Аннотация: Статья посвящена забытому писателю П.Н. Дорохову, расстрелянному в 1938 г. Анализируется рассказ Дорохова «История города Тарабарска», в частности, образ города Тарабарска, его универсальный внеисторический смысл, несмотря на хронологию реальных исторических событий, упомянутых в рассказе.

Ключевые слова: коммеморация, Павел Дорохов, «История города Тарабарска», genius loci, город.

Павел Николаевич Дорохов – забытый русский писатель ХХ века. Его деятельность была весьма заметна в литературном процессе 1920-1930-х годов. Но после 1938 г. его имя уходит из публичного пространства. В послеоттепельный период (1970-1980-е) и в постперестроечные 1990-е годы появляются публикации о Дорохове (статья А.А. Шмакова «Павел Дорохов и его роман» [7] и его же литературоведческий очерк, посвященный Дорохову, в книге «Письма из Лозанны» [8]; материалы к биографии П.Н. Дорохова, подготовленные В.С. Боже [1]), в интернет-пространстве размещаются его произведения, но далеко не все. По сути, о Дорохове до сих пор известно немного. Открывшийся в конце 1990-х доступ к архивам НКВД дал возможность хотя бы пунктиром сформировать биографию писателя [3].

Цель нашей статьи – реализация коммеморативной практики в отношении забытого писателя Павла Дорохова и анализ его рассказа «История города Тарабарска».

Павел Николаевич Дорохов родился в январе 1886 г. в Малой Тарасовке. В 1900 г. поступил в Городское училище, которое окончил в 1902 г. Сначала работал в должности земского статистика, затем примкнул к революционному движению, за что на несколько месяцев был арестован. Литературной деятельностью стал заниматься начиная с 1911 г. В 1917 г. был избран первым председателем Челябинского совета рабочих и солдатских депутатов. Принимал активное участие в создании газеты «Союзная мысль». В годы Гражданской войны в РСФСР занимался общественно-политической деятельностью [1].

Как отмечает АА. Шмаков, «Талант Дорохова набирал большую высоту. Это признавали все… Но в 1938 году его творчество оборвалось» [8, с. 49]. «Обрыв» связан с расстрелом по обвинению писателя в принадлежности к контрреволюционной шпионско-террористической организации. Как следует из протокола допроса, завербован Дорохов был во время игры в преферанс и разговора о писательском труде. Разговор стремительно переходил на политические темы, а дальше и в заговор против большевиков. Надо сказать, что дело было заведено на основании простого разговора о политике и эсерском прошлом писателя [3].

Писатель был убит 28 мая 1938 года [3, л. 48]. Корпус тысяч архивных дел, ставших доступными исследователям и обычным гражданам, показывает, что дела «стряпались» по одному алгоритму: придумывалась несуществующая организация, обвиняемого заставляли сознаться, что он был ее участником; большинство «сознавалось» на первом допросе, некоторые тянули до второго и третьего допроса, но, не выдерживая пыток, в итоге «признавались» (см. об этом: [6]). Дорохов сломался уже на первом допросе.

Прах Дорохова лежит в одном из рвов так называемого «Бутовского полигона», где бессудно убивали советских художников и писателей [5]. Место расстрела, время (хотя бы год смерти), яма с останками писателя – все это было засекречено до середины 1990-х годов. Лишь случай, связанный с новой эпохой гласности девяностых, позволил раскрыть это преступление власти против своих сограждан. Писатель Дорохов, как и многие тысячи других талантливых и обычных людей, был реабилитирован. Пришло время заняться его творчеством.

Начнем с рассказа «История города Тарабарска». Нас заинтересовало в этом тексте Дорохова место действия – загадочный город Тарабарск.

В рассказе описывается жизнь безуездного города в разных временных рамках. Каждая глава рассказа, а их всего три, описывает определенный исторический период. Весь рассказ охватывает время с XIX по начало XX в. Сам город и его жители описаны в рассказе максимально просто и непримечательно. В рассказе отсутствует главный герой как таковой: нет ни исключительных героев, ни явного конфликта. Что же привлекает в рассказе читателя?

Тарабарск – маленький городок на периферии. Писателю удалось раскрыть незатейливую жизнь людей, населяющих Тарабарск, – показать глубину жизни «неглубоких» людей.

Поначалу это простые земледельцы, которым интересны лишь их личные бытовые проблемы, связанные, в основном, с земледелием. На это намекают первые строки рассказа: «Были ли это беглые крестьяне… или вольные хлебопашцы…» [4, с. 7]. То есть первые поселенцы этих земель были представителями третьего сословия.

Образованных людей в городе не было. На протяжении всего повествования люди Тарабарска так и останутся недалекими, несмотря на ход истории, заданный хронологией рассказа. Неразвитости тарабарцев соответствует и сама местность Тарабарска: «Место было гиблое. Кругом, насколько хватал глаз, тянулись беспрерывным зыбучим мостом болота…» [4, с. 8]. Дорохов не раз подчеркивает физическую изолированность города от внешнего мира: «Если же лето выпадало дождливое, то возвращения уехавшего надо было ждать до самой зимы, когда встанут реки, и болота затянет крепкой ледяной корой» [4, с. 10].

Несмотря на такую изолированность тарабарской местности, в сюжете появляются пришлые люди – назовем их «люди извне». В город приезжает и студент, и странник, и Николай Бунтовщиков, неизвестно как появившийся в этих болотах, и некий Макар Хлебушкин, приехавший в Тарабарск в отпуск. Возникает противоречие: ведь сюжетное пространство описано как место, в которое невозможно попасть, так как же тогда мы встречаем здесь столько приезжих людей? Некоторые герои просто неожиданно появляются в городе: «…на улицах города впервые появился настоящий живой студент» [4, с. 18].

Реакция на «людей извне» у тарабарцев, как правило, негативная. Например, приезд студента горожане связывают с чередой ужасных событий: свиньи начинают «странно кряхтеть», погибает поповская свинья, «курица поет петухом». Одно из событий заставляет жителей изгнать студента. У соседа повесилась жена, и жители непременно связали это событие с приездом студента.

Логика размышлений тарабарцев настолько проста, что, скорее, она вовсе отсутствует: «Именитые люди помолчали еще, подумали и опять все сразу сказали: – От студента все напасти пошли» [4, с. 22]. Люди игнорируют факт существования причин такого поступка соседской жены: «Правда задумывалась и грустила иногда покойница…» [4, с. 22]. Мнение людей не меняет даже тот факт, что с отъездом студента курица опять поет петухом и разгорается пожар на крайней улице: «Однако тарабарцы радовались и этому». Таким образом, Дорохов подчеркивает не физическую изоляцию горожан от внешнего мира, а духовно-интеллектуальную. И то противоречие, на которое мы обратили внимание, как раз в духе алогичности существования тарабарцев.

В чем же универсальность этого сюжетного пространства? Почему можно назвать Тарабарск типичным городом в русской исторической ретроспективе? Начнем с названия города. Оно созвучно с прилагательным тарабарский, что означает «непонятный, неразборчивый». Появление именно такого названия объясняется тем, что первые поселенцы «вдруг загалдели, закричали: – Тара-бара, тара-бара» [4, с. 7]. Такое название не может дать никакой конкретики и навести нас на какие-либо реальные географические локации. Названия соседних губерний не указываются. Они упоминаются только как «ближняя» и «дальняя». Таким образом, через максимально простую номинацию Дорохов унифицирует свое сюжетное пространство, и можно сделать вывод, что рассказ показывает несовершенство российского общества как такового.

Размышляя о природе ряда исторических городов, нельзя обойти вниманием такое понятие, как genius loci, то есть дух места. Genius loci – понятие, конечно, метафизическое, но, тем не менее, оно существует: мы не можем доказать, есть ли у городов свой дух или нет, однако мы безошибочно определяем и опознаем атмосферу ярких культурных центров или маленьких провинциальных городков, персонифицируя эту атмосферу в виде genius loci. «Место во взаимоотношениях с человеком может быть благотворным или губительным. Место диктует определенный кодекс поведения…» [2, с. 4]. Все это имеет отношение как к реальным городам, так и литературно-вымышленным. Какую атмосферу несет город Тарабарск?

Мы видим в образе Тарабарска, во-первых, продолжение русской литературной традиции: это «уездный город N» Гоголя, Герцена, Чехова и других авторов, во-вторых, это вариация щедринского Глупова, продолжающего существовать и «развиваться» уже в новых условиях ХХ века, и, в-третьих, Дорохов показывает, что смена идеологической ориентации, лозунгов, имущественных и социальных прав ничего не меняет: Тарабарск вечен – во всяком случае, в той ретроспективе, которая была известна писателю почти до конца 1930-х годов ХХ века. В таком случае, Тарабарску отказано в существовании genius loci, он покинул этот город.

Список литературы:

  1. Боже В.С. Материалы к биографии П.Н. Дорохова // Исторические чтения: Материалы научной конференции «История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии (1996)». Челябинск: Центр историко-культурного наследия города Челябинска, 1997. С. 102-108.
  2. Гарипова Г.Т., Шафранская Э.Ф. Локальные тексты в русской литературе: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2022. 109 с.
  3. Дело обвиняемого Дорохова // Государственный архив РФ (ГА РФ). Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-54418. 66 с.
  4. Дорохов П.Н. История города Тарабарска: Повести и рассказы. М.: Московское товарищество писателей, 1928. 299 с.
  5. Шафранская Э.Ф. Бутовский полигон vs Нукусский музей имени И.В. Савицкого // Знамя. №7. С. 180-205.
  6. Шафранская Э.Ф. Архивный вектор в современной русской литературе // PRZEGLĄD RUSYCYSTYCZNY. 2022. №4(180). С. 25-38.
  7. Шмаков А.А. Павел Дорохов и его роман // Урал. 1977. №11. С. 117-120.
  8. Шмаков А.А. Письма из Лозанны: Литературоведческие очерки. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1980. 207 с.

Commentary: the writer Pavel Dorokhov and his city of Tarabarsk

Tjurev P.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shafranskaya Eleanor Fedorovna,
Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor

Abstract. The article is devoted to the forgotten writer P.N. Dorokhov, who was shot in 1938. Dorokhov's story «The History of the city of Tarabarsk» is analyzed, in particular, the image of the city of Tarabarsk, its universal non-historical meaning, despite the chronology of real historical events mentioned in the story.
Keywords: commemoration, Pavel Dorokhov, «The history of the city of Tarabarsk», genius loci, the city.

References:

  1. Bozhe V.S. Materials for the biography of P.N. Dorokhov // Historical readings: Materials of the scientific conference «The History of Chelyabinsk: problems of source studies and historiography (1996)». Chelyabinsk: Center of Historical and Cultural Heritage of the city of Chelyabinsk, 1997.: 102-108.
  2. Garipova G.T., Shafranskaya E.F. Local texts in Russian literature: A textbook. Moscow: Yurait, 2022. 109 p.
  3. The case of the accused Dorokhov // The State Archive of the Russian Federation (GA RF). Fund 10035. Inventory 1. Case P-54418. 66 p.
  4. Dorokhov P.N. The history of the city of Tarabarsk: Novels and short stories. Moscow: Moscow Association of Writers, 1928. 299 p.
  5. Shafranskaya E.F. Butovsky polygon vs Nukus Museum named after I.V. Savitsky // Znamya. 2021. №7.: 180-205.
  6. Shafranskaya E.F. Archival vector in modern Russian literature // PRZEGLĄD RUSYCYSTYCZNY. 2022. №4(180).: 25-38.
  7. Shmakov A.A. Pavel Dorokhov and his novel // Ural. 1977. №11.: 117-120.
  8. Shmakov A.A. Letters from Lausanne: Literary essays. Chelyabinsk: South Ural Book Publishing House, 1980. 207 p.