдых функционировавшим участкам до этого.

Проведение динамических пауз во время урока регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Он содержит рекомендации, согласно которым активность должна проводиться с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся, а также соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся [2].

Данная потребность обуславливается тем, что для детей младшего школьного возраста характерны относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения. Это требует особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности [1].

В последнее время молодые учёные стали чаще проводить исследования, направленные на изучение роли проведения динамических пауз в процессе обучения английскому языку. В том числе с применением информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, позволяющих задействовать аутентичные материалы. Такие материалы в наибольшей мере соответствуют уровню владения иностранным языком обучающимися, чтобы они могли эффективно понимать и анализировать новый материал [3]. 

Если рассматривать динамические паузы с точки зрения методики обучения иностранному языку, то их можно охарактеризовать как стратегический инструмент, цель которого – использовать короткий фрагмент урока для проведения физической активности, чтобы облегчить понимание, пассивное запоминание и воспроизведение грамматических конструкций. Иначе говоря, динамические паузы используются педагогом не только для того, чтобы провести профилактику утомления, но и дать возможностью обработать и поразмышлять над предварительно вводимом материалом.

Решение интегрировать динамическую паузу в процесс проведения урока иностранного языка обладает рядом преимуществ, которым в современных методических пособиях уделяется недостаточное внимание:

  • Динамические паузы во время обучения английскому языку позволяют педагогу расширить инструментарии обучения аудированию аутентичных текстов, тренировки употребления различных лексических и грамматических конструкций, а также формированию основ смыслового чтения (что соответствует развитию таких навыков как Listening, Speaking и Reading соответственно.
  • Динамические паузы являются потенциальным инструментом обучения через развлечение или же эдьютеймента. Физические упражнения возможно преподнести через легенду при условии предварительного составления сценария динамической паузы. Это поспособствует решению коммуникативно-направленных задач репродуктивного, реконструктивного и творческого уровней на материале темы, а также повысит уровень мотивации обучающихся.
  • Динамические паузы позволяют создать инклюзивную среду на уроке иностранного языка. Предоставляя обучающимся возможность размышлять над новым материалом и впоследствии закреплять его, педагог способен удовлетворить разнообразные потребности обучающихся, имеющих индивидуальные различия в способностях к обучению ввиду когнитивных, личностных и мотивационных характеристик личности.

Если же рассматривать данный вопрос с точки зрения обучающихся, участие в динамических паузах во время изучения иностранного языка позволяет повысить уровень освоения нового языкового материала ввиду следующих факторов:

  • Динамические паузы позволяют обучающимся с большей эффективностью обрабатывать и интерпретировать полученный материал, сводя к минимум когнитивную перегрузку. Это, в свою очередь, повышает самостоятельность и вовлеченность обучающихся в проведение учебного занятия.
  • Динамические паузы повышают мотивацию к активному участию на уроке за счёт управления педагогом групповой динамикой обучающихся. Короткий перерыв для проведения разминки позволяет разнообразить учебный процесс, снимая общее или локальное утомление и улучшая самочувствие обучающихся во время занятия. Это способствует формированию позитивного настроения и воспитанию бережного и заботливого отношения обучающихся к собственному здоровью.
  • Динамические паузы помогают сосредоточиться на ключевой информации вводимого языкового материала, поскольку в разработанных аудио- или видеоматериалах для проведения физкультминуток и двигательных активностей на иностранном языке делается акцент на наиболее важном материале темы.

Разобрав особенности динамических пауз с точки зрения методики обучения иностранному языку, следует также рассмотреть универсальную стратегию для интеграции динамических пауз в структуру урока иностранного языка, осветив сознательное планирование, а также примеры упражнений и заданий.

Одним из ключевых шагов для интеграции динамических пауз в учебный процесс является сознательное планирование данного процесса. Преподавателям английского языка необходимо тщательно планировать структуру проведения урока, рассматривая моменты, где динамические паузы могут вызвать наилучший эффект для достижения поставленной цели урока. Потенциально, динамическую паузу следует проводить либо после ввода новых языковых конструкций, либо после заданий, требующих активного применения когнитивного мышления, способного вызвать утомляемость. Теоретически, динамическая пауза также может быть проведена в заключительной части урока как инструмент закрепления нового материала, однако это может негативно повлиять на групповую динамику во время основной части урока.

В зависимости от преследуемой цели педагог может использовать различные методы для внедрения динамической паузы в учебный процесс. Физические упражнения, зрительные эффекты, аудио- и видеоматериалы при включении в учебный процесс многократно обогащают его.

Так, динамические паузы могут быть использованы для проверки понимания языкового материала или же создания новых условий для совершенствования навыков Speaking. Например, динамические паузы можно применить для организации коммуникации в устной форме в парах или в группах, прося обучающихся повторить друг за другом определённые действия и изречения на иностранном языке.

В то же время, динамические паузы также могут быть использованы для активизации мыслительной деятельности обучающихся и проявления креативного мышления. Для этого, после просмотра видео- или прослушивания аудиоматериала с параллельным выполнением комплекса физических упражнений, обучающимся может быть предложено задание разработки продолжения динамической паузы.

В ходе рассмотрения данного вопроса мы выявили две потенциальных комбинации для объединения организации динамической паузы и обучения иностранному языку в подгруппе обучающихся, изучающих английский язык.

В рамках первой комбинации «Динамическая пауза и задание» педагог проводит динамическую паузу после ввода нового языкового материала и просит обучающихся выполнить физическое упражнение, перекликающееся с рассмотренной теорией. Наиболее ярким примером, иллюстрирующим данную комбинацию, является песня-зарядка «Head and shoulders, knees and toes». Данная динамическая пауза позволяет запомнить материал лексической темы «Человек. Части тела» на основе создания смысловых связей между словами, обозначающими части тела и лица, и частями тела обучающихся. Обучающимся необходимо не только пропеть песню, верно проговаривая изученные слова, но и вовремя производить касания головы, плеч, коленей и пальцев ног в соответствии со словами песни (см. таблицу 1).

Таблица 1. Текст песни «Head and shoulders, knees and toes» с переводом на русский язык

Текст песни

Перевод песни

Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes
And eyes and ears and mouth and nose
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes

Голова, плечи, колени и пальцы ног
Колени и носки
Голова, плечи, колени и пальцы ног
Колени и носки
И глаза, и уши, и рот, и нос
Голова, плечи, колени и пальцы ног
Колени и носки

В рамках второй комбинации «Пауза и языковая практика» педагог пытается вывести обучающихся на уровень спонтанных высказываний без предварительной подготовки. Педагог проводит динамическую паузу после объяснения языкового материала и просит обучающихся повторить ряд действий, проговаривая вслух то, что они делают. Этот вариант эффективно применяется при изучении глаголов действий и состояний на уроке английского языка в начальной школе.

Для оценки эффективности данных комбинаций педагог может воспользоваться двумя инструментариями в зависимости от личных и профессиональных педагогический целей, касающихся проведения динамических пауз.

Первый инструментарий – анкеты и интервью – позволяет собрать информацию о мнениях обучающихся касательно динамических пауз в целом и их эффективности с точки зрения участника образовательного процесса. На основе полученных сведений педагог сможет скорректировать разработанный подход к проведению динамических пауз для повышения эффективности данного этапа.

Второй инструментарий – тесты, опросы и целенаправленные наблюдения педагога – позволяет оценить результативность применения динамических пауз на уроке английского языка в долгосрочной перспективе, проводя диагностику предметных знаний и навыков обучающихся до начала проведения динамических пауз и после.

В завершение статьи мы подготовили ряд рекомендаций по оптимизации использования динамических пауз на уроке английского языка:

  • Определение целей и задач динамических пауз. Перед началом внедрения динамических пауз необходимо продумать, какие навыки и знания мы планируем развивать у обучающихся, а также как динамические паузы могут помочь в этом.
  • Использование разнообразных комбинаций динамических пауз. Данное решение позволит поддерживать интерес и, как следствие, мотивацию обучающихся ввиду новых условий и факторов проведения физкультминуток на занятии.
  • Установка четких инструкций и правил для проведения динамических пауз. Обучающимся необходимо знать, что конкретно их ожидает во время физкультминутки и как при этом следует себя вести. Данный аспект особенно важен на уроке в начальной школе ввиду психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
  • Обеспечение свободного пространства в кабинете. У всех обучающихся должно было достаточно пространства, чтобы активно и без ограничений участвовать в динамической паузе.
  • Оценка эффективности динамических пауз с помощью различных инструментов. Необходимо постоянно адаптировать динамические паузы под образовательные потребности обучающихся, чтобы повысить их общий уровень компетентности в рамках дисциплины.
  • Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. Использование различных онлайн-платформ и приложений позволяет создавать авторские динамические паузы, пользующиеся большим интересом у обучающихся всех возрастов.

Таким образом, динамические паузы – это мощный инструмент для создания интерактивной среды обучения, стимулирующий мыслительную деятельность, в том числе креативное мышление, и коммуникацию между обучающимися, что в свою очередь может улучшить результаты обучения и мотивацию к изучению языка. Оценка эффективности интеграции динамических пауз и рекомендации по улучшению использования динамических пауз в учебном процессе могут помочь преподавателям английского языка разработать и реализовать эффективные стратегии обучения иностранному языку, соответствующие потребностям современных школьников.

Список литературы:

  1. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских общеобразовательных учреждениях. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе // ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области». (дата обращения 18.05.2024).
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 (ред. от 22.05.2019).
  3. Хасьянов Д.А. Узконаправленные аутентичные материалы бизнес-тематики как средство формирования и совершенствования лексических и грамматических навыков на уроках иностранного языка // Иноязычное образование в эпоху перемен: проблемы и перспективы-II: Материалы Научно-практической студенческой конференции, Институт педагогики и психологии образования, 27-29 февраля 2024 года. М.: Московский городской педагогический университет, 2024. С. 219-223. (дата обращения: 15.05.2024).

Integrating Dynamic Pauses into the Classroom: Strategies for English Language Teachers

Khasyanov D.А.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mullina Olga Yuryevna,
Assistant, Department of Adaptive Physical Education and Athletic Instruction of the Institute of Natural Sciences and Sports Technologies of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article discusses a strategy for integrating dynamic pauses into the educational process for English language teachers. The authors explore the role of dynamic pauses in teaching a foreign language, their impact on understanding and learning the material, as well as the benefits of their use in the classroom. In addition, the article includes examples of tasks using combinations of dynamic pauses, as well as recommendations for improving the organization and assessment of dynamic pauses in an English lesson.
Keywords: dynamic pause, physical education, methods of teaching a foreign language, activity, student activities.

References:

  1. Hygienic foundations of the educational process in children's educational institutions. Hygiene of the educational process in a comprehensive school // FBUZ «Center for Hygiene and Epidemiology in the Kursk Region». (date of the address: 18.05.2024).
  2. SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of training in educational institutions» dated December 29, 2010 (as amended on 22.05.2019).
  3. Khasyanov D.A. Narrowly focused authentic materials on business topics as a means of developing and improving lexical and grammatical skills in foreign language lessons // Foreign language education in the era of change: problems and prospects-II: Materials of the Scientific- practical student conference, Institute of Pedagogy and Educational Psychology, February 27-29, 2024. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2024.: 219-223. (date of the address: 15.05.2024).